Параметры выходных сопутствующих или рабочих процессов очень удобно принимать за косвенные признаки или симптомы неисправного технического состояния объекта без его разборки, так как выходные параметры по самому существу этого понятия могут определяться извне, они доступны измерению. Однако далеко не всякий выходной параметр может стать диагностическим параметром, т. е. применяться при проведении операций диагностирования,
Для этого параметр должен удовлетворять следующим требованиям: однозначности, т. е. каждому значению структурного параметра, характеризующего техническое состояние объекта, соответствует только одно, вполне определенное значение параметра выходного процесса; чувствительности, т. е. изменению структурного параметра должно соответствовать возможно большее изменение выходного параметра; доступности и удобству измерения параметра.
Рассмотренные требования к диагностическим параметрам могут быть удовлетворены при различных скоростных, нагрузочных и тепловых режимах работы диагностируемого объекта. Поэтому в процессе диагностирования используются различные устройства, которые задают или поддерживают режимы работы объекта наиболее благоприятные с точки зрения информативности измеряемого диагностического параметра и, следовательно, оптимальные для постановки диагноза.
Рис. 1. Диаграммы к определению понятия:
а — однозначности; б — чувствительности диагностических параметров; 1 — параметры, не обладающие однозначной зависимостью; 2 — параметры, связанные однозначной зависимостью
Диагностические симптомы и параметры по объему, характеру и взаимозависимости информации, которую они дают о неисправности или отказе диагностируемого объекта, группируют в три группы:
— частные диагностические симптомы (параметры), которые независимо от других указывают на вполне конкретную неисправность узла или механизма. Например, строго локализованные параметры шума или вибраций указывают на износ и увеличенный зазор конкретного подшипника диагностируемого узла;
— общие (интегральные) диагностические симптомы, характеризующие техническое состояние объекта диагностики в целом. К интегральным симптомам относятся, например, мощность двигателя на заданном скоростном режиме, суммарный окружной люфт агрегатов трансмиссии, общий уровень шума агрегата и ряд других. Интегральные симптомы не дают указаний о конкретной неисправности;
— взаимозависимые (симптомо-комплексы) диагностические симптомы или параметры, характеризующие неисправность только по совокупности нескольких параметров, обнаруженных и измеренных одновременно. Например, обгорание или неплотное прилегание к гнезду впускных клапанов можно обнаружить при наличии одновременно двух симптомов, а именно: «хлопки» в карбюраторе при пуске двигателя и неустойчивая с перебоями его работа без нагрузки при большой частоте вращения коленчатого вала.
В реальных условиях диагностическая матрица агрегата или системы автомобиля может иметь несколько десятков строк-симптомов и столбцов-неисправностей и показанный на примере элементарный анализ сможет помочь существенно сократить (минимизировать) матрицу, а, следовательно, и количество симптомов, которые необходимо определять для установления технического состояния объекта. Это позволяет экономить и время диагностирования и средства, т. е. число приборов и оборудование.
Предельное значение диагностического параметра должно назначаться на основании результатов научно-исследовательской работы и данных эксплуатации по трем основным критериям:
— технический критерий, учитывающий, что узел или сопряжение достигло предельного состояния: разрушения (поломки) или задира, заедания. Например, поломка вала, разрушение шарикового подшипника, заклинивание поршня в цилиндре и аналогичные случаи;
— критерий эффективности (технико-экономический критерий), учитывающий снижение эффективности использования автомобиля ниже допустимого предела. Например, снижение мощности, повышение расхода топлива или смазки, увеличение затрат на текущие ремонты и на запасные части выше установленных норм;
— функциональный критерий, учитывающий ухудшение удобства управления автомобилем, снижение безопасности движения. Например, перегрев агрегатов, шум повышенный, пробуксовка сцепления и аналогичные признаки предельного состояния автомобиля или-его агрегатов.
Некоторые из этих критериев устанавливаются в директивном порядке, другие записаны в технической документации на автомобиль и его эксплуатацию. В ряде случаев из-за отсутствия официальных источников предельные значения диагностических параметров принимаются в автотранспортных предприятиях по опыту эксплуатации и ремонта автомобилей в данном АТП,
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диагностические симптомы и параметры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы