Общие принципы. Термин «дорожно-транспортное воспитание» используется в той области транспортной психологии, которая относится к целенаправленному воздействию на дорожное поведение детей и юношества, т. е. к тому кругу лиц, к которым законодательство еще признает право на воспитание. Здесь нет смысла более подробно рассматривать, относится ли эта область в большей мере к педагогике или к психологии и где следует искать соответствующие этой области пределы компетентности. Вопрос о компетентности в данном случае решается просто — он ставится в зависимость от успешного выполнения задачи, а не от подготовки или принадлежности к определенным научным дисциплинам.
Дорожно-транспортное воспитание в качестве донаучной проблематики в течение длительного времени является областью проявления разнообразнейших государственных, общественных и частных инициатив и усилий, в результате которых, правда, чаще всего не удается достичь каких-либо определенных успехов, ный сРавнению с этим был запоздало применен научного критический подход к вопросам дорожно-транспорт-ЛТП воспитания детей и юношества, хотя статистика всегда подтверждала настоятельную необходимость подобного подхода. Это относится и к таким странам, как США, где не только само автомобильное движение, но и транспортные исследования характеризуются гораздо большим периодом развития, чем в странах Европы. Примечательно также, что эта проблематика почти не освещается или изучается 4 малом объеме даже в крупных научных учреждениях. Причем научные исследования в этой области начались, по всей видимости, только с середины 70-х годов в европейских странах в большей мере, чем в американских.
Существенный толчок в этом направлении дали исследования Зандельса, в которых изучены типичные особенности дорожного поведения детей. В ФРГ в результате рекомендаций Конференции министров культуры 1972 г. в многочисленные научные исследования включились и другие специалисты, прежде всего по программе Федерального ведомства дорожного хозяйства в Кельне, с целью выработки основ дорожно-транспортного воспитания, методики и дидактики.
Почти всеми признается комплексный подход в дорожно-транспортном воспитании. Под этим подразумеваются непрерывность воспитательного процесса, привлечение к нему всех инстанций, занимающихся вопросами воспитания, связь теории с практикой, многоплановая цель обучения, психологические установки и поведение. В подчеркнута необходимость систематического проведения мероприятий, которые оказывали бы специфическое воздействие на детей, родителей, детские сады, школы и различные группы участников дорожного движения.
В соответствии с вышеупомянутым ограничением дорожно-транспортного воспитания рамками целевых групп, влияние которого на поведение следует рассматривать в качестве воспитательных обязанностей, а не только как пропаганду определенных форм поведения, было констатировано, что мероприятия по дорожно-транспортному воспитанию являются более перспективными, если они опираются на достаточно большое количество ранее проведенных исследований. Само собой разумеется, существует взаимосвязь между возрастом и соответствующим содержанием и формами дорожно-транспортного воспитания. Но главным образом имеется в виду как можно более раннее воспитание, чтобы своевременно предупредить знакомство с неадаптированными манерами поведения и отрицательными психологическими установками.
Дети. Вышеназванные аспекты дорожно-транспортного воспитания представлены в работе в виде эмпирических данных и полученных на этой основе выводов по воспитанию детей дошкольного и школьного возраста. При этом оказалось, например, что воспитание пешеходного поведения, которое зачастую проводится в начальной школе, может рассматриваться лишь в качестве дополнительной меры, поскольку дети этого возраста уже в течение двух лет самостоятельно передвигаются как пешеходы. То же самое относится и к детям, многие из которых еще до поступления в школу участвуют в дорожном движении в качестве велосипедистов. Необходимость более длительного регулярного обучения правильному поведению с учетом ежедневного участия в дорожном движении (в отличие от методов заучивания в щадящих условиях), и самостоятельности накладывает особую ответственность на взрослых, занятых постоянно с детьми в обычные дни, сопровождающих их в пути, поправляющих их ошибки, т. е. речь идет в первую очередь о родителях.
Важным принципом воспитания дорожно-транспорт-ного поведения детей и юношества является дифференциация целевых групп по возрасту и тем самым развитие отвечающих возрастной специфике воспитательных программ.
Выла выявлена неэффективность осознания правил едения при чрезмерном упоре на заучивание правил начальном этапе дорожно-транспортного воспитания П631 У обследованных детей 4- и 9-летнего возраста удалось обнаружить никакой взаимосвязи между объемом заученных правил движения и адаптацией поведения к дорожному движению. Следует, очевидно, стремиться к тому, чтобы дети понимали развитие транспортной обстановки и ее взаимосвязь с их поведением в дорожном движении. Причем такое понимание развития транспортной обстановки должно учитывать и изменения, и влияние всего окружения. Родителям в особенности нужно объяснять недостаточную эффективность вербальных форм воспитания. В работе подчеркивается необходимость учета региональных различий в дорожно-транспортном воспитании, так как разное окружение (например, городи сельская местность) предъявляет и разные требования к поведению участников дорожного движения.
Была разработана для детей 2—7-летнего возраста программа «посреднических тренировок» с привлечением родителей, которая должна обеспечивать адаптацию дорожного поведения детей. В этой программе делается попытка учитывать как соответствующие различия, выявленные эмпирическим путем в результате научных исследований, так и транспортно-педагогические способности родителей, принадлежащих к различным социальным слоям населения, на основании целенаправленного опроса. Особое значение придавалось тому, чтобы в такой тренировке были определенные цели обучения, имеющие иерархическую соподчиненность. Программа подразделяется на 4 стадии тренировок, направленных на достижение следующих целей обучения.
Первая стадия тренировок (целевая группа—дети 2—3-летнего возраста).
Приоритетная цель обучения — обеспечение безопасности ребенка:
а) идти по средней зоне перехода;
б) останавливаться перед бордюром (на тротуаре);
в) различать участки перехода, края тротуара (бор-Дюр), проезжей части и др.
Вторая стадия тренировок (целевая группа—дети b-летнего возраста). Приоритетная цель обучения— переход через дорогу в одиночку:
а) осмотреться у края тротуара налево и направо;
б) найти такие участки для перехода, где отсутствуют условия плохого обзора;
в) пересечь проезжую часть по прямой, а не наискосок и пр.
Третья стадия тренировок (целевая группа—дети 5—6-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — пересечение дороги на участках с условиями недостаточного обзора:
а) остановиться в точке ухудшения обзора;
б) посмотреть в этом месте налево, направо и еще раз налево;
в) остановиться в этом месте даже при наличии привлекающих обстоятельств, знакомых лиц и пр. (не спешить).
Четвертая стадия тренировок (целевая группа — дети 6—7-летнего возраста). Приоритетная цель обучения — подготовка к прохождению дороги в школу:
а) пройти дорогу в детский сад или в школу в одиночку;
б) самостоятельно выбрать безопасный путь;
в) обнаружить чрезвычайные признаки (например, неработающий светофор, стройплощадку и т. д.).
Эта программа тренировок доводится до сведения родителей на родительских собраниях или по телевидению, к том) же весь процесс тренировок может быть показан с помощью короткометражных фильмов.
Даже для самой целевой группы наглядный показ оказался более эффективным, чем нравоучения. Это удалось подтвердить на примере поведения детей второго года обучения в школе при переходе через дорогу до и после применения наглядных методов воспитания (экспериментальная группа 1), нравоучений по теме «пересечение дорог» (экспериментальная группа 2) или вообще без обучения (контрольная группа).
Система тренировок безопасного поведения детей дошкольного возраста была разработана Винклером. Она основывается на методе «игры в безопасность» и включает в себя упражнения: по остановке; по переходу через проезжую часть; по передвижению на дорогах в сельской местности; по поездкам в качестве пассажира И т. д.
В соответствии с вышеупомянутым комплексным подходом в Д0’ рожно-транспортном воспитании нельзя ограничиваться одними требованиями на основе результатов- фундаментальных исследований и относящимися только к целевой группе детей или юношества, даже эта область воспитания имеет преимущество благодаря своей еСп‘1ппитетной пели обучения.
К тому же в качестве второй области постановки задачи следу-ассматривать специфическое сдержанное поведение взрослых по t>T ошению к этой целевой группе. Сюда входит, с одной стороны, °ТН и с другой стороны, непосредственный вклад взрослых в ““мнение угроз’ безопасности. Обе задачи требуют знания специ-А ческих для данной целевой группы условий и тенденций поведения. Соответствующий надзор учитывает, что уже можно и чего нельзя жидать от ребенка при самостоятельном поведении. Успешное устранение’ угроз безопасности предполагает знание типичных форм поведения представителей данной целевой группы, с тем чтобы их можно бы ю учитывать при контроле за собственным поведением.
В качестве третьей области постановки задачи нужно рассматривать поведение взрослых в условиях движения как положительный пример. Именно здесь особенно отчетливо проявляется перекрывающаяся функция дорожно-транспортного воспитания или его место и рамках транспортной психологии. Целевая группа взрослых и целевая группа детей не могут рассматриваться вне зависимости друг от друга, а только в их взаимоотношении друг с другом. При воздействии на одну целевую группу оно косвенно передается также и на другую.
Юношество. По мере развития дорожного движения приобретает всевозрастающую роль дорожно-транспортное воспитание (целевой группы) молодых водителей двухколесных моторизованных транспортных средств. Характерное для этой группы сочетание полностью отсутствующей или незначительной практики вождения, с одной стороны, и специфической для юношества склонности к риску, с другой стороны, превращает эту группу в особую группу риска среди участников дорожного движения. Эта целевая группа дополнительно характеризуется тем, что у нее имеется разрыв между прежним дорожно-транспортным воспитанием в родительском доме и в школе и обучением вождению транспортного средства. На участников этой группы наиболее благоприятное воздействие может быть оказано в период их первого знакомства с моторизованными транспортными средствами.
Отсюда вытекает необходимость развития особой формы дорожно-транспортного воспитания для данной целевой группы в виде экспериментов, аналогичных, например, недавно ставшему известным «EINFURUNG IN DEN MOTORISIERTEN STRA6ENVERKEHR» («Введению в моторизованное дорожное движение — EMS). С помощью этой программы дорожно-транспортного воспитания должна быть установлена связь между школьными и внешкольными формами дорожно-транспортного воспитания. После того как выяснилось, что нецелесообразен перенос американской системы школьной программы обучения вождению (driver education) на страны с другими системами организации школ и автошкол, для системы EMS были взяты за основу следующие цели: – продолжение дошкольного и школьного дорожно-транспортного воспитания; – подготовка более безопасного участия молодежи в дорожном движении; – повышение надежности обращения с двухколесными моторизованными транспортными средствами (велосипеде мотором, мопед).
Эта программа нацеливается в первую очередь на изменение установок за счет передачи знаний и взглядов, а также за счет критического отношения к конфликтным обстоятельствам с привлечением опыта практического вождения.
Для этого предусматривается проведение специальной подготовки тех учителей, которые будут реализовы-вать эту программу.
Обобщение
Термин «пропаганда безопасности дорожного движе-относится к области транспортной психологии, “оторая целенаправленно формирует адаптированное поведение взрослых участников дорожного движения.
Пропаганда безопасности дорожного движения отличается от большинства форм рекламы продукции тем, что ее содержание лишь косвенно отвечает соответствующей потребности, так как потребность в безопасности не является приоритетной и решающей целью дорожного движения. Более того, особая трудность пропаганды безопасности движения заключается в антагонизме между доминирующим «стремлением к цели поездки» (вовремя достичь конечного пункта, доставить груз ит. п.) и «без неблагоприятных последствий» (безопасность). Актуальные для поведения иерархии потребностей и мотивов являются чрезвычайно зависящими от ситуаций.
Прогрессивная пропаганда безопасности движения должна учитывать ряд аспектов: определение безопасного поведения для целевых групп, сведений или призывов, формы и содержания, активизацию целевых групп, выбор средств массовой информации, календарное планирование, оценку эффективности.
Термин «дорожно-транспортное воспитание» относится к области транспортного просвещения, которая целенаправленно воздействует на дорожное поведение детей и юношества. При этом мероприятия по дорожно-транспортному воспитанию можно считать тем более перспективными, чем более они опираются на предшествующий жизненный опыт. Отсюда следует, с одной стороны, необходимость в непрерывном воспитании и, с другой стороны, разнообразие перспектив на успех для любой формы транспортного просвещения в зависимости от возраста детей и юношества.
Для проведения дорожно-транспортного воспитания среди детей были разработаны различные дифференцированные по возрастным группам программы. Воспитание безопасного дорожного поведения детей неразрывно связано со сдержанным образцовым поведением взрослых в присутствии детей.
Важнейшей группой по дорожно-транспортному воспитанию юношей являются молодые водители моторизованных двухколесных средств, поведение которых за pyлем характеризуется прежде всего недостаточной практикой вождения и типичной для юношества склонностью к самоутверждению («псевдогеройству»). Дорожно-транспортное воспитание этой целевой группы должно ориентироваться на изменение психологических установок посредством изложения знаний и требований, а также преодоление псевдогероизма, скептического отношения к опасности в конфликтной обстановке в дорожном движении.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дорожно-транспортное воспитание"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы