Полы легковых автомобилей, кабин грузовых автомобилей и автобусов являются несущими элементами и имеют форму, обусловленную конструкцией и прочностью, элементов автомобиля. По краям полов установлены кронштейны, посередине пола проходят поперечные балки и центральный туннель. К полу крепят опоры сидений, рычаги ручного тормоза и коробки передач, трубопроводы гидравлических тормозов и топливные. На полу размещены пучки электропроводов. Края панелей пола для лучшего уплотнения покрыты мастиками, а в средней их части отштампованы упрочняющие ребра и отверстия для стока лакокрасочных материалов, применяемых в процессе изготовления автомобиля.
Для снижения вибрации стального листа кузова, снижения уровня шума и утепления салона автомобиля пол покрывают одним или несколькими слоями звуко- и теплоизолирующего материала. Пол салона покрывают также ковриками. Основное назначение ковриков — прикрытие конструкционных элементов, улучшение эстетического вида салона автомобиля и предохранение малопрочного изолирующего покрытия от повреждения и истирания. Кроме того, коврики поглощают шум и утепляют кузов. Они облегчают уборку автомобиля. На рис. 1 представлен комплект ковриков современного легкового автомобиля.
Для обеспечения всех перечисленных требований коврики должны иметь соответствующую форму и структуру материала, из которого они изготовлены. Различают коврики из ковровой ткани и коврики резиновые. В дорогостоящих автомобилях применяют коврики из ковровой ткани с коротко стриженым ворсом. Ковровая ткань дорогостоящая, ей трудно придавать необходимую форму методом штамповки, поэтому для получения пространственной формы отдельные раскроенные куски ковровой ткани сшивают. Для автомобилей среднего класса обычно используют коврики из игольно-петлевой ткани типа букле. Такая ткань имеет довольно разреженную основу и петельчатый ворс. Ворс создается ниткой, образующей петли по обеим сторонам основы. Изнанку, т. е. сторону ткани с более короткими петлями, укрепляют клеем или пластмассой. У плоских ковриков основой (изнанкой) служит слой латекса. Ковры, имеющие сложную пространственную форму с большими углублениями, покрывают полиэтиленом. Новейшие ткани, имеющие очень тонкую основу для крепления ворса, укрепляют слоем полиэтилена толщиной 2 мм. Толщина ковров из ткани букле составляет несколько миллиметров. Такая толщина обусловлена наличием нитяных петель, возвышающихся над поверхностью основы. Очень дешевый ковер можно получить, образуя невысокие петельки из будущей основы ковра. Ковер получается не очень мягким, он похож на половик. Его небольшая стоимость объясняется тем, что ткань основы ковра изготовляют из низших сортов пряжи. Самым примитивным ковриком является половик из ткани без ворса. Такие коврики применяют в автомобилях низшего класса.
Коврики из ковровых тканей должны иметь отделку кромок и отверстий. Если кромки заправлены под обивку боковин кузова, накладки порогов, под заднее сиденье, то не следует считать, что коврик отделан. Это только предохраняет его от осыпания нитей. Неприкрытые, находящиеся на виду кромки обшивают декоративной тесьмой для предохранения от осыпания нитей и для эстетического завершения. Кромки больших отверстий залиты пластмассой или иметь окантовку из пластика или металла.
Для предохранения ковриков от быстрого износа в местах, где ставят ноги, на ковриках (см. рис. 1.46) предусмотрены специальные накладки 2 из резины или поливинилхлорида. Они защищают также коврики от загрязнения, что облегчает уборку и поддержание чистоты внутри салона автомобиля. Иногда в местах, где ставят ноги, тканые коврики дополнительно покрывают свободно лежащими резиновыми ковриками. Эти коврики легко вынимаются из автомобиля для очистки их от пыли и грязи. Коврики из ковровой ткани обычно приклеивают по кромкам или закрепляют ступенчатыми рейками на винтах; небольшие коврики, не доходящие до краев кузова, можно не укреплять.
В автомобилях старых марок применялись резиновые коврики небольших размеров. Для укрытия пола требовалось несколько таких ковриков. Края ковриков при укладке заходили один за другой. На выпуклых участках пола для лучшего прилегания применяли шитые тканевые корвики, а на ровных участках — резиновые. Такой комплект резиновых и тканевых ковриков легкового автомобиля старой модели показан на рис. 2. Иногда коврики размещали на полу свободно, иногда закрепляли скобками или винтами.
В настоящее время применение тяжелых прессов позволяет изготовить резиновые коврики больших размеров. Коврики состоят только из двух частей, а иногда выполнены монолитными. Большие монолитные коврики придают красивый вид полу. Края ковриков закрепляют накладками порогов, задним сиденьем и накладками переднего щитка.
Лицевая поверхность резиновых ковриков рифленая. У небольших ковриков рисунок рифления геометрический (чаще всего линии имеют разную толщину или клетку). В настоящее времл распространены рисунки, имитирующие ткань, или поверхность выполняют шероховатой. Такая поверхность повышает трение и предохраняет ноги от скольжения, так как во впадинах рифления скапливается грязь и жидкость. Наличие ковриков с шерохова-той^поверхностью предотвращает растекание грязи и жидкости по всей поверхности пола. Рифленые коврики выглядят более эстетично, так как их рисунок маскирует дефекты и повреждения.
В грузовых автомобилях обычно применяют штампованные резиновые коврики с одно торонним рифлением. Если двигатель размещен в кабине, то применяют два коврика, а если двигатель расположен перед кабиной, то один монолитный формованный коврик (рис. 3). Автобусы, имеющие полы значительной площади, оснащают гладкими резиновыми ковриками, которые крепят на специальных участках. Коврики легко моются.
Полы багажного отделения легковых автомобилей обычно имеют иную отделку, чем полы пассажирского салона кузова. Багажное отделение представляет собой отдельное пространство кузова, предназначенное для чемоданов и других грузов. Оно не должно иметь высококачественную отделку пола, как салон. Поверхность пола в багажном отделении не должна быть гладкой и скользкой. Чемоданы и другие предметы в багажном отделении не закрепляют. Поэтому необходимо исключить возможность перемещения по поверхности пола перевозимых грузов при торможении автомобиля.
У современных автомобилей полы багажного отделения покрывают листами из поливинилхлорида. Такой лист имеет одностороннее тиснение для улучшения внешнего вида и повышения трения. Лист закрепляют резиновыми пробками или специальными застежками в тех случаях, когда необходимо поднять коврик для того, чтобы вынуть запасное колесо или инструмент.
Отдельную группу составляют автомобили типа комби, у которых пол в багажном отделении может быть отделан так же, как в пассажирском салоне, дорогостоящих автомобилей багажное отделение отделывают целиком, т. е. пол и боковые стенки багажного отделения покрыв ют коврик ми из ковров й ткани.
Звукоизоляционные материалы. Для снижения уровня шума в салоне автомобиля, приглушения внешнего шума, создаваемого работающим двиг телем и механизмами шасси, а также для поглощения вибрации стального листа кузова применяют различные звукоизоляционные материалы. Битумные мастики и плиты накладывают на изолируемую поверхность во время сварочных работ или при окраске кузова. Эти материалы приклеивают к поверхности из-за их клеющей способности. Возможно применение и специальных клеев. После нанесения клея или клеевых материалов поверхность покрывают лаком. В автомобиле такой обработке подвергают пол, передний щиток и потолок. У автомобилей старых марок для этих целей применяли войлок (для пола и потолка). Современное развитие технологии по производству пластмасс обусловили широкое распространение изоляционных материалов из пластмасс. Для изоляции потолка стали применять взамен войлока пенополиуретан или акриловую вату. Это очень легкие материалы, их можно накладывать толстыми слоями. При исполь овании пенополиуретана или акриловой еэты почти полностью исключается вибрация кузова, начительно повышается звуконепроницаемость, а также обеспечивается тепловая изоляция кузова.
На полу и на переднем щитке иногда применяют листовой войлок (отходы хлопка, склеенные фен ловыми смолами). При хорошем исполнении такой войлок несгораем, не имеет неприятного запаха, хорошо гасит вибрацию. Войлок этот склеивают с битумным слоем; иногда чередуют четыре и больше слоев. Листовой войлок имеет различную толщину (от 5 до 30 мм). Толщина слоя смешанной изоляции может составлять несколько десятков и даже сто миллиметров. Для изоляции пола применяют также пенополиуретан, клеенный мягкой малоэластичной резиной. Толщина слоя пенополиуретана от 5 до 30 мм, а толщина резинового покрытия около 5 мм. Для обкладки полов применяют также пенополи-стирол. Этот материал широко используется в автомобилях типа
Исследования по снижению уровня шума автомобилей, применению новых звукоизоляционных материалов приобрели в настощее время большое значение в связи с решением общемировых проблем по борьбе с шумом. Поэтому в ближайшее время будут разработаны различные звукоизоляционные материалы для звукоизоляции кузовов автомобилей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коврики и настилы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы