Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Выбор топлива и смазочных материалов

Публикация:
   Краткие сведения о технологии переработки нефти и нефтепродуктов

Читать далее:




Краткие сведения о технологии переработки нефти и нефтепродуктов

Нефть является основным сырьем для получения авто, тракторных эксплуатационных материалов. Для получения топлив и смазочных материалов используется более 90% нефти. В небольших количествах топлива и масла получают в результате синтеза из твердых горючих ископаемых (бурых и каменных углей, сланцев, торфа). При этом применяются физические и химические способы переработки, зависящие от вида сырья и получаемых продуктов. Физические способы переработки заключаются в разделении сырья на составные части по температурам кипения без изменения первоначального химического состава. К ним относится прямая (атмосферная и вакуумная) перегонка нефти. Химические способы основаны на изменении первоначального химического состава перерабатываемого сырья, в результате чего образуются продукты с заранее заданными свойствами. На нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах все способы переработки сырья взаимосвязаны.

Атмосферная перегонка нефти — это разделение ее на отдельные части (фракции), выкипающие в определенном интервале температур. При перегонке нефти получают около 50% топливных фракций (из них 12—15% бензина) и около 50% мазута. Свойства продуктов, получаемых при атмосферной перегонке, целиком зависят от состава и качества перерабатываемой нефти.

Бензин прямой перегонки обладает низкими антидетонационными свойствами. Октановое число его составляет 55—56 по моторному методу. При использовании бензина в качестве топлива для двигателей требуется повышение его антидетонационных свойств — вторичной переработкой, при помощи антидетонаторов и др. Бензин имеет высокую химическую стабильность.

Дизельные топлива, как правило, обладают хорошей самовоспламеняемостью, т. е. имеют высокие цетановые числа, но требуют улучшения низкотемпературных свойств.

После отгона из нефти топливных фракций остается мазут, который может служить сырьем для получения масляных фракций способом вакуумной перегонки, топливом для малооборотных двигателей, котельным топливом, сырьем для получения топлив при помощи деструктивных способов переработки.

Вакуумная перегонка мазута применяется иля получь ния масляных фракций. В мазуте содержатся соединения, температуры кипения которых около 400 °C и выше, т. е. температуры кипения их выше температур разложения. Для предотвращения разложения мазута перегонку ведут под вакуумом. При этом снижается температура кипения отбираемых фракций. Так, например, если углеводород при атмосферном давлении кипит при температуре 500 °C,. то при давлении 1333,2 Па он кипит при температуре 230 °C. После отбора масляных фракций, например, веретенного и цилиндрового дистиллятов, автолов в остатке получается гудрон. Масляные фракции в зависимости от их состава и назначения направляются на очистку.

Вторичные (деструктивные) способы переработки. К ним относятся термический и каталитический крекинг, гидрокрекинг, каталитический риформинг и другие.

Термический крекинг — раскол, расщепление больших углеводородных молекул под действием высоких температур на менее крупные, соответствующие бензиновым фракциям. Сырьем для получения бензина являются различные фракции нефти. Чаще всего используется мазут. При крекинге мазута выход бензина составляет около 30%. Кроме того, образуется большое количество крекинг-остатка, который может использоваться в качестве сырья для коксования или компонента котельного топлива. Бензины термического крекинга имеют более высокие антидетонационные свойства по сравнению с бензинами прямой перегонки (октановые числа составляют 60—65 по моторному методу). Они отличаются также низкой химической стабильностью, поскольку в их составе содержится 25—40% непредельных углеводородов. Поэтому срок хранения крекинг-бензинов не превышает 6 мес.

Каталитический крекинг проводится в присутствии катализаторов. В настоящее время используются алюмосиликатные и цеолитсодержащие катализаторы. Сырьем для каталитического крекинга являются газойлевые и соляровые фракции прямой перегонки, вакуумные дистилляты и Др. Бензин каталитического крекинга примерно на 75% состоит из изопарафиновых и ароматических углеводородов, имеет высокие антидетонационные свойства (октановые числа его составляют 77—80 и более по моторному методу), высокую химическую стабильность, так как в бензине практически отсутствуют непредельные углеводороды.

Дополнительные количества бензинов можно получить методами пиролиза, коксования, гидрокрекинга и др.

К перспективным методам получения топлив относится плазменная газификация углей, глубокая переработка нефтей, в том числе тяжелых, различные методы, направо ленные на переработку тяжелого и твердого сырья.

Каталитический риформинг — переработка бензино-, вых фракций е целью улучшения их антидетвнанионных свойств. Процесс осуществляется в присутствии катализаторов. Наиболее часто применяется платиновый катализатор, поэтому такой процесс называется платформингом. Сырьем для платформинга служат низкооктановые бензины, керосины, узкие керосиногазойлевые фракции. Температуры кипения этих продуктов находятся в следующих пределах, °C: бензина — 35—205, керосина — 200—300, газойля — 230—360. Октановые числа бензинов, получаемых при каталитическом риформинге, около 90 (по моторному методу). Платформинг — один из наиболее важных процессов для получения высокооктановых неэтилированных бензинов. Бензины каталитического риформинга являются основным компонентом бензинов АИ-93 и АИ-98.

В состав высокооктановых бензинов могут входить продукты синтеза. Методы синтеза этих продуктов различны. Основные из них следующие: селективная полимеризация (получение изооктана технического), алкилирование (получение кумола — изопропилбензола с октановым числом выше 99, триптана с октановым числом 104, этилбензола с октановым числом выше 97, алкилатов с октановым числом выше 90 и др.), изомеризация (превращение «-парафиновых углеводородов в высокооктановые изопарафиновые углеводороды). Сырьем для синтезов являются газообразные и жидкие углеводороды или узкие нефтяные фракции.

Среди методов производства топлив и их компонентов следует отметить получение газовых бензинов. Газы промышленных установок нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, попутные и природные газы содержат углеводороды с числом углеродных атомов в молекуле от 1 до 4 и выше. Углеводороды с С > 4 при обычных условиях являются жидкостями и в газе находятся в виде паров. Такие углеводороды отделяют от газообразных путем сжатия и охлаждения в специальных аппаратах, получая так называемый газовый бензин, который применяется как компонент товарного бензина. Газовые бензины обладают хорошими пусковыми свойствами. Отделенные газы могут использоваться в качестве топлива для газовых двигателей: метан-этан в виде сжатых газов, пропан-бутан в виде сжиженных газов.

Очистка серной кислотой применяется для удаления непредельных углеводородов, основной массы сернистых соединений (за исключением сероводорода и меркаптанов), азотистых соединений и асфальтосмолистых веществ. Очистка серной кислотой представляет собой сложный и трудоемкий процесс. После отстоя кислого гудрона и его отделения от очищаемого продукта следует щелочью для нейтрализации кислых промывка водой для отмывки остатков промывка продукту продуктов, а затем щелочи из очищаемого продукта.

Очистка щелочью применяется для удаления органических кислот, некоторых сернистых соединений (сероводорода, меркаптанов), а также для нейтрализации серной кислоты и продуктов ее взаимодействия с углеводородами (сульфокислот, эфиров серной кислоты), образующихся при очистке серной кислотой. Очистка щелочью может применяться как самостоятельный процесс, так и после обработки топлив серной кислотой.

Гидроочистка применяется почти на всех заводах. В результате гидроочистки из топлив и масел удаляют серу, азот и кислород, содержащиеся в органических соединениях. Процесс проводится в присутствии водорода и катализатора. Различные сернистые соединения при гидроочистке превращаются в сероводород, который легко удаляется, и углеводород. Одновременно с десульфурацией происходит разложение кислородных и азотистых соединений с образованием углеводородов, воды и аммиака. Степень удаления нежелательных компонентов зависит от необходимой глубины очистки. Выход очищаемого бензина составляет 100%, дизельного топлива — 96%.

Селективная очистка основана на различной растворимости желательных и нежелательных компонентов масел растворителях при определенном соотношении очищаемого Р°дУкта н растворителя. При селективной очистке масел матЛеКЭЮТСЯ полициклические ароматические, нафтеноароматические углеводороды с короткими боковыми цепями, сернистые и азотистые соединения, смолистые вещества. Основное назначение селективной очистки масел — улучшение вязкостно-температурной характеристики (повышение индекса вязкости). В качестве растворителей в настоящее время применяются фурфурол и фенол. При использовании фенола наряду с низкоиндексными компонентами извлекается основная часть сернистых соединений.

Депарафинизация применяется для извлечения из дизельных топлив и масел н-парафнновых углеводородов с целью улучшения низкотемпературных свойств. Депарафинизация топлив осуществляется при помощи кристаллического карбамида (мочевины) или цеолитов. Для очистки масел применяются жидкий пропан и другие растворители. При депарафинизации можно достичь любой глубины очистки.

Контактная (адсорбционная) очистка масел проводится с помощью различных адсорбентов (естественных глин, алюмосиликатов, силикагелей и др.) с целью удаления остатков нежелательных компонентов, остатков растворителей, смол и т. д. Основной недостаток данного вида очистки заключается в больших потерях масла с отработавшим адсорбентом (до 30—40%).

Стабилизация бензинов используется для- удаления из них газообразных и легких фракций, с целью уменьшения потерь ценных углеводородов и предотвращения» образования паровых пробок при высокой температуре окружающего воздуха. Для увеличения срока хранения в бензины добавляют антиокислительные присадки — ингибиторы.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Выбор топлива и смазочных материалов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Краткие сведения о технологии переработки нефти и нефтепродуктов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства