Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Публикация:
   Электрическая проводка тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

Читать далее:




Электрическая проводка тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

К приборам освещения и световой сигнализации относятся фары, задние фонари, указатели поворота, фонарь номерного знака, лампы освещения приборов, плафон кабины, переносная лампа, световозвращатели и контрольные лампы выключателя массы, дальнего света фар и указателей поворота, а также коммутационная аппаратура — выключатели и переключатели этих приборов.

Передние фары ФГ309 асимметричного светораспределения укомплектованы двумя лампами марок А12-45 + 40 и А12-1.5. Лампа А12-45+40 двухнитевая; нить дальнего света (45 Вт) расположена в фокусе отражателя фары, а нить ближнего света (40 Вт)—впереди фокуса. Под нитью ближнего света помещен экран, отклоняющий пучок света вниз. Срез под углом 15° в левой части экрана позволяет освещать правую сторону дороги на большее расстояние, чем левую. Лампа А12-1.5 используется в качестве переднего габаритного света при движении по освещенным улицам и на ночных стоянках.

Фары включают центральным переключателем П305, а переключение с одного света на другой — двухпозиционным рычажным переключателем П57-Б. Переключатели установлены на щитке приборов; здесь же находится контрольная синяя лампа, сигнализирующая о включении дальнего света.

В зависимости от вида выполняемых трактором работ передние фары располагают по высоте в двух положениях. На работах, где колея составляет 12004-1400 мм, фары должны занимать верхнее положение (так их устанавливают на заводе); на транспортных работах на дорогах общего пользования (при колее 16004-1800 мм) кронштейны фар переставляют в нижнее положение и закрепляют к переднему брусу трактора. Переставляя кронштейны, отъединяют жгут проводов от панели на кожухе вентилятора двигателя или от фары и пропускают его через резиновую втулку в полке кронштейна.

Регулировка направления света передних фар — важная операция, требующая тщательного выполнения, поскольку от нее зависят освещение дороги и безопасность движения.

Регулировку фар выполняют, установив трактор на ровной площадке в достаточно затемненном помещении перед матовым экраном, на котором должны быть отчетливо видны световые пятна от фар. Экран размечают в зависимости от типа фар, используемых на тракторе. Линию Н—Н расположения центров фар наносят на экран на расстоянии h, равном высоте расположения центров фар над уровнем пола, которое измеряют непосредственно на тракторе.

Рис. 1. Разметка экрана для регулировки передних фар:
а — для фары 8703.4/01; б — для фары ФГ309; Н — Н — линия расположения центров фар; X—X—линия расположения центров световых пятен фар; У— У — вертикальная линия симметрии экрана; С—С — вертикальная ось светового пятна левой фары; D—D — вертикальная ось светового пятна правой фары; h — расстояние от пола до линии центров передних фар.

Трактор устанавливают так, чтобы расстояние от его фар до экрана составляло м. При этом продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии У—У. Ослабляют крепление фар, включают свет и, действуя переключателем, убеждаются в том, что дальний и ближний свет обеих фар загорается одновременно. Включают ближний свет и, закрыв одну из фар, другую устанавливают так, чтобы световое пятно на экране было расположено, как показано на рисунке 98. Таким же образом регулируют вторую фару, следя за тем, чтобы верхние края обоих световых пятен находились на одной высоте.

Задние фары ФГ304 с лампой А12-32 установлены на крыльях задних колес и дают широкий световой пучок, равномерно освещающий достаточно большую площадь. Включаются фары выключателем ВК57, который размещен в пластмассовом защитном кожухе, прикрывающем соединительные панели электропроводки на правом секторе крыла заднего колеса.

При работе трактора с сельхозмашинами, оборудованными дополнительными рабочими фарами (не более двух), эти фары присоединяют к трактору через клемму штепсельной розетки и включают совместно с габаритным светом при помощи центрального переключателя П305.

Задние комбинированные фонари ФП209 (левый) и ФП209-Б (правый) установлены на крыльях задних колес. За красным рассеивателем фонаря помещена двухнитевая лампа А12-21+6. Одна ее нить (менее мощная) служит для обозначения габарита трактора и включается центральным переключателем П305 одновременно с передним габаритным светом, а другая включается включателем ВК.854 при нажатии на педали тормозов, сигнализируя о торможении трактора. За оранжевым рассеивателем фонаря помещена лампа А12-21 указателя поворота, которая включается переключателем П57, расположенным на щитке приборов.

Передние указатели поворота УГ1214 с лампой А12-21 и рассеивателем оранжевого цвета установлены на кронштейнах передних фар.

Направление поворота трактора показывает прерывистое свечение ламп передних и задних фонарей. Мигающий свет (частота 60—120 периодов в минуту) возникает в результате работы реле-прерывателя РС410-В, включенного в электрическую цепь указателей поворота и закрепленного на корпусе щитка приборов.

Лампа зеленого цвета на щитке приборов контролирует работу реле-прерывателя указателей поворота.

Фонарь ФП200 с лампой А12-3 для освещения номерного знака размещен на откидной крышке аккумуляторного отсека. Включается фонарь центральным переключателем П305 одновременно с габаритным светом. Номерной знак укреплен на крышке аккумуляторного отсека под фонарем.

Плафон кабины ПК201 с лампой А12-3 установлен на ее крыше и включается выключателем ВК57, размещенным в левом верхнем углу передней стенки кабины.

Лампы освещения приборов (две лампы А12-3) размещены в специальных патронах 1Ш15К-36МК, которые вставляются в гнезда, приваренные к нижней панели щитка приборов. Свет от ламп попадает на шкалы приборов, пройдя через специальный рассеиватель из прозрачной пластмассы, проложенный между панелями щитка приборов. Тахоспидометр автономно освещается лампой А12-1.5, расположенной в патроне ПП1-200, который вставляется в гнездо корпуса прибора. Включаются лампы освещения приборов центральным переключателем П305 одновременно с габаритным светом.

Переносная лампа ПЛ64 соединяется проводом длиной м со штепсельной розеткой 47К на задней стенке кабины в отсеке аккумуляторных батарей. Штепсельная розетка подключена непосредственно к аккумуляторной батарее (минуя выключатель массы). В корпус лампы встроен выключатель. Проволочная скоба удерживает штепсельную вилку в розетке при натяжении провода. Переносная лампа комплектуется лампой А12-21.

Световозвращатели ФП310-Е красного цвета, которые являются дополнительными ночными указателями габаритов трактора, установлены на кронштейнах крыльев задних колес. В световозвращателях использован принцип возвратно-отражающей способности оптического устройства, которое состоит из системы призм, расположенных на обратной стороне поверхности прозрачной пластмассовой пластинки. На заводе световозвращатели устанавливают в нижнее положение, рассчитанное для работы трактора на дорогах общего пользования. Если световозвращатели мешают навешиванию на трактор сельскохозяйственных машин, их переставляют в верхнее положение, поворачивая нижний кронштейн.

Рис. 2. Звуковой сигнал:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — резонатор; 4 — мембрана; 5 — якорь; 6 —- гайка; 7 — сердечник электромагнита; 8 — прерыватель; 9 — пружина прерывателя; 10 — регулировочный винт; 11 — стержень; 12 — упор стержня; 13 — центрирующая пружина; 14— обмотка электромагнита.

Техническое обслуживание приборов освещения и световой сигнализации заключается в наблюдении за работой приборов, периодической наружной очистке рассеивателей, а также в своевременной замене перегоревших ламп и поврежденных рассеивателей. Выявляя причины неисправности приборов, нужно прежде всего проверить состояние предохранителей ламп и электрических цепей по отдельным участкам. Только убедившись в исправности одного участка, можно переходить к проверке следующего. При установке оптического элемента в фару необходимо следить за тем, чтобы поперечные линии рисунка рассеивателя располагались горизонтально, а надпись «вверх» на установленной на тракторе фаре соответствовала указанному положению.

Звуковой безрупорный сигнал С44 с электромагнитной вибрационной системой состоит из корпуса, электромагнита с сердечником Ш-образной формы, контактной системы (прерыватель) 8, мембраны с якорем и резонатором и крышки. Сигнал прикреплен при помощи рессорной подвески к корпусу гидроусилителя руля.

Включают сигнал кнопочным выключателем ВК.322, установленным на щитке приборов. При включении сигнала якорь электромагнита начинает вибрировать, поскольку цепь тока в обмотке электромагнита периодически разрывается прерывателем. Эти вибрации передаются на мембрану и вызывают звуковые колебания воздуха.

Высоту тона и громкость звука можно регулировать, изменяя магнитный зазор между якорем и сердечником электромагнита, для чего ослабляют зажимную гайку над резонатором и поворачивают стержень отверткой, или изменяя положение прерывателя относительно якоря винтом на дне корпуса.

В первом случае при вращении стержня по часовой стрелке зазор между якорем и сердечником уменьшается, что вызывает повышение частоты колебаний и звука сигнала (и наоборот). Во втором случае поворот винта по часовой стрелке отдаляет изоляционную пластину прерывателя от якоря, в результате чего потребляемый ток и амплитуда колебаний увеличиваются (и наоборот).

Чтобы уменьшить искрение при размыкании контактов и тем самым ослабить их подгорание, параллельно контактам включают конденсатор.

Для обеспечения возможности сигнализации между прицепщиком и трактористом кнопочный выключатель, установленный на сельскохозяйственной машине, соединяют с сигналом трактора через клемму Ш штепсельной розетки.

Стеклоочиститель СЛ230 (однощеточный, односкоростной) состоит из электродвигателя МЭ5-Е параллельного возбуждения, червячного редуктора, рычажного механизма и резиновой щетки. Электродвигатель соединяется с червяком редуктора посредством карданного валика. В зацеплении с червяком находится червячное колесо, с которым связана рычажная система, через которую щетка получает поступательно-возвратное движение по дуге сектора вытираемого стекла. Включают стеклоочиститель выключателем ВК.26-А2, смонтированным на корпусе редуктора стеклоочистителя.

В качестве приборов защиты электрической системы трактора от коротких замыканий и перегрузок используются три блока плавких предохранителей ПР11-Д, ПР11-Е и ПР11-Ж (по четыре предохранителя в каждом). Блоки размещены на щитке приборов и отличаются друг от друга количеством и схемой размещения перемычек между клеммами, а также плавкими вставками предохранителей, рассчитанными на разные номинальные токи. В цепи указателей температуры воды и поворотов установлены предохранители ПР11-230 с плавкими вставками на номинальный ток А, в остальных цепях — предохранители ПР11-210 с плавкими вставками (на А). Назначение каждого предохранителя показано при помощи символических изображений защищаемого им потребителя на трафарете, размещенном на щитке приборов над блоками. Ближний свет передних фар и габаритный свет защищены каждый двумя предохранителями, раздельно для левого и правого бортов. Перегоревшие предохранители заменяют заводскими из запасного комплекта, прилагаемого к трактору. Запрещается вместо предохранителей наматывать на зажимы блока какую-либо проволоку.

Электрическая проводка. Как известно, на тракторе применена однопроводная электрическая схема, в которой в качестве второго провода используются металлические части трактора—так называемая масса. Подобная схема позволяет уменьшить количество проводов и упростить электрическую систему в целом, но вместе с тем требует внимательного наблюдения за состоянием изоляции проводов и надежностью их крепления. Нарушение изоляции может вызвать короткие замыкания, которые приводят при неисправности плавких предохранителей к порче приборов, обгоранию изоляции и даже к возникновению пожара.

Во всех цепях электрической схемы трактора используются провода низкого напряжения марки ПГВА с полихлорвиниловой изоляцией различной расцветки.

Провода собраны в жгуты, прикреплены и соединены при помощи монтажно-установочных устройств (штепсельные разъе»-мы, соединительные панели и т. п.).

При техническом обслуживании следует тщательно проверять состояние изоляции проводов, контактных соединений и устранять причины возможных повреждений. Особое внимание при осмотре должно быть уделено чистоте и плотности креплений проводов.

Семиштырьковая штепсельная розетка ПС300А-100 установлена на задней стенке кабины и предназначена для подключения потребителей электрического тока прицепа или сельскохозяйственной машины. В соединение с розеткой входит штепсельная вилка ПС300А-150. На изоляционные колодки розетки и вилки, а также на внутреннюю поверхность крышки розетки нанесены маркировочные знаки (приведены ниже), которыми следует руководствоваться при выполнении соединений.

Контрольно-измерительные приборы установлены в кабине на щитке приборов: тахоспидометр со счетчиком мото-часов, указатель давления масла в системе смазки двигателя, указатель давления воздуха в пневмосистеме, указатель температуры воды в системе охлаждения и амперметр.

Тахоспидометр ТХ-135 представляет собой комбинированный прибор для измерения скорости движения трактора, частоты вращения двигателя и независимого вала отбора мощности, а также учета времени работы двигателя.

На циферблат прибора нанесены шкала частоты вращения двигателя с пределами измерения от 500 до 3000 об/мин и ценой деления 100 об/мин, две шкалы частоты вращения ВОМ с пределами измерений 125—735 и 225—1400 об/мин и ценой деления соответственно 100 и 200 об/мин (надпись «ВОМ» на этих шкалах отвечает стандартной частоте вращения ВОМ: 540 об/мин и 1000 об/мин при 2100 об/мин коленчатого вала двигателя), а также семь шкал скоростей движения трактора (начиная с третьей), соответствующих определенным передачам коробки перемены передач, и шкала счетчика мото-часов.

Тахоспидометр приводится посредством гибкого вала от распределительного вала двигателя через червячный редуктор. Редуктор установлен на крышке шестерен механизма газораспределения и сообщает гибкому валу постоянную частоту вращения (800 об/мин) при номинальной частоте вращения двигателя.

Указатель давления масла МД219 представляет собой мембранный узел с передаточным механизмом рычажного типа, преобразующим деформацию мембраны под действием давления масла в системе смазки двигателя в угловое отклонение стрелки. Указатель служит для контроля за давлением масла в системе смазки двигателя, который соединен трубопроводом со штуцером, ввернутым в корпус центрифуги двигателя. Трубопровод состоит из двух частей: стальной омедненной трубки с заделанной на ее конце резиновой трубкой и резинового шланга, присоединяемого к прибору. Соединение обеих частей трубопровода осуществляется на кронштейне, установленном на маслобаке гидросистемы трактора.

Рис. 3. Циферблат тахоспидометра.

Рис. 4. Циферблат указателя давления масла.

Шкала прибора разделена на три цветных сектора: зеленый — рабочего давления, с пределами измерения 1—4 кгс/см2 и красные — аварийные, с пределами измерения 0—1 и 4— кгс/см2.

Рис. 5. Циферблат амперметра

Указатель давления воздуха МД226 предназначен для контроля за давлением воздуха в пневмосистеме. Он устроен аналогично рассмотренному выше указателю давления масла и соединен трубопроводом со штуцером в воздушном баллоне (ресивере). Его шкала также разделена на контроля за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Он представляет собой логометр магнитоэлектрической системы, работающий в комплекте с полупроводниковым датчиком ТМ100, который установлен в верхнем бачке водяного радиатора. Внутри латунного баллона датчика находится терморезистор, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры воды.

Шкала прибора разделена на три цветных сектора: зеленый — рабочего давления, с пределами измерения 75—95 °С, белый и красный — аварийные, с пределами измерения соответственно 40—75 и 95—120 °С.

В процессе эксплуатации необходимо особое внимание обращать на надежность контакта массы в цепи указателя температуры, поскольку потеря этого контакта приводит к неправильной работе прибора и токовой перегрузке его обмотки. Вообще все контакты в цепи прибора должны быть надежными, потому что увеличение сопротивления цепи сопровождается занижением показаний прибора.

Амперметр АП6-В электромагнитной системы предназначен для измерения силы зарядного или разрядного тока аккумуляторных батарей. Шкала прибора двусторонняя, с пределами измерений 20—0—20 А.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Электрическая проводка тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства