Топливозаправочные установки применяют на стационарных постах заправки наряду с топливораздаточными колонками.
Установки рассчитаны на обслуживание постоянно закрепленных за ними машин. Для этого каждому водителю выдают индивидуальный кодовый ключ. Если он загрязнен, неисправен или принадлежит другой установке, то получить топливо нельзя.
Для заправки машину устанавливают вблизи топливораздаточной колонки, снимают с нее кран и опускают его в горловину топливного бака машины. Затем вставляют индивидуальный кодовый ключ, включают кнопку «Пуск» колонки и, нажимая на рычаг крана, заправляют машину топливом. По окончании заправки опускают рычаг, устанавливают кран на место и извлекают кодовый ключ. С помощью датчика импульсов, вмонтированного в счетчик жидкости, информация о количестве отпущенного топлива передается на индивидуальные счетные устройства или в электронные блоки для дальнейшей обработки. Дискретность датчика импульсов — один импульс на 1 л топлива.
Топливозаправочная установка 03-9936 ГОСНИТИ предназначена для хранения дизельного топлива и заправки машин способом самообслуживания с автоматическим учетом отпущенного топлива. Она состоит из наземного резервуара с комплектом нефтеарматуры, трубопроводов для выдачи и приема топлива и контейнера, в котором размещены топливораздаточная колонка и электрический шкаф. На передней панели шкафа смонтированы индивидуальные электромеханические счетчики и кодовое устройство. Индивидуальные счетчики подключаются к основному счетному механизму колонки при помощи кодовых ключей. Фиксируется количество выданного топлива: разовое за одну заправку; суммарное (нарастающим итогом) для каждой обслуживаемой машины; суммарное за весь период эксплуатации установки.
На базе установки 03-9936 ГОСНИТИ разработаны новые комплекты оборудования для поста заправки.
Комплекты оборудования поста заправки 03-16386-01 ГОСНИТИ и 03-16386 ГОСНИТИ предназначены для хранения топлива (соответственно дизельного и бензина), заправки машин и автоматического дистанционного учета выданного топлива для каждой машины. Особенность их конструктивного исполнения по сравнению с установкой 03-9936 ГОСНИТИ — увеличение числа обслуживаемых машин до 99 (вместо 24), замена индивидуальных ’электромеханических счетчиков одним электронным блоком (устройство учета количества топлива), повышение надежности и секретности кодового устройства, изменение расположения составных частей. По составу комплекты аналогичны.
В соответствии с потребностями хозяйств предусмотрена поставка комплектов в трех вариантах: полностью, без резервуара или без резервуара и колонки.
Рис. 1. Принципиальная схема комплектов оборудования 03-16386 ГОСНИТИ и 03-16386-01 ГОСНИТИ:
1 — резервуар; 2 — топливораздаточная колонка; 3 — кодовое устройств во; 4 — устройство учета топлива; 5 — электрошкаф.
Резервуар и колонку (или имеющееся аналогичное оборудование) монтируют на посту заправки, место для которого выбирают согласно плану застройки хозяйства. На расстоянии не более 25 м от колонки в закрытом отапливаемом помещении размещают устройство учета топлива и электрический шкаф. Кодовое устройство закрепляют на стене помещения в удобном для работы месте. Силовые и сигнальные электрические кабели, соединяющие шкаф с колонкой, прокладывают в металлической трубе; в здании их можно защитить металлическим желобом.
Кодовое устройство служит для опознавания индивидуальных ключей и выбора номера канала в устройстве учета топлива. На лицевой панели кодового устройства размещены щель кодового замка для ввода ключей и лампа сигнализации готовности к работе. Ключи выполнены из двух наглухо соединенных пластмассовых пластин, между которыми в определенном порядке расположены постоянные магниты. При вводе ключа под воздействием этих магнитов замыкаются соответствующие магнитоуправляемые контакты кодового замка, подготавливая цепь включения колонки и определенный канал обслуживания.
Рис. 2. Устройство учета топлива (лицевая панель)
1 и 2 — индикаторы номера канала и количества отпущенного топлива; 3 — кнопка «Чтение»; 4 — индикатор режима «Контроль»; 5 — переключатель режима работы; 6 — переключатель выбора канала; 7 — предохранители; 8 — микротумблер «Индикация».
Устройство учета топлива предназначено для выработки сигнала разрешения на включение колонки при исправном ключе, учета и хранения информации о количестве топлива, выданного каждой из обслуживаемых машин. На лицевой панели устройства смонтированы цифровые индикаторы: 1 — номер канала (два разряда) и 2 — количество выданного топлива (пять разрядов), органы управления и сигнализации. В устройстве 99 рабочих каналов (01 …99) и один контрольный (00), который используют для проверки работоспособности устройства.
Устройство учета может работать в режимах «Контроль» и «Работа», которые устанавливают переключателем. Для заправки машин переключатель ставят в положение «Работа». При введении исправного ключа в щель кодового устройства происходит выбор канала обслуживания и выдается разрешение на включение устройства учета. По номеру ключа из памяти устройства учета поступает информация о количестве ранее выданного топлива. При включенном микротумблере эта информация отображается при помощи индикаторов («Канал» и «Литры»), Затем устройство дает разрешение на включение топливораздаточной колонки. По окончании заправки на индикаторе появляется количество выданного топлива в литрах нарастающим итогом.
Для проверки количества топлива, выданного всем обслуживаемым машинам, переключатель переводят в положение «Контроль» (светится индикатор), микротумблер ставят в положение «Индикация». Переключателем устанавливают номер проверяемого ключа (отображается на индикаторе) и нажимают на кнопку. На индикаторе появляется информация о количестве топлива, выданного по данному ключу. Аналогично проверяют все остальные ключи. Продолжительность опроса по всем каналам и ручной записи информации не превышает 20 мин.
При отсутствии электроэнергии информация в памяти устройства сохраняется в течение 48 ч с помощью резервного питания (аккумуляторов).
Установка 03-18008 ГОСНИТИ. Для четкого соблюдения графика технического обслуживания необходимо ежедневно учитывать расход топлива (от последнего номерного обслуживания) и, в случае необходимости, принудительно (прекращение выдачи топлива) ставить машины на техническое обслуживание. По ГОСТ 20793—86 для тракторов допускается отклоне-ние±10% от нормативных сроков периодичности технического обслуживания (приложения 3 и 4). В установке на базе микро-ЭВМ совмещены и автоматизированы процессы учета топлива и управления обслуживанием машин.
Назначение. Применяя установку, можно выполнять следующие основные операции: заправлять 250 машин топливом различных видов, управлять постом заправки с двумя топливораздаточными колонками; автоматически учитывать количество топлива по видам для каждой машины в отдельности и в целом для поста заправки за текущие сутки, декаду, месяц; выдавать рекомендации о постановке машин на техническое обслуживание; предупреждать о наступлении срока постановки машины на техническое обслуживание с учетом допускаемого стандартом отклонения; автоматически прекращать выдачу топлива, если не проведено техническое обслуживание; вручную вводить информацию о количестве топлива, заправляемого передвижными
механизированными заправочными агрегатами; представлять информацию в виде таблиц и графиков на дисплее или печатающем устройстве.
Устройство. В состав установки 03-18008 ГОСНИТИ, входят топливораздаточные колонки, контроллеры, электрический шкаф и специализированный вычислительный комплекс КУВС «Электроника ТО-250», элементы которого размещают на рабочем месте оператора и в контроллерах. Комплекс включает в себя информационно-логическое устройство контроллера, микро-ЭВМ 7, блоки питания, устройство сопряжения, дисплей, магнитофон с набором кассет, комплект индивидуальных кодовых ключей. Контроллеры монтируют на посту заправки около топливораздаточных колонок, а рабочее место оператора располагают в отапливаемом помещении, например на диспетчерском пункте, на расстоянии не более 1 км от поста заправки.
Рис. 3. Топливозаправочная установка 03-18008 ГОСНИТИ:
а — принципиальная схема; б — рабочее место оператора; 1 и 3 — топливораздаточные колонки; 2 и 4— контроллеры; 5 — электрошкаф; 6 — дисплей; 7 — микро-ЭВМ; 8 — магнитофон.
Рис. 4. Контроллер:
1 — контроллер; 2 — кодовый ключ; 3 — блок питания контроллера.
Вычислительным устройством в установке служит микро-ЭВМ индивидуального пользования «Электроника БК0010» с объемом памяти 64 кБайт, а стандартными периферийными устройствами — бытовой кассетный магнитофон «Электроника 302» и телевизионный приемник «Электроника 404».
Контроллер предназначен для управления работой колонки; опознавания индивидуальных кодовых ключей; индикации исправности ключа, условий заправки и объема заправляемого топлива; кратковременного хранения информации об объеме выданного топлива; преобразования информации для передачи ее по линии связи.
Устройство сопряжения используется для связи контроллеров топливораздаточных колонок с микро-ЭВМ и долговременного хранения информации о количестве топлива, заправленного в каждую обслуживаемую машину.
С помощью микро-ЭВМ обрабатывается информация, поступающая от контроллеров, и осуществляется управление процессом постановки машин на техническое обслуживание. После обработки информация отображается на дисплее. Микро-ЭВМ используют только во время работы оператора (не более 2 ч в день). В остальное время ее можно применять для различного рода расчетов как обычный калькулятор.
Магнитофон предназначен для ввода программ в микро-ЭВМ. Кассету с записанной программой устанавливают в магнитофон и с помощью определенной команды, набираемой на клавиатуре микро-ЭВМ, вводят программу.
Электрошкаф служит для размещения силового электрооборудования, необходимого для пуска и остановки топливораздаточных колонок. Здесь же размещается резервный источник питания контроллеров.
Электрооборудование установки работает от трехфазной сети переменного тока 380 В, 50 Гц. Напряжение питания для магнитофона, телевизионного приемника, блока питания микро-ЭВМ и устройства сопряжения подается от однофазной сети 220 В, 50 Гц.
Эксплуатация. В процессе эксплуатации установки можно выделить три основных режима: ввод, регламентный режим и режим корректировки.
При вводе в эксплуатацию готовят исходную информацию по машинно-тракторному парку хозяйства, каждой обслуживаемой машине, по посту заправки и отдельным топливораздаточным колонкам. Это информационная база установки.
При работе в регламентном режиме с установленной в хозяйстве периодичностью (например, ежедневно) обновляют оперативную часть информационной базы за счет данных, накапливаемых контроллерами. Обмен информацией между микро-ЭВМ и контроллерами проводится по запросу оператора с клавиатуры микроЭВМ. Вид обмена и номер контроллера определяются командой микро-ЭВМ.
Режим корректировки необходим для внесения новой информации (например, при поступлении в хозяйство новых машин, списании устаревших и т. д.).
Работой установки управляет специальная программа-диспетчер. Для пуска диспетчера оператор включает микро-ЭВМ и набирает на ее клавиатуре необходимую команду. Любую функциональную программу вводят через программу-диспетчер, которая предлагает оператору на дисплее вопросы и варианты ответов.
Программное обеспечение КУВС «Электроника ТО-250» включает в себя функциональные и обеспечивающие программы, программы создания и ведения банка данных. Функциональные программы можно разделить на три группы — ввода и вывода информации, управления. Нужный пакет программ, а затем отдельную программу выбирает оператор в режиме диалога с диспетчером, который предлагает выбрать номер решаемой задачи. После указания номера задачи и подтверждения его правильности управление передается выбранному пакету программ.
При вводе исправного кодового ключа в щель контроллера индуцируется одно из четырех условий: «Заправка разрешена», «Техобслуживание разрешено», «Последняя заправка», «Заправка запрещена». Сигнал «Заправка разрешена» говорит о том, что можно эксплуатировать машину, техническое обслуживание проводить не надо. Когда количество израсходованного топлива достигает нижнего (—10%) предела периодичности технического обслуживания, то предупредительный сигнал «Техобслуживание разрешено» напоминает водителю о том, что можно проводить очередное техническое обслуживание. Если техническое обслуживание не было проведено и машину продолжают эксплуатировать, то при очередной заправке зажигается сигнал «Последняя заправка». Он предупреждает, что после этой заправки до проведения обслуживания топливо отпускаться не будет. Если техническое обслуживание опять не было проведено, то при следующей заправке индуцируется сигнал «Заправка запрещена», который говорит о том, что количество израсходованного топлива достигло верхнего (+10%) предела периодичности технического обслуживания и до проведения обслуживания топливо отпускаться не будет.
При первых трех сигналах на цифровой индикатор контроллера выводятся данные о количестве топлива, отпущенного машине с момента последнего обмена между контроллером и микро-ЭВМ. При нажатии водителем на рычаг колонки начинается заправка машины топливом. При четвертом сигнале разрывается цепь включения двигателя колонки и заправка становится невозможной,
Рис. 5. Примеры информации, представляемой на дисплее;
а — данные расхода топлива по посту заправки; б —данные расхода топлива служивание; г —график расхода топлива и постановки машин; в —данные для постановки машин на техническое обское обслуживание.
Информация хранится в памяти контроллера до следующей заправки или обмена с микро-ЭВМ. Сведения о количестве топлива обрабатываются в микро-ЭВМ, в результате чего формируется массив служебных символов для управления процессом заправки.
На дисплей в виде таблиц и графиков поступает следующая информация: расход топлива по посту заправки и по отдельной машине; постановка машин на техническое обслуживание; график расхода топлива и постановки машин на техническое обслуживание.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топливозаправочные установки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы