Для повышения тягово-сцепных качеств трактора при работе в агрегате с навесными машинами, имеющими опорные колеса, необходимо пользоваться гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ). Это устройство увеличивает производительность и снижает расход топлива за счет уменьшения буксования трактора, что достигается догрузкой задних колес трактора частью веса навесной машины и вертикальных сил, действующих на ее рабочие органы, т. е. увеличением сцепного веса трактора.
Если во время движения поднять навесное орудие в транспортное положение, то весь его вес передается на трактор, нагружая заднюю и разгружая переднюю ось. При этом в цилиндре механизма навески создается давление, уравновешивающее вес поднятого орудия.
При работе трактора в агрегате с машиной на «плавающей» позиции распределителя давление в цилиндре практически равно нулю и машина оказывает на трактор незначительное силовое воздействие. При работе с ГСВ в цилиндре механизма навески создается определенное давление, которого недостаточно для подъема навесной машины в транспортное положение, поэтому копирование рельефа опорными колесами сохраняется. Однако с орудия как бы «снимается» часть его собственного веса и вертикальных сил, действующих на рабочие органы, и передается через механизм навески на остов трактора. Вес, «снятый» с орудия, будучи приложенным на определенном расстоянии от задней оси, переносится на задние колеса трактора и перераспределяет часть вертикальной нагрузки с переднего моста на заднюю ось трактора. Таким образом происходит увеличение сцепного веса трактора. Например, давление кгс/см2 в цилиндре увеличивает нагрузку на заднюю ось трактора при работе с плугом на 400— 500 кге. Увеличение давления в цилиндре на 0,1 МПа (1 кгс/см2) снижает буксование трактора примерно на 1%.
Гидравлический увеличитель сцепного веса закреплен на стенке корпуса гидроагрегатов. В верхней части корпуса расположен золотник автоматического регулирования заданного давления. В нижней расточке находится ползун, который с помощью наружного рычага, оси и внутреннего рычага может быть установлен в четыре положения: «ГСВ выключен», «ГСВ включен», «заперто», «сброс давления».
В первых трех положениях ползун удерживается с помощью фиксирующих шариков, расположенных в отверстиях сепаратора. При переводе ползуна из одного положения в другое возникающая осевая сила выталкивает шарики из канавки, отодвигая обойму и сжимая пружину. Затем шарики попадают в следующую канавку и снова фиксируют ползун. В позиции «сброс давления» ползун через стакан сжимает пружину, а шарики находятся на пологой конической поверхности ползуна. В этом положении ползун может удерживаться только рукой тракториста, так как пружина, разжимаясь, стремится установить ползун в позицию «ГСВ включен».
Между двумя расточками в корпусе, под золотник и ползун, расположен обратный клапан, а внизу — запорный клапан.
Рис. 1. Гидравлический увеличитель сцепного веса:
1 — задняя крышка; 2 — большой плунжер; 3 — предохранительный клапан; 4 — направляющая предохранительного клапана; 5 – золотник; 6 — пружина предохранительного клапйна; 7 — малый плунжер; 8 — регулировочная пружина; 9 — корпус; 10 — уплотнительная прокладка; 11 — гайка; 12 — регулировочный винт; 13 — маховичок; 14 — передняя крышка; 15 — внутренний рычаг; 16 — наружный рычаг; 17 — ось рычагов; 18 — сепаратор; 19 — фиксирующий шарик; 20 — обойма; 21— пружина ползуна; 22 — стакан; 23 — обратный клапан; 24 — ползун; 25 — пружина; 26 — штуцер; 27 — пружина запорного клапана; 28 — запорный клапан; 29 — толкатель клапана; 30 — уплотнительное кольцо; 31— свертный штифт.
Рис. 2. Гидроаккумулятор:
1 — угловой штуцер; 2 — передняя крышка; 3 — пружина; 4 — кожух; 5 — шток; 6 — поршень; 7 — цилиндр; 8 — пробка; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — защитное кольцо; 11 — кронштейн.
Гидравлический аккумулятор служит для обеспечения необходимого постоянного подпора жидкости в основном цилиндре при включении ГСВ. Аккумулятор установлен на левом рукаве заднего колеса. В кожухе закреплен шток с расположенным на нем поршнем. По поршню скользит подвижной цилиндр, который поджимается пружиной.
При включении ГСВ по штоку в полость цилиндра, между поршнем и головкой, нагнетается масло. При этом цилиндр перемещается, сжимая пружину и производя подзарядку аккумулятора. Давление масла, возникающее под действием пружины на цилиндр, передается в соответствующую полость силового цилиндра, обеспечивая в нем необходимый подпор жидкости.
Рассмотрим работу гидроувеличителя сцепного веса в каждом из четырех положений ползуна.
«ГСВ выключен». В этом положении ползуна гидроувеличитель выключен из работы. Масло при подаче его золотником распределителя в основной цилиндр проходит через ползун и запорный клапан, минуя все остальные магистрали гидроувеличителя. Управление гидросистемой осуществляется только распределителем.
Золотник распределителя установлен в положение «подъем». Подъемная полость цилиндра соединена с гидроаккумулятором. Масло от распределителя направляется в верхнюю часть гидроувеличителя, к его золотнику. Золотник автоматического регулирования давления удерживается в определенном положении в зависимости от действующих па него сил: с правой стороны — натяжением регулировочной пружины и пружины предохранительного клапана, с левой стороны — воздействием давления жидкости со стороны большого плунжера 2.
Если давление в системе аккумулятор — цилиндр соответствует отрегулированному, золотник жидкостью отодвигается вправо (показано на схеме), образуя свободный проход между шейкой золотника и пояском корпуса для слива масла от распределителя в бак. Это положение золотника обеспечивает работу насоса без давления, а «перенос» части веса сельскохозяйственной машины на трактор осуществляется цилиндром под воздействием жидкости, находящейся под давлением в аккумуляторе.
При падении давления в аккумуляторе вследствие утечки жидкости через зазоры или увеличения объема подъемной полости цилиндра из-за перемещения штока в процессе работы пружины и преодолевают уменьшившееся усилие на золотник со стороны плунжера и перемещают его влево. Проход масла в бак перекрывается, и оно направляется через обратный клапан в аккумулятор, увеличивая в нем давление. При достижении заданного давления масло сдвигает золотник вправо и сливается в бак.
Натяжение пружин и определяет давление подпора, регулируемое в пределах от до кгс/см2. В случае, если давление в магистрали цилиндр — аккумулятор увеличится вследствие уменьшения объема подъемной полости цилиндра в процессе копирования орудием рельефа почвы, откроется предохранительный клапан, и избыток масла сольется в бак.
«Заперто». Ползун сдвинут в крайнее левое положение, а запорный клапан прижат пружиной и давлением масла в цилиндре к кромкам запрессованной в корпус втулки. Таким образом, клапан отсоединяет напорную полость цилиндра от гидросистемы, исключая утечку масла по зазорам золотниковых пар гидроувеличителя и распределителя.
«Сброс давления». Ползун в крайнем правом положении удерживается трактористом. Подъемная полость цилиндра через открытый запорный клапан, сверления и лыски на ползуне, сверления в корпусе соединена со сливом. Давление в цилиндре равно давлению слива, что идентично плавающей позиции распределителя. Гидроаккумулятор со сливом не соединен. Масло от распределителя поступает в полость золотника и далее на слив или (при необходимости) на зарядку аккумулятора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидроувеличитель сцепного веса тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы