Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Публикация:
   Контроль состояния двигателей без разборки

Читать далее:




Контроль состояния двигателей без разборки

Нормальная эксплуатация двигателей внутреннего сгорания обеспечивается при проведении регулярного внешнего осмотра, проверки креплений деталей, узлов и агрегатов. На основании осмотра и проверки выполняют регулировочные операции или за­мену отдельных изношенных деталей.

При внешнем осмотре двигателя устанавливают возможное подтекание охлаждающей жидкости и смазки в местах соединения деталей. По линии разъема блока и головки не должно быть сле­дов воды или масла, а также пузырьков газа. Не допускается нарушение герметичности во фланцах патрубков рубашки охлаж­дения, радиатора, в сальниках и остальных соединениях системы охлаждения, а также подтекание масла в разъеме картера дви­гателя через уплотнения коленчатого вала, в местах соединений масляных фильтров, маслопроводов.

Герметичность соединений восстанавливают подтягиванием ослабших креплений. Степень ослабления крепления определяют пробным подтягиванием. При креплении детали несколькими болтами их затягивают в определенном порядке, что обеспечивает надежное соединение деталей, исключает перекосы и деформи­рование.

Последовательность подтягивания крепления головки цилин­дров двигателей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 показана на рис. 23. Гайки и болты подтягивают на холодном двигателе, если его головка выполнена из алюминиевых сплавов (ГАЗ-53, ЗИЛ-130). Если головки двигателя чугунные (ЯАЗ-204), то гайки подтягивают на прогретом двигателе. Момент затяжки контролируют ключом с динамометрической рукояткой. Значение этого момента для двигателя ГАЗ-53 должно составлять 65,7—70,6 Н-м, а для дви­гателя ЗИЛ-130—98,1—117,7 Н-м.

Определение технического состояния двигателя внутреннего сгорания может быть выполнено несколькими методами. Широкое распространение в последнее время получает акустическая диа­гностика, основанная на изменении характера шума и стука изношенного двигателя или отдельных его сопряжений по сравне­нию с шумами и стуками, имеющими место рри эксплуатации технически неисправного двигателя.

Рис. 23. Последовательность подтягивания крепления головки цилиндров дви­гателей автомобилей: а — газ; б — зил-130

Определяют неисправности двигателя по характеру звука и стука при помощи электронного стетоскопа (рис. 24), представ­ляющего собой транзисторный усилитель низкой частоты с пьезо- кристаллическим датчиком и питанием от батареи, установлен­ными в корпусе прибора. Стетоскоп обладает высокой чувстви­тельностью и весьма удобен в работе.

Прослушивают двигатель стетоскопом на различных режимах и в определенных местах. Необходимо помнить, что звукопровод­ность металла значительно выше, чем воздуха. Поэтому прослу­шивая то или иное сопряжение, щуп стетоскопа следует прикла­дывать к тому месту, к которому звук от сопряжения передается через толщу металла, а не через воздушную прослойку.

Места^прослушивания двигателя показаны на рис. 25. При прослушивании двигателя обращается внимание на характер шума или стука в отдельных сопряжениях. Например, если при прослушивании сопряжения поршень—цилиндр обнаруживается при небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя с переходом на нормальную сильный глухой стук, усиливающийся при увеличении нагрузки, то это означает, что зазор между порш­нем и гильзой увеличен или имеет место изгиб шатуна, перекос шатунного подшипника или пальца.

Сояоставляя аналогичным образом характер шума при изношенных сопряжениях и имеющих зазоры менее предельно допустимых значений, можно составить определенное мнение о ресурсе работоспособности каждого со­пряжения и двигателя в целом.

Оценку технического состояния большой группы деталей дви­гателя внутреннего сгорания, а также возможность дальнейшего использования масла позволяет произвести метод спектрального анализа масла. Сущность метода спектрального анализа заклю­чается в том, что на основании анализа проб картерного масла устанавливают содержание продуктов износа, примесей, попада­ющих в масло в процессе эксплуатации двигателя, а также эле­ментов, характеризующих функциональные свойства масла. Сте­пень изнашивания деталей двигателя и возможную его работо­способность определяют по наличию в масле и отложениях на фильтре железа, хрома, кремния и других элементов. Пригодность масла к работе устанавливают по изменению содержания в нем элементов, входящих в состав присадок (бария, серы, кальция и др.).

Рис. 24. Электронный стетоскоп

Рис. 25. Места прослушивания двигателя:
1 — поршень и цилиндр; 2 — поршневое кольцо, канавка поршня; 3 — боек коромысла, стержень клапана; 4 — поршневой палец, втулка шатуна или бобышка поршня; 5 — ко­ленчатый вал, шатунный подшипник; 6 — водяной насос; 7 — распределительные ше­стерни: 8 — коленчатый вал, коренной подшипник; 9 — стержень клапана, направляющая втулка; 10 — толкатель, втулка толкателя; 11 — клапан, днище поршня; 12 — распреде­лительный вал, подшипник; 13 — кулачок распределительного вала, толкатель

Спектральный анализ масла следует проводить перед техниче­ским обслуживанием с целью предотвращения аварийного износа основных сопряжений двигателя и установления необходимости замены масла. При диагностике двигателя используется установка для спектрального экспресс-анализа содержания продуктов из­носа в масле. Проба масла отбирается на прогретом двигателе с помощью шприца через отверстие под масломерную линейку.Определять техническое состояние цилиндров, поршневых колец, клапанов и прокладок головки блока цилиндров без раз­борки можно путем замера утечки воздуха, вводимого внутрь цилиндра через отверстия для свечи или форсунки при неработа­ющем двигателе. Карбюраторные и дизельные двигатели с диа­метром цилиндров от 50 до 130 мм проверяют специальным при­бором (рис. 26). Прибор работает от сети сжатого воздуха давле­нием 0,29—0,59 МПа, рабочее давление 0,2 МПа поддерживается редуктором. На панели прибора установлены два впускных вентиля, манометр, редуктор и два штуцера. К вентилю снизу присоединен коллектор, на котором закреплен шланг со штуцером, пред­назначенный для подсоедине­ния прибора к воздушной маги­страли. К штуцерам при проверке присоединяется гибкий шланг со специальной легкосъемной муфтой на одном конце, а на другом — испытательный наконечник. С помощью наконечника воз­дух подается в цилиндр дви­гателя через отверстие свечи или форсунки. Вентиль с по­мощью трубок соединен с ре­дуктором, регулировочной иглой, муфтой с калиброванным отверстием, манометром и штуцером. Вентиль соединяется непосредственно со шту­цером.

При проверке состояния цилиндропоршневой группы редук­тор регулируют на рабочее давление 0,2 МПа, что соответст­вует нулевому положению стрелки на шкале манометра 8. Рези­новый конус исполнительного наконечника плотно прижимают к отверстию для свечи или отверстию для форсунки. При подаче воздуха стрелка манометра будет устанавливаться на определен­ное давление шкалы прибора (в зависимости от наличия зазоров в цилиндре). Шкала манометра проградуирована в процентах утечки воздуха. Чем больше зазоры, тем больше отклонится стрелка измерительного манометра от нулевого деления. Описан­ные выше измерения производятся при открытом вентиле, вентиль должен быть закрыт.

Рис. 26. Прибор для оценки техниче­ского состояния машин

Рис. 27. Компрессометр: 1 — трубка; 2 — манометр; 3 —- рукоятка

Если вентиль 3 открыт, а вентиль 1 закрыт, то воздух, минуя редуктор и измерительный манометр, через гибкий шланг и на­конечник 5 поступает непосредственно в цилиндр двигателя. В этом положении вентилей вследствие повышенного давления более точно (путем прослушивания) можно оценить состояние поршневых колец, клапанов и прокладок головки блока цилиндра. Количество возду­ха регулируется самим вен­тилем.

Для определения давления в цилиндре в конце такта сжа­тия используют сигнализатор- свисток, а для визуального наблюдения утечки воздуха через неплотности в клапа­нах — индикатор утечки воз­духа.

Рис. 28. Передвижная диагностическая установка:
1 — стеллаж; 2 — верстак; 3 — электросверлильное устройство; 4 — тиски; 5 — кон­тейнеры с приборами; 6 — электрощит; 7 — прибор для испытания и регулировки фор­сунок; 8, 10 — выдвижные щиты; 9 — ящик

Плотность прилегания деталей поршневой группы к цилин­драм и клапанов к седлам можно устанавливать путем проверки компрессии (давления сжатия) в цилиндрах двигателей. Для этой цели используют компрессометр (рис. 27).

При проверке компрессии двигатель необходимо прогреть до нормальной рабочей температуры и вывернуть все свечи, а нако­нечник компрессометра вставить в отверстие для свечи одного из цилиндров и плотно прижать. Открыв полностью воздушную и дроссельную заслонки карбюратора, стартером проворачивают коленчатый вал на пять—десять оборотов до получения наи­большего давления в проверяемом цилиндре, а затем снимают показания манометра.

Возвращается стрелка в нулевое положение нажатием на кнопку. После этого компрессометр можно использовать для за­мера давления в следующих цилиндрах.

Нормальная компрессия для двигателя ГАЗ-51 составляет 0,64—0,74 МПа, а для ЗИЛ-130 — 0,74—0,76 МПа. Разница в компрессии отдельных цилиндров не должна превышать 0,098 МПа.

При проверке технического состояния машин или отдельных агрегатов можно использовать передвижную диагностическую установку.

Диагностическая установка снабжена приборами и при­способлениями, позволяющими контролировать техническое состояние двигателей внутреннего сгорания без разборки, осуществлять необходимые регулировочные операции, опреде­лять работоспособность силовой передачи, ходового оборудова­ния, элементов гидравлической системы и состояние подшипни­ковых узлов.

В рабочем положении установка размещается рядом с про­веряемым объектом.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Контроль состояния двигателей без разборки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства