Коробка передач двухходовая трехступенчатая с включением второй и третьей передач с помощью синхронизатора и с рычагом переключения, расположенным на рулевой колонке.
Коробка передач (рис. 1) имеет картер с боковой крышкой, первичный вал с шестерней, блок промежуточных шестерен с осью и подшипниками, вторичный вал с передвижной шестерней включения первой передачи и заднего хода и неподвижной шестерней 4 второй передачи, синхронизатор с передвижной муфтой включения второй и третьей передач, подшипники валов, промежуточную шестерню заднего хода с осью и механизм переключения.
Передвижная шестерня включения первой передачи и заднего хода установлена на прямых шлицах вторичного вала и имеет прямые зубья, так же как и шестерни первой передачи блока и заднего хода. Шестерни постоянного зацепления (йриводные и второй передачи) косозубые. Блок шестерен установлен на двух роликоподшипниках. Осевые усилия от блока воспринимаются бронзовыми шайбами, поставленными по его концам. Задний удлиненный кронштейн картера коробки передач является опорой для центрального тормоза.
На заднем конце вторичного вала внутри кронштейна закреплена между распорными втулками ведущая шестерня привода спидометра, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней, установленной в приливе кронштейна. Вал уплотнен сальником.
Синхронизатор имеет следующее устройство. На конце вторичного вала установлена на шлицах и закреплена стопорным кольцом ступица синхронизатора. С задней стороны ступицы поставлена бронзовая шайба, а с передней — регулировочные прокладки. На наружных зубьях ступицы установлена передвижная муфта, охватываемая переключающей вилкой. В трех пазах ступицы расположены сухари блокирующего устройства, соединяемые с помощью шариковых фиксаторов с передвижной муфтой, или установлены сухари с пружинными кольцами. По обеим сторонам ступицы поставлены блокирующие бронзовые кольца с зубчатыми венцами, внутренними конусными поверхностями и пазами для сухарей.
При включении второй и третьей передач муфта синхронизатора с помощью переключающего устройства перемещается вместе с сухарями по ступице. Сухари, входящие в пазы блокирующих колец, прижимают какое-либо кольцо к конусной поверхности шестерен. Вследствие трения, возникающего .между соприкасающимися конусными поверхностями, кольцо несколько поворачивается в сторону вращения шестерни до упора пазами в боковые поверхности сухарей. При этом скошенная поверхность торцов зубьев муфты, упираясь в скошенную поверхность торцов зубьев кольца, не дает зубьям войти в зацепление, вследствие чего обеспечивается сильное прижатие кольца к конусной поверхности шестерни.
В результате большого трения между поверхностями конусов число оборотов валов уравнивается, после чего сопротивление скошенных поверхностей торцов зубьев уменьшается, и муфта сдвигается дальше, выжимая шарики фиксаторов.
В верхний кронштейн ввернут направляющий палец, служащий опорой для внутреннего конца рычага. На нижнем конце вала свободно установлены два рычага, которые могут поочередно соединяться с валом при помощи штифта, передвигаемого опусканием или подниманием рычага переключения передач. Нижний конец вала уплотнен сальником. На нижнем кронштейне установлена масленка. При помощи пружины, установленной в валу, рычаг с валом постоянно отжимается в нижнее положение, соответствующее включению второй и третьей передач. При этом штифт соединяет с валом нижний рычаг. Для включения первой передачи и заднего хода рычаг необходимо перемещать вверх к рулевому колесу. Штифт при этом соединяет с валом верхний рычаг.
Рычаги вала при помощи тяг, имеющих регулирующие наконечники, соединены с рычагами, закрепленными на валиках, установленных в приливах боковой крышки картера коробки передач.
Внутри коробки передач на каждом валике закреплены рычаги с секторами. В отверстиях рычагов установлены цапфы переключающих вилок. Передняя вилка соединена с выточкой муфты синхронизатора включения второй и третьей передач, а задняя — с выточкой передвижной шестерни включения первой передачи и заднего хода.
Между секторами в приливе крышки установлены фиксирующий и блокирующий механизмы. Фиксация включенного положения шестерен осуществляется шариками с пружиной, входящими в углубления на секторах. Блокировка секторов во избежание, одновременного включения двух передач осуществляется плунжером. Длина плунжера и профиль секторов подобраны так, что при повороте одного сектора в крайнее положение плунжер перемещается и запирается второй сектор. В среднем положении обоих секторов, когда зазор между ними и плунжером увеличивается, блокировка секторов осуществляется внутренним штифтом и шариками. На нижнем конце рулевой колонки закреплен включатель (рис. 2) света заднего хода.
Схема зацепления шестерен и положения рычага при включении различных передач приведена на рис. 3.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка передач автомобиля «Волга»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы