При эксплуатации машин в сельскохозяйственном производстве требуются разнообразные нефтепродукты— дизельное топливо, бензин, моторные, трансмиссионные, гидравлические масла, пластичные смазки и т. д.
Дизельное топливо в большом количестве используется в сельском хозяйстве. В соответствии с ГОСТ 305—82 для высокооборотных дизелей вырабатывается топливо трех марок: Л — летнее, применяется при положительной температуре окружающего воздуха; 3 — зимнее двух подгрупп (с температурой застывания минус 35 °C и минус 45 °C), используется в районах с умеренно холодным климатом; А — арктическое, рекомендуется для температуры окружающего воздуха минус 50°C и ниже (в сельское хозяйство не поставляется). По содержанию серы дизельное топливо подразделяется на два вида: I — массовая доля серы не более 0,2 % и II — массовая доля не более 0,5%.
В условном обозначении топлива марки Л указывается содержание серы и температура вспышки, а марки 3 — содержание серы и температура застывания. Примеры условного обозначения дизельного топлива: Л-0,2-40 (летнее, массовая доля серы до 0,2 %, температура вспышки не ниже 40 °C); 3-0,5-минус 35 (зимнее, массовая доля серы до 0,5 %, температура застывания не выше минус 35 °C).
Наибольшее влияние на работоспособность заправочного оборудования оказывают вязкостные и низкотемпературные свойства топлива, содержание механических примесей, воды, смол, коэффициент фильтруемости, температура вспышки.
Физико-химические показатели дизельного топлива приведены в таблице 1.
При эксплуатации оборудования следует помнить, что вязкость при понижении температуры существенно увеличивается (наиболее интенсивно для летнего топлива), что приводит к уменьшению подачи насосов и ухудшению фильтруемости.
1. Основные показатели качества дизельного топлива
Бензин широко используется в сельском хозяйстве как топливо в автомобильных, мотоциклетных, пусковых двигателях и для других производственных целей. Однако объем потребления бензина в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях меньше, чем дизельного топлива.
В соответствии с ГОСТ 2084—77 бензины маркируются так: А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98 (последний в сельское хозяйство не поставляется). Бензины первых трех марок вырабатываются летних и зимних сортов с разными фракционными составами (в зимних большее количество легких углеводородов). Буква А указывает на то, что бензин автомобильный, цифра дает значение октанового числа (чем оно больше, тем выше детонационная стойкость бензина). Часто для повышения детонационной стойкости в бензин добавляют специальные соединения— антидетонаторы. Такие бензины называются этилированными. Они ядовиты и специально окрашены. В сельскохозяйственном производстве больше всего используют бензин марки А-76, который служит топливом для двигателей многих грузовых и легковых автомобилей. Бензин АИ-93 применяют в современных легковых автомобилях, низкооктановый бензин А-72 — в автомобилях старых марок.
Для обеспечения нормальной работы заправочного оборудования необходимо, чтобы в бензине не было воды и механических примесей, а также меньше содержалось смол, в присутствии которых снижается работоспособность насосов, трубопроводов и фильтрующих элементов.
Смазочные материалы в широком ассортименте применяются в хозяйствах. Основные из них — моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, пластичные смазки. Назначение любого смазочного материала, используемого в механизме, машине, агрегате, — снижение износа работающих деталей и уменьшение энергии на преодоление трения. Смазочные материалы служат также теплоотводящей средой, предохраняют от коррозии, герметизируют соединения, очищают детали от накапливающихся продуктов износа и загрязнений, окисления и т. д. Пластичные смазки применяют в различных подшипниках качения, рессорах, ступицах колес тракторов, комбайнов, автомобилей, самоходных шасси, во многих узлах трения сельскохозяйственных машин и другого оборудования.
С 1 января 1987 г. введены в действие стандарты на обозначения моторных (ГОСТ 17 479.1—85), трансмиссионных (ГОСТ 17 479.2—85) и гидравлических (ГОСТ 17479.3—85) масел. Новые обозначения даны в таблицах 2 и 3 в скобках.
Моторные масла используют в дизелях и карбюраторных двигателях внутреннего сгорания. Для работы заправочного оборудования наиболее важны вязкостные и низкотемпературные свойства (особенно в холодное время года). Кинематическая вязкость летних масел при 100°C 10… 12 мм2/с, зимних — 6…8 мм2/с. Промышленность выпускает также всесезонные моторные масла.
Марки моторных масел расшифровываются так: буква М — моторное, цифра — вязкость при 100 °C, буква В или Г — количество и эффективность введенных присадок.
Цифровой индекс при букве: 1—для карбюраторных двигателей, 2 — для дизелей. В марках всесезонных масел дополнительно указывают класс вязкости.
2. Основные показатели качества моторных масел
Наиболее распространены дизельные моторные масла групп В2 и Г2 (ГОСТ 8581—78), а для карбюраторных двигателей — В1 и Г1 (ГОСТ 10541—78). Основные физико-химические свойства этих масел приведены в таблице 2.
Трансмиссионные масла (ГОСТ 23652—79) используют в коробках передач, ведущих мостах, бортовых передачах, раздаточных коробках тракторов, комбайнов, автомобилей. Основные показатели, влияющие на работу оборудования,— вязкость и температура застывания масла.
Гидравлические масла предназначены для передачи мощности и привода в действие гидравлических агрегатов и механизмов (аксиально-поршневые машины, гидростатические трансмиссии и гидравлические агрегаты, навесные системы тракторов, комбайнов и т. п.). Специальные гидравлические масла поступают в сельское хозяйство ограниченно. В качестве заменителей используют моторные и индустриальные масла некоторых марок.
3. Основные показатели качества и назначение трансмиссионных масел
Пластичные смазки (ГОСТ 23258—78) делятся на четыре группы: антифрикционные, консервационные (защитные), уплотнительные и канатные. В сельском хозяйстве чаще всего применяют антифрикционные. При техническом обслуживании в основном пользуются синтетическими (ГОСТ 4366—76) или жировыми (ГОСТ 1033—79) солидолами и Литолом-24 (ГОСТ 21150—75).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные свойства топлива и смазочных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы