Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Публикация:
   Коробка передач и раздаточная коробка тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

Читать далее:




Коробка передач и раздаточная коробка тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии и получения различных скоростей и тяговых усилий при движении трактора передним и задним ходом. Кроме того, коробка передач обеспечивает привод заднего и бокового валов отбора мощности, ходоуменьшителя, раздаточной коробки переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.

Коробка передач механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего. При использовании понижающего редуктора число передач удваивается.

В чугунном корпусе коробки размещены соосные первичный и вторичный валы, параллельно расположенные промежуточный вал и вал пониженных передач и заднего хода, шестерни передач и двух ступеней редуктора, а также шестерни привода ходоуменьшителя и раздаточной коробки.

Первичный вал установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник размещен в стакане, вставленном в расточку стенки коробки передач; задний подшипник установлен в гнездо-расточку, выполненную в передней части вторичного вала. От осевых перемещений первичный вал удерживает передний подшипник, фиксирующийся в стакане и на валу стопорными кольцами. На шлицах первичного вала установлены подвижные каретки двухвенцовой шестерни четвертой и пятой передачи и ведущей шестерни третьей предачи, а также неподвижная шестерня понижающего редуктора.

Промежуточный вал пустотелый, внутри него проходит вал привода ВОМ.

Передней опорой промежуточного вала является шариковый подшипник, установленный вместе со стаканом в расточку стенки коробки передач. Роль задней опоры выполняет бронзовая втулка, запрессованная в отверстие ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора.

На шлицы передней части вала между подшипником и упорным кольцом неподвижно установлено три шестерни. Это ведомые шестерни, соответственно третьей и четвертой передачи, и двухвенцовая шестерня, больший венец которой является и ведомой шестерней пятой передачи, а меньший — шестерней заднего хода. Ступицы шестерен упираются торцами друг в друга и стягиваются крепящейся гайкой, навернутой на резьбовой конец вала.

На ступицу шестерни свободно надета промежуточная шестерня, с помощью которой осуществляется получение пониженных передач, а также привод бокового вала отбора мощности и ходоуменьшителя. Промежуточная шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала.

На шлицах задней части, промежуточного вала может перемещаться ведущая шестерня первой ступени редуктора, входя в зацепление или с ведомой шестерней первой ступени или с ведущей шестерней второй ступени редуктора. Наружным зубчатым венцом шестерня постоянно соединяется с ведомой шестерней второй ступени редуктора, внутренний зубчатый венец обеспечивает ее соединение с шестерней. На заднем торце ступицы шестерни сделаны кулачки, предназначенные для включения синхронного привода заднего ВОМ. В ступице шестерни закреплено также гнездо с бронзовой втулкой, которая служит задней опорой внутреннего вала привода ВОМ.

Рис. 1. Коробка передач (продольный разрез):
1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 3 — корпус коробки передач; 4— ведущая шестерня третьей передачи; 5— заливная пробка; 6 — рычаг переключения передач; 7 — крышка коробки; 8 — ведомая шестерня первой ступени редуктора; 9 — вторичный вал; 10 — пластинчатая пружина; 11 — регулировочные прокладки; 12 —стакан; 13 — ведомая шестерня второй ступени редуктора; 14 — ведущая шестерня главной передачи; 15 —гайка; 16 — заднее гнездо внутреннего вала; 17 — внутренний вал; 18 — втулка; 19, 29 и 31 — стаканы; 20 — ведущая шестерня второй ступени редуктора; 21 — ведущая шестерня первой ступени редуктора; 22 —упорное кольцо; 23 — промежуточная шестерня; 24 — ведомая шестерня третьей передачи; 25 — ведомая шестерня четвертой передачи; 26 — промежуточный вал; 27 — ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 25 — подшипник; 30 — шестерня понижающего редуктора; 31 — стакан.

Вторичный вал установлен на двух конических роликовых подшипниках. Как одно целое с валом выполнена ведомая шестерня первой ступени редуктора. Наружная обойма переднего подшипника запрессована в расточку перегородки корпуса коробки, второй подшипник запрессован в стакан, установленный в расточку задней стенки корпуса коробки.

На валу установлены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая шестерня главной передачи. Кроме того, передняя часть вторичного вала снабжена внутренним зубчатым венцом для соединения с ведущей шестерней первичного вала. Подшипники и шестерни, расположенные на валу, стягиваются и фиксируются прорезной гайкой.

Вал первой передачи и заднего хода расположен в левой части корпуса коробки передач. Опорами вала служат два шариковых подшипника, установленных в расточках корпуса. На шлицы вала установлены скользящая шестерня первой передачи и заднего хода и шестерня включения ходоуменьшителя. Ведомая шестерня расположена на валу свободно и может вращаться относительно последнего. Однако при перемещении шестерни до упора в ведомую шестерню первой передачи шестерня своими внутренними шлицами соединяется с наружными шлицами ступицы шестерни и объединяет в одно целое обе шестерни и вал. Это положение шестерен соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Перед установкой ходоуменьшителя из канавки извлекают пружинное кольцо и отодвигают его до упора в бурт вала.

При включенном ходоуменьшителе, шестерня выведена из соединения с шестерней.

Промежуточная шестерня заднего хода вращается на втулке относительно неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни. От осевых перемещений и проворачивания ось промежуточной шестерни застопорена планкой.

Редуктор коробки передач имеет две ступени. Первая ступень обеспечивает первую, третью, четвертую и пятую передачи переднего хода и первую передачу заднего хода, остальные передачи осуществляются с помощью второй ступени. Переключение редуктора с первой ступени на вторую происходит при соединении ведущей шестерни с шестерней.

В зависимости от ступени редуктора шестерня, перемещаясь на первичном валу вперед, включает пятую или восьмую передачи, при движении назад — четвертую или седьмую. Шестерня, перемещаясь вперед, включает третью или шестую передачу, а при перемещении назад соединяет первичный вал с внутренним зубчатым венцом вторичного вала и обеспечивает прямую девятую передачу. Первая и вторая передачи включаются при перемещении шестерни назад, а при перемещении последней вперед она включает передачи заднего хода.

Рис. 2. Коробка передач (поперечный разрез):
1 — промежуточная шестерня заднего хода; 2 —ось; 3 — валик переключения; 4 — промежуточная шестерня раздаточной коробки; 5 — крышка; 6 — пружинное кольцо; 7 — шестерня включения хода уменьшителя; 8 — ведомая шестерня первой передачи и заднего хода; 9 — упорная шайба; 10 — стопорное кольцо; 11 — скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 12 — вал первой передачи и заднего хода; 13— корпус механизма переключения; 14 —ползун; 15—крышка.

На верхнюю плоскость коробки устанавливается и крепится к ней корпус механизма переключения передач. В нем размещены прямоугольные валики-ползуны с приваренными вилками переключения. Положение вилок и переключаемых шестерен фиксируется шариками пружинных фиксаторов, которые входят в лунки, выполненные на ползунах. Переключение ступеней редуктора коробки передач осуществляется также ползуном, к которому приварен поводок, соединенный с валиком. На валике закреплена вилка, перемещающая ведущую шестерню первой ступени редуктора.

Переключение передачи осуществляется одним рычагом, установленным на шаровой опоре в верхней крышке коробки передач и уплотненным резиновым чехлом. Нижний конец рычага заходит в пазы ползунов вилок и при переключении передач перемещает необходимый ползун.

Справа и слева на корпусе коробки передач сделаны люки, закрытые крышками. На место левой крышки устанавливается при необходимости боковой вал отбора мощности или ходоуменьшитель, на место правой — раздаточная коробка трактора МТЗ-82.

Отбор мощности на передний ведущий мост осуществляется от ведомой шестерни первой ступени через промежуточную шестерню, которая устанавливается с правой стороны в стакане корпуса коробки передач.

Техническое обслуживание коробки передач заключается в периодической проверке и подтягивании крепления коробки передач к корпусам муфты сцепления и заднего моста, проверке уровня масла и замене его в соответствии с таблицей смазки. Коробка передач может длительное время работать без ремонта при строгом соблюдении правил эксплуатации.

Масляная ванна коробки передач общая с корпусом заднего моста и отсеком корпуса муфты сцепления. Уровень масла в корпусах трансмиссии должен совпадать с нижней кромкой отверстия под контрольную пробку, расположенную на боковой стенке коробки передач с правой стороны. Трактор устанавливают на горизонтальной площадке, дают возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть и только после этого проверяют уровень масла и при необходимости доливают. При замене масла следует открывать сливные пробки коробки передач, а также корпусов муфты сцепления и заднего моста. Сливать масло надо сразу же после остановки трактора, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается очень грязным и в нем содержатся металлические частицы, то трансмиссию рекомендуется промыть дизельным топливом. Для этого заливают примерно 40 л топлива в корпуса трансмиссии и запускают трактор (3—5 мин на первой передаче). Затем сливают топливо и заполняют картеры свежим маслом. При заправке трансмиссии нельзя проворачивать шестерни, так как это увеличивает количество заливаемого масла и может вызвать подтекания смазки через уплотнения.

Контролируя исправность коробки передач, следует обращать внимание на наличие повышенных шумов, стука, скрежета, что свидетельствует о ненормальной работе. Одной из причин повышенного шума может быть нарушение регулировки подшипников вторичного вала, от которых зависит бесперебойная и долговечная работа главной передачи и шестерен.

Необходимость в регулировке возникает также при замене деталей коробки передач.

Регулируют подшипники гайкой. При ее затяжке сжимается жесткая пластинчатая пружина, уменьшается осевой зазор подшипников (допускается не более 0,3 мм) и обеспечивается определенный натяг. Натяг должен быть таким, чтобы вторичный вал и установленные на нем шестерни, освобожденные от зацепления с сопряженными шестернями, проворачивались моментом 7—8Н-м(0,7—0,8 кгс-м).

При заменах деталей и в других случаях вынужденных разборок, когда имеется доступ к подшипникам вторичного вала, нужно обязательно проверить в них осевой зазор и при необходимости устранить его затяжкой гайки. Для проверки зазора подводят к торцу ведущей шестерни индикатор и, перемещая с помощью монтажной лопатки шестерню вместе с валом и подшипниками, замеряют их осевое перемещение. Если осевой зазор большой, например равен 0,5 мм, то при затяжке гайки до его устранения ведущая шестерня приблизится к задней стенке коробки передач и отодвинется от ведомой шестерни также на 0,5 мм. Это перемещение ведущей шестерни увеличит боковой зазор в зацеплении главной передачи и может заметно повлиять на пятно контакта в зубьях шестерен. Поэтому в таких случаях нужно соответственно изменить положение ведущей шестерни, добавив под фланец стакана необходимое количество регулировочных прокладок (толщина прокладок 0,2 и 0,5 мм).

Раздаточная коробка, установленная на тракторе МТЗ-82, служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами трактора. С ее помощью также осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число коробки — 0,866.

Раздаточная коробка представляет собой одноступенчатый шестеренчатый редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода. Расположена раздаточная коробка в отдельном корпусе 8, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.

Рис. 3. Раздаточная коробка:
1, 22—подшипники; 2— ось; 3— лоток; 4 — тяга; 5 — резьбовая муфта; 6 — полик кабины; 7 — оттяжная пружина; 8 — корпус раздаточной коробки; 9— наружный рычаг; 10 — шестерня вторичного вала; 11— промежуточная шестерня; 12 — стопорный винт; 13 — пружина; 14— штифт; 15 —- ролик; 16— упор тяги; 17 — стойка; 18 — поворотный валик; 19 — шестерня; 20 — пробка; 21 — обойма; 23 — зубчатая муфта; 24 — корпус сальника; 25 — соединительный фланец; 26 — вал раздаточной коробки; 27 —вилка; 28 — ведомая обойма муфты свободного хода; 29 — втулка; 30 — крышка.

Шестерня раздаточной коробки находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 11, которая смонтирована на оси в отсеке коробки передач и, в свою очередь, соединяется с шестерней вторичного вала коробки передач. Благодаря этому шестерня раздаточной коробки постоянно вращается на всех передачах и синхронно подключает в работу передний мост, когда автоматически срабатывает муфта свободного хода или когда она принудительно блокируется трактористом.

Шестерня выполнена как одно целое с наружной ведущей обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом а для принудительной блокировки. В профильных пазах этой шестерни расположено восемь заклинивающих роликов со штифтами и пружинами. Штифты и пружины вставлены в сверления шестерни и запираются в них пробками. От выпадания пробки предохраняются двумя обоймами.

Внутренняя ведомая обойма муфты свободного хода установлена на валу раздаточной коробки на латунной втулке и может вращаться относительно вала. Во втулке сделан внутренний зубчатый венец, с помощью которого она может соединяться с зубчатой муфтой. Последняя посажена на шлицы вала раздаточной коробки. Наружная шестерня может поворачиваться относительно внутренней обоймы муфты на подшипниках.

Частота вращения шестерни всегда пропорциональна частоте вращения задних колес, а обоймы 28, соединенной муфтой с валом,— частоте передних ведущих колес. Передаточные числа переднего и заднего мостов подобраны так, что при отсутствии буксования обойма вращается примерно на 6% быстрее, чем шестерня, получающая вращение от коробки передач.

При таком движении трактора передние колеса работают в ведомом режиме.

Ролики расклинены и не препятствуют независимому вращению шестерни и обоймы.

Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота вращения передних колес и привода моста замедляется, соответственно уменьшаются и обороты втулки. При равенстве оборотов втулки и шестерни ролики заклиниваются и весь узел начинает вращаться как одно целое, передавая крутящий момент передним колесам.

При движении трактора задним ходом передний мост постоянно включен вследствие изменения направления вращения шестерни и вала (когда задние колеса не буксуют).

Вышеописанный режим работы с автоматическим включением переднего моста является основным. Но в условиях длительной и беспрерывной работы переднего моста, например на пахоте, целесообразно для разгрузки и повышения срока службы муфты свободного хода использовать принудительное включение. В этом случае соединительная муфта вводится в зацепление с внутренними зубцами ступицы шестерни и таким образом жестко соединяет шестерню с валом.

Управляется раздаточная коробка зубчатой муфтой, которая, перемещаясь с помощью вилки на шлицах вала, может занимать три фиксированных положения: муфта выключена, включена, муфта заблокирована

Рис. 4. Управление раздаточной коробкой:
а — муфта свободного хода выключена; б — муфта свободного хода включена; в — муфта свободного хода заблокирована.

Управление зубчатой муфтой осуществляется тягой, рукоятка которой выведена в кабину. Усилие от тяги передается наружному рычагу, закрепленному с помощью штифта на поворотном валике. Внутренний рычаг, приваренный к валику, поворачивает вилку, которая заходит в кольцевой паз зубчатой муфты и перемещает ее в требуемое положение.

Тяга фиксируется в кабине также в трех положениях с помощью упора, приваренного к тяге, и стойки, снабженной двумя пазами, куда заходит упор тяги.

Раздаточные коробки тракторов МТЗ-82 и МТЗ-52 взаимозаменяемы. Отличается раздаточная коробка МТЗ-82 тем, что в ней установлен механизм отключения муфты свободного хода. Раздаточную коробку трактора МТЗ-82 можно устанавливать на трактор МТЗ-52. Использовать раздаточную коробку МТЗ-52 на тракторе МТЗ-82 не рекомендуется.

Техническое обслуживание раздаточной коробки. Масляная ванна раздаточной коробки общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки выполняются одновременно со смазкой трансмиссии. Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание автоматического включения затрудняется.

Несрабатывание автоматического включения вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин, заеданием штифтов в отверстиях шестерни. В последнем случае усилия пружины оказывается недостаточно для поджатия штифта и заклинивающего ролика.

Причиной неисправности может быть также износ роликов, беговых дорожек пазов шестерни и ведомой обоймы муфты.Наиболее изношенными обычно бывают ролики. На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуются и на- их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным диаметром.

Регулировку подшипников промежуточной шестерни нужно проверять через 3000 ч работы при очередном техническом обслуживании. Осевой зазор в подшипниках устанавливают не более 0,15 мм. Регулировка производится затяжкой гайки на резьбовом конце оси промежуточной шестерни. Гайку затягивают так, чтобы шестерня не имела ощутимой от руки осевой «игры» и свободно проворачивалась от небольшого усилия. Для доступа к гайке нужно снять верхнюю крышку коробки передач. Учитывая это, следует не забывать проверять состояние подшипников промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней крышки.

Стойка, фиксирующая положения тяги управления раздаточной коробкой, закреплена на полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова трактора. Это может повлиять на работу управления раздаточной коробкой. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно полика. Для нормальной работы раздаточной коробки при отключении муфты свободного хода между упором тяги и поликом кабины должен быть зазор 4—5 мм. Регулировка положения тяги производится резьбовой муфтой.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коробка передач и раздаточная коробка тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства