Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Наладка лифтов

Публикация:
   Способы определения причин неисправностей и их устранение

Читать далее:




Способы определения причин неисправностей и их устранение

Причины неисправностей, возникающие на лифтах, можно разделить на две группы: выраженные явно и скрытые. Характеризуются они тем, что при включении лифта, например после срабатывания автоматического выключателя или сгоревшего предохранителя явные неисправности проявляются сразу, т е снова приводят к срабатыванию автоматического выключателя или сгоранию предохранителя, а скрытые проявляются через какое-то, иногда даже, продолжительное время. Явные и скрытые неисправности наблюдаются и при выполнении лифтами программы парного и группового управления. Поэтому без детального анализа обстановки, которая сопутствовала сбою в работе лифтов, особенно в режимах парного и группового управления, нельзя производить ни отключение какого-либо лифта, ни его перевод в режим управления из машинного помещения. В связи с этим перед поиском неисправности любого типа необходимо выполнить следующие требования.

Оценить обстановку, т. е. проанализировать ситуацию, связанную с остановкой лифта, для этого:

а) проверить состояние автоматических выключателей и предохранителей в цепи управления. При срабатывании автоматического выключателя главного привода ВА1 и сгорании предохранителя в цепи управления у всех лифтов, а также при срабатывании автоматического выключателя ВАЗ у лифтов со скоростью 1,0 и 1,4 м/с или сгорании предохранителей Пр1 у лифтов со скоростью 0,71 м/с в первичной цепи трансформатора Тр1 необходимо перед включением вышеперечисленных автоматических выключателей и заменой предохранителей отключить концевой выключатель и автоматический выключатель ВА2. Во всех других случаях отключение конечного выключателя и автоматического выключателя ВА2 не производится. Необходимость отключения конечного выключателя и автоматического выключателя привода дверей связана с тем, что при включении вышеперечисленных автоматических выключателей или замене предохранителей может произойти восстановление нормальной работы лифтов.

б) проверить исправность всех блокировочных и предохранительных устройств. На лифтах со скоростью 1,0 и 1,4 м/с для этих целей предусмотрены дополнительные выводы от контролируемых участков блокировочных цепей на соответствующие зажимы клеммных реек в шкафу управления;

в) определить расположение кабины в шахте лифта. При этом на всех лифтах определяется зона, в которой находится кабина, точность остановки или ее положение между конкретными этажами, состояние дверей, а у лифтов со скоростью 1,0 и 1,4 м/с также и состояние подвижного пола. Положение и состояние кабины лифта в шахте можно предварительно определить по состоянию релейной аппаратуры. Например, на лифтах со скоростью 1,0 и 1,4 м/с зону этажа, где находится кабина, определяют по порядковому номеру отключенного реле РИС, а точность остановки — по отключенному состоянию реле РИТО. На лифтах со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом положение кабины между этажами определяется по включенному, а точность остановки — по отключенному состоянию реле РТО.

На лифтах со скоростью 1,0 и 1,4 м/с состояние подвижного пола кабины контролирует реле Р П К, при этом, если пол кабины находится в исправном состоянии и кабина не занята, реле РПК включено, а если пол кабины неисправен (заклинен) или кабина занята, реле РПК отключено.

На всех типах лифтов состояние дверей кабины и шахты контролирует реле РКД. На лифтах могут устанавливаться два реле контроля дверей кабины и шахты РКД и РКД1 или РКД1 и РКД2. На лифтах с системой автоматического контроля блокировочных выключателей дверей кабины и шахты контроль дверей кабины и контроль дверей шахты осуществляется раздельно. При этом контроль дверей.кабины на лифтах со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом и 1,0 м/с с залипающими кнопками осуществляется с помощью реле РКД1. На лифтах со скоростью 1,0 и 1,4 м/с со светящимися кнопками (кроме лифтов, разработанных заводом КМЗ) контроль состояния дверей кабины выполняет реле РКД1, а контроль за состоянием дверей шахты — реле РКД2.

Окончательно выяснить положение кабины, а именно: между какими конкретными этажами она находится, а также то, что кабина свободна или занята, можно только с этажной площадки, в зоне которой произошла остановка кабины. Если остановка лифтов со скоростью 1,0 и 1,4 м/с произошла между зонами действия датчиков селекции, то определить место кабины в шахте, как и у лифта со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом, возможно только в результате поэтажного обхода. При этом открывать двери шахты для облегчения поиска месторасположения кабины не рекомендуется ввиду того, что после закрывания дверей шахты может произойти восстановление нормальной работы лифта. Особенно необходимо соблюдать это требование, когда при неисправности одного лифта произошло блокирование работы другого, работающего с ним в паре, исправного лифта.

2. Проверить состояние релейной аппаратуры в шкафу управления:

а) релейная аппаратура находится в состоянии готовности к пуску. Это значит, что все реле контроля исправности предохранительных устройств и блокировочных цепей включены. На лифтах со скоростью 1,0 и 1,4 м/с кроме этого включены реле подключения, вызовов РПВ1—РПВЗ;

б) релейная аппаратура находится в состоянии выбранного направления движения. При этом реле контроля исправности предохранительных устройств и блокировочных цепей могут быть как во включенном, так и в отключенном состоянии. Для лифтов со скоростью 1,0 и 1,4 м/с это состояние релейной аппаратуры характеризуется тем, что включено одно из реле управления выбранным направлением движения РУВ или РУН, а для лифтов со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом тем, что включено или включается реле^ какого-либо этажа 1РЭ—12РЭ;

в) релейная аппаратура находится в режиме открывания или закрывания дверей. При этом состояние релейной аппаратуры определяется как в случае, если автоматический выключатель привода дверей ВЛ2 сработал сам, так и в случае, если он был предварительно выключен перед включением автоматических выключателей ВА1 и ВАЗ, а также при замене предохранителей в цепи управления. При этом возможны три состояния реле управления электроприводом дверей, а именно: РОД и РЗД отключены оба, отключено только реле РОД и отключено только реле РЗД.

Информация о срабатывании автоматического выключателя ВА2 в зависимости от состояния реле РОД и РЗД в определенном месте положения кабины в шахте лифта значительно облегчает поиск неисправности. Перед поиском неисправности, приведшей к остановке всех лифтов, работающих в режиме парного или группового управления, при оценке обстановки следует дополнительно определить: а) фактическое расположение кабин в шахте каждого лифта; б) состояние автоматических выключателей и предохранителей во всех шкафах управления, а также в блоке парной и шкафу групповой работы; в) исправность всех предохранительных устройств и блокировочных цепей у каждого лифта.

Проверку состояния релейной аппаратуры производят сначала в блоке парной или шкафу групповой работы и только затем в шкафах управления. Последовательность проверки состояния релейной аппаратуры шкафов управления лифтами определяется в зависимости от состояния всех реле РОН и РОК в блоке парной работы или шкафу групповой работы. Если отключены реле РОН лифтов А и Б, то проверяют сначала шкаф управления лифта В Во всех других случаях проверку начинают производить со шкафа управления, которому соответствует индекс включенного реле РОК. Следует помнить, что при поиске неисправности на лифтах с системой парного и группового управления в первую очередь определяется причина отсутствия автоматического перевода в одиночную работу исправных лифтов. Простейшее устройство автоматического перевода исправного лифта в одиночный режим работает по принципу емкостного реле с выдержкой на отключение. В качестве исполнительного элемента использовано реле РОН, параллельно которому через ограничивающий ток резистор подключен электролитический конденсатор (может быть подключена группа электролитических конденсаторов). Управление реле РОН осуществляется включенными последовательно с его катушкой размыкающими контактами реле РУВ или РУН, которые при нормальной работе лифта блокируются замыкающим контактом реле РТО.

При возникновении на лифте неисправностей, связанных с недозакрытием створок дверей кабины или шахты в результате попадания между ними постороннего предмета, или деформации уплотняющей их резины, или невключения по какой-либо причине контакторов через 3—5 с после включения реле РУВ или реле РУН происходит отключение реле РОН. При отключении реле А-РОН должно происходить переключение общей длины регистрации вызовов от выпрямителя лифта А к выпрямителю исправного лифта Б. Отключенное реле РОН своими размыкающими контактами Должно заблокировать контакты реле неисправного лифта, реализующие программу парного управления исправного лифта, а именно, в цепи включения реле РПВ и в цепи регистрации вызова с первого посадочного этажа. При этом необходимо знать, что в случае срабатывания автоматического выключателя защиты привода дверей ВА2, заклинивания пола кабины или задержки лифта пассажирами простейшее устройство автоматического перевода исправного лифта в одиночную работу, действующего по принципу емкостного реле, не функционирует.

В настоящее время на лифтах со светящимися кнопками применяют устройства автоматического перевода исправных лифтов в одиночный режим работы, выполненные на электронных элементах выдержки времени типа «Логика И-312», к входу которых подключают реле РОН. Электронные устройства на элементах выдержки времени «Логика И-312» управляются посредством электрических контактов реле, последовательно подключенных к их входу, а именно — размыкающими контактами реле РУВ или РУН, замыкающими контактами реле РКД1 и реле РКД2 и размыкающим контактом реле РИТО, которые обеспечивают отключение реле РОН практически при любых неисправностях по истечении 30 с с начала их возникновения. При этом отсутствие перевода исправного лифта в одиночную работу, как правило, связано с неисправностью самого элемента «Логика И-312» и реже с блокированием вышеперечисленной цепочки контактов реле на его входе замыкающим контактом реле РТО, что иногда имеет место во время отмены направления движения пустой кабины вверх.

При поиске причин неисправностей следует иметь в виду, что при проверке электрических цепей с большим количеством контактов необходимо пользоваться комбинированным измерительным прибором (тестером) или вольтметром. Использование для этих целей искателя повреждений «ЛИП» шкафа управления в отдельных случаях может привести к восстановлению неисправной цепи за счет увеличения напряжения на контактах с большим переходным сопротивлением и соответствующего увеличения тока, протекающего через них. Это, как правило, в дальнейшем затрудняет поиск контакта реле или блокировочного выключателя, который требует чистки или регулировки.

Определение причин неисправностей и их устранение на лифтах со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом и без штепсельного разъема на крыше кабины. Перед поиском любой причины неисправности требуется выяснить состояние релейной аппаратуры. Определение зоны этажа, где произошла остановка кабины,» отсутствия пассажира в кабине и состояния дверей кабины (открыты или закрыты) производят путем поэтажного обхода. Одновременно следует убедиться в том, что все двери шахты лифта заперты. Для этого на каждом этаже следует попытаться руками раздвинуть створки дверей шахты. При нормальном состоянии релейной аппаратуры у исправного лифта при отсутствии приказа или вызова должно быть включено только реле РКД. В случае наличия у лифта системы автоматического контроля блокировочных выключателей дверей кабины и шахты должны быть включены реле РКД и реле РКД1. Если кабина лифта находится не в зоне точной остановки, то при исправности предохранительных устройств, расположенных в машинном помещении и в приямке лифта, должны быть включены реле РТО РВ2, РВ5 и РП1. В том случае, если кабина находится не в зоне точной остановки и кроме вышеперечисленных реле включено реле РКД (при наличии автоматического контроля дверей —РКД и РКД1), неисправность лифта связана с кратковременным разрывом цепи блокировочных выключателей дверей шахты этажа, в зоне которого произошла остановка кабины. Данный сбой в работе лифта происходит во время движения кабины при ударе направляющих отводок кабины об ролики рычагов механизмов открывания створок двери шахты.

Для устранения этой причины неисправности следует произвести регулировку дверей шахты лифта, в зоне которого произошла остановка кабины, т. е. установить необходимые зазоры между роликами и направляющими отводок. Если при включенном реле РТО реле РВ2, РВ5 и РП1 отключены, следует проверить наличие замыкающего контакта реле РТО (101—99) в реле РВ5. В случае дефекта замыкающего контакта реле РТО (101—99) (не функционирует или отогнут электромехаником) требуется проверка регулировки всех дверей шахты лифта. Работа замыкающего контакта реле РТО (101—99) должна быть немедленно восстановлена, так как он частично выполняет диагностические функции состояния регулировки дверей шахты.

Принципиальная схема лифта данной модели выполнена таким образом, что в случае остановки по любой причине кабины между этажами работа лифта по вызовам исключается. При этом пуск лифта в нормальную работу можно произвести только после установки кабины в точной остановке какого-либо этажа в режиме управления из машинного помещения. Если во время проверки состояния релейной аппаратуры установлено, что реле РКД (или РКД и РКД1) и реле РТО отключены при нахождении кабины при всех запертых дверях шахты и кабины в зоне точной остановки, то проверяют: а) состояние автоматических выключателей ВА1 и ВА2; б) наличие напряжения в цепи управления перед предохранителем ПрЗ между шинами J161 и 102 и после предохранителя ПрЗ— между шинами 101 и 102; в) при отсутствии напряжения в цепи управления проверяют наличие напряжения в первичной цепи трансформатора Тр1 перед предохранителями Пр1 на шинах ЛИ, Л12 и Л13 и после предохранителей Пр1 — между шинами Л21, Л22 и Л23.

При наличии напряжения в первичной цепи трансформатора Тр1 и отсутствии напряжения в его вторичной цепи на шинах Л31, Л32 и ЛЗЗ проверку производят непосредственно на выводных шинах самого трансформатора. При наличии напряжения на винтовых зажимах первичной обмотки и отсутствии напряжения на винтовых зажимах вторичной обмотки производят замену трансформатора Тр 1. При наличии напряжения на шине 101 проверяют напряжение на шинах 131 и 201. В случае наличия напряжения на шине 131 и отсутствии напряжения на шине 201 отключают рубильник вводного устройства и автоматический выключатель ВА1. С помощью переключателя ВР2 лифт переводят в режим управления из машинного помещения, после чего кабину вручную, с помощью штурвала, устанавливают в зоне последнего верхнего этажа в положении, удобном для производства работ на крыше кабины. Затем включают рубильник вводного устройства и автоматический выключатель ВА1 и после этого проверяют наличие напряжения на шине 303.

При отсутствии напряжения на шине 303 проверяют исправность и целостность цепи устройств безопасности ВНУ и В2 в приямке лифта, а при наличии напряжения на шине 303 проверяют исправность и целостность электрической цепи предохранительных устройств СПК, BJ1 и Кн «Стоп» на крыше кабины. Следует иметь в виду, что при наличии напряжения на шине 303 должно быть включено реле РТО.

При проверке целостности участков цепи предохранительных устройств следует пользоваться комбинированным прибором (тестером), предел измерения сопротивления которого можно изменять от единиц Ом до десятков кОм. Перед проверкой целостности участков цепи предохранительных устройств и цепи блокировочных выключателей дверей шахты и кабины рубильник вводного устройства и автоматический выключатель ВА1 должны быть выключены, а сам лифт с помощью переключателя ВР2 переведен в режим управления из машинного помещения. После чего с помощью специальной ключевины открыть двери шахты последнего верхнего этажа и зафиксировать их в открытом состоянии. Далее открыть распределительную коробку кабины и проверить целостность участков цепи предохранительных устройств, расположенных в машинном помещении (М-Кн «Стоп» и ВК) и приямке лифта (ВНУ и В2) между шинами 101 и 151, расположенных на кабине (СПК и ВЛ) и в кабине (Кн «Стоп») лифта между шинами 151 и 201, а также исправность блокировочного выключателя дверей кабины ДК между шинами 201 и 243; исправность блокировочного контакта КБР в двухкнопочном посту управления лифта с крыши кабины между шинами 201А и 97А. Затем отключить выключатель СПК, войти на крышу кабины, закрыть за собой дверь шахты и проверить целостность цепи блокировочных выключателей дверей шахты между шинами 243 и 201А.

При обрыве между шинами 101 и 151 неисправность следует искать в приямке лифта, так как исправность предохранительных устройств, расположенных в машинном помещении, состоящих из кнопки М-Кн «Стоп» и конечного выключателя ВК, между шинами 101 и 131, была определена ранее. (При проведении работ в приямке лифта машинное помещение должно быть заперто, дверь шахты последнего верхнего этажа, открытая ранее, — закрыта). С помощью специальной ключевины открыть дверь шахты первого посадочного этажа, зафиксировать ее в открытом состоянии, обеспечив при этом охрану дверного проема. В приямке лифта снять крышки с выключателя приямка В2 и выключателя натяжного устройства ВНУ, проверить исправность каждого устройства в отдельности и целостность образованной ими цепи.

При обрыве электрической цепи между шинами 151 и 201 проверку производят на зажимах клеммных реек распределительной коробки кабины последовательно каждого предохранительного устройства и блокировочного выключателя: кнопки Кн «Стоп» в кабине лифта — между шинами 151 и 161: контакта выключателя ловителей ВЛ — между шинами 161 и 171; контакта слабины подъемных канатов СПК — между шинами 171 и 201. В случае неисправности какого-либо предохранительного устройства или блокировочного выключателя необходимо открыть его крышку, проверить исправность самого контакта и целостность электропроводки от этого контакта до соответствующих зажимов клеммной рейки распределительной коробки кабины. При обрыве цепи между шинами 243 и 201, в связи с отсутствием в настоящее время технического решения по установке на крыше кабины лифта со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом дополнительной кнопки, обеспечивающей работу лифта, при нарушении цепи контактов выключателей, контролирующих исправность дверей шахты, в качестве временной меры может быть предложено вместо перемычек (что запрещено) использование в качестве дополнительной кнопки переносного вызывного аппарата, предпочтительно серии ВП700. При этом подключенными к переносному вызывному аппарату следует оставить только три провода: два провода одного цвета, идущие непосредственно к замыкающему контакту кнопки, и третий обязательно другого контрастного цвета, предназначенный для зануления корпуса вызывного аппарата.

Подключение дополнительного переносного вызывного аппарата производят обязательно при отключенном рубильнике вводного устройства и автоматическом выключателе ВА1. При этом лифт должен быть переведен в режим управления из машинного помещения при помощи переключателя режимов работы ВР2, установленного в шкафу управления. Перед подключением переносного вызывного аппарата на крыше кабины, как перед производством всех других работ, должен быть отключен выключатель СПК.

Подключение переносного вызывного аппарата начинают с зануления его корпуса. Для этого зануляющий провод с корпуса вызывного аппарата необходимо надежно под винт подключить в заземляющему зажиму клеммной рейки распределительной коробки кабины или к металлическому каркасу кабины. На лифтах без системы автоматического контроля состояния дверей кабины и шахты провода от замыкающего контакта кнопки переносного вызывного аппарата подключить к зажимам 243 и 201А.

На лифтах с системой автоматического контроля состояния дверей кабины и шахты перед подключением переносного вызывного аппарата требуется отсоединить от зажима 225—1 клеммиой рейки шкафа управления провод, идущий в шахту лифта, и вместо него между зажимами 225—1 и 201Б установить перемычку На клеммной рейке распределительной коробки кабины отключить от зажима 201 провод подвесного кабеля и подключить его к свободному зажиму. После этого к зажиму 201А и к зажиму, к которому подключили провод подвесного кабеля, подключить провода от замыкающего контакта кнопки переносного вызывного аппарата. Из корпуса двухкнопочного поста управления лифтом с крыши кабины вынуть специальный ключ. Затем вручную открыть дверь кабины лифта и зафиксировать ее в открытом состоянии. Включить выключатель СПК и, находясь на этажной площадке, произвести попытку пуска кабины лифта на скорости ревизии при одновременном нажатии на кнопку переносного вызывного аппарата и кнопку К-Кн «вниз» поста управления с крыши кабины. Затем отключить выключатель СПК, закрыть дверь кабины лифта и закрепить на стяжном кольце канатов переносной вызывной аппарат (привязать к стяжному кольцу через отверстия крепления). Войти на крышу кабины, закрыть за собой дверь шахты и снова произвести попытку пуска кабины лифта на скорости ревизий при одновременном нажатии на кнопку переносного вызывного аппарата и кнопку К-Кн«вниз» поста управления.

После произведенной проверки снова включить выключатель СПК и нажать на кнопку переносного вызывного аппарата и кнопку К-Кн «вниз» поста управления с крыши кабины.

При движении кабины на скорости ревизии вниз отпустить кнопку переносного вызывного аппарата, при этом кабина лифта должна остановиться. После остановки кабины лифта снова нажать на кнопку переносного вызывного аппарата. При возобновлении движения кабины вниз отпустить кнопку К-Кн«вниз» поста управления с крыши кабины, при этом кабина также должна остановиться. После остановки кабины лифта нажать на кнопку К-Кн«вверх», при этом кабина на скорости ревизии должна отправиться вверх. При движении кабины лифта вверх отпустить кнопку переносного вызывного аппарата, при этом кабина также должна остановиться.

Поиск обрыва в цепи блокировочных выключателей дверей шахты производят с помощью вольтметра или комбинированного измерительного прибора (тестера), переключенного на измерение напряжения. В связи с тем, что цепи блокировочных выключателей каждой двери шахты выведены на зажимы клеммных реек соответствующих распределительных коробок и через эти распределительные коробки последовательно соединены между собой, проверку исправности отдельных участков цели блокировочных выключателей дверей шахты рационально начинать производить на распределительной коробке, расположенной посередине шахты. Поэтому проверяющий, уп-равляя лифтом с крыши кабины, должен доехать до распределительной коробки, расположенной посередине шахты, снять с нее крышку, определить на клеммной рейке два зажима, к которым подключаются провода от крайних блокировочных выключателей двери шахты данного этажа, и с помощью вольтметра (тестера) проверить на них наличие напряжения.

В случае если на двух зажимах прибор покажет отсутствие напряжения, то дальнейший поиск неисправности следует производить на распределительных коробках, расположенных ниже этажа, где производилась проверка. При наличии напряжения на двух зажимах дальнейший поиск неисправности производят на распределительных коробках, расположенных выше этажа, где производилась проверка. Наличие напряжения только на одном из зажимов указывает на то, что неисправность находится в цепи блокировочных контактов выключателей двери шахты, на котором производится проверка.

При дальнейшем движении на крыше кабины лифта каждый оставшийся отрезок пути до любого крайнего этажа, а также и отрезок пути между распределительными коробками, где будет выявляться неисправность, нужно делить на две приблизительно равные части. На лифте, имеющем 12 остановок, поиск неисправности начинают на распределительной коробке 6-го этажа. Затем, если выявлено, что неисправность находится выше, проверку производят последовательно на распределительных коробках 9-го и 11-го этажей. Если причина неисправности находится ниже 6-го этажа, то следующую проверку производят на распределительной коробке 3-го этажа.

Например, если проверка показала, что отсутствует напряжение на двух зажимах, к которым подключены провода от крайних блокировочных выключателей двери шахты 9-го этажа, то неисправность находится на участке блокировочной цепи выключателей дверей шахты между распределительными коробками 9-го и 6-го этажей. На этом участке цепи блокировочных выключателей дверей шахты находятся две распределительные коробки 8-го и 7-го этажей. Окончательный поиск неисправности производят последовательно на каждой распределительной коробке, начиная с распределительной коробки 8-го этажа.

Допустим, что напряжение оказалось только на одном из зажимов, соответствующем проводу от какого-то крайнего блокировочного выключателя двери шахты 7-го этажа. В этом случае следует открыть крышки со всех трех блокировочных выключателей двери шахты 7-го этажа и проверить наличие напряжения непосредственно на каждом из контактов. После определения участка с обрывом электрической цепи или неисправного блокировочного выключателя в машинном помещении следует отключить рубильник вводного устройства и автоматический выключатель ВА1. Затем заменить поврежденный участок электропроводки или произвести чистку, регулировку, а в случае необходимости и замену блокировочного выключателя. Поиск причины неисправности на других участках цепи блокировочных выключателей дверей шахты между 3 и 1, 3 и 6, 10 и 11, 11 и 12 этажами производится аналогичным образом.

После производства работ по поиску обрыва в цепи блокировочных выключателей дверей шахты следует сразу же отключить переносной вызывной аппарат, а на лифтах с системой автоматического контроля состояния дверей кабины и шахты дополнительно снять между зажимами 201Б и 225-1 перемычку и к зажиму 225-1 подключить провод 225-1, идущий из шахты лифта. При отсутствии переносного вызывного аппарата нахождение обрыва в цепи блокировочных выключателей дверей шахты следует производить при выключенном рубильнике вводного устройства и автоматическом выключателе ВА1 путем перемещения кабины лифта по шахте с проверяющим на крыше кабины вручную при помощи штурвала. Проверку исправности цепи блокировочных выключателей дверей шахты производят вышеописанным способом путем измерения сопротивления отдельных ее участков с помощью омметра или комбинированного измерительного прибора (тестера), переключенного на измерение сопротивления.

После производства работ, связанных с заменой определенного блокировочного выключателя или предохранительного устройства, а также коммутирующей эти выключатели и устройства электропроводки, требуется обязательная проверка исправности всех блокировочных устройств. При наличии напряжения на шине 97А проверяют наличие напряжения непосредственно на выводном конце катушки реле РКД, промаркированном как 249А. При наличии напряжения на шине 249А проверяют отсутствие обрыва шины 102, подключенной к выводному концу катушки реле РКД. При проверке шины 102 на обрыв рубильник вводного устройства и автоматический выключатель ВА1 должны быть отключены.

Шину 102 на обрыв проверяют омметром (тестером), замеряя сопротивление между шиной 102, подключенной к винтовому зажиму клеммной рейки шкафа управления, и шиной 102, подключенной к выводному концу катушки реле РКД. При отсутствии обрыва шины 102 проверяют исправность катушки реле РКД. При проверке исправности катушки реле РКД шкала измерения сопротивления измерительного прибора (тестера) должна быть рассчитана на измерение величины порядка 10 кОм. При проверке сопротивления катушки реле РКД с целью исключения обходных цепей следует нажать на якорь реле РЗД, при этом в цепи катушки реле РКД размыкается размыкающий контакт реле РЗД (97а—249А).

При обрыве в обмотке катушки реле РКД прибор покажет сопротивление, близкое к бесконечности, а при исправной катушке — сопротивление п®рядка нескольких кОм. Если обнаружена неисправность катушки, производят ее замену. При отсутствии напряжения на шине 249А проверяют исправность контакта реле РЗД (97А—249А), а также целостность электрической цепи между шинами 97А на ламели размыкающего контакта реле РЗД и шиной 97А на винтовом зажиме клеммной рейки шкафа управления. В случае необходимости производят регулировку контакта реле РЗД (97А—249А) или замену поврежденного участка электропроводки от этого контакта до клеммной рейки шкафа управления.

Если во время проверки состояния релейной аппаратуры установлено, что реле РКД (или РКД и РКД1) включено, реле РТО отключено, лифт находится в точной остановке, но не отрабатывает вызова, то проверяют: а) наличие напряжения на шине 21:
б) при отсутствии напряжения на шине 21 контролируют наличие напряжения на шинах 117 и 119;
в) при отсутствии напряжения на шине 117 проверяют исправность переключателя режимов работы ВР2;
г) при отсутствии напряжения на шине 119 контролируют работоспособность размыкающего контакта реле РД(97А—119);
д) при наличии напряжения на шине 117 проверяют работоспособность размыкающего контакта реле РВ2 (117-21).

Если во время проверки состояния релейной аппаратуры будет обнаружено, что реле РВ2 включено при отключенном реле РВ5, то проверяют наличие напряжения на катушке реле РВ2, к которой подключена шина 199. При наличии напряжения на шине проверяют исправность замыкающего контакта реле (РВ5 101-199). При отсутствии напряжения на шине 199 и соответственно на катушке реле РВ2 проверяют реле на отсутствие механического заклинивания. Если механического заклинивания не обнаружено, то значит реле времени РВ2 замагничивает-ся. В этом случае требуется увеличить воздушный зазор между его якорем и ярмом путем замены износившейся пластины из цветного металла, установленной между ними. Если после замены пластины из цветного металла на якоре и регулировки сжатия пружин замагничивание реле РВ2 не устраняется, производят замену реле.

Если лифт выполняет вызовы, но не работает по приказам, то проверяют наличие напряжения на шине при включенном и отключенном реле РКД (при открытых и закрытых дверях кабины). Если напряжение на шине 11 отсутствует при отключенном реле

РКД, то проверяют последовательно исправность размыкающего контакта реле РКД (11-39), наличие напряжения на шине, исправность размыкающего контакта переключателя ВР2 (39—37А), наличие напряжения на шине 37А, исправность размыкающих контактов РТО (37А-37), и РД (201-37), а также целостность электрической цепи между шинами. Если напряжение на шине отсутствует при включенном реле РКД, то проверяют исправность замыкающего контакта реле РКД (117-11).

В случае отмены приказа в момент закрытия дверей при отпускании кнопки приказа проверяют целостность электрической цепи между шинами 31 и 39, исправность замыкающего контакта реле РП1 (39-127) и исправность размыкающего контакта реле РОД (127-31). При невключении электротормоза ЭмТ после включения контакторов большой скорости КБ и направления движения KB (КН) необходимо проверить включение реле РД.

Если реле РД не включается, то после включения контактора направления KB или КН следует проверить наличие напряжения на шине 179 на замыкающих контактах контакторов направления KB (КН) (201А-179) и на выводном конце катушки РД. При наличии напряжения на катушке РД проверить ее исправность. При неисправности катушки реле РД следует ее заменить. Если реле РД включается, то необходимо проверить исправность замыкающего контакта реле РД (T6-JI71) в цепи электротормоза ЭмТ и наличие напряжения между шинами Т6 и Т1. При отсутствии напряжения между шинами Т6 и Т1 проверяют исправность полупроводниковых диодов в цепи катушки электротормоза между шинами 6С2 (18С2) и Т1. Неисправные (пробитые) диоды заменяют.

Если при включении автоматического выключателя ВА1 горят предохранители Пр1, необходимо проверить исправность диодов выпрямителя ВП1 (Д11-Д16) и неисправные диоды заменить. Если при работе лифта периодически происходит срабатывание автоматического выключателя ВА1, проверяют наличие и исправность механической блокировки, исключающей одновременное включение контакторов направления движения KB и КН. При неисправности механической блокировки восстанавливают ее работоспособность.

Если кабина лифта не переходит на малую ско-пооть то проверяют во время включения контактора большой скорости КБ целостность электрической цепи между шинами 97 и 167, исправность замыкающего контакта реле РП1 (97-187), замыкающего контакта контактора малой скорости КМ (97-187) и замыкающих контактов реле РТО (187-187А) и (187А-167). В случае разрыва электрической цепи между шинами 97 и 167 при отключении контактора КБ контролируют выдержку времени на отключение реле РП1. При отсутствии выдержки времени на отключение реле РП1 проверяют исправность сопротивления (резистора) R11 и конденсатора С4, а также целостность образованной ими цепи между шинами 89 и 102. При необходимости устраняют обрыв цепи, заменяют неисправные резистор R11 или конденсатор С4. При отсутствии повторного вызова на всех этажах контролируют целостность электрической цепи между шинами 51 и 49, исправность размыкающих контактов реле РТО (49-516), реле РД (51б-51а) и реле РВ5 (51а-51).

При отсутствии автоматического открывания дверей кабины лифта после выполнения вызова или приказа проверяют целостность электрической цепи между шинами 39 и 49 в момент остановки кабины при отключении реле РТО и реле РД. При этом контролируют наличие напряжения на шине 49, а также исправность контакта реле РВ5 (39-49а) и размыкающего контакта реле РП1 (49а-49). Одновременно проверяют и состояние релейной аппаратуры при остановке кабины. В момент остановки кабины реле РВ5 должно быть включено, а реле РП1—отключено. Если реле РП1 в момент остановки кабины будет во включенном состоянии, следует проверить исправность замыкающего контакта реле РЗД (71-89), который может находиться в постоянно замкнутом состоянии или быть закорочен в результате некачественной пайки шин 71 и 89 к его ламелям. Затем проверить наличие напряжения на шине 89. При отсутствии напряжения на шине 89 осматривают реле РП1 на отсутствие механического заклинивания и замаг-ничивания.

При отсутствии автоматического закрывания дверей без выдержки времени после регистрации приказа следует проверить наличие напряжения на шине 69 в момент включения всех этажных реле. При отсутствии автоматического закрывания дверей без выдержки времени после регистрации приказов на все этажи требуется устранить обрыв общей шины 101 или общей шины 69. При отсутствии автоматического закрывания дверей без выдержки времени по какому-то определенному приказу проверяют исправность соответствующего этому приказу замыкающего контакта этажного реле между шинами 101 и 69 в цепи включения реле РЗД. Например, отсутствует автоматическое закрывание дверей при регистрации приказа на 6-й этаж. При этом проверяют исправность замыкающего контакта реле 6РЭ (101-69) или целостность коммутирующей этот контакт электропроводки между шинами 101 и 69.

При отсутствии повторного вызова на каком-нибудь определенном этаже кабину лифта устанавливают на этом этаже и проверяют целостность электрической цепи между общей шиной повторного вызова 51 и шиной включения катушки этажного реле проверяемого этажа. При отсутствии повторного вызова на 4-м этаже проверяют целостность электрической цепи между шинами 51 и 45. При обрыве цепи проверяют исправность этажного переключателя 4-го этажа — 4ЭП, точность его установки и наличие перемычки между его контактами 4ЭП-3 и 4ЭП-4.

Если кабина лифта не останавливается на определенном промежуточном этаже при движении вверх (кабина доходит до крайнего верхнего этажа), то проверяют целостность электрической цепи между общей шиной контактов этажных переключателей 123 (если у лифта 12 остановок) в цепи контактора верха KB и шиной контакта этажного переключателя того этажа, посредством которого должен отключиться контактор большой скорости КБ на этом этаже. Если кабина лифта при движении вверх не остановилась на 3-м этаже, то после прихода кабины лифта на последний верхний этаж проверяют целостность электрической цепи между шинами 33 и 123.

Если кабина лифта на определенном промежуточном этаже при движении вниз не останавливается (кабина доходит до 1-го посадочного этажа), то проверяют целостность электрической цепи между общей шиной контактов этажных переключателей в цепи контактора низа КН и шиной того контакта этажного переключателя, посредством которого отключается контактор большой скорости на этом этаже. Если кабина лифта при движении вниз не останавливается на 2-м этаже, то после прихода ее на 1-й этаж проверяют целостность электрической цепи между шинами. В случае если цепь между этими шинами окажется неразорванной, то это говорит о неисправности этажного переключателя 2-го этажа — 2ЭП.

Если после включения контактора большой скорости не включаются контакторы направления движения и KB и КН при регистрации вызова или приказа на любой этаж, то проверяют наличие напряжения на шине 41. При отсутствии напряжения на шине непосредственно на замыкающих контактах всех этажных реле необходимо проверить исправность замыкающего контакта контактора КБ (31А-41) и отсутствие обрыва шины 41 на участке от контактора КБ до замыкающих контактов этажных реле.

При невключении контакторов направления движения KB и КН при регистрации приказа или вызова на определенный этаж контролируют исправность замыкающего контакта этажного реле соответствующего этажа в цепи включения контакторов направления движения KB и КН. При невключении контакторов направления движения KB и КН при регистрации вызова или приказа на 3-й этаж проверяют исправность замыкающего контакта этажного реле ЗРЭ (41-33) и целостность коммутирующих этот контакт проводов между шинами.

Если после включения контактора большой скорости КБ и контактора направления движения KB пли КН происходит отмена зарегистрированного приказа или вызова на любой этаж, то проверяют исправность замыкающих контактов контактора КБ (1Ь7-97), реле РКД (97-97А) и целостность электрической цепи между шинами 97А и 167 в момент включения контактора большой скорости КБ. Если отмена зарегистрированного приказа или вызова происходит только после включения контактора верха KB то контролируют исправность замыкающего контакта контактора KB (167-147), а также целостность коммутирующих этот контакт проводов между шинами 167 и 147. Если отмена зарегистрированного приказа или вызова происходит только после включения контактора низа Кн, то проверяют исправность замыкающего контакта контактора Кн (167-157), а также целостность коммутирующих этот контакт проводов между шинами 167 и 157.

При отсутствии автоматического закрывания дверей проверяют исправность размыкающего контакта реле РВ2 (101-69) и целостность коммутирующей этот контакт электропроводки между шинами 101 и 69. При незакрывании дверей (не включается реле РЗД) контролируют наличие напряжения на шинах. При отсутствии напряжения на шине 79 на клеммной рейке шкафа управления проверяют наличие напряжения на шинах 57а и 79 на клеммной рейке распределительной коробки кабины. Необходимо также произвести проверку исправности выключателей В КЗ и ВБР. В случае их неисправности произвести чистку, регулировку или замену. При неоткрывании дверей (не включается реле РОД) следует проверить наличие напряжения на шинах. При отсутствии напряжения на шине 27 контролируют исправность выключателя ВКО. В случае необходимости производят чистку, регулировку или замену выключателя.

При отсутствии реверса дверей проверяют исправность замыкающего контакта выключателя ВБР (39-49). Проверку исправности замыкающего контакта ВБР (39-49) производят двое проверяющих, один из которых, находясь в кабине лифта, должен препятствовать с помощью специального шаблона закрыванию створок дверей кабины, а второй после отключения реле РЗД должен проверить наличие напряжения на зажиме 49 клеммной рейки шкафа управления. При отсутствии напряжения на шине 49 проверяют исправность выключателя ВБР, производят регулировку его работы или замену.

При отсутствии вызова или невыполнении прика-, ; лифтом на какой-либо этаж проверяют исправность этажного переключателя данного этажа. Так, например, при отсутствии вызова кабины снизу вверх на 3-й этаж контролируют исправность находящегося в замкнутом состоянии контакта этажного переключателя ЗЭП-2 между шинами 33 и 43, а при отсутствии вызова кабины сверху вниз на 3-й этаж проверяют работоспособность (нахождение в замкнутом состоянии) контакта этажного переключателя ЗЭП-1 между шинами 33 и 13. Если при движении кабины вверх она проходит точную остановку последнего верхнего этажа и останавливается только после отключения конечного выключателя ВК, то проверяют исправность этажного переключателя последнего верхнего, допустим 12-го этажа, его размыкающего контакта 12ЭП-2 между шинами 123 и 147. Если при движении вниз кабина лифта проходит точную остановку первого посадочного этажа и останавливается только после отключения концевого выключателя ВК, то контролируют исправность этажного переключателя первого этажа 1ЭП, его размыкающего контакта 1ЭП-1 между шинами 13 и 157.

При наличии на лифте системы автоматического контроля состояния блокировочных выключателей дверей кабины и шахты следует дополнительно проверить: а) при отсутствии закрывания дверей — исправность размыкающих контактов реле РКД (69-69А) и РКД1 (69А-69Б) и целостность коммутирующих эти контакты проводов как между собой, так и между шинами 69 и 69Б; б) при отключении реле РЗД до фактического закрывания дверей кабины или шахты — исправность замыкающего контакта реле РЗД (101-69Б) и целостность коммутирующих этот контакт проводов между шинами 101 и 69Б; в) при отсутствии поддержки включения контакторов направления движения KB и КН при включении реле РД — исправность замыкающих контактов реле РКД1 (149Б-149) и (159Б-159).

В случае наличия у расположенных на одном уровне двух лифтов со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом устройства блокировки одновременного вызова двух лифтов на один и тот же посадочный этаж и отсутствия блокировки вызова (т. е. два лифта при регистрации последовательного вызова приходят на один и тот же этаж) проверяют: а) наличие напряжения на зажиме 101А клеммной рейки устройства блокировки одновременного вызова; б) исправность размыкающих контактов реле РРП-А (101А-100) и реле РРП-Б (100-170) в цепи катушки реле РБВ и целостность образованной ими электрической цепи; в) наличие электрической цепи между шинами 40А и 102 при одновременном нажатии этажных реле двух лифтов одного и того же этажа: 1РЭ-А и 1РЭ-Б, 2РЭ-А и 2РЭ-Б… яРЭ-А и лРЭ-Б; г) исправность катушки реле РБВ; д) исправность замыкающего контакта реле РД (150-160), размыкающего контакта реле РБВ (150-160) и замыкающего контакта реле РЭП-А (150-31«А») в цепи включения контактора большой скорости КБ лифта «А» между шинами 31«А» и «31-1А»; е) исправность замыкающего контакта реле РД (230-240), размыкающих контактов реле РБВ (230-240) и реле РЭП-Б (230-31 «Б») в цепи включения контактора большой скорости КБ лифта «Б» между шинами 31«Б» и «31-1Б».

При отсутствии вызова свободной кабины на этаж, куда отправляется по приказу другая кабина, проверяют исправность замкнутого при открывании дверей кабины выключателя ДК (101-« 190-1») и замыкающего контакта реле РЭП («190-1»190) лифта, идущего по приказу. В случае неисправности электрической цепи, образованной этими контактами у лифта, выполняющего приказ, должно быть отключено реле РРП. Если у лифта, выполняющего приказ, реле РРП отключено, то следует проверить цепь поддержки включения этого реле после закрытия дверей кабины, образованную размыкающим контактом реле РОД (101«190-2») и замыкающим контактом реле РРП («190-2»-190). В случае исправности электрической цепи, образованной этими контактами, проверяют исправность катушки реле РРП.

В связи с тем, что при применении «Устройства блокировки одновременного вызова двух лифтов на один и тот же этаж» в электросхемы обоих лифтов включены дополнительные промежуточные этажные реле РЭП-А и РЭП-Б, неисправности в работе которых приводят к остановке лифта, то контроль работы лифта со скоростью 0,71 м/с с неподвижным полом следует начинать с проверки исправности этих реле.

Реле РЭП должно включаться при включении каж-дого этажного реле. При невключении реле РЭП от какого-то этажного реле проверяют исправность замыкающего контакта этого этажного реле между шинами 101 и 180.

Определение причин неисправностей и их устранение на лифтах с залипающими кнопками, грузоподъемностью 320/500 кг со скоростью 1,0 м/с и парным управлением (см. рис. 16,а,б,в,г). При определении причин неисправностей электромеханики должны хорошо представлять работу релейной аппаратуры в шкафах управления и блоке парной работы как при нахождении свободных кабин лифтов А и Б на первом посадочном этаже, так и при нахождении одной из них или сразу обеих на промежуточном этаже или промежуточных этажах. Нормальное рабочее состояние релейной аппаратуры лифтов с парным управлением, не выполняющих команды, характеризуется тем, что в шкафах управления каждого из них включены реле РКД, РПК и РИС всех этажей, за исключением этажа, на котором расположена кабина, а в блоке парной работы — включены реле А-РОН, Б-РОН и РОК одного из лифтов, которое в шкафу управления лифта того же индекса включает реле РПВ 1—РПВЗ. При этом кабины в шахте лифтов могут располагаться только в двух положениях: либо обе кабины на первом этаже, либо одна кабина, у которой реле РОК отключено, на первом этаже, а другая, у которой реле РОК включено, на промежуточном этаже. Отсюда следует, что выполнение режима парного управления возможно только в случае обязательного нахождения кабины лифта с отключенным реле РОК на первом посадочном этаже, а кабины с включенным реле РОК и реле РПВ 1—РПВЗ как на первом, так и на любом промежуточном этаже.

На неисправность системы парного управления указывают:
а) наличие двух свободных кабин на промежуточных этажах;
б) одновременный вызов двух кабин лифтов А и Б на один и тот же промежуточный этаж;
в) отсутствие выполнения кабинами лиф-тов А и Б вызова с первого посадочного этажа;
г) одновременное выполнение двумя кабинами лифтов А и Б вызова с первого посадочного этажа;
д) невыполнение кабиной лифта с включенным реле РОК вызова с промежуточного этажа;
е) отключение реле РОК при остановке кабины после выполнения приказа вверх и автоматический спуск на 1-й этаж после освобождения пассажиром кабины лифта;
ж) невыполнение вызова, поступившего выше вниз идущей кабины, другой свободный кабиной, расположенной на любом посадочном этаже;
з) отсутствие автоматического перехода исправного лифта в одиночную работу.

Программа парного управления реализуется релейной аппаратурой, расположенной в блоке парной работы, и отдельными контактами релейной аппаратуры, расположенной в шкафах управления. В блоке парной работы расположены:

А-РОН и Б-РОН — реле отключения напряжения с цепей вызова лифтов с первого посадочного этажа; при этом реле А-РОН отключает общую шину 299 от выпрямителя лифта А и подключает ее к выпрямителю лифта Б. Отключенное состояние реле РОН одного лифта является для другого лифта командой на автоматический переход в одиночную работу;

А-РОК и Б-РОК — реле определения кабин для выполнения вызова на первом посадочном этаже и промежуточных этажах; при этом отключенное состояние реле РОК каждого лифта на промежуточном этаже является командой на автоматический спуск кабины на первый посадочный этаж;

А-РПЗ и Б-РПЗ — реле пуска зональные, включенное состояние которых возможно только в зоне этажей при наличии вызова выше вниз идущей кабины, что является командой на вызов другого свободного лифта, расположенного на любом посадочном этаже.

В шкафах управления лифтов А и Б расположены:

1РИС-А(243-241) и 1 РИС-Б(243-241) — контакты в цепях реле РПВ1 — РПВЗ лифтов противоположных индексов (буквенных обозначений), которые служат для исключения при движении одного из лифтов вниз и наличии попутного вызова одновременного выполнения этого же вызова свободным лифтом, находящимся на промежуточном этаже;

1РИС (101 — 131) — контакты реле лифтов А и Б, которые подготавливают цепи автоматического спус-

свободных лифтов к выполнению команды на к vck Таким образом, включенное состояние реле fpV любого лифта при его остановке, кроме выпол-нения своих функций в одиночной работе при парном управлении, является командой на запрет работы лифта противоположного индекса по любому вызову, а при движении любого лифта вниз и наличии v него попутных вызовов включенное состояние реле 1 РИС является командой на запрет выполнения свободным лифтом противоположного индекса только этих попутных вызовов, так как командой для выполнения вызова выше вниз идущей кабины свободным лифтом противоположного индекса является включенное состояние реле РПЗ лифта, идущего вниз;

РУВ (227—273) — контакты реле лифтов А и Б, при замыкании которых вырабатывается команда на отключение реле РОК лифта противоположного индекса, т. е. вырабатывается команда или на автоматический спуск или на готовность отработки этим лифтом вызова с первого посадочного этажа;

РУВ (221—265) — контакты реле лифтов А и Б, которые после выполнения лифтами движения вверх подготавливают цепи автоматического спуска свободных лифтов к выполнению команды на спуск, а для свободного лифта Б замкнутое состояние этого размыкающего контакта в погрузочном режиме на промежуточном этаже является и самой командой на автоматический спуск лифта Б на первый посадочный этаж независимо от положения в шахте, состояния и направления движения кабины лифта А;

РУН (213—251) и один из контактов 2РИС (253— 251) — 15РИС (259—251), параллельно включенных в цепи включения реле РПЗ, находясь одновременно в замкнутом состоянии (что возможно только при движении кабины вниз и нахождении ее в зоне действия датчиков селекции со 2-го по 15-й этаж), обеспечивают команду готовности выполнения лифтом противоположного индекса вызовов выше вниз идущем кабины.

На лифтах с парным управлением для случая возникновения неисправностей на одном из лифтов предусмотрено автоматическое переключение исправного лифта в одиночную работу с помощью специальных устройств, работающих на одном принципе — отключении реле РОН неисправного лифта. При этом в основном применяется простейшее устройство, работающее по принципу емкостного реле, в качестве которого использовано само реле РОН с подключенным параллельно его катушке через токоограничива-ющий резистор R63 электролитическим конденсатором С9. Управление простейшим устройством автоматического перевода исправного лифта в одиночную работу осуществляется последовательно включенными с катушкой реле РОН, между шинами 227 и 115, размыкающими контактами реле РУВ и РУН. При возникновении неисправностей, связанных с недозакрытием дверей кабины или шахты или невключением по какой-либо причине контакторов, т. е. в любых случаях, когда имеется выбор направления движения (включено РУВ или РУН) и отсутствует само движение лифта, через 3—5 с должно происходить отключение реле РОН. При этом размыкающие контакты реле РОН неисправного лифта, включенные в узлы автоматики исправного лифта между шинами 227 и 239, в цепи включения реле подключения вызовов РПВ 1—РПВЗ и между шинами 267 и 271 в цепи подключения вызова с первого посадочного этажа, блокируют контакты реле, реализующие программу парного управления, и переводят исправный лифт в одиночную работу.

В связи с тем, что указанное устройство автоматически не переводит исправный лифт в одиночную работу при неисправностях, связанных со срабатыванием автоматического выключателя ВА2 в момент открывания или закрывания дверей, а также при преднамеренной задержке лифта пассажирами, в схему лифта вводится элемент «Логика И-312», пред—тавляющий собой электронное устройство, обеспечивающее отключение реле РОН с выдержкой времени, равной 30 с.

Управление устройством автоматического перево-та исправного лифта в одиночную работу с элементом «Логика И-312» осуществляется последовательно включенными к его входу между шинами 227 и 115 и контактами реле: размыкающими РУВ (227-113), РУН (ПЗ-ПЗа), РОД (113-1136), РИТО(113г-115) и замыкающим контактом РКД (1136-113г). При этом из схемы лифта исключают замыкающие контакты реле: РЗД (227—115), РКД (224—209) и РОН (241—239). Вместо исключенных из схемы замыкающих контактов реле РКД и РОН между соответствующими шинами, подключенными к их ламе-лям, устанавливают перемычки. Освободившиеся замыкающие контакты реле РКД и РОН используют в цепи управления элементом «Логика И-312» — замыкающий контакт реле РКД между шинами 1136 и 113г, а замыкающий контакт реле РОН — между шиной 227 и входом 6 элемента «Логика И-312»-. Устройство с элементом «Логика И-312» позволяет автоматически переводить с выдержкой времени 30с исправный лифт в одиночную работу: а) при неисправностях, связанных со срабатыванием автоматического выключателя ВА2; б) при преднамеренной задержке лифта пассажирами или заклинивании пола кабины и нахождении кабины на этаже с открытыми дверями; в) в случае застревания пассажира между этажами при закрытых дверях кабины и шахты.

Исправный лифт при срабатывании автоматического выключателя ВА2 переходит в одиночную работу за счет включения в цепь реле РОН неисправного лифта размыкающего контакта реле РОД (113а-1136) и исключения из нее замыкающего контакта реле РЗД (227-115). При преднамеренной задержке кабины одного из лифтов пасажирами свободный лифт переходит в одиночную работу за счет включе-нияв цепь реле РОН замыкающего контакта реле КД (П3б-113г). В случае застревания пассажира R одном из лифтов другой лифт переходит в одиночную Работу за счет включения в цепь реле РОН размыкающего контакта реле РИТО (113г-115). В связи с этим, в случае одновременной остановки сразу обоих лифтов, при явной неисправности одного из них, сначала определяют причину отсутствия автоматического перевода исправного лифта в одиночную работу. При этом в блоке парной работы определяют состояние реле РОН у лифта с явной неисправностью, т. е. у которого открыты двери кабины или шахты, сработал автоматический выключатель ВА2, произошло застревание пассажира и т. п. Если реле РОН у лифта с явной неисправностью включено, то следует тестером проверить наличие напряжения на зажиме 115 клеммной рейки блока парной работы, индекс которого соответствует этому реле.

При наличии напряжения на зажиме 115, в зависимости от примененного на лифте устройства автоматического перевода исправного лифта в одиночную работу, определяют состояние релейной аппаратуры, контакты которой приводят к его срабатыванию или блокировке. Если на лифте применено устройство с элементом «Логика И-312», то сначала проверяют исправность самого электронного устройства. Для этого от винтового зажима 115 на клеммной рейке блока парной работы отключают шину 115, проложенную от шкафа управления неисправного лифта, и проверяют на ней наличие напряжения. При отсутствии напряжения на отключенной шине снова проверяют наличие напряжения на винтовом зажиме 115 с тем же индексом блока парной работы. Если на зажиме 115 осталось напряжение, то следует надеть диэлектрические перчатки и полоской из изоляционного материала или кусочком кембрика, применяемого для маркировки проводов, разомкнуть замыкающий контакт реле РОН (227-«6») неисправного лифта. При этом реле РОН неисправного лифта должно отключиться, а напряжение на зажиме 115 клеммной рейки блока парной работы с индексом неисправного лифта — отсутствовать. При ручном воздействии на якорь реле РОН неисправного лифта реле снова включается, при этом напряжение на зажиме 115 клеммной рейки блока парной работы появляется вновь. Отсюда следует, что элемент «Логика И-312» неисправен, требуется его замена или ремонт.

При применении устройства, работающего по принципу емкостного реле, проверяют состояние реле РУВ, РУН, РЗД, РОД, РПК и РВ2. Рассмотрим случаи, когда при неисправности лифта указанное устройство автоматического перевода исправного лифта в одиночную работу не функционирует, ввиду существенных недостатков его принципиальной схемы.

1. Произошло блокирование работы лифтов А и Б, кабины, которых находятся на промежуточных этажах, при срабатывании автоматического выключателя защиты привода дверей ВА2 одного из лифтов (допустим, лифта А). При оценке состояния релейной аппаратуры в блоке парной работы в этом случае будет обнаружено, что реле А-РОН, Б-РОН и Б-РОК включены, а реле А-РОК, А-РПЗ и Б-РПЗ отключены, В шкафу управления лифта А при этом может быть включено реле РОД или РЗД. Если включено реле РОД, то также должно быть включено реле РВ2 через замыкающий контакт реле РОД (279—103). В связи с тем, что размыкающий контакт реле РВ2 (239—205) находится в цепи включения реле РПВ 1-РПВЗ, через замыкающие контакты которых подключены замыкающие контакты вызывных кнопок с промежуточных этажей 2Кн—16Кн, а через размыкающий контакт реле РВ2 (271—515) подключен замыкающий контакт кнопки вызова первого этажа 1Кн, то узел выбора направления и замедления лифта А не функционирует, в результате чего не может произойти включение реле выбора направления движения РУВ или РУН. Следовательно, не может произойти отключение реле А-РОН, а значит и перевод исправного лифта Б в одиночную работу.

В свою очередь, реле РПВ 1-РПВЗ лифта Б отключены, так как в цепи их включения разомкнут размыкающий контакт реле 1РИС (243—241) лифта А, в связи с чем будут отключены цепи замыкающих контактов кнопок вызова с промежуточных этажей 2Кн—16Кн. При этом цепь замыкающего контакта кнопки вызова первого этажа 1Кн будет отключена разомкнутым размыкающим контактом реле Б-РОК. Таким образом, узел выбора направления и замедления лифта Б также не будет функционировать и, в сущности, исправный лифт будет находиться в нерабочем состоянии.

Для включения лифта ь в этом случае в одиночную работу производят одну из следующих операций:
1) отключают выключатель А-В7 на первом посадочном этаже;
2) переводят лифт А с помощью переключателя ВР2, расположенного в шкафу управления, в режим управления из машинного помещения;
3) отключают автоматический выключатель ВАЗ или ВА1 в шкафу управления лифта А;
4) отключают рубильник вводного устройства лифта А в машинном помещении.

При включенном реле РЗД указанное устройство автоматического перевода исправного лифта Б в одиночную работу, функционирующее по принципу емкостного реле, в качестве которого использовано реле А-РОН, блокировано замкнувшимся замыкающим контактом реле РЗД (227—115) лифта А. В результате реле А-РОН при включении реле РУВ или РУН не отключается и лифт Б не переходит в одиночную работу. При этом узел выбора направления и замедления лифта Б не функционирует по тем же причинам, что и при включенном реле РОД и РВ2.

2. Произошло блокирование работы лифтов А и Б, находящихся на промежуточных этажах при заклинивании пола кабины одного из лифтов (допустим, лифта А). Следует иметь в виду, что то же самое происходит при преднамеренной задержке лифта пассажирами, а также и при застревании пассажира между этажами. В блоке парной работы, как и в предыдущем случае, включены реле А-РОН и Б-РОК и отключены реле А-РОК, А-РПЗ и Б-РПЗ. В шкафу управления лифта А отключено реле РПК и включено реле РВ2. Реле РВ2 включено по цепи, состоящей из последовательно соединенных контактов реле РПК (279—99) и реле РН (99—103). Причина блокировки работы обоих лифтов при включенном реле РВ2 у неисправного лифта А подробно описана в первом пункте.

Описанные выше случаи блокировки работы двух лифтов можно устранить, если применить устройство автоматического перевода исправного лифта в одиночную работу с элементом «Логика И-312». Однако при эксплуатации лифтов часто возникают ситуации, когда даже при наличии устройства с «Логикой И-312» исправный лифт автоматически не переходит в одиночную работу. Это, как правило, связано с тем, что не выполняется команда автоматического спуска какой-нибудь кабины на первый посадочный этаж. В основном такая причина неисправности носит скрытый характер, т. е. «самоустраняется» до прихода электромехаников или неожиданно пропадает во время поиска, причем возникает иллюзия, что именно тот контакт реле или выключателя, на котором в пос-следний момент производилась проверка наличия напряжения, явился ее причиной. В итоге поиск причины неисправности прекращается, регулируется контакт реле или выключателя, а неисправность остается п через какое-то время снова дает о себе знать. Чтобы не допускать подобных ошибок, необходимо знать последовательность выполнения команды автоматического спуска кабины лифта на первый этаж с отключенным реле РОК.

В этом случае импульс напряжения на включение реле РУН подается при замыкании размыкающего контакта реле РОК (265—271) по цепи: шина 101, контакты реле 1РИС (101 —131), переключателя ВР2—3 (131—221), реле РУВ (221—265), РОК (265—271), РВ2 (271—515), 1РИС (515—233), кон-, тактора KB (233—235), реле РУВ (235—237), катушка реле РУН, шина 102. После начала движения, ввиду того, что реле РВ2 включается и размыкает свой размыкающий контакт (271—515), цепь включения реле РУН поддерживается в замкнутом состоянии через последовательно соединенные замыкающее контакты реле РН и РКД, включенные между шинами 265 и 515. Контакты реле 1РИС (515—233), контактора KB (233—235) и реле РУВ (235—237) в цепи катушки реле РУН являются общими как для режима автоматического спуска при парном управлении, так и для выбора направления вниз при нажатии на кнопки вызова ниже расположенных этажей при одиночной работе.

Допустим, свободные кабины лифтов А и Б находятся на промежуточных этажах. При этом выяснилось, что отключено реле А-РОК и отсутствует автоматический спуск кабины лифта А на первый этаж. При этом также отключены реле РПВ 1—РПВЗ лифта А, так как разомкнут замыкающий контакт реле А-РОК (227—245) в цепи их катушек. А реле подключения вызывов РПВ1—ДПВЗ лифта Б отключены потому, что кабина лифта А не находится на первом этаже, в результате чего разомкнут размыкающий контакт 1РИС (243—241) лифта А в цепи их катушек.

Следовательно, вызов с промежуточных этажей лифтов А и Б исключается. При неисправности любого из контактов в цепи реле РУН между шинами 101 и 265, а именно: контактов реле 1РИС (101 —131), переключателя ВР2—3(131— 221) и реле РУВ (221 — 265) может «самопроизвольно восстановиться» работа лифтов в режиме парного управления при нажатии пассажирами на кнопку вызова первого этажа 1Кн. При этом реле РУН лифта А включится по цепи: шина 299, контакты кнопки 1Кн (299—513), реле А-РОН (513—267), А-РОК (267—271), РВ2 (271—515), 1РИС (515—233), контактора KB (233—235), реле РУВ (235—237), катушка реле РУН, шина 102. После включения реле РВ2 поддержка реле РУН во включенном состоянии будет осуществляться через последовательно соединенные контакты реле А-РОК (271—265), РН (265—269) и РКД (269—515).

Такое же «самопроизвольное» восстановление работы лифтов произойдет и при неисправности размыкающего контакта реле А-РОК (265—271). При этом включение реле РУН произойдет также замкнувшимся контактом кнопки вызова 1Кн (299—513), а поддержка его во включенном состоянии после включения реле РВ2 будет осуществляться через замкнувшиеся замыкающие контакты реле РН (265—269) и РКД (269—515). Следовательно, начинать поиск причины неисправности, которая привела к блокированию работы лифтов в режиме парного управления, следует с определенного по индексу (буквенному обозначению) отключенного реле РОК в блоке парной работы шкафа управления неисправного лифта.

В шкафу управления неисправного лифта определяется состояние релейной аппаратуры. Если включены реле РКД и РПК, а кабина лифта не находится в зоне точной остановки первого этажа (т. е. включено реле 1РИС), то необходимо проверить наличие напряжения последовательно на шинах 131, 221, 265, 271, 515, 233, 235 и 237. При этом следует иметь в виду, что шины 131, 221, 265, 271, 515, 233 и 235 выведены на зажимы клеммных реек шкафа управления. В случае отсутствия маркировки (плохо различима или стерта) наличие напряжения на шинах 131 и 221 удобно проверить на винтовых зажимах переключателя ВР2—3; на шинах 271 и 515 —на зажимах контакта реле РВ2; на шинах 233 и 235 — на контакте контактора KB и на шине 237 — непосредственно на катушке реле РУН. Наличие напряжения на шинах 265 и 271 также удобно проверить на винтовых зажимах клеммной рейки блока парной работы.

Наиболее рациональный способ поиска неисправности в цепи автоматического спуска заключается в проверке наличия напряжения непосредственно на замкнутых размыкающих контактах реле РУВ. В случае если напряжение имеется на трех из четырех замкнутых размыкающих контактах реле РУВ, то следующую проверку наличия напряжения производят непосредственно на катушке реле РУН; если напряжение на катушке отсутствует, то это свидетельствует об обрыве шины 237 на участке от реле РУВ до катушки реле РУН. Наличие напряжения на двух выводных концах катушки реле РУН свидетельствует об обрыве шины 102. Наличие напряжения на одном выводном конце катушки означает обрыв самой катушки реле РУН, т. е. ее неисправность. Если напряжение имеется только на двух замкнутых размыкающих контактах реле РУВ, то следующую проверку наличия напряжения производят на замкнутых замыкающих контактах реле 1РИС:

1) если напряжение имеется на трех замкнутых замыкающих контактах реле 1РИС, то следующую проверку наличия напряжения производят на замкнутом размыкающем контакте контактора KB (233—235). Отсутствие напряжения на шине 233 свидетельствует об обрыве шины 233 на участке от реле 1РИС до контактора КВ. Наличие напряжения только на винтовом зажиме 233 размыкающего контакта контактора KB (233—235) говорит о неисправности самого контакта; наличие напряжения на шине 235 означает обрыв шины 235 на участке от контактора KB до реле РУВ;

2) если напряжение имеется только на одном замкнутом замыкающем контакте реле 1РИС, то следующую проверку наличия напряжения производят на винтовых зажимах замкнутого размыкающего контакта реле РВ2 (271—515). При отсутствии напряжения на шине 271 проверяют наличие напряжения на всех замкнутых размыкающих контактах отключенного реле РОК. Если напряжение имеется на трех замкнутых размыкающих контактах реле РОК и винтовом зажиме 271 клеммной рейки блока парной работы, то это свидетельствует об обрыве шины 271 на участке от винтового зажима клеммной рейки блока парной работы до соответствующего винтового зажима на клеммной рейке шкафа управления неисправного лифта. Наличие напряжения на трех замкнутых размыкающих контактах реле РОК и отсутствие напряжения на винтовом зажиме 271 клеммной рейки блока парной работы говорит об обрыве шнны 271 на участке от отключенного реле РОК до клеммной рейки блока парной работы.

Наличие напряжения на винтовом зажиме 271 клеммной рейки шкафа управления неисправного лифта и его отсутствие на замкнутом размыкающем контакте реле РВ2 (271—515) свидетельствует об обрыве шины 271 на участке от клеммной рейки шкафа управления до реле РВ2. Наличие напряжения только на винтовом зажиме 271 замкнутого размыкающего контакта реле РВ2 (271—515) означает неисправность самого контакта.

При наличии напряжения на шине 515 проверяют наличие напряжения на винтовых зажимах замкнутого размыкающего контакта контактора KB (233—235). Отсутствие напряжения на шине 233 говорит об обрыве шины 233 на участке от реле 1РПС до контактора КВ. Наличие напряжения на винтовом зажиме 233 замкнутого размыкающего контакта контактора KB (233—235) подтверждает неисправность самого контакта. Наличие напряжения на шине 235 свидетельствует об обрыве шины 235 на участке от контактора KB до реле РУВ.

Если напряжение имеется только на одном замкнутом размыкающем контакте реле РУВ, то следующую проверку наличия напряжения производят на винтовых зажимах замкнутого замыкающего контакта переключателя ВР2-3 (131—221). При отсутствии напряжения на шине 131 проверяют наличие напряжения на замкнутых замыкающих контактах реле 1РИС. Наличие напряжения только на одном замкнутом замыкающем контакте реле 1РИС говорит об обрыве шины 131 на участке от реле 1РИС до переключателя ВР2-3. Наличие напряжения только на одном зажиме 131 замкнутого замыкающего контакта переключателя ВР2-3 (131—221) подтверждает неисправность самого контакта. Наличие напряжения на шине 221 свидетельствует об обрыве шины 221 па участке от переключателя ВР2-3 до реле РУВ. Отсутствие напряжения на всех замкнутых замыкающих контактах реле 1РИС говорит об обрыве шины 101.

На лифтах с парным управлением, кроме перечисленных выше случаев блокирования работы обоих лифтов, часто встречаются причины неисправностей, приводящие к выполнению неполной программы парной работы. К таким неисправностям относятся:

А. Отсутствие вызова кабины лифта с включенными реле РОК и РПВ1—РПВЗ на промежуточных этажах: 1) если на промежуточные этажи не вызывается лифт А, то проверяют наличие напряжения на шине 299 в блоке парной работы. При отсутствии напряжения на шине 299 (наличие напряжения определяют тестером), даже если не горит подключенная к шине 299 контрольная лампа JICH4, проверяют исправность предохранителя Пр5 в блоке парной работы. При исправности предохранителя Пр5 проверяют наличие напряжения на шине 279А и проверяют исправность замкнутого замыкающего контакта реле А-РОН (279—297) в блоке парной работы. В случае необходимости производят чистку и регулировку контакта этого реле;

2) если на промежуточные этажи не вызывается лифт Б, то проверяют наличие напряжения на шинах 279, подключенных к зажимам клеммных реек шкафа управления лифта Б. При наличии напряжения на зажимах клеммных реек шкафа управления лифта Б, промаркированных как 279, проверяют наличие напряжения на зажиме 279Б клеммной рейки распределительной коробки шахты лифта А на последнем верхнем этаже. Отсутствие напряжения на зажиме 279Б в распределительной коробке шахты лифта А свидетельствует об обрыве шины 279Б на участке от шкафа управления лифта Б до распределительной коробки

лифта А на последнем верхнем этаже. Рпк шкаФУ управления одного из лифтов, реле pnR^OT°poao включено, не включаются реле РПВ1— JinJ, несмотря на то, что кабина другого лифта находится на первом посадочном этаже. Если реле РПВ1—РПВЗ не включаются в шкафу управления лифта А, то лифт Б переводят в режим управления из машинного помещения: 1) если и при переводе лифта Б в режим управления из машинного помещения реле РПВ1—РПВЗ в шкафу управления лифта А не включаются, то проверяют наличие напряжения на винтовом зажиме 239 клеммной рейки управления лифта А. При наличии напряжения на шине 239 проверяют наличие напряжения на винтовых зажимах замкнутого размыкающего контакта реле РВ2 (239— 205). Отсутствие напряжения на замкнутом размыкающем контакте реле РВ2 (239—205) свидетельствует об обрыве шины 239 на участке от клеммной рейки шкафа управления лифта А до реле РВ2.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Наладка лифтов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Способы определения причин неисправностей и их устранение"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства