Возникающие на лифтах неисправности в электрооборудовании и схемах происходят по двум причинам: при выходе из строя элементов электрооборудования и в результате допущенных ошибок при монтаже, производстве модернизации или ремонте. Часто устранение неисправностей, связанных с заменой элементов вышедшего из строя оборудования, приводит к возникновению неисправностей, связанных с ошибками монтажа, а также с установкой радиоэлементов, релейной и другой аппаратуры не тех параметров, что соответствуют проекту лифтовой установки. Поэтому в большинстве случаев разделение причин неисправностей на какие-то определенные типы носит чисто условный характер.
В любом случае определение причины неисправности, приведшей к остановке лифта или сбою в выполнении лифтами программы парного или группового управления, вызывает наибольшие трудности из-за того, что некоторые электромеханики по лифтам не имеют полного представления о взаимодействии перемещающихся элементов электрооборудования кабины с неподвижными элементами оборудования шахты. Следует помнить, что учитывать взаимодействие элементов оборудования необходимо не только в зоне этажа, где произошла неисправность, а также и на других уровнях, где может возникнуть вероятность соприкосновения перемещающихся по шахте подвесных кабелей и противовеса с установленным в шахте оборудованием или металлоконструкциями. Как правило, такие неисправности связаны с тем, что горит предохранитель в цепи управления при нахождении кабины в каком-то определенном месте или местах шахты, в зоне одного или нескольких этажей.
Рассмотрим несколько таких причин неисправностей, наблюдаемых при эксплуатации лифтов.
А. Сгорает предохранитель в цепи управления при нахождении кабины и того же этажа. Рассмотрим случай сгорания предохранителя в цепи управления лиф-43 со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом, в Т омент входа рычага этажного переключателя 4-го чтпжа в направляющие отводки кабины. Конструктивной особенностью этого лифта было то, что направляющие противовеса находились на левой боковой стороне шахты за условной линией расположения этажных переключателей. В связи с тем, что предохранитель выходил из строя (сгорал) даже с полностью отключенным электрооборудованием, расположенным на 4-м этаже, эксплуатирующая организация была вынуждена обратиться к специалисту по наладке лифтов.
При осмотре оборудования шахты было обнаружено соприкосновение противовеса с металлорукавом этажного переключателя одного из верхних этажей. Проверкой состояния электропроводки в металлору-каве этого этажного переключателя было обнаружено, что оборваны два провода, идущие от контактов этажного переключателя в цепь регистрации повторного вызова, и повреждена изоляция провода, идущего к общей шине 13 контактов этажных переключателей в цепи включения контактора направления движения вниз КН. Как выяснилось, короткое замыкание в цепи управления лифта происходило только при движении кабины вниз и к тому же не после каждого касания противовесом металлорукава, а не более од-ного-двух раз в день и только тогда, когда металлорукав возвращался (отпружинивал) на прежнее место.
Б. Сгорает предохранитель в цепи управления при нахождении кабины в зо-^е нескольких, одних и тех же, этажей. Рассмотрим случай сгорания предохранителя в цепи Управления лифта со скоростью 1,0 м/с электромагнитными кнопками при нахождении кабины в зоне между 10-м и 11-м этажом. И в этом случае к ошибочным действиям привело то, что при поиске неисправности не было учтено взаимодействие перемещающихся частей электрооборудования кабины с металлокон-трукциями шахты. Выяснилось, что подвесной ка-ель соприкасался с направляющими противовеса, что привело к повреждению его оболочки вместе с изоляцией заключенных в ней проводов. При этом короткое замыкание происходило только во время движения кабины вверх и то же не при каждом соприкосновении подвесного кабеля с направляющими противовеса, значительно ниже того места, где в этом случае останавливалась кабина.
В. Выходят из строя (горят) обмотки малой скорости электродвигателя главного привода. Рссмотрим случай, когда сгорали обмотки малой скорости электродвигателя лифта грузоподъемностью 320 кг со скоростью 1,0 м/с и светящимися кнопками при нахождении кабины в зоне первого этажа. Следует отметить, что после замены вышедших из строя электродвигателей новые электродвигатели выходили из строя через несколько часов работы. Причину этой, казалось бы ничего общего не имеющей неисправности с теми, что рассмотрены в пунктах А и Б, пришлось определять также, учитывая взаимодействие перемещающегося оборудования лифта с металлоконструкциями шахты. В результате примерно двадцати пусков лифта вниз, при управлении из машинного помещения, было зафиксировано заклинивание кабины при движении на малой скорости в зоне первого этажа. После отключения вводного рубильника лифта последующее обследование зоны первого этажа не дало никаких результатов.
При проведении последующих пусков с учетом взаимодействия перемещающихся частей оборудования лифта с металлоконструкциями шахты было установлено, что при переходе кабины на малую скорость движения, в момент входа воздействующего на рычаг конечного выключателя при переходе крайнего нижнего положения бобышки в окно, через которое в машинное помещение пропущен канат ограничителя скорости, происходило касание одного из винтов крепления бобышки на канате за металлическое обрамление окна со стороны шахты. Вследствие чего приостанавливалось вращение диска ограничителя скорости, а мощности электродвигателя на малой скорости не хватало для того, чтобы кабина села на ловители. В связи с тем, что не размыкался контакт выключателя ловителей цепи управления лифта и двигатель при фактической остановке кабины оставался во включенном состоянии, происходил интенсивный разогрев обмоток малой скорости и их последующий выход из строя. Автоматический выключатель главного привода, рассчитанный на номинальный ток обмотки большой скорости, срабатывал только после следующего, в результате разогрева обмоток, короткого замыкания между ними или пробоя одной из обмоток на корпус электродвигателя.
При поиске причин неисправностей также возникают трудности, связанные с тем, что некоторые электромеханики по лифтам плохо представляют, как произведен монтаж отдельных основных составляющих электрооборудования лифтов, рассчитанных для работы в зданиях разной этажности. Например, в 9 этажном доме установлены шкаф управления или кабина лифта, рассчитанные на обслуживание 12 этажей. При этом, как правило, не учитывается состояние релейной аппаратуры или кнопок приказа незадейст-вованных этажей, что приводит к длительному поиску рассмотренных ниже неисправностей.
Г. Сгорает предохранитель в цепи управления лифта, при этом кабина стоит с открытыми дверями почти всегда на первом этаже. В качестве примера рассмотрим случай сгорания предохранителя в цепи управления лифта со скоростью 0,7 м/с с неподвижным полом, обслуживающего девять этажей. В связи с тем, что при сгорании предохранителя кабина стоит с открытыми дверями, можно сделать вывод о том, что неисправность связана с выполнением приказа на какой-либо промежуточный этаж. Если бы неисправность была связана с автоматическим открыванием или закрыванием дверей, то кабина лифта оставалась бы стоять с открытыми дверями как на 1-м, так и на промежуточных этажах. Если бы неисправность была связана с выполнением повторного вызова только на 1-м этаже, то и кабина с открытыми дверями всегда бы стояла только на 1-м этаже. При обследовании электрооборудования кабины лифта было обнаружено, что в ней установлен кнопочный аппарат на 12 этажей. После осмотра коммутации проводов кнопочного аппарата в распределительной коробке на крыше кабины было обнаружено, что в связи с проведенной ранее модернизацией лифта, электромеханиками были отключены и не изолированы провода от винтовых зажимов 105, 115 и 125. Таким образом, отключенные провода, иду.’ щие от недействующих кнопок приказа 10-го, 11-го и 12-го этажей, касались металлического корпуса распределительной коробки кабины. При случайном нажатии на одну из этих кнопок приказа пассажиром происходит короткое замыкание в цепи управления лифта.
Д. Сгорает предохранитель в цепи управления лифта после включения контактора направления движения KB или Кн. В качестве типичного примера рассмотрим подобную неисправность на лифте со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом, шкаф управления которого рассчитан на обслуживание 12 этажей при фактическом обслуживании 6 этажей. В данном случае электромеханиками по лифтам было тщательно проверено состояние всех этажных реле и этажных переключателей. При этом только было упущено, что шина подключается ко всем замыкающим контактам этажных реле, в том числе и к тем, которые находятся в отключенном состоянии, а именно с 7-го по 12-й этаж. Причиной неисправности был винт крепления траверсы реле, попавшей в контактные группы этажного реле 7РЭ таким образом, что замкнул ламель контакта, к которому подключен провод идущий от общей шины, на корпус реле.
Заметим, что подобные причины неисправности встречаются на всех типах лифтов в разных цепях, причем поиск их часто затрудняется тем, что короткое замыкание возникает иногда в контактных группах работающего реле, когда металлический предмет касается металлического корпуса реле через довольно продолжительное время. Перечисленные в пп. Г и Д причины неисправностей связаны с отсутствием культуры обслуживания лифтов и с небрежностью при проведении профилактических и ремонтных работ. Особенно много причин сбоев в работе электрооборудования и выхода его из строя связано с тем, что электромеханики при замене автоматических выключателей, предохранителей, радиоэлементов и релейной аппаратуры не всегда обращают внимание на их параметры, подбирая, например, реле по внешнему виду и сходству, конденсаторы по способу крепления, резисторы п0 размеру и цвету. От подобных ошибок не застрахован ни один из электромехаников по лифтам, если перед заменой любого элемента оборудования лифта не обратит внимание на тип реле и на рабочее напряжение его катушки, на величину и мощность рассеивания резистора, на тип, величину и номинальное напряжение конденсатора, на величину тепловой уставки автоматического выключателя и номинальный ток плавкой вставки предохранителя.
Е. Сгорают обмотки трансформатора Тр1 380/95-85 В, (380/100 В) в цепи управления лифтов грузоподъемностью 320 кг с о скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом. В данном случае при проверке выяснилось, что накануне производилась замена предохранителей Пр1. Согласно проекту лифтовой установки номинальная величина каждого предохранителя должна быть 1А. Фактически (в момент проверки) были установлены предохранители на 5 А. Причиной неисправности был пробой одного из диодов выпрямителя ВП1, приведший к короткому замыканию вторичной обмотки трансформатора Tpl.
При проведенных лабораторных испытаниях на нескольких трансформаторах на напряжение 380/95— 85 В с имитацией пробоя одного из диодов выпрямителя ВП1 измеренный ток в первичных обмотках трансформатора Tpl не превышал 7 А. Проверку производили при последовательной установке предохранителей Пр1 с номинальной величины от 1 до 5 А. Начиная с предохранителя с номинальной величиной 3 А плавкая вставка внутри предохранителя сразу не сгорела, а разогревалась, деформировалась и затем только перегорала, а при номинальной величине предохранителей, начиная с 4 А до их разогрева, деформации и сгорания, обмотки трансформатора перегревались и выходили из строя.
Ж. При включении вводного рубильника срабатывает автоматический, выключатель защиты главного привода В А 1. Рассмотрим случай, когда электромеханики по лифтам установили автоматический выключатель болгарского производства, на боковой стороне которого была приклеена бирка с указанием тока 32 А, т.е. величины тока, на который рассчитаны его контакты.
Бирка с указанием тепловой уставки отсутствовала Как выяснилось, на обозначение величины тока тепловой уставки на колесе регулятора внутри автоматического выключателя электромеханики по лифтам не обратили внимания. При проверке соответствия установленного автоматического выключателя проекту лифтовой установки оказалось, что регулировка тока тепловой уставки у него возможна только в пределах 2—4 А.
3. При пуске лифта на большой скорости срабатывает автоматический выключатель В А 1. В этом случае также по ошибке был установлен автоматический выключатель польского производства, на металлической бирке которого было обозначено 25 А, что, как на автоматическом выключателе болгарского производства, соответствовало току, на который были рассчитаны его контакты. То, что на той же бирке была выбита тепловая уставка 4—6 А, никто не обратил внимания. Кроме того, положение осложнилось тем, что замену старого автоматического выключателя производили по той же причине. Причем при пуске лифта срабатывал автоматический выключатель с номинальным током, равным 20 А. В результате было сделано ошибочное заключение о неисправности электродвигателя главного привода, произведена его замена на другой, поступивший после ремонта с завода.
Ввиду того, что и новый автоматический выключатель при пуске лифта и с другим электродвигателем продолжал срабатывать, была произведена проверка автоматического выключателя и его последующая замена на другой — с номинальным током, действительно равным 20 А. Учитывая, что электродвигатель 3AH280S-6/24HJiy3 имеет массу 370 кг, то можно себе представить объем бессмысленно выполненной физической работы несколькими электромеханиками по демонтажу и спуску с 16-го этажа исправного электродвигателя и при его последующем подъеме и установке на прежнее место.
И. Выходит из строя герконовый датчик точной остановки ДчТО или датчик селекции какого-то определенного этажа. При этой неисправности внутри датчиков горит резистор, включенный последовательно с герконовы-
контактами. Причиной неисправности явилась за-Мена сгоревшей катушки реле РИТО или одного из Мет1е 1РИС-25РИС, которые рассчитаны на рабочее напряжение ПО В, на катушку реле, рассчитанную на рабочее напряжение 24 В. Наиболее часто для этих целей используют катушку реле диспетчерской связи РПД, если отсутствует подключение лифта к пульту ОДС,’ особенно на лифтах со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом.
К. При работе одного из парных лифтов с электромагнитными кнопками в одиночном режиме, особенно в утренний «пик» спусков, иногда отсутствует выполнение вызовов. В данном случае проверка показала исправность всех цепей лифта. Проверку исправности катушек реле не производили, потому что при отключении вводного рубильника и его последующем включении нормальная работа лифта возобновлялась. При последующей проверке установленного оборудования было установлено, что при замене реле РУН с катушкой на рабочее напряжение 110 В было использовано реле того же типа, но с катушкой на рабочее напряжение 220 В. Поэтому, если были зарегистрированы 1—2 вызова для движения кабины вниз, реле РУН включалось, при наличии 3—5 вызовов — работа реле РУН не имела устойчивого характера, а при числе вызовов больше пяти, реле РУН не включалось вообще. Причиной такой работы реле РУН было незначительное падение напряжения в цепи управления при возрастающем количестве зарегистрированных вызовов.
Л. Отсутствует выдержка времени при автоматическом закрывании дверей кабины лифта. Причина неисправности, как и в п. К, связана с заменой электромагнитного реле времени РВ2 с катушкой, рассчитанной на рабочее напряжение 110 В, на реле того же типа, но с катушкой, рассчитанной на рабочее напряжение 220 В.
М. Отсутствует точная остановка кабины лифта на всех этажах. Причина этой неисправности, как правило, связана с отсутствием включения контактора движения на малой скорости КМ. При этом необходимо знать, что выдержку времени на сохранение направления движения при отключении контактора большой скорости КБ и включении контактора КМ обеспечивает на лифтах со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом реле РП1, а на лифтах со скоростью движения 1,0 (1,4) м/с — реле РБ. При невключении контактора малой скорости КМ необходимо тестером проверить величину сопротивления резистора, подключенного последовательно с конденсатором к катушке реле РП1 или РБ, в зависимости от типа лифта. Величина резистора должна быть в пределах 300 Ом. Фактически при замене резисторов в цепях катушек реле часто не обращают внимания на величину сопротивления, и оно может быть в 10, 100 и даже 1000 раз больше. Следует отметить, что ошибки при замене резисторов в цепях выдержки времени на отключение других реле лифтов со скоростью 1,0 и 1,4 м/с приводят к появлению причин неисправностей, которые выявляются и устраняются через продолжительное время. Поэтому рассмотрим еще несколько неисправностей с рекомендацией их устранения.
Н. Кабина лифта, останавливаясь на этаже, не открывает двери. При этой неисправности необходимо проверить наличие самого сопротивления в цепи реле РЗ (отсутствие обрыва коммутирующих резистор проводов) и его величину. Если српротивление резистора будет значительно превышать величину 300 Ом — то производят его замену.
О. Отсутствует преимущество выполнения кабиной лифта со скоростью движения 1,0/1,4 м/с вызова вверх. Неисправность характеризуется тем, что при одновременном наличии у свободной кабины вызовов вверх и вниз, кабина лифта может отправиться как вверх, так и с той же вероятностью вниз. В этом случае следует проверить наличие и величину сопротивления резистора в цепи катушки реле РУВ.
П. Отсутствие отработки кабиной лифта попутных приказов и вызовов. В этом случае необходимо проверить наличие и величину сопротивления резистора в цепи катушки реле РБЗ. Перечисленные в пп. М—П неисправности могут наблюдаться также при замене конденсаторов на конденсаторы со значительно меньшей емкостью. При этом следует помнить, что резисторы в основном в электросхемах лифтов выполняют токоограничительные функции, в то время как конденсаторы определяют своей величиной непосредственно выдержку времени на отключение рассмотренных выше реле РБ, РЗ, РУВ и РБЗ.
В то же время величина емкости в цепи каждого реле не должна быть больше той величины, которая предусмотрена проектом лифтовой установки. Например, если увеличить емкость конденсатора в цепи катушки электротормоза выше 20 мкФ при напряжении сети 380 В то произойдет его замагничивание, т. е. более позднее торможение при отключении контакторов. А это, в свою очередь, приведет к трму, что кабина лифта, особенно при движении вверх, успеет пройти точную остановку. Причинами более серьезных неисправностей являются ошибки при коммутации аппаратуры как во время монтажа лифта, так и во время ремонта. Так, например, может быть установлено реле не с теми контактными группами, поставлены перемычки не в соответствии с проектом, неверно произведена коммутация вызывных аппаратов.
Р. При движении вверх свободная кабина лифта со скоростью 1 м/с с электромагнитными кнопками самопроизвольно останавливается на каждом этаже. Эта неисправность была вызвана тем, что при замене реле РБ, которое на лифте данного типа имеет 8 замыкающих контактов, использовали реле, имеющее 4 замыкающих и 4 размыкающих контакта. При этом шины 203 и 205 оказались подключенными к размыкающему контакту реле РБ. А так как контакт РБ (203— 205) обеспечивает питание реле РГ1В1-РПВЗ после начала движения, то они отключаются сразу же после включения реле РВ2. При этом размыкается цепь питания реле РУВ. Реле РУВ с небольшой выдержкой времени отключается и своим разомкнувшимся контактом (17—19) отключает контактор КБ. Контактор КБ своим замкнувшимся размыкающим контактом (39—89) подключает контактор КМ. Кабина лифта переходит на малую скорость и при входе шунта ближайшего этажа в рабочий зазор датчика точной остановки кабины ДчТО происходит отключение реле РИТО. Реле РИТО своим разомкнувшимся замыкающим контактом (93—389) отключает реле РТО, которое, в свою очередь, отключает контакторы и питание электротормоза, что приводит к остановке кабины лифта. После автоматического открывания и закрывания дверей снова включаются реле РПВ1-РПВЗ. Цепь включения реле РУВ восстанавливается. А так как вызов остался зарегистрированным, то сразу происходит включение реле РУВ, контактора КБ, реле РБ, РТО, контактора KB, электротормоза и электродвигателя главного привода лифтовой установки. Но после начала движения кабины лифта на большой скорости при включении реле РВ2 снова произойдет отключение реле РПВ1-РПВЗ, РУВ, контактора КБ, включение контактора КМ и отключение реле РБ, что опять приведет к движению лифта на малой скорости до зоны действия шунта точной остановки ближайшего этажа. И так, работа лифта в вышеописанной последовательности будет продолжаться до тех пор, пока кабина не выполнит наивысший вызов.
С. Кабина одного из лифтов со скоростью 1 м/с с электромагнитными кнопками и парным управлением иногда на большой скорости садится на пружинные буфера. Причиной этой неисправности явилось то, что во время монтажа лифта Б была установлена перемычка не между шинами 661 и 213, а между шинами 661 и 217. В результате из принципиальной схемы лифта Б был исключен размыкающий контакт контактора Кн (213-217). При этом посадка кабины на большой скорости на пружинные буфера происходит следующим образом.
Во время движения свободной кабины лифта Б вниз после отключения реле РУН реле РПВ1-РПВЗ остаются включенными по цепи: находящаяся под напряжением 110 В шина 227, контакты реле РБ (227-203) и (203-205), РПК (205-229), выключателя ВБГ-90 (229-289), катушки реле РПВ1-РПВЗ, шина 102. Таким образом, при входе кабины лифта Б в зону 1-го этажа разомкнувшийся замыкающий контакт реле 1РИС (515-233) отключает реле РУН. При наличии в это время зарегистрированного вызова, допустим 16-го этажа, замкнувшийся размыкающий контакт реле РУН (217—215) сразу же включит реле РУВ по цепи: находящаяся под напряжением 110 В шина 279, контакты кнопки 16Кн (279-663), реле РПВ2 (663-665), 16РИС (665-661), перемычка (661-217), контакт РУН (217-215), катушка реле РУВ, шина 102. Замкнувшийся замыкающий контакт реле РУВ (17-19) обеспечивает питание катушки контактора КБ при отключении реле РУН. Несмотря на то, что при этом на катушку контактора KB поступит напряжение через замкнувшийся замыкающий контакт реле РУВ (39—83), контактор KB не включится из-за наличия механической блокировки, установленной между ним и контактором КН. Контакторы КБ и КН отключаются только после, того, как кабина пройдет на концевой выключатель ВК при размыкании его размыкающего контакта (13-2039/15).
Т. Сгорают катушки электромагнитных к н ;о п о к вызова и предохранитель в цепи управления лифта Б. Например, сгорают катушки электромагнитной кнопки вызова 2-го этажа 2Кн. Причиной неисправности оказалась ошибка при подключении кнопки вызова 2Кн к клем-мной рейке распределительной коробки шахты 2-го эт^жа. В результате провод от кнопки 2Кн, который дблжен быть подключен к винтовому зажиму 513Б, оказался подключенным к винтовому зажиму 22, а провод, который должен быть подключен к зажиму 22, — подключенным к винтовому зажиму 513Б. Такое подключение кнопки 2Кн приводит к тому, что при работе лифта Б по вызову на 2-й этаж, на ее катушку через шину 513Б поступает напряжение 110 В, превышающее в несколько раз ее рабочее напряжение. Вследствие чего катушка электромагнитной кнопки быстро выходит из строя и для вызова лифта на 2-й этаж требуется удерживать ее в нажатом состоянии. При данной ошибке коммутации кнопки вызова 2-го этажа возможен вызов только одного лифта А. Но в этом случае при отработке вызова со 2-го этажа лифтом А, в момент открывания дверей при продолжающем удерживании кнопки вызова 2Кн во включенном состоянии, происходит короткое замыкание в цепи управления лифта Б, при нахождении его кабины на любом посадочном этаже, а также и во время движения по цепи: находящаяся под напряжением 110 В шина 279Б, замкнувшийся замыкающий контакт дверей шахты 2ДШ (22-102А) лифта А, шина 102А, занулен-ный каркас шкафа управления лифта А, зануленный каркас шкафа управления лифта Б, шина 102Б.
У. Самопроизвольный пуск кабины лифта на большой скорости. Этот сбой работы лифта со скоростью 1 м/с с электромагнитными кнопками и парным управлением наблюдается как сразу после перевода его в режим управления из машинного помещения, так и через продолжительное время, в том числе и тогда, когда электромеханик, находящийся на крыше кабины закроет дверь шахты, предварительно не вынув ключ из двухкнопочного поста управления.
Причиной данной неисправности также является ошибка в подключении проводов кнопки вызова к клеммной рейке распределительной коробки шахты на любом посадочном этаже. При этом к узлу выбора направления движения и замедления лифта А ошибочно подключается ламель замыкающего контакта кнопки вызова, относящаяся к лифту Б, а к узлу выбора направления и замедления лифта Б ошибочно подключается ламель замыкающего контакта кнопки вызова, относящаяся к лифту А.
Например, от кнопки вызова 12Кн провода с маркировкой 623А и 623Б должны подключаться к соответствующим винтовым зажимам клеммной рейки распределительной коробки шахты 12-го этажа, а на самом деле оказались подключенными к винтовым зажимам с противоположными индексами (рис. 23). Таким образом провод 623А ошибочно оказался подключенным к винтовому зажиму 623Б, а провод 623Б — к винтовому зажиму 623А. В этом случае при переводе, допустим лифта Б в режим управления из машинного помещения, несмотря на то, что шина 279Б обесточена разомкнувшимся замыкающим контактом переключателя ВР2 (101-279), возникает несколько ситуаций, когда напряжение 110 В через две замкнутые кнопки вызова, одна из которых подключена с отмеченной выше ошибкой, поступает на шину 279Б из цепи управления лифта’ А. Рассмотрим ситуацию, которая возникает при движении кабины лифта А вниз в момент ее нахождения ниже 12-го этажа и поступлении вызова с 15-го этажа. При этом кабина лифта Б находится на 16-м этаже.
Сразу после поступления вызова с 15-го этажа начинает включаться реле А-РПЗ, а после поступления вызова с 12-го этажа напряжение с шины 299 лифта А через замкнутые замыкающие контакты кнопки вызова 15КН (299-653А), реле РПВ2 (653А-655), 12РИС-15РИС (между шинами 655 и 625) и РПВ2 («623А»-625) поступает через замкнутый замыкающий контакт кнопки вызова 12Кн («623Б»-279Б) на шину 279 лифта Б. При этом включаются реле РПВ1-РПВЗ лифта Б по цепи; оказавшаяся под напряжением шина 279Б, замкнувшийся замыкающий контакт реле А-РПЗ (279Б-239), замкнутый размыкающий контакт реле РВ2 (239-205), замкнутый замыкающий контакт реле РПК (205-229), замкнутый размыкающий контакт выключателя ВБГ-90 (229-289), катушки реле РПВ1-РПВЗ, шина 102 лифта Б. Включившись реле РПВ2 лифта Б своим замкнувшимся замыкающим контактом (653Б-655) включит реле РУН по цепи: шина 279, замкнутые замыкающие контакты кнопки вызова 15Кн (279Б-653Б), реле РПВ2 (653Б-655), 15РИС-1РИС (между шинами 655 и 231), замкнутый размыкающий контакт реле РБЗ (231-515), замкнутый замыкающий контакт реле 1РИС (515-233), замкнутые размыкающие контакты контактора KB (233-235), реле РУВ (235-237), катушка реле РУН, шина 102 лифта Б.
Рис. 1. Цепь самопроизвольного пуска лифта на большой скорости
Напряжение на катушку реле РУН в этом случае поступает также через замкнутые замыкающие контакты кнопки вызова 12Кн (299-«623А») и реле РПВ2 («623Б»-625). Включившись, реле РУН своими замыкающими контактами включает контактор КБ и подготавливает к включению контактор КН. Контактор КБ своими замыкающими контактами включит реле РБ и подготовит к включению электродвигатель главного привода Ml. Реле РБ своими замыкающими контактами осуществит поддержку включения реле РПВ1-РПВЗ после отключения реле А-РПЗ и включит реле РТО. Реле РТО своими замыкающими контактами подаст напряжение на катушку контактора КН и подготовит к включению электротормоз ЭмТ. Включившись контактор КН своими замыкающими контактами подаст напряжение на катушку электротормоза ЭмТ и на обмотки большой скорости электродвигателя Ml.
После включения электротормоза кабина лифта Б на большой скорости отправится вниз. При движении кабины лифта Б может возникнуть несколько ситуаций, в результате которых она может останавливаться на каждом этаже, за счет размыкания размыкающего контакта реле РБЭ/231-515/, прекращать движение, ввиду остановки кабины лифта А, так как отключатся реле РПВ1-РПВЗ в его шкафу управления и продолжать движение на большой скорости до 12-го этажа без остановок, если будет зарегистрирован вызов на 1-м посадочном этаже.
Рис. 2. Цепь короткого замыкания между шинами Л-91А и Л-91Б
Ф. Горят предохранители Пр1 в шкафах управления лифтов Аи Б, а также предохранитель Пр5 в блоке парной работы. В данном случае причиной неисправности стала ошибка при замене кнопки вызова 2-го этажа 2Кн и выпрямителя ВП1 цепи управления лифта Б. Проверкой было установлено, что при замене электрооборудования не только ошибочно поменяли местами провода 523А и 523Б на контактах кнопки вызова 2Кн, но и при подключении выпрямителя ВП1 в шкафу управления лифта Б перепутали полярность питающих Цепь управления шин Л91 и 102. В результате выпрямители ВП1 лифтов А и Б оказались включенными последовательно через зануленные металлоконструкции машинного помещения, что привело к появлению между шинами Л91 лифта А (Л91А) и Л91 лифта Б (Л91Б) разности потенциалов 220В. При этом короткое замыкание между шинами Л91А и Л91Б кратковременно возникало при наличии и выполнении лифтами А и Б (как вместе, так и каждым в отдельности) не менее двух вызовов, при обязательной регистрации одного из них на 2-м этаже, только в момент выхода любой кабины из зоны действия датчика селекции ближайшего по ходу движения этажа.
Рассмотрим цепь короткого замыкания между шинами Л91А и Л91Б при выполнении кабиной лифта А вызова на 15-й этаж. В этом случае короткое замыкание происходит во время регистрации вызова на 2-м этаже сразу после выхода кабины лифта А из зоны действия датчика селекции ближайшего этажа по цепи: находящаяся под положительным потенциалом 220В шина Л91А, предохранитель Пр1 А, контакты выключателя А-В7 (Л93-101), переключателя ВР2«А» (101-279А), реле А-РОН (279А-297), предохранитель Пр5, контакты кнопки 15Кн (299-653А), реле РПВ2 «А» (653-655), 2РИС «А»-15РИС «А» (между шинами 525 и 655), РПВ1 «А» (523А-525), кнопки 2Кн (279Б-523А), переключателя ВР2 «Б» (101-279), выключателя Б-В7 (Л93-101), предохранитель Пр1 «Б», находящаяся под отрицательным потенциалом 220В шина Л91Б.
Если вызов на 15-й этаж выполняет кабина лифта Б, то при указанных выше условиях короткое замыкание между шинами Л91А и Л91Б возникает по аналогичной цепи, но только через другие контакты кнопок 2Кн (299-523Б), 15Кн (279Б-653Б) и реле РПВ1-РПВ2, 2РИС-15РИС в шкафу управления лифта Б. Если кабина лифта А отправляется на выполнение вызова с 15-го этажа, а кабина лифта Б автоматически движется вниз, то при регистрации вызова на 2-м этаже короткое замыкание между шинами Л91А и Л91Б возникнет сразу после выхода кабины любого лифта из зоны действия датчика селекции ближайшего этажа. При этой неисправности электромеханики иногда, ввиду частого сгорания предохранителей, устанавливают вместо них некалиброванные вставки из провода различного сечения, что в итоге приводит к выходу из строя большого числа контактов реле РПВ1-РПВЗ и реле РИС практически почти всех этажей, при замене которых вероятность появления новых неисправностей значительно увеличивается. Поэтому при обнаружении оплавленных контактов реле РПВ и реле РИС в первую очередь требуется с помощью вольтметра или комбинированного прибора (тестера), переключенно-r0 на измерение напряжения, определить полярность и величину напряжения на шинах JI91 лифтов А и Б.
Заметим, что встречаются неисправности, связанные с поверхностным знакомством электромехаников по лифтам с построением электрических схем различных лифтов. Понимая, что программа парного управления лифтами заложена в работу лифтов с групповым управлением со скоростью 1,4 м/с, с некоторыми различиями, связанными с разбивкой по зонам обслуживания и функционированием узла реле РПР, они не обращают внимания на работу лифтов в других режимах, например, на работу лифта в режиме управления с крыши кабины. К чему это приводит будет рассмотрено ниже.
X. Кабина лифта со скоростью 1,4м/с при движении вверх производит остановку выше этажа, на который она направляется как по приказу, так и по вызову. В данном случае каждый вызов вверх кабина лифта отрабатывала после остановки и последующего движения вниз. При проверке состояния релейной аппаратуры во время работы лифта, было обнаружено, что не функционирует узел включения реле РП8, РП9 и реле смещения селекции Р1-Р6. Дальнейшая проверка показала, что отсутствует напряжение на шине 78. При выяснении, почему при этом включено реле нормальной работы РНР, оказалось, что оно было принудительно заклинено в рабочем состоянии посторонним предметом. При проверке кнопочного поста ревизии на крыше кабины было обнаружено, что отсутствует специальный ключ включения контакта КБР. Ключ был утерян во время производства работ в шахте лифта и электромеханик решив, что он предназначен только для включения реле РНР, принудительно заклинил его в рабочем состоянии. В результате было значительно увеличено время ожидания свободных лифтов пассажирами в утренний «пик» спусков, что и послужило причиной разбирательства.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характерные причины неисправностей электросхем, часто встречающиеся на всех пассажирских лифтах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы