К этой группе машин относятся асфальтоукладчики ДС-126, ДС-1 и ДС-94, основные сборочные единицы которых конструктивно решены одинаково. Асфальтоукладчик ДС-94 является более совершенной моделью по сравнению с другими и отличается от них большей производительностью и высоким качеством укладываемого материала. За счет применения гидропривода и системы автоматики в управлении можно добиваться хороших эргономических показателей.
Асфальтоукладчик ДС-126 (рис. 7) состоит из ходовой части и рабочих органов.
В ходовую часть входят верхняя и нижняя рамы, гусеничное ходовое устройство, приемный бункер, заслонка бункера, цепные пластинчатые питатели, винтовой конвейер, силовая установка (двигатель), двойная муфта, коробка передач, валы фрикционов питателей, винтовых конвейеров и бортовых фрикционов, промежуточные валы, система рычагов управления, гидравлическая система, стопорные устройства несущих рычагов, воздуходувка для подачи воздуха к системе обогрева выглаживающей плиты.
Рис. 7. Гусеничный асфальтоукладчик ДС-126:
1 — двигатель, 2, 4 —верхняя и нижняя рамы, 3 —заслонка, 5 — гидроцилиндры автоматики и поворота стенок бункера, 6 — гусеничное ходовое устройство, 7 — гидравлическая система подъема и опускания рабочих органов, 8 — стопорное устройство несущих рычагов, 9 — винтовой конвейер, 10 — отражательный щит. 11 —трамбующий брус, 12 — выглаживающая плита, 13 — регулятор толщины, 14 — несущий рычаг, 15 — рычаги управления, 16 — система обогрева, П — эксцентриковый вал, 18 — коробка передач, 19 — бункер, 20 — питатели
Нижнюю раму крепят к тележке гусеничного ходового устройства в трех точках: две по бокам и одна впереди, что допускает ее перекос, вызванный неровностями дороги, и создает равномерное нагружение гусеничных тележек. На нижней раме крепят приемный бункер с питателями и часть трансмиссии. На верхней раме размещены двигатель, коробка передач, рычаги управления, часть трансмиссии, сиденье машиниста, воздуходувка системы обогрева, топливный бак.
Рис. 8. Ходовое устройство асфальтоукладчика ДС-126:
1 — задние опоры основной рамы, 2,8 — левая и правая гусеничные тележки, 3,6 — опоры поперечной балки, 4 — передняя опора основной рамы, 5 — поперечная балка, 7 — нижняя основная рама
Ходовое устройство асфальтоукладчика ДС-126 (рис. 8) составляют две (левая и правая) гусеничные тележки с опорными поддерживающими роликами, гусеничными лентами и натяжными устройствами. Левая и правая гусеничные тележки несут задние и передние шарнирные опоры, на которых базируется нижняя основная рама асфальтоукладчика. Для взаимного перекоса левой и правой гусеничных тележек по неровностям основания дороги передняя опора нижней основной рамы выполнена через поперечную балку с шарниром по середине, обеспечивающим движение в поперечной плоскости, и двумя шарнирами опор, которыми балка связана с передними точками гусеничных тележек.
Приемный бункер (рис. 9) предназначен для приема асфальто-бетонной смеси из автомобиля-самосвала.
Рис. 9. Приемный бункер асфальтоукладчика ДС-126:
1,9 — борта, 2 — рама, 3 — балка гусеничного ходового устройства, 4 — несущий рычаг, 5 — заслонка бункера, 6 — поперечная балка, 7,8 — левый и правый питатели, 10 — уголок, 11 — цепь, 12, 15 — натяжной и приводной валы, 13 — регулировочный винт, 14 — скребок, 16 — приводная звездочка
Бункер расположен в передней части асфальтоукладчика на нижней части основной рамы и изготовлен из листовой стали в форме корыта, открытого с передней стенки. Задняя стенка бункера закрыта двумя шиберными заслонками для регулирования количества смеси, подаваемой из бункера к винтовому конвейеру. Заслонки могут подниматься вверх, открывая отверстия, через которые выгружается смесь. Степень открытия шиберных заслонок регулируют винтами.
По дну бункера перемещаются два цепных пластинчатых питателя. В средней части приемного бункера, где проходят вту-лочно-роликовые цепи питателя, установлен уголок, который прикрывает шарнирные соединения цепей от попадания смеси. Борта и бункера выполнены вогнутыми и откидными. Правое и левое крыло бортов закреплено шарнирно и может поворачиваться с помощью гидроцилиндров. Дно борта бункера может устанавливаться под углом к горизонту, благодаря чему находящаяся в бункере смесь сползает к скребкам питателя.
Питатели предназначены для подачи асфальтобетонной смеси из приемного бункера к винтовому конвейеру. Питатель состоит из левой и правой частей, каждая из которых выполнена из двух бесконечных втулочно-роликовых цепей, соединенных между собой металлическими пластинами —скребками. В каждой части питателя расположено по два вала (натяжной и приводной ). Через приводные валы, на которых установлены звездочки, передается движение цепям, а натяжные несут барабаны и служат для натяжения цепей. Натяжение осуществляется винтом с гайкой. Приводные валы и натяжные барабаны установлены с помощью подшипников скольжения, вкладыши которых изготовлены из бронзы с густой сеткой отверстий, в которых впрессован графит. Обе части пластинчатого питателя перемещаются с одинаковой скоростью.
Скорость движения цепей питателя увязана со скоростью движения асфальтоукладчика. Это позволяет получать достаточное количество смеси для распределения ее по поверхности основания дороги независимо от скорости передвижения асфальтоукладчика.
Винтовые конвейеры предназначены для равномерного распределения смеси по ширине укладываемой полосы. Они расположены перпендикулярно продольной оси асфальтоукладчика на основной раме. Винтовые конвейеры состоят из левой и правой секций. В зависимости от требуемой ширины укладываемой полосы можно включать одну или обе секции. Для укладки уширенных полос к винтовым конвейерам на их наружных концах могут быть установлены уширители. Винтовой конвейер состоит из трубчатого вала и приваренных к нему спиралей и прикреплен к основной раме с помощью кронштейнов. Частота вращения винтовых конвейеров увязана со скоростью движения цепей питателя и скоростью передвижения асфальтоукладчика. Винтовые конвейеры включаются и выключаются одновременно с питателями. Привод винтовых конвейеров цепной.
Рабочие органы представляют собой группу уплотняющих и выравнивающих механизмов, которые связаны шарнирно с ходовой частью двумя расположенными параллельно продольной оси машины несущими рычагами. Рабочие органы подвешены к несущим рычагам в четырех точках шарнирно у задних концов несущих рычагов (по два шарнира с каждой стороны). Задние шарниры выполнены в виде гайки с винтом, с помощью которых рабочим органам можно придавать необходимый по величине угол наклона к горизонту и подготовленному основанию. Во время укладки рабочие органы опущены, в транспортном положении — подняты на упоры стопорного устройства. Рабочие органы поднимаются в транспортное положение с помощью двух гидроцилиндров поворотом обоих несущих рычагов вокруг передней точки крепления.
Передние точки шарнирного крепления несущих рычагов могут перемещаться в вертикальных направляющих с помощью гидроцилиндров, управляемых автоматически.
Основными элементами рабочих органов являются выглаживающая плита и расположенный перед ней трамбующий брус. Выглаживающая плита расчленена по ширине на две одинаковые части, шарнирно соединенные посередине. Состоит выглаживающая плита из балочной рамы и тонкого стального листа, который служит основанием. Лист — прямоугольной формы, нижняя плоскость его отшлифована. Для увеличения жесткости на верхней плоскости листа приварены уголки и планки. Верхние части выглаживающей плиты соединены между собой регулятором профиля.
Регулятор профиля (рис. 10) состоит из двух винтовых стяжек (передней и задней), шарнирно прикрепленных к верхней части выглаживающей плиты кронштейнами.
Рис. 10. Регулятор профиля асфальтоукладчика ДС-126:
Стяжки снабжены звездочками и сблокированы между собой втулочно-роликовои цепью для одновременного поворота. Положение выглаживающей плиты в зависимости от поперечного профиля покрытия, выполненного асфальтоукладчиком, показано на рис. 11.
Для обогрева выглаживающей плиты в холодную погоду над ней установлен обогреватель с камерой сгорания (рис. 12). Из камеры сгорания горячие газы по трубам попадают в камеры подогрева и нагревают обе половины плиты.
Рис. 11. Положение выглаживающей плиты при регулировании поперечного профиля укладываемого слоя смеси:
а — для горизонтального плоского профиля, б — наклонного плоского, в — двускатного; 1 — шарнир, 2 — регулятор профиля, 3 — регулятор толщины укладываемого слоя
Для изменения степени нагрева правой и левой плиты в камере сгорания установлена заслонка, регулирующая поток горячих газов. Температуру нагрева плит можно регулировать интенсивностью горения газовой горелки. Обогреватель включает в себя топливный бак с ручным насосом примусного типа, манометр, топливопроводы, воздуходувку, воздухопроводы, горелку с вентилями для регулирования количества подаваемого топлива. Трамбующий брус (рис. 13) с приводом расположен впереди выглаживающей плиты и состоит из левой и правой половин. Трамбующий брус совершает колебательные движения, которые получает от эксцентрикового вала.
С рамой выглаживающей плиты трамбующий брус связан планирующими звеньями, которые позволяют ему перемещаться только в вертикальной плоскости. Трамбующий брус оборудован съемным ножом 6, нижняя кромка которого имеет специальный профиль, дающий возможность лучше уплотнять укладываемую смесь. Каждая половина трамбующего бруса снабжена отражательными щитами. Отражательные щиты кроме очистки трамбующего бруса от налипающей асфальтобетонной массы прижимают его к выглаживающей плите. Схема работы трамбующего бруса представлена на рис. 14. Для привода эксцентриковых валов во вращение на их концах, обращенных к середине машины, насажены на шпонках шкивы клиноременной передачи.
Трамбующий брус приводится в действие двумя последовательными клиноременными передачами путем отбора мощности от двигателя через двойную муфту. Частота ударов трамбующего бруса 1400—1450 в минуту, что соответствует частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Регулятор толщины (рис. 15) представляет собой винт со стопорным устройством. Нижний конец винта шарнирно соединен с выглаживающей плитой, а верхняя часть — с помощью гайки соединена с несущим рычагом.
Рис. 12. Обогреватель асфальтоукладчика ДС-126;
1 — камера сгорания, 2 — откидная крышка камеры, 3— воздушный кожух, 4 — отражатель, 5 — змеевик—испаритель, 6 – противень к испарителю, 7 — колено газопровода, 8 — рукоятка заслонки газопровода, 9 — разветвление газопровода, 10 – керосиновый бачок, 11 — манометр, 12 — ручной насос, 13 — шланг
Рис. 13. Трамбующий брус (правая половина) асфальтоукладчика ДС-126:
1 — удлинитель бруса, 2 — кронштейн, 3 — планирующее звено, 4 — подвеска, 5 — звено трамбующего бруса, 6 — нож
На верхнем конце винта насажен вороток с двумя рукоятками. На гайке несущего рычага укреплена линейка на на винте — диск, которые указывают величину изменения толщины укладываемого слоя. Поскольку винты работают независимо один от другого, можно одну из сторон плиты поднимать или опускать относительно другой стороны, что позволяет придавать покрытию любой поперечный уклон вне зависимости от поперечного уклона подготовленного основания.
Рис. 14. Схема работы трамбующего бруса:
а — эксцентрик слева, б — эксцентрик сверху, в — эксцентрик справа, г — эксцентрик снизу; 1 — кронштейн, 2 — планирующее звено, 3 — эксцентриковый вал, 4 — шатун, 5 — трамбующий брус
Кинематическая схема асфальтоукладчика ДС-126 представлена на рис 16. На асфальтоукладчике ДС-126 установлен двигатель с сухой четырехдис-ковой постоянно замкнутой муфтой сцепления.
Рис. 15. Регулятор толщины асфальтоукладчика ДС-1.26:
1 — винт, 2 — указательная линейка, 3 — стопорное устройство, 4 — управление защелкой, 5 — плита, 6 — несущий рычаг, 7 — рукоятка
Мощность от коленчатого вала двигателя через муфту сцепления и двойную муфту передается первичному валу коробки передач. С двойной муфты часть мощности с помощью клиноременной передачи и промежуточного вала поступает трамбующему брусу. Два шкива промежуточного вала соединены клиноременными передачами с эксцентриковыми валами, которые передают колебания через шатуны обеим половинам трамбующего бруса.
Большая часть мощности поступает первичному валу коробки передач. На втором конце этого вала, который выходит за пределы коробки передач, расположен шкив клиноременной передачи, приводящий во вращение воздуходувку. Коробка передач дает возможность получать шесть скоростей передвижения асфальтоукладчика вперед,соответственно шесть скоростей вращения винтовых конвейеров и цепей питателя, а также три скорости передвижения асфальтоукладчика в обратном направлении. На выходном валу коробки передач установлены две фрикционные муфты привода скребков питателей и винтовых конвейеров. С одной фрикционной муфты передается мощность винтовому конвейеру и питателю левой стороны, а с другой муфты — винтовому конвейеру и питателю правой стороны.
Рис. 16. Кинематическая схема асфальтоукладчика ДС-126:
1, 4, 5, 8,9 — валы, 2 — фрикционная муфта гусеничного ходового устройства, 3, 6, 16 — цепные передачи, 7 — звездочка гусеничного ходового устройства, 10 —шатун, 11 — трамбующий брус, 12 — выглаживающая плита, 13 — винтовой конвейер, 14 — промежуточный вал привода винтового конвейера, 15, 29 — клиноременные передачи, 17, 21, 22 — звездочки, 18 — питатель, 19 — шкив промежуточного вала, 20 — промежуточный вал привода трамбующего бруса, 23 — сдвоенные рычаги управления хода, 24 — распределительный вал, 25, 26— фрикционные муфты, 27 — клиноремен-ная передача трамбующего бруса, 28 — первичный вал коробки передач, 30 — воздуходувка, 31 — коробка передач, 32 — двойная муфта, 33 — муфта сцепления двигателя, 34—двигатель
Для равномерного распределения смеси и ее качественной укладки винтовой конвейер и питатель работают согласованно. Передача мощности винтовым конвейерам и питателям каждой из сторон протекает аналогично.
Мощность со звездочки фрикционной муфты передается втулочно-роликовой цепью звездочкам, установленным на распределительном валу. На валу жестко установлена звездочка, которая передает мощность для вращения звездочек питателя и винтового конвейера через промежуточный вал. Мощность для передвижения асфальтоукладчика передается с вала фрикционов на ведущие звездочки гусеничного ходового устройства. На валу установлены две фрикционные муфты со звездочками, каждая из которых с помощью цепей передает мощность ведомой приводной звездочке гусеничного ходового устройства через промежуточный шестеренный редуктор и валы со звездочками.
Сиденье машиниста установлено на специальных кронштейнах, прикрепленных к основной раме. Рычаги управления (рис. 17) передвижением асфальтоукладчика, рычаги левого и правого бортовых фрикционов, рычаги управления питателями и винтовыми конвейерами сдублированы — один с правой, а другой с левой стороны, что позволяет управлять с левого или правого сиденья.
Рис. 17. Рычаги управления гусеничным асфальтоукладчиком ДС-126:
1 — рычаг левого фрикциона питателя и винтового конвейера, 2 — сблокированные рычаги правого бортового фрикциона, 3 — сблокированные рычаги левого бортового фрикциона, 4 — Рукоятка Ш рычага коробки передач, 5 — рукоятка рычага коробки передач, 6 —рукоятка рычага коробки передач, 7 — рычаг включения муфты трамбующего бруса, 8 — рычаг управления муфтой сцепления двигателя, 9 — рычаг управления подачей топлива к двигателю, 10 — рычаг правого фрикциона питателя и винтового конвейера, 11 — рукоятка насоса топливного бачка системы обогрева, 12 — рукоятка управления упорами, 13, 16 — рукоятки правого и левого винтов регулятора толщины слоя, 14 — рукоятка регулятора профиля, 15 — рычаг распределителя гидропривода подъема рабочих органов
Скорости передвижения асфальтоукладчика включаются тремя рычагами от коробки передач. Муфтой сцепления двигателя управляют рычагом, выведенным к месту сиденья машиниста.
Для удобства управления питателями и винтовыми конвейерами их рычаги снабжены педалями, которыми пользуются, когда руки машиниста заняты управлением передвижения асфальтоукладчика. Во время работы машинист управляет также подъемом несущих рычагов вместе с трамбующим брусом и выглаживающей плитой с помощью гидросистемы.
Система автоматического поддержания ровности покрытий предназначена для стабилизации выглаживающей плиты при движении машины по неровностям основания и выдерживания заданного профиля покрытий. Применение этого комплекта на асфальтоукладчиках обеспечивает получение ровного слоя покрытия в продольном направлении с заданным углом поперечного уклона, повышает качество укладки покрытия, увеличивает производительность асфальтоукладчиков и облегчает условия труда машиниста.
Рис. 18. Схема автоматического управления асфальтоукладчиком:
1 — копир (база отметок), 2 — преобразователи продольного профиля, 3 — передний шарнир продольного бруса несущего рычага, 4,8 — гидроцилиндры, 5,7 — гидрораспределители, 6 — ввод масла от насоса, 9 — преобразователь поперечного уклона, 10, 12 — правый и левый продольные брусья, 11 — блок управления системой автоматики
Комплект аппаратуры типа «Стабилослой» состоит из двух преобразователей продольного профиля, преобразователя угла поперечного уклона и пульта управления. На рис. 18 представлена схема автоматического управления асфальтоукладчиком.
При движении асфальтоукладчика по местным неровностям основания возникают перекосы корпуса машины в продольном и поперечном направлениях и соответственные изменения углов наклона выглаживающей плиты. Эти изменения в продольном направлении передаются на щуп преобразователя, который базируется по предварительно снивелированному копиру. Изменение углов наклона выглаживающей плиты в поперечном направлении фиксируется преобразователем. Полученные электрические сигналы от преобразователя воспринимаются и усиливаются блоком управления системой автоматики. Усиленный электрический сигнал от блока передается к электромагнитам соответствующих гидрораспределителей, которые управляют гидроцилиндрами.
Таким же образом системой автоматики по сигналам, полученным от преобразователей 2, с помощью гидравлических исполнительных механизмов гидроцилиндров изменяется положение передних шарниров 3 продольных брусьев 12 так, что восстанавливаются углы наклона выглаживающей плиты.
При автоматическом управлении положение рабочего органа определяется двумя гидроцилиндрами привода левого и правого тяговых брусьев. Поэтому для автоматической стабилизации рабочего органа одновременно в схему работы включаются два преобразователя. В зависимости от условий работы асфальтоукладчика это могут быть либо два преобразователя продольного профиля, либо один преобразователь продольного профиля, устанавливаемый с правой или с левой стороны машины и преобразователь угла (преобразователь поперечного уклона).
Рис. 19. Пульт управления системой автоматики:
1 — корпус, 2 — переключатель видов работ, 3 ,— задатчик поперечного уклона, 4 — потенциометр загрубления, 5 — 7 — тумблеры настройки преобразователей продольного профиля и поперечного уклона, 8,13,15 — сигнальные лампы, 9, 10 — кнопки управления гидрораспределителем правого гидроцилиндра (движение вверх и вниз), 11, 12 — кнопки управления гидрораспределителем левого гидроцилиндра (движение вниз и вверх), 14 — тумблер включения питания
При движении асфальтоукладчика щуп преобразователя перемещается по базе, представляющей собой требуемый продольный профиль покрытия. В качестве базы используют натянутую по нивелиру проволоку, бетонную бортовую полосу или поверхность ранее уложенного покрытия.
Пульт управления (рис. 19) системы автоматики заключен в пылевлагонепроницаемый корпус и снабжен откидной крышкой, запираемой замком.
На лицевой панели пульта установлены четырехпозиционный переключатель видов работ, потенциометр — задатчик поперечного уклона рабочего органа со шкалой «Поперечный уклон» в процентах, потенциометр «загрубления» для ограничения тока при настройке преобразователя поперечного уклона, тумблер включения питания, тумблеры для переключения «Настройка преобразователей—работа», четыре кнопки для ручного управления гидроцилиндрами, сигнальная лампа включения схемы и предохранитель. Через штепсельные разъемы пульт управления соединяется с источником питания, преобразователями и электромагнитами гидрораспределителей.
Переключатель видов работ может быть установлен в четыре положения: в одном положении подключено ручное управление, в другом — включены правый и левый преобразователи продольного профиля, в третьем — правый преобразователь продольного профиля и преобразователь поперечного уклона, в четвертом — левый преобразователь продольного профиля и преобразователь поперечного уклона.
Тумблеры настройки 5—7 преобразователей устанавливают в два положения, соответствующие работе и настройке.
Асфальтоукладчик ДС-1 в отличие от асфальтоукладчика ДС-126 снабжен более простой гидравлической системой, не оснащен автоматической системой управления; боковые стенки бункера, рассчитанного на 4—4,5 т смеси, неподвижны и выполнены в виде наклонных щитов.
Асфальтоукладчик ДС-94 является усовершенствованной моделью асфальтоукладчика ДС-126. На нем применена трансмиссия, заимствованная от трактора Т-40М. В отличие от асфальтоукладчика ДС-126 на модели ДС-94 привод на ведущие звездочки гусеничного ходового устройства выполнен с помощью бортовых редукторов и шестеренных зубчатых передач. Цепные передачи сохранены лишь для привода винтовых конвейеров и пластинчатых питателей. Трамбующий брус приводится с помощью клиноремен-ной передачи от вала отбора мощности трансмиссии.
На асфальтоукладчике ДС-94 предусмотрена система автоматического контроля количества смеси, находящейся между винтовыми конвейерами и трамбующим брусом.
При переполнении смесью этого пространства питатели и винтовые конвейеры отключаются.
Гидросистема на асфальтоукладчике ДС-94 служит для управления муфтами, бортами бункера, для подъема рабочих органов и управления гидроцилиндрами системы автоматики. Данные о гусеничных асфальтоукладчиках приведены в табл. 5.
Таблица 5. Технические характеристики гусеничных асфальтоукладчиков
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гусеничные асфальтоукладчики"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы