Повышение эффективности использования дорожно-строительных машин является основной задачей при их эксплуатации, обусловливающей рост производительности труда и темпов строительства.
Производительность и нормы выработки
Основным критерием оценки эффективности дорожно-строительных машин является их производительность. Она зависит от многих факторов, как постоянных (конструктивные свойства машины), так и переменных (степень использования технических возможностей машины, вид работ, производственные и организационные условия, квалификация машиниста и др.). В зависимости от учитываемых факторов различают конструктивно-расчетную (теоретическую), техническую и эксплуатационную производительности.
Конструктивно-расчетная производительность устанавливается конструкторским расчетом за 1 ч чистой работы исходя из максимального значения параметров, расчетных скоростей и загрузки машины без учета переменных факторов. Она используется для оценки конструктивных качеств машины и является исходной при определении технической и эксплуатационной производительности машины.
Техническая производительность определяется за 1 ч чистой работы при наиболее эффективном режиме загрузки машины с учетом степени использования ее технических возможностей. При этом учитывается влияние на производительность ряда переменных факторов, отражающих характер и условия выполнения работ. Техническая производительность является наивысшей производительностью машины и может быть достигнута при совершенной организации механизированных строительных работ и высокой квалификации обслуживающего персонала.
Технической производительностью пользуются при обсчете схем организации механизированных работ, увязке работы отдельных машин, оценке выбора машины и расчете эксплуатационной производительйости. Все сведения, приведенные в настоящем справочнике, относятся к технической производительности.
Эксплуатационная производительность (Пэ) в отличие от технической учитывает необходимые минимальные перерывы в работе машины по конструктивно-техническим, технологическим и метеорологическим причинам, а также прочие простои, неизбежные в процессе работ. Эксплуатационная производительность машин устанавливается исходя из результатов работы, достигнутых строительными организациями в целом.
Эксплуатационная производительность используется при проектировании, организации и планировании механизированных работ, а также при определении потребности в машинах и при контроле за использованием отдельных машин и парка в целом. Различают нормативную, плановую и фактическую эксплуатационную производительность.
Нормативная эксплуатационная производительность определяется на основе норм, устанавливающих объем работ, который может быть выполнен в заданных условиях производства данной машиной в единицу времени, или время, которое потребуется на выполнение единицы работ. Плановая эксплуатационная производительность принимается для плановых расчетов и проектов организации работ. Фактическая эксплуатационная производительность достигается при использовании машины в конкретных условиях строительства. Она определяется фактическими замерами результатов работ.
Большое практическое значение имеет годовая эксплуатационная производительность машины. Ниже приведены примерные среднегодовые нормы выработки основных дорожно-строительных машин. Такие нормы ежегодно пересматриваются с учетом достижений передовых строек на основе сред-непригрессивных норм выработки машин и устанавливаются в качестве директивных.
Среднегодовые нормы выработки распространяются на весь списочный состав машин строительной организации с учетом времени на их переброску и монтаж. Ввиду разнообразия типоразмеров одноименных машин нормы даны на условный измеритель: для экскаваторов — на 1 м3 емкости ковша, для бетономешалок — на 1 м3 номинальной емкости смесительного барабана, для кранов — на 1 т грузоподъемности и т. д.
Вследствие различия климатических условий по временам года отдельные виды строительных работ ведутся с разной интенсивностью, поэтому среднегодовые нормы выработки могут быть разбиты на квартальные (в процентах от годовой выработки).
Единовременные затраты обеспечивают выполнение подготовительных работ и возможность пуска машины в эксплуатацию. Они включают в себя расходы по доставке машины, необходимой переброске ее в пределах строительства, монтажу, пробному пуску, возведению вспомогательных устройств (например, фундаментов) и т. п.
Постоянные эксплуатационные затраты относятся к годовым расходам, в состав которых входят амортизационные отчисления на полное восстановление первоначальной стоимости и капитальный ремонт, на содержание вспомогательных устройств — парков, баз, гаражей и др.
Текущие эксплуатационные затраты зависят целиком от режима и условий работы машины. В их состав входят затраты на заработную плату обслуживающего персонала, на электроэнергию, топливо, смазочные и обтирочные материалы, техническое обслуживание, текущий и средний ремонты, вспомогательные материалы и запасные части.
Основными направлениями повышения эффективности использования дорожно-строительных машин следует считать интенсификацию работы машин.
совершенствование организационных форм эксплуатации и внедрение рациональных приемов работы машин; улучшение системы технической эксплуатации — обслуживания и ремонта машин; повышение экономического стимулирования использования средств механизации; высококачественную подготовку квалифицированных кадров водителей; улучшение планирования и учета использования технических средств.
Интенсификация работы машин заключается в разработке и внедрении мероприятий по максимальному сокращению цикла работы машины, полному использованию их скоростных качеств; внедрении автоматизации управления, саморегулирования рабочих органов и контроля работы машин, а также в улучшении условий труда водителя, повышающем ее работоспособность.
Ведущим направлением в совершенствовании организационных форм эксплуатации является создание специализированных хозрасчетных организаций (трестов, управлений механизации и др.), оснащенных парком машин, необходимым для комплексной механизации различных дорожно-строительных работ оптимального объема. Эти организации, наряду с хорошо поставленной эксплуатацией дорожно-строительных машин, должны иметь средства для технического обслуживания и ремонта машин, а также готовить квалифицированные кадры механизаторов, способных полностью использовать современную технику.
Выбор способов механизации работ, подбор комплектов машин и распределение их по объектам строительства должно осуществляться на основе анализа экономической эффективности, а машины должны использоваться в соответствии с рациональными и наиболее эффективными приемами.
Основой развития и улучшения технического обслуживания в организациях с высоким уровнем оснащения машинами следует считать рег5‘лярный контроль состояния техники, своевременное выполнение профилактических мероприятий, исключающих возможные поломки машин, и проведение текущих ремонтов с применением эффективных передвижных механизированных средств.
Систему ремонта улучшают путем его централизации, хорошо организованного снабжения запчастями, развития и совершенствования агрегатно-узлового метода.
Для улучшения использования машин в строительстве необходимо также повышать качество учета и отчетности. Сокращение числа .первичных документов достигается заменой разнообразных форм сменных рапортов, карточек и ведомостей учета использования машин единой формой накопительного декадного рапорта, а для машин, работающих на объектах больше одного месяца, — единой формой месячного журнала. Такая первичная документация должна служить базой для анализа работы машин с применением ЭВМ.
Основой снижения себестоимости работ является повышение производительности труда, что достигается поднятием выработки дорожно-строительных машин.
Рассматривая величины, входящие в состав себестоимости единицы продукции, видим, что единовременные расходы и постоянные эксплуатационные расходы неизменны и по существу мало зависят от режима работы машины. Поэтому они резко повышают себестоимость при низкой выработке и неполном использовании машин. Текущие эксплуатационные расходы составляют около 50% всех затрат ма-шино-смены и несколько увеличиваются при интенсивной работе машин. Однако при хорошей организации обслуживания машин может быть достигнуто снижение расходов по этой статье на экономии топлива, смазочных материалов, а также на текущих ремонтах.
Таким образом, наиболее значительное влияние на снижение себестоимости оказывает поднятие выработки машин.
Величина выработки машин зависит от широты внедрения мероприятий, повышающих их эффективность и, главное, от качества организации технологического процесса работы машин, своевременности их технического обслуживания и от квалификации рабочего персонала.
Научное прогнозирование позволяет более обоснованно подойти к решению многих задач, связанных с оценкой эффективности механизации, свести их к построению ряда экономико-математических моделей с помощью ЭВМ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эффективность использования дорожно-строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы