Грунтовки применяют для нанесения слоев, непосредственно прилегающих к окрашиваемой поверхности. Грунтовочные покрытия служат подслоем для нанесения последующих слоев лакокрасочного защитно-деко-ративного покрытия и применяются также в качестве самостоятельного защитного покрытия. Грунтовки должны обеспечивать прочную адгезию покрытия к металлу и его высокие защитные свойства. Это достигается сочетанием соответствующих пленкообразующих со специальными пигментами — ингибиторами коррозии металла, введением в композицию различных поверхностно-активных веществ и других добавок.
Грунтовки для металлов подразделяют на несколько типов:
— пассивирующие грунтовки — содержат в своем составе наряду с другими пигментами хроматы и фосфаты;
— фосфатирующие грунтовки — помимо пассивирующего действия, обеспечиваемого хроматными пигментами, фосфатируют металл вследствие присутствия фосфорной кислоты;
— протекторные грунтовки — содержат большое количество цинковой пыли, что обеспечивает катодную защиту металлов, особенно эффективную в морской воде;
— изолирующие грунтовки — содержат в качестве пигментов железный сурик и цинковые белила и защищают металл от проникновения влаги;
— грунтовки-преобразователи ржавчины — содержат фосфорную кислоту, вступающую в химическое взаимодействие с продуктами коррозии на поверхности металла и преобразующую их в подслой под лакокрасочные покрытия.
При нанесении защитно-декоративных многослойных покрытий для выравнивания и исправления микро- и макродефектов поверхности применяют шпатлевки. При грунтовании кузовов и кабин автомобилей второй слой грунтовки, наносимый по электрофорезной грунтовке, выполняет роль выравнивающего слоя, т. е. функции шпатлевки. Поэтому грунтовки, наносимые по первичному защитному слою грунтовки, называют также грунт – шпатлевками.
Для устранения более значительных дефектов окрашиваемой поверхности используются специальные шпатлевки. Как правило, они представляют собой пастообразную массу, которую наносят на поверхность шпателем. Некоторые шпатлевки наносят пневмораспылите-лем или кистью при соответствующем разбавлении растворителем. После нанесения и сушки зашпатлеванные участки подвергаются шлифованию ручным или механизированным способом специальной шкуркой.
В автомобилестроении находит применение широкая гамма эмалей различных типов. Ряд эмалей предназначен для получения однослойных защитно-декоративных покрытий деталей двигателя, шасси и трансмиссий. В многослойных комплексных лакокрасочных покрытиях кузовов эмали выполняют роль завершающих отделочных декоративных слоев.
Практически все эмали могут наноситься на окрашиваемую поверхность методом пневматического распыления. В промышленности при производстве автомобилей применяют также методы электростатического распыления, облива, электрофорезного окрашивания. Способы нанесения указаны в технических условиях на эмали.
Предъявляемые к эмалям требования определяются их конкретным назначением. Так, используемые для наружной окраски кузова легкового автомобиля отделочные эмали должны обеспечивать: высокий блеск покрытия; ровную поверхность (без «шагрени»); чистый глубокий тон; высокую стойкость покрытия в различных климатических условиях (атмо-сферостойкость).
От эмалей для однослойных покрытий, как правило, не требуется таких высоких декоративных свойств. Однако они должны обеспечивать защиту деталей от коррозии при эксплуатации автомобилей. К автомобильным эмалям всех типов предъявляются также требования по стойкости к действию воды, масла и бензина.
Для окраски кузовов автомобилей применяются эмали с широкой, постоянно обновляющейся гаммой расцветок, что определяется потребительским спросом и конкурентоспособностью автомобилей. На ВАЗе цветовая гамма эмалей включает 10—15 цветов в год и обновляется ежегодно на 2—3 новых цвета взамен пользующихся пониженным спросом.
Получение эмалевых покрытий с высокими декоративными свойствами является технически сложной задачей. Эта работа требует от исполнителей высокой квалификации и определенных практических навыков, а при ручном исполнении граничит с искусством. В производственных условиях качество окраски достигается с помощью современного оборудования с автоматизацией регулирования основных технологических параметров.
Однако даже при наиболее совершенных оборудовании и материалах при окраске неизбежно возникают дефекты лакокрасочных покрытий, требующие дополнительных затрат для их устранения.
Наиболее часто встречающиеся дефекты при окраске:
— Отслаивание и пузыри’на покрытии вследствие плохой подготовки поверхности под окраску, попадания в сжатый воздух или лакокрасочный материал воды и масла, чрезмерно высокой температуры сушки покрытия, при нанесении нового слоя покрытия на недосушенный или пересушенный предшествующий слой.
— Сорность — результат попадания посторонних включений в пленку покрытия вследствие недостаточной фильтрации эмали или наличия пыли в окружающем воздухе.
— Наплывы — как правило, на вертикальных, особенно рельефных, поверхностях при нанесении избыточного для одного слоя количества материала или заниженной его вязкости.
— «Шагрень», образующаяся при плохом растекании эмали в процессе сушки вследствие завышенной вязкости материала.
— Кратеры — результат точечной несмачиваемости окрашиваемой поверхности при попадании на нее гидрофобизующих загрязнений, чаще всего силиконов. Источником таких загрязнений могут быть тальк на резиновых перчатках, следы полирующих силиконсодержащих составов, масла и мазки, попадающие из сжатого воздуха при пневмораспылении или другим путем.
— Поры и мелкие отверстия («наколы») — из-за чрезмерно быстрого испарения растворителя из пленки покрытия в процессе ускоренной сушки или при использовании слишком легколетучего растворителя.
Устранение дефектов лакокрасочного покрытия производится путем механического сошлифовывания дефектных участков покрытий и повторной окраски.
—
Нужно ли перед окрашиванием зашпатлеванных поверхностей наносить слой грунтовки, а по ней декоративную эмаль?
Нет. Для закрытия пор в шпатлевке ее перекрывают слоем эмали, разбавленной растворителем. Этот слой, называемый уплотнительным или силером, препятствует впитыванию пленкообразующего и предотвращает снижение глянца декоративного покрытия.
Слоем какой толщины можно наносить шпатлевку на литые детали станков?
Толщина одного слоя шпатлевки может колебаться в пределах 0,1—0,3 мм. На станках и изделиях, предназначенных для эксплуатации в районах с тропическим климатом, общая толщина слоя шпатлевки после шлифования не должна превышать 1 мм, а в районах с умеренным климатом может достигать 1,4 — 1,6 мм.
Нужно ли наносить грунтовки или эмали на поверхности, покрытые эпоксидной шпатлевкой?
На поверхности, покрытые эпоксидной шпатлевкой, без грунтовок можно наносить эмали алкидные, алкидно-меламиновые, мочевиноформальдегидные, нитроцеллюлозные, нитроалкидно-эпоксидные, нитроэпоксидные, перхлорвиниловые, полиуретановые, эпоксидные.
Рис. 1. Тонкие слои шпатлевки наносят краскораспылителем (а), толстые — шпателем (б)
Какие шпатлевки или мастики используют для устранения раковин и различных дефектов литья или сварочных конструкций?
Нагревающиеся поверхности исправляют шпатлевками эпоксидного или этинолевого типа.
Каковы состав и технология приготовления магнезиальной шпатлевки?
В раствор хлористого магния добавляют спирт, а затем при непрерывном перемешивании вливают лак. в готовую эмульсию, не прекращая размешивания, вводят порошок магнезита и хорошо просушенный асбест.
Шпатлевку наносят по загрунтованным поверхностям, сушат 24 — 100 ч. За один прием заделывают дефекты глубиной до 25 мм. Шпатлевка выдерживает нагревание до 200 °С.
Сварным швам, особенно при ручной работе, свойственна большая шероховатость. Можно ли устранить неровности швов, используя шпатлевку МС-007 или другой марки?
Покрытие, нанесенное на зашпатлеванной поверхности, имеет хороший внешний вид, но недостаточно устойчиво при деформациях, вибрации и ударах. В связи с этим неровности сварных швов устранять шпатлеванием не рекомендуется.
Можно ли исправлять шпатлеванием {внешние дефекты корпусов насосов, эксплуатируемых при 200—300 °С?
Корпуса насосов шпатлевать не разрешается во избежание снижения прочности покрытия. Насосы следует окрашивать эмалями серебристого цвета марок КО-815, ПФ-820, ПФ-837 или лаком ПФ-170, в который вводят 15% алюминиевой пудры.
В каких случаях рекомендуется применять шпатлевку ГФ-0075?
При исправлении мелких дефектов на участках значительного размера. Наносят шпатлевку слоем толщиной не более 50 мкм только краскораспылителями. Поверхности должны быть обработаны грунтовкой ГФ-021 или ГФ-032ГС.
На шпатлевку можно наносить эмали глифталевые, нитроцеллюлозные, масляные, меламиновые, мочевинные, пентафталевые, нитроэпоксидные. Какую шпатлевку используют для выравнивания прокладок из стеклотекстолита?
Стеклотекстолит можно покрывать шпатлевкой светло-серой ЭП-0020 или красно-коричневой ЭП-0010. Чем можно заменить шпатлевку ПШ-1, при отделке некоторых типов приборов?
Шпатлевками НЦ-007, НЦ-008, НЦ-009, НЦ-0042.
Можно ли шлифовать шпатлевку ПФ-002 и аналогичную ей после 3-часовой сушки при 18—22 °С?
Нет. Шпатлевка будет недосушена. Шлифование недосушенных шпатлевок затрудняет работу, быстро засаливает шлифовальные шкурки; сопровождается задирами обрабатываемой поверхности. Все это резко ухудшает качество покрытия. Шпатлевку надо наносить тонким слоем и сушить при 18-22 °С не менее 24 ч.
Какие шпатлевки обладают хорошими электроизолирующими свойствами?
Для получения покрытия с хорошими электроизолирующими свойствами следует использовать эпоксидную шпатлевку ЭП-0062. Наносят ее по негрунтованному металлу слоем толщиной до 4 мм. Шпатлевка не стекает с вертикальных поверхностей. Сушат ее при 120 °С в течение часа; удельное объемное сопротивление 10й Ом-см; электрическая прочность 20 кВ/мм; жизнеспособность 2 ч при 18-22 °С.
Каковы области применения полиэфирных, хлоркаучуковых и нитроцеллюлозных шпатлевок?
Полиэфирные шпатлевки холодной сушки ПЭ-0044 и шпатлевку ПЭ-0050 преимущественно горячей сушки используют вместо ПФ-002, КФ-003, ХВ-005. Шпатлевку ПЭ-0050, устойчивую при нагревании до 160 °С, применяют на изделиях из легких сплавов, стали, чугуна. Схемы покрытий с использованием полиэфирных шпатлевок приведены в табл. 3.18.
Быстросохнущей шпатлевкой КЧ-0039 исправляют мелкие дефекты. Для этих целей пригодна шпатлевка НЦ-0043.
Чем и как шпатлюют изделия, периодически нагревающиеся до 150—170 °С?
Язвы, зазоры, неровности и другие дефекты поверхности заделывают эпоксидной шпатлевкой ЭП-0010 с наполнителем из асбестовой пыли, смоченной этинолевым лаком.
Асбестовую пыль пропитывают эквивалентным количеством лака и хранят в плотно закрытой таре. Смесь выдерживают 72 ч, интенсивно перемешивая ее через каждые 12 ч. Перед началом работы в шпатлевку вводят отвердитель и смешивают с равным количеством пропитанной пыли. Готовую шпатлевку наносят слоем 1 —2 мм при помощи шпателя. Каждый слой сушат 2 ч при 18 —22 °С. Первый, второй и третий слой многослойной шпатлевки сушат 2—3 ч, а окончательно зашпатлеванную поверхность 7 — 8 ч при 70 °С.
Можно ли при нанесении шпатлевки отказаться от грунтования металла?
При использовании грунт-шпатлевки можно не наносить грунтовку. В остальных случаях шпатлевку следует применять совместно с грунтовкой по следующим соображениям:
— шпатлевка имеет лучшую адгезию к загрунтованной поверхности, чем к чистому металлу;
— шпатлевка улучшает декоративную отделку, не влияя на защитные свойства покрытия. В толстом слое шпатлевка растрескается, открывая влаге доступ к металлу. Грунтовка тормозит процесс коррозии, предохраняя покрытие от быстрого разрушения.
Как приготовить шпатлевку черного или серого цвета на месте применения?
Шпатлевку черного цвета готовят из клея БФ-2 или БФ-4 (50 массовых долей), литопона сухого (45 массовых долей), нигрозина спирторастворимого (5 массовых долей), шпатлевку серую — из 40% глифталевого изоляционного лака, 30% мела молотого, 30% литопонных белил сухих.
Каковы преимущества эпоксидных шпатлевок?
Основное преимущество — отсутствие усадки и деформации при высыхании. В связи с этим шпатлевку можно наносить сразу слоем толщиной до 20 мм. На небольших вмятинах шпатлевку наносят толщиной до 5 — 8 мм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грунтовки и шпатлевки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы