Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые гидравлические экскаваторы

Публикация:
   Экскаваторы с ковшом емкостью 0,65—1,5 м3

Читать далее:




Экскаваторы с ковшом емкостью 0,65—1,5 м3

К этой группе машин относится экскаватор ЭО-4121, являющийся первым в нашей стране полноповоротным гидравлическим экскаватором на гусеничном ходу с ковшами емкостью 0,65—1,5 м3, который выпускается со сменным рабочим оборудованием прямой и обратной лопат, грейфера и погрузчика. Техническая характеристика этой машины дана ниже.

Экскаватор ЭО-4121 предназначен для земляных работ в грунтах I—IV категорий и погрузки сыпучих материалов и мелкодробленых скальных пород с величиной кусков не более 400 мм.

Рис. 1. Экскаватор ЭО-4121: а — общий вид с основной частью стрелы, б — с оборудованием обратной лопаты; 1 — силовая установка, 2 — капот гидрооборудования и механизмов на платформе, 3 — механизм поворота, 4 — кабина машиниста, 5 — фара, 6 — основная (недемонтируемая) часть стрелы, 7 — гидроцилиндр подъема стрелы, 8 — поворотная платформа, 9 — опорно-поворотное устройство, 10 — гусеничная ходовая тележка, 11 — противовес, 12, 18, 19 — тяги, 13 промежуточная часть стрелы, 14 — установочное отверстие, 15 — гидроцилиндр рукояти, 16 — рукоять, 17 — гидроцилиндр ковша, 20 — ковш, 21 — зубья ковша

Поворотная часть экскаватора, включающая поворотную платформу с механизмами и рабочее оборудование, опирается на гусеничную ходовую тележку через роликовое опорно-поворотное устройство. На поворотной платформе установлены силовая установка (дизель А-01М), гидравлическое оборудование и система управления, механизм поворота, топливный бак, кабина машиниста и противовес.

У рабочего оборудования постоянными (не демонтируемыми) узлами являются нижняя (основная) часть стрелы и гидроцилиндры подъема стрелы. Остальные узлы могут быть демонтированы при замене одного вида оборудования другим. Кабина машиниста оборудована вентиляцией, тепло- и шумоизоляцией и приспособлена для работы в различное время года и суток. В кабине расположено сиденье мягкого типа, контрольно-измерительные приборы и рычаги управления. Предусмотрены освещение, сигнализация и очистка стекол кабины.

Рис. 2. Расположение гидрооборудования и гидроаппаратуры экскаватора ЭО-4121: 1 — сдвоенный насос, 2, 9 — блоки гидрораспределителя. 4, 5 — колонки управления, 6, 11 — гидромоторы хода, 7—10 — гидроцилиндры рабочего оборудования, 12 — фильтры, 13 — центральный коллектор, 14 — гидромотор поворота платформы, 15 — бак рабочей жидкости, 16 — радиатор охлаждения рабочей жидкости, 17 — насос подпитки, 18 — дизель

Все рабочие операции и передвижение экскаватора выполняются с помощью гидравлического привода, в котором впервые в нашей стране было применено давление рабочей жидкости в 250 кгс/см2.

Расположение узлов гидрооборудования и гидроаппаратуры показано на рис. 2. Система гидропривода включает сдвоенный насос, распределительную и предохранительную аппаратуру, гидродвигатели, бак рабочей жидкости и вспомогательную систему.

Сдвоенный насос переменной производительности с суммирующим регулятором мощности приводится в действие от дизеля. Рабочая жидкость под давлением от насоса подается к блокам гидрораспределителя, а затем к гидромоторам хода, к гидромотору поворота платформы и гидроцилиндрам 7—10 рабочего оборудования.

Рабочая жидкость очищается в фильтрах, а охлаждается в радиаторе. Центральный коллектор предназначен для подвода рабочей жидкости от гидрораспределителя к гидромоторам хода. Необходимый объем рабочей жидкости хранят в баке.

Система управления включает две колонки, на которых расположены две рукоятки для управления рабочим оборудованием, причем каждая рукоятка позволяет выполнять два движения. Кроме того, на пульте управления помещены две педали для управления поворотом платформы и два рычага для включения механизма хода. Помимо основных элементов системы управления, на пульте установлены рычаг управления числом оборотов двигателя, рычаги управления стояночными тормозами поворота и хода и приборы контроля работы двигателя и гидросистемы.

Гидравлическая система экскаватора представлена на рис. 3. Насосы регулируемой производительности смонтированы в одном корпусе и приводятся во вращение от дизеля А-01М через раздаточную коробку. Насосы подают рабочую жидкость из бака к двум блокам гидрораспределителя.

При нейтральном положении золотников 25—27, 34—37 гидрораспределителя насосы работают на слив, а полости цилиндров и гидромоторов закрыты. При этом рабочая жидкость от насоса через переливные каналы блока гидрораспределителя и обратный клапан нагнетается к блоку, где суммируется с потоком рабочей жидкости от насоса, и далее весь поток рабочей жидкости от двух насосов через переливные каналы блока, радиатор охлаждения и фильтры поступает в бак. Давление рабочей жидкости в системе в этом случае составляет 6—8 кгс/см2.

Гидромоторы и цилиндры включаются в работу при перемещении золотников 25—27 и 34—37 гидрораспределителя. От насоса жидкость при этом приводе подается под давлением в гидромотор левой гусеничной ленты, гидромотор механизма поворота платформы и в гидроцилиндры, используемые при установке различных видов сменного рабочего оборудования.

С помощью насоса в движение приводится вал гидромотора правой гусеничной ленты и штоки цилиндров. Блок гидрораспределителя включает в себя три золотника, а блок — четыре золотника.

Для совмещения двух рабочих операций подъем (опускание) стрелы с поворотом рукояти или ковша при последовательной схеме между секциями золотников установлена промежуточная секция. Золотники гидрораспределителя имеют постоянное назначение. С помощью золотников управляют гидромоторами механизма хода, с помощью золотника — гидромотором механизма поворота платформы, а с помощью золотника — гидроцилиндрами подъема (опускания) стрелы.

Рис. 3. Гидравлическая система экскаватора ЭО-4121: 1 — центральный коллектор, 2 — гидроразмыкатели тормоза механизма хода. 5 — гидроразмыкатель тормоза платформы, 4, 16 — гидромоторы механизма передвижения, 5 — гидромотор механизма поворота платформы, 6 —-цилиндр открывания днища ковша прямой лопаты, 7, 18, 19, 23, 32, 40, 42 — предохранительные клапаны, 8 — гидроцилиндр поворота ковша грейфера, 9 — гидроцилиндры подъема (опускания) стрелы, 10 — гидроцилиндр рукояти обратной лопаты, 11 — гидроцилиндр рукояти прямой лопаты, 12 — гидроцилиндр рукояти погрузчика, 13— гидроцилиндр ковша погрузчика, 14 — гидроцилиндр ковша грейфера, 15 — гидроцилиндр ковша обратной и прямой лопаты, 17, 21, 22 — блоки перепускных клапанов, 20 — блок обратных клапанов подпитки, 24, 29, 35 —обратные клапаны гидрораспределителя, 25—27, 34—37 — золотники гидрораспределителя, 28, 30 — блоки гидрораспределителя, 31, 48, 54 — золотники управления, 38, 45, 47 — манометры, 39 — гидроаккумулятор, 41, 46, 49 — насосы, 43 — муфтовый кран, 44 — радиатор, 50 — насосная установка, 51 — бак рабочей жидкости, 52, 53 — фильтры

Назначение золотников изменяется в зависимости от установки того или другого вида рабочего оборудования. Эти золотники служат для управления различными цилиндрами. Так, золотник используют для управления цилиндром 6 открывания днища ковша прямой лопаты, гидроцилиндрами поворота рукояти обратной лопаты, прямой лопаты и погрузчика, а также гидроцилиндром поворота ковша погрузчика.

Золотник используют для управления цилиндрами, а золотник — для управления гидроцилиндрами поворота ковша прямой или обратной лопаты и гидроцилиндром замыкания челюстей ковша грейфера.

Обратные клапаны гидрораспределителя предотвращают утечку рабочей жидкости на слив во время переключения золотников, когда полости гидроцилиндров кратковременно соединяются со сливом.

Предохранительные клапаны установлены для разгрузки поршневых и штоковых полостей гидроцилиндров и поршневых полостей цилиндров от чрезмерных реактивных усилий, возникающих на штоках, когда гидроцилиндры заперты. Клапаны отрегулированы на давление в штоковых полостях 320 кгс/см2 и в поршневых полостях — на давление 250 кгс/см2. Клапан отрегулирован на давление 320 кгс/см2.

При возникновении в цилиндрах большего давления часть рабочей жидкости через клапаны перетекает в сливную магистраль гидросистемы и давление понижается. Для восполнения жидкости в гидроцилиндрах установлен блок подпитки, через который рабочая жидкость из сливной магистрали поступает в соответствующие полости гидроцилиндров.

На рабочих секциях золотников гидрораспределителя установлены блоки перепускных клапанов, предназначенных для разгрузки гидромоторов от пиковых давлений в моменты резкого торможения или разгона. Это происходит в том случае, если золотник гидрораспределителя резко переводится в нейтральное положение или выводится из него.

  • Пиковые давления, значительно превышающие рабочие, возникают за счет сил инерции, которые стремятся повернуть ротор гидр.омотора в сторону его вращения. При этом гидромотор начинает работать в насосном режиме, создавая давление в сливной магистрали и разрежение в нагнетательной.

Возникшее пиковое давление открывает перепускной клапан, и рабочая жидкость перетекает в противоположную полость гидромотора. На секциях золотников перепускные клапаны отрегулированы на давление 200 кгс/см2, а на секции золотника — на давление 160 кгс/см2. При возникновении разрежения в одной из полостей гидромотора из-за утечки рабочей жидкости в дренаж подпитка осуществляется так же, как и для гидроцилиндров, через блок обратных клапанов.

Для охлаждения рабочей жидкости в системе гидропривода предусмотрен радиатор, а для очистки масла от механических примесей на сливной магистрали установлены три фильтра. Система заполняется через фильтр с помощью шестеренного насоса НШ-46, который представляет собой один из агрегатов дизеля А-01М.

Во вспомогательную гидросистему управления гидроразмыкателями тормозов механизмов передвижения экскаватора и поворота платформы, а также механизма поворота грейфера в вертикальной плоскости входит шестеренный насос марки НШ-10Е, золотники управления, гидроаккумулятор, предохранительные клапаны, отрегулированные на давление 50 и 15 кгс/см2.

От насоса жидкость поступает в гидроаккумулятор и заряжает его до давления 15 кгс/см2. Затем срабатывает предохранительный клапан и жидкость от насоса через золотник управления сливается в бак (гидроаккумулятор заряжен). При включении золотников управления тормозами механизмов передвижения экскаватора и поворота платформы жидкость из гидроаккумулятора поступает к гидроразмыкателям. При этом давление в гидроаккумуляторе падает, предохранительный клапан отключается и насос снова заряжает гидроаккумулятор до давления 15 кгс!см2.

Если включить золотник, то жидкость от насоса подается в гидроцилиндр поворота грейфера. Когда поршень гидроцилиндра 8 доходит до упора, срабатывает предохранительный клапан, настроенный на давление 50 кгс/см2. В этом случае давление на входе гидроаккумулятора тоже становится равным 50 кгс/см2.

Допустимое рабочее давление в гидросистеме — 250 кгс/см2. Повышение давления сверх допустимого ограничивается двумя предохранительными клапанами, установленными в каждом блоке гидрораспределителя. Для контроля давления в гидросистемах на пульте управления установлены манометры.

Силовая установка включает в себя дизель, отрегулированный на 130 л. с. при 1700 об!мин сдвоенный насос, муфту сцепления дизеля и муфту насоса.

Дизель установлен на раме на двух задних опорах и на передней опоре. Задние опоры снабжены резиновыми амортизирующими втулками.

Корпус сдвоенного насоса крепят с помощью фланцев к корпусу муфты дизеля. Вращение от двигателя к сдвоенному насосу передается через муфту.

Муфта насоса состоит из двух полумуфт, обоймы, двух шайб, двадцати восьми резиновых шашек, вставленных в совместные пазы обоймы и полумуфт.

Рис. 4. Силовая установка экскаватора ЭО-4121: 1 — дизель, 2, 8 — опоры дизеля, 3 — муфта сцепления дизеля, 4 — муфта насоса, 5 — сдвоенный насос, 6 — масляный радиатор, 7 — водяной радиатор

Рис. 5. Муфта сдвоенного насоса: 1 — вал муфты дизеля, 2 — вал насоса, 3, 7- полумуфты, 4 — шайбы, 5 — резиновые шашки

Гидроцилиндры, установленные на экскаваторе,— поршневого типа с прямолинейным движением штока. Во время движения штока одна полость цилиндра (штоковая или бесштоковая) соединена с нагнетательной магистралью, а другая — со сливной. Направление движения штока задается перемещением рычага управления золотником гидрораспределителя.

Все гидроцилиндры одинаковы по конструкции (кроме цилиндра ковша погрузчика) и отличаются один от другого ходом штока.

Конструкция гидроцилиндра представлена на рис. 6. Гидроцилиндр состоит из следующих основных деталей: трубы, сваренной с задней крышкой, штока с ввернутой проушиной и гайкой, поршня, передней крышки с грязесъемником. Кроме того, на штоке установлены втулки, а внутри гидроцилиндра — втулка, которую поджимают гайкой. Для нормальной работы гидроцилиндров в их конструкции предусмотрена также серия уплотнений.

Гидроцилиндр ковша погрузчика отличается от описанной конструкции тем, что крышка выполнена без проушины, а к трубе приварены две цапфы для установки в разъемных подшипниках подвески ковша.

Труба гидроцилиндра с крышкой и втулкой образуют основной рабочий объем гидроцилиндра. Рабочую поверхность штока тщательно обрабатывают и хромируют для снижения коэффициента трения, повышения износостойкости и антикоррозионной стойкости.

Поршень крепят на штоке корончатой гайкой. Для уменьшения трения и износа наружную поверхность поршня наплавляют латунью. Герметичность поршня внутри гидроцилиндра обеспечивается манжетными уплотнениями и кольцевым уплотнением.

Для предотвращения выноса масла по штоку во втулке установлены манжетные уплотнения с металлическими опорным и нажимным кольцами. По мере износа уплотнений и появления течи масла по штоку прокладку снимают, чтобы поджать уплотнение прекращения течи масла. С помощью грязесъемника, помещенного в передней крышке, очищают шток от пыли и грязи.

Чтобы смягчить удар в конце хода поршня, в гидроцилиндре предусмотрена система демпфирования, в которую входят втулки, кольцевые проточки б и каналы а и в во втулке и задней крышке, а также регулировочные винты.

Система работает следующим образом. При движении поршня, например вправо, жидкость устремляется через проточку б в канал в (показано стрелкой). Когда проточка б перекрыта втулкой, давление жидкости в гидроцилиндре повышается. Втулка плотно прижата к втулке, а жидкость устремляется по каналу а во втулке в канал в через зазор, отрегулированный с помощью винтов. Движение поршня при этом замедляется и сильного удара его о втулку не происходит.

Г идрораспределитель экскаватора состоит из двух блоков, трех- и четырехсекционного.

Блок из трех секций включает в себя напорную секцию со встроенным предохранительным клапаном, настроенным на давление 250 кгс/см2, рабочих секций, сливной секции с двумя сливными штуцерами (в нейтральном положении золотников жидкость сливается через штуцер).

На секциях гидрораспределителя размещены корпуса с перепускными клапанами, настроенными соответственно на давление 160 и 200 кгс/см2. Назначение золотников рабочих секций дано выше, при описании рис. 160.

Рис. 6. Блок гидрораспределителя из трех секций: а — блок в сборе, б — рабочая секция управления гидромотором механизма передвижения; 1 — напорная секция, 2, 4 — корпуса перепускных клапанов, 3 — перепускные клапаны, 5, 9, 10 — рабочие секции, 6 — сливная секция, 7, 8 — штуцера, 11 — предохранительный клапан, 12 — шарик фиксатора, 13 — пружина, 14 — ползун, 15 — стакан, 16 — втулка фиксатора, 17 — золотник рабочей секции, 18— корпус рабочей секции, 19 — уплотнительное кольцо, 20 — крышка корпуса, 21 — вилка

Все рабочие секции гидрораспределителя одинаковы по конструкции, за исключением секций, предназначенных для управления гидромоторами механизма передвижения экскаватора. Устройство такой рабочей секции показано на рис. 6, б. Золотник, перемещаемый с помощью ввернутой в него вилки, помещен в корпусе.

В стакан запрессована втулка фиксатора. Ползун ввернут в золотник. В ползуне помещены два шарика фиксатора, подпертые пружиной. В крышку вставлен грязесъемник, а в корпус — уплотнительные кольца с втулкой из фторопласта для уменьшения трения.

Рис. 7. Блок гидрораспределителя из четырех секций: а — блок в сборе, б — золотник опускания стрелы; 1 — напорная секция, 2, 4—б — рабочие секции, 3 — промежуточная секция, 7 — перепускные клапаны 8 — сливная секция, 9 — штуцер, 10 — предохранительный клапан, 11 — вилка, 12 — фланец, 13 — штуцер, 14 — золотник, 15 — корпус золотника, 16 — пружина, 17 — стакан, 18 — уплотнительное кольцо, 19 — грязесъемник

В других рабочих секциях блока гидрораспределителя нет принудительной фиксации золотника.

Блок из четырех секций включает в себя напорную секцию со встроенным предохранительным клапаном 10, настроенным на давление 250 кгс/см2 рабочих секций, 4—6; сливной секции с одним штуцером. Между секциями установлена промежуточная секция для последовательного соединения рабочих секций. К секции 6 пристыкован блок перепускных клапанов, настроенных на давление 200 кгс)см2, К секции присоединен корпус золотника опускания стрелы. Назначение золотников рабочих секций дано выше, при описании рис. 3.

Рис. 8. Блок перепускных клапанов: 1 — установочный винт, 2, 5 — уплотнительные кольца, 3 — поршень, 4 — колпачок, 6 — плунжер, 7 — пружина, 8 — шайба, 9 — клапан, 10 — седло, 11 — корпус

Все секции блоков гидрораспределителя стянуты пятью шпильками с помощью динамометрического ключа. Для герметичности между секциями ставят резиновые уплотнительные кольца.

Секция золотника опускания стрелы показана на рис. 7, б. Золотник включают, когда надо опустить стрелу под действием собственного веса. Перемещают золотник с помощью вилки. Под действием пружины, помещенной в стакане, золотник возвращается в нейтральное положение.

Чтобы не было утечек масла из корпуса, устанавливают уплотнительные кольца. Для снятия грязи и пыли с выступающей части золотника во фланце помещен грязесъемник.

Конструкция блока перепускных клапанов показана на рис. 8. В корпусе блока помещены два колпачка вместе с плунжерами, поршнями, пружинами, клапанами и седлами. Как указывалось при описании гидравлической системы, клапаны работают автоматически при резком переводе в нейтральное положение золотников гидрораспределителя, предназначенных для управления гидромоторами поворота платформы и передвижения экскаватора. Возникающее при торможении механизмов высокое давление в полостях гидромоторов воздействует на перепускные клапаны, которые срабатывают и открывают доступ маслу в полости слива.

В случае появления давления, превышающего усилие затяжки пружины, клапан отходит от седла (плунжер остается при этом на месте). Пружина сжимается, а в образовавшееся кольцевое окно между клапаном и седлом начинает перетекать жидкость из полости а в полость б. Давление в этих полостях выравнивается, и платформа или вся машина тормозится плавно.

Рис. 9. Узлы вспомогательной гидросистемы управления тормозами: а — гидроаккумулятор, б — предохранительный клапан, в — золотник управления; 1 — штуцер обратного клапана, 2 — обратный клапан, 3, 8, 12, 26— пружины, 4 — плунжер, 5, 10, 20 — корпуса, 6 — манжетное уплотнение. 7 — цилиндр, 9, 19 — золотники, 11 — крышка, 13 — поршень, 14 — винт, 15 — уплотнительное кольцо, 16 — шарик фиксатора, 17 — фиксатор, 18 — задняя крышка, 21 — передняя крышка, 22 — уплотнение, 23 — серьга, 24 — вилка, 25 — рычаг управления

Предохранительные клапаны устроены и работают так же, как перепускные клапаны.

Устройство узлов вспомогательной системы управления тормозами механизмов поворота платформы, передвижения экскаватора и поворота грейфера в горизонтальной плоскости показано на рис. 9. Описание работы системы дано выше.

Гидроаккумулятор предназначен для разгрузки насоса НШ-10Е гидросистемы. Основные детали гидроаккумулятора — сварной корпус, цилиндр, буферная пружина, плунжер и обратный клапан с пружиной.

При подводе от насоса жидкости в полость Б цилиндр опускается вниз, скользя по плунжеру и сжимая буферную пружину. Таким образом, гидроаккумулятор заряжается запасом масла под давлением, величина которого зависит от степени сжатия пружины.

Предохранительный клапан служит для поддержания определенного давления в гидросистеме и для предохранения ее от перегрузки. Клапан состоит из корпуса, золотника, крышки, пружины и поршня с регулировочным винтом.

При подводе масла от насоса гидросистемы в полость Б клапана золотник не перемещается до тех пор, пока давление в гидроаккумуляторе не повысится до определенной величины. После зарядки гидроаккумулятора маслом с давлением кгс/см2 золотник перемещается вверх, сжимая пружину, а масло перетекает из полости Б в полость А и далее к золотникам управления гидроразмыкателями и цилиндром поворота грейфера.

Давление настройки клапана зависит от степени сжатия пружины, сжимаемой винтом через поршень. После регулирования давления винт стопорят контргайкой.

Золотник управления служит для включения гидроразмыкателей тормозов механизма передвижения и поворота платформы. Основные детали золотника — корпус, передняя крышка с уплотнением, задняя крышка с отверстием для шарика и пружины фиксатора, золотник с фиксатором и вилкой, рычаг управления.

В нейтральном положении рычага цилиндры гидроразмыкателей соединены через полость В со сливом. При перемещении золотника с помощью рычага и вилки масло из полости Б перетекает в полость А, а затем к гидроразмыкателям, которые и приводятся в действие.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые гидравлические экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Экскаваторы с ковшом емкостью 0,65—1,5 м3"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства