Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Машины для укладки асфальта

Публикация:
   Гидравлические насосы и моторы

Читать далее:




Гидравлические насосы и моторы

Машина, предназначенная для создания потока жидкой среды, называется насосом. На катках и асфальтоукладчиках применяют объемные насосы, т. е. насосы, в которых жидкая среда перемещается путем периодического изменения объема занимаемой ею камеры, попеременно сообщающейся с входом и выходом насоса. Гидромотором называют объемный гидродвигатель с неограниченным вращательным движением выходного звена.

На катках и асфальтоукладчиках применяют шестеренные, аксиально-поршневые и поршневые насосы.

Шестеренные насосы рассчитаны на рабочее давление до 100 кгс/см2. Предохранительный клапан в гидросистеме обеспечивает перепуск масла из линии нагнетания насоса в линию всасывания при давлении 130 кгс/см2.

В насосах ведущее зубчатое колесо находится в постоянном зацеплении с ведомым, что обеспечивает их вращение в противоположном направлении. Жидкость, находящаяся между зубьями колес, перемещается вдоль стенок корпуса от всасывающего отверстия к нагнетающему. Ввиду плотности контакта зубьев жидкость между ними не проходит в обратном направлении.

Рис. 88. Схема работы шестеренного насоса:
1 — корпус, 2, 3 — ведущее и ведомое зубчатые колеса

В гидросистемах катков и асфальтоукладчиков применяют шестеренные насосы типа НШ (рис. 89). Они выполнены по одинаковой конструктивной схеме и состоят из корпуса, ведущего и ведомого зубчатых колес, опорных втулок, крышки, разгрузочной пластины и уплотнений.

Корпус изготовлен из алюминиевого сплава.

Рис. 89. Шестеренный насос типа НШ:
1 — манжета, 2, 5, 6, S — опорные втулки, 3,7 — ведущее и ведомое зубчатые колеса, 4 — корпус, 9 — крышка, 10 — пружина, 11 — разгрузочная пластина; Б, В, Г, Е — полости, Ж — отверстие, Д, 3, И — каналы

В расточках корпуса устанавливают втулки и зубчатые колеса одинаковой ширины, которые обработаны с точностью, обеспечивающей надежное сопряжение торцов. По бокам корпуса сделаны всасывающие и нагнетательное отверстия.

Для повышения работоспособности манжеты полость Б соединена со всасывающей полостью насоса через отверстие Ж, полость Е, канал Д в зубчатом колесе, полости Г и В, соединенные пазом, и канал. Канал образован фрезерованием лыски в корпусе; по нему отводятся утечки масла в камеру всасывания. Аналогичный канал И со стороны нагнетания используется для подвода масла в камеру между крышкой и наружными втулками. Благодаря этому поджимаются втулки по мере изнашивания торцов. Для изоляции камеры поджима втулок от всасывающей полости насоса применена разгрузочная пластина, которая по периметру уплотнена резиновым кольцом.

Втулки сопрягаются между собой по прямолинейной плоскости. При этом между ними допускается зазор. Устраняется зазор поворотом в сторону вращения ведущего колеса. В таком положении втулки удерживаются проволочными пружинами.

Между крышкой и корпусом, а также между крышкой и втулками устанавливают уплотнительные резиновые кольца, между ведущим валом и крышкой — манжету.

Каждый насос характеризуется следующими показателями: количеством рабочей жидкости, подаваемой за один оборот вала (подача); давлением, на котором работает насос; частотой и направлением вращения. Если торец ведущего вала насоса совершает вращение по часовой стрелке, то он относится к насосам правого вращения, если вращение против часовой стрелки, то — левого.

Рис. 90. Схема аксиально-поршневого насоса:
1,7 — гидроцилиндры, 2, 8 — поршни, 3 — шатун, 4 — фланец, 5 — приводной вал, 6 — подшипник, 9 — центральная цапфа (шип)

Аксиально – поршневые насосы выполняют по схеме, показанной на рис. 90. Принцип работы насосов состоит в следующем. Приводной вал вращается в подшипниках. На валу выполнен фланец, в сферические гнезда которого вставлены шатуны. С другой стороны шатуны связаны шарнирно с поршнями. Поршневые гидроцилиндры объединены в один блок, цапфа которого вращается в подшипнике. Приводной вал и центральная цапфа соединены шарниром. Если эти оси составляют одну линию, то при вращении валов поршни не совершают возвратно-поступательного движения. При наклоне оси блока относительно приводного вала на некоторый угол цилиндры в процессе одного оборота меняют положение относительно фланца 4 вала. Это вызывает движение поршней, т. е. всасывание в гидроцилиндр рабочей жидкости и подачу ее через распределительное устройство в напорную магистраль.

Если в конструкции предусмотрено устройство, позволяющее изменять угол наклона блока, то такой насос является регулируемым. За один оборот вала может подаваться различное количество масла, т. е. подача насоса изменяется.

Приводной вал гидромотора вращается на трех шарикоподшипниках. Между двумя подшипниками установлено распорное кольцо. Со стороны приводного конца вала подшипниковый узел закрыт крышкой, которая удерживается запорным кольцом. Между крышкой и корпусом установлено резиновое уплотнительное кольцо. Утечки жидкости между крышкой и вращающимся валом предотвращаются манжетой.

В сферических гнездах фланца вала установлены головки шатунов. В центре фланца в дополнительное гнездо посажена головка центрального шипа. Все головки удерживаются во фланце пластиной. Центральный шип является осью для блока цилиндров.

Сферическая поверхность блока цилиндров сопрягается со сферическим гидрораспределителем. В центре гидрораспределителя установлен бронзовый подшипник, в который входит хвостовик центрального шипа.

Рис. 91. Аксиально-поршневой гидромотор типа 210: 1 — вал, 2, 10 — крышки, 3,4 — подшипники, 5 — корпус, б—шатун, 7 — поршень, 8 — блок цилиндров, 9 — гидрораспределитель, 11 — центральный шип

На входе в блок цилиндров на шипе расположены пружинные шайбы, которые прижимают блок к гидрораспределителю и крышке. В крышке сделаны каналы для подвода жидкости к гидрораспределителю и ее отвода.

Работает насос следующим образом. В результате наклона оси приводного вала к оси центрального шипа шатуны обкатываются по внутренним поверхностям поршней и передают крутящий момент от приводного вала на блок цилиндров. Кроме того, цилиндры перемещаются относительно поршней, чем обеспечивается подача жидкости.

Гидромоторы могут непосредственно соединяться с валом исполнительного органа или при этом используют клиноременные либо зубчатые передачи.
Установка гидромотора для привода эксцентрикового вала трамбующего бруса асфальтоукладчика ДС-48 показана на рис. 92. Гидромотор крепят к стойке. Шкив соединен с валом гидромотора эластичной муфтой. Ведущая полумуфта посажена на вал гидромотора, а ведомая — на вал опоры. Соосность валов опоры и гидромотора обеспечивается регулировочными прокладками. Расстояние между полумуфтами (3—4 мм) регулируют шайбами. Чтобы предотвратить расцентровку, опору дополнительно фиксируют двумя штифтами. Стойку крепят к раме болтами. От шкива приводится клиновыми ремнями эксцентриковый вал. Ремни натягивают устройством.

Аксиально-поршневые насосы имеют аналогичную конструкцию привода шатунов и блока цилиндров. Корпус регулируемых насосов выполнен из двух частей, поворачивающихся одна относительно другой на шарикоподшипниках.

Рис. 92. Установка гидромотора типа 210 для привода эксцентрикового вала
трамбующего бруса асфальтоукладчика ДС-48: 11 — опора, 2 — масленка, 3 — шкив, 4 — полумуфта, 5 — гидромотор, 6, 9 — болты, 7 — натяжное устройство, 8— рама рабочих органов, 10 — прокладка, 11 — стойка

В поворотной половине корпуса размещены блок цилиндров и гидрораспределитель.

Безотказная и устойчивая работа гидромашин зависит от правильной их эксплуатации и технического обслуживания. При ежесменном техническом обслуживании особое внимание следует обращать на уровень рабочей жидкости в баке, состояние разъемных соединений, крепление гидромашины к раме и на состояние муфты, соединяющей вал гидромашины с приводным агрегатом или исполнительным органом.

Периодическое техническое обслуживание гидромашин следует выполнять в закрытых помещениях. При необходимости их разборки, а также при отсоединении трубопроводов детали промывают керосином. Насосы устанавливают таким образом, чтобы всасывающий трубопровод был минимальной длины и с наименьшим числом изгибов. В процессе монтажа запрещается ударять по насосу.

Работа насосов и гидромоторов не должна сопровождаться стуками внутри корпуса. Без замены рабочей жидкости гидромашины эксплуатируют в течение 2500—4000 ч работы.

Поршневые насосы применяют в системе управления машиной. Примером поршневого насоса является главный тормозной цилиндр в системе привода тормозов катка. Привод состоит из главного цилиндра, связанного с педалью тормоза, и цилиндров колодок тормозов. Все цилиндры соединены системой трубок.

Корпус главного цилиндра (рис. 93) включает в себя поршневую полость и расположенную над ней полость для запаса жидкости. Верхняя полость закрыта крышкой, в которой выполнено отверстие для пробки.

Рис. 93. Главный цилиндр гидравлического привода тормозов:
I — стопорное кольцо, 2 — упорная шайба, 3,5 — манжеты, 4 — пластинчатый клапан, 6 — пру жина выпускного клапана, 7,8 — впускной и выпускной клапаны, 9 — пробка, 10 — крышка, II — картер, 12 — муфта, 13 — возвратная пружина, 14 — поршень, 15 — защитный кожух, 16 — толкатель, 17 — ко‘нтргайка, 18 — тяга; А — отверстие в поршне, Б — компенсационное отверстие, В — перепускное отверстие

Уплотнение между поршнем и цилиндром создается манжетами 3 и 5. Между внутренней манжетой 5 и наружной 3 образована нерабочая полость цилиндра. Полость между внутренней манжетой и торцом цилиндра называют рабочей. В торце цилиндра установлены впускной 7 и выпускной 8 клапаны.

Резервуар сообщается с рабочей и нерабочей полостями цилиндра отверстиями Б и В. Диаметр отверстия Б — 0,7 мм, а отверстия В — 6 мм.

Усилие на поршень от тормозных рычагов передается толкателем 16. Толкатель с корпусом соединен гофрированным резиновым кожухом, который предохраняет цилиндр от попадания грязи. В цилиндре в месте входа толкателя установлена упорная шайба, которая удерживается стопорным кольцом. В шайбу в нормальном положении упирается поршень.

Работает главный цилиндр следующим образом. При нажатии на тормозную педаль усилие через толкатель передается на поршень. Преодолевая усилие пружины, поршень перемещается вправо, отверстие Б перекрывается, давление в системе повышается и открывается выпускной клапан. Жидкость перетекает по трубкам в цилиндры колодок тормозов.

После прекращения действия на педаль пружина давит на поршень и он возвращается в исходное положение. Жидкость из цилиндров колодок тормозов под давлением, создаваемым пружинами колодок, перетекает в главный цилиндр через открывающийся впускной клапан. Поступление жидкости через клапан идет медленнее, чем перемещение поршня под действием пружины (вследствие сопротивлений в магистрали), поэтому в рабочей полости создается разрежение. Разрежение способствует перетеканию жидкости из нерабочей полости через отверстия в поршне. При этом пластина клапана 4 отходит и жидкость через зазоры проходит в рабочую полость. Пластина предохраняет отверстия от забивания резиной. Нерабочая полость наполняется из резервуара через отверстие В. После возвращения всей жидкости из цилиндров колодок тормозов излишек из рабочей полости проходит через перепускное отверстие В в резервуар.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Машины для укладки асфальта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Гидравлические насосы и моторы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства