Самым распространенным видом свай являются деревянные сваи. Их широко применяют особенно в лесистых районах нашей страны.
Для изготовления деревянных свай используют бревна сосны, дуба, лиственницы, бука и ольхи диаметром 18-30 см с величиной сбега не более 1 см на 1 м бревна. Нижний конец деревянной сваи (отруб) заостряют и обсаживают стальным башмаком. Длину заострения сваи принимают равной 1,5-2 диаметрам отруба свай (рис. 1).
На перпендикулярно спиленный и отсеченный на конус комлевый конец сваи набивают металлический бугель. Бугель перед насадкой нагревают и надевают так, чтобы его верх превышал торец сваи. Бугель изготовляют из стальной полосы шириной 30-70 мм и толщиной 8-15 мм или же из отрезка стальной трубы соответствующих размеров.
Для увеличения длины деревянные сваи сращивают несколькими способами: стяжными хомутами, стальными накладками на болтах, деревянными накладками на болтах, обрезками стальной трубы (рис. 2).
Для увеличения несущей способности применяют пакеты из 2, 3 и 4 свай, скрепленных стяжными болтами.
Из деревянных брусьев изготавливают и шпунты. Паз и гребень шпунта выполняются преимущественно прямоугольного сечения (рис. 3). Деревянный шпунт заостряют с большим и малым скосом. Высота большого скоса на грани с гребнем должна быть равна 2-3 толщинам шпунта, что способствует более плотному соединению забиваемых шпунтов.
В современной отечественной и зарубежной практике применяют забивные и набивные железобетонные сваи различных конструкций: сплошные, полые квадратного сечения, трубчатые сваи, составные сваи, сваи с раскрывающимся башмаком, шпунтовые и набивные.
Железобетонные сваи сплошные квадратного или прямоугольного сечения бывают двух видов: с обычной арматурой или предварительно напряженные.
На рис. 4 показана конструкция сплошных свай квадратного сечения с обычной арматурой и с предварительно напряженной стержневой арматурой.
В соответствии с рис. 4 (а, б) в табл. 1, 2 и 3 приведены номенклатура и основные данные железобетонных свай.
Полые сваи квадратного сечения с круглой полостью (табл. 4) изготовляют без башмака (острия). Башмак цилиндрического типа изготовляют отдельно. В некоторых случаях эти сваи изготовляют с погружаемым концом кессонного типа (рис. 5).
Трубчатые сваи изготовляют с обычной арматурой и предварительно напряженной (рис.6). Выбор трубчатых свай зависит от грунтов основания. В плотных грунтах применяют сваи с открытым концом, в слабых (глинистые с коэффициентом консистенции В = = 0,5) — с закрытым.
В целях увеличения длины свай применяют составные сваи (рис. 7). Известны различные способы стыковки свай; наиболее распространенными являются: фланцевый, мостовой, конусный и самозаклинивающий стык.
Составные сваи применяют в слабых обводненных или илистых грунтах, торфяниках и т. п.
Башмак сваи состоит из конусных частей, которые шарнирно крепятся к арматуре (рис. 8).
Шпунтовые сваи делятся на металлические, железобетонные и деревянные.
Металлические (стальные) шпунты различного сортамента прокатывают на станах металлургических заводов согласно ГОСТ 4781 — 55 (рис. 9).
Промышленность изготавливает различные профили металлических шпунтов: плоский, ко-рытный, зетовый и корытный типа «Ларсен». Геометрическая характеристика стальных шпунтов приведена в табл. 6.
В строительстве кроме металлических шпунтов применяют успешно железобетонные шпунты различной конструкции. Наиболее распространенными являются плоский и двутавровый железобетонные шпунты ВНИИГС, конструкция которых показана на рис. 10. Железобетонные шпунты применяют в качестве подпорных стенок ограждения различных строительных конструкций.
Конструкция буронабивных железобетонных свай целиком зависит от метода бурения скважин и заполнения ее бетоном. Наибольшее распространение получили в настоящее время сваи с уширенной пятой, которую бригада делает вручную или с помощью ушири-теля. Наибольшее применение в строительстве нашли набивные сваи следующей конструкции: сваи Страуса, с уширенной пятой, сваи Франка, виброштампованные, комуфлетные и смешанные (рис. 11).
За последние годы были проведены испытания опытных армобетонных свай с предварительно напряженной стеклопластиковой арматурой. Поперечная арматура была выполнена из стали класса А-1 диаметром 6 мм. Хомуты устанавливали по длине сваи с шагом 200 мм и сетки оголовника 50 мм. Испытания на изгиб подтвердили совместную работу стеклопластиковой арматуры с бетоном.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкция свай, шпунта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы