Строительные и монтажные работы по сооружению воздушных линий электропередачи (рубка и расчистка просек, транспортные, погрузочно-разгрузочные, земляные работы и сооружение фундаментов, сборка и установка опор, монтаж проводов и тросов) выполняются при помощи машин, механизмов и приспособлений, заменяющих или облегчающих ручной труд.
Рубка и расчистка просек. При валке и раскряжевке деревьев на вырубке просек используют бензомоторные пилы «Дружба-60» и МП «Урал-60», которые имеют автономное питание, не требуют передвижных электростанций и шлангового кабеля и обладают хорошей маневренностью.
Для валки подпиленных деревьев применяют гидравлические клинья КГМ с приводом от двигателя пилы «Дружба-60». Сучья обрубают электросучкорезами РЭС-2, работающими от передвижных электростанций ПЭС-14 В/М, или при помощи тросового приспособления и трелевочного трактора. Трактор протаскивает пакет стволов через петлю тросового приспособления, сучья по краям пакета срезаются, а сучья, находящиеся между деревьями, обламываются в результате сжатия пакета.
Для трелевки хлыстов используют тракторы Т-130 или Т-100М, а также специальные трелевочные тракторы ТДТ-75 с погрузочным щитом и лебедкой или ТБ-1 с гидроманипулятором и зажимным коником. Для механизированной вырубки просеки и разделки древесины в настоящее время внедряется комплект из двух машин: валочно-транспортного агрегата ВТА-ЛЭП и агрегата АРД-ЛЭП для обработки сучьев (на базе трактора Т-100М).
Вырубку мелколесья и кустарника выполняют различным навесным оборудованием, монтируемым на тракторе Т-100М: кусторезом Д-174Г, корчевателем Д-496А или универсальным бульдозером Д-492А.
Работы по расчистке просек от мелколесья и кустарника выполняют также универсальным агрегатом КБК-2, который представляет собой комплект сменных навесных приспособлений — корчевателя, бульдозерного ножа и канавокопателя, монтируемых на тракторе Т-100, оборудованном постоянной бульдозерной оснасткой Д-157.
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы. Транспортные работы при строительстве линий электропередачи имеют ряд особенностей: большую протяженность фронта работ, бездорожье на трассах, относительно невысокую прочность некоторых конструкций (особенно железобетонных), длинномерность и крупногабарит-ность большей части грузов. Поэтому на строительстве линий электропередачи наряду с общестроительными погрузочными и транспортными средствами применяют специальные машины и механизмы.
Для вывозки деревянных столбов на трассу используют обычные автомашины — лесовозы или бортовые машины с прицепами-роспусками. Железобетонные стойки ВЛ до 10 кВ перевозят на опоровозах ППО-18 или специальных платформах (рис. 42), оборудованных гидрокранами. За один рейс на такой платформе перевозят до 12 железобетонных стоек. Разгрузку стоек гидрокраном на трассе выполняет шофер тягача. В качестве тягача используется автомашина ЗИЛ-130В или ЗИЛ-1Э1В.
Тяжелые изделия (подножники, сваи, большие барабаны с проводом) перевозят на большегрузных автомобилях или на специальных полуприцепах с разгрузочным устройством ПТЛ-9-5 грузоподъемностью 9 т. В качестве тягача используется автомашина КРАЗ-255.
Стволы железобетонных опор ВЛ 35—220 кВ перевозят на специальных опоровозах СЛГ-18/3, конструкция которых позволяет транспортировать до трех стволов массой до 6 т каждый. Ствюловоз имеет два погрузочно-разгрузочных устройства. В качестве тягача используют автомашину К.РАЗ-221 или трактор Т-100М-ГП. Стволы перевозят также па так называемых пенах, состоящих из двух низких металлических саней, соединенных между собой тросом. Для буксировки пепов используют трактор T-100.
Рис. 1. Платформа для перевозки железобетонных стоек опор ВЛ до 10 кВ:
1 — рама платформы, 2 —гидрокран, 3 — стойка
Секции металлических опор доставляют на трассу на автомашинах, тракторных прицепах или санях.
Погрузочно-разгрузочные работы на строительстве линий электропередачи выполняются как обычными автомобильными и тракторными, так и специальными кранами.
Земляные работы и сооружение фундаментов. Для рытья котлованов под опоры ВЛ, устанавливаемые непосредственно в грунт, применяют специальные землеройные машины с различными техническими характеристиками.
Наиболее эффективны буровые машины на авто- и гусеничном ходу. Первые обладают большей маневренностью, а вторые-—большей проходимостью.
Оборудованы они лопастными (БМ-202, БМ-302, БМ-303) или шнековыми (МРК-1А, МРК-2, МРК-ЗА, МРК-4Т) бурильными установками. Буровые машины позволяют рыть как вертикальные, так и наклонные (для установки А-образных опор) котлованы. Кроме того, машины БМ-202, БМ-302 и БМ-303 оборудованы кранами для установки одностоечных опор ВЛ напряжением до 10 кВ. С 1977 г. выпускается бурокрановая машина БКМ-2,5/2 на тракторном ходу, позволяющая вести комплексно-механизированные работы по строительству сельских линий электропередачи, оснащенная бурильной установкой, грузоподъемной стрелой и бульдозерным оборудованием. Ведутся испытания буровой машины БМПК-2,6/3 (глубина бурения 3 м, диаметр котлована 2,6 м), которая позволит устанавливать в отрытые котлованы подножники почти всех существующих типов.
Бурильные установки оснащены резцами из стали для средних грунтов и из твердых сплавов для мерзлых. Бурение одного котлована в средних грунтах занимает 5—7 мин, а в мерзлых 15—20 мин. Пробуренные котлованы имеют размеры, соответствующие диаметру опор, а их стенки уплотняются рабочими органами бурильной установки, что обеспечивает надежное закрепление опор в грунте.
Рис. 2. Буровые машины:
а — на автоходу, б — на гусеничном ходу
Буровые машины, оснащенные твердосплавными резцами, применяют также для рыхления верхних слоев мерзлого грунта под большие котлованы для сложных опор, после чего талый грунт выбирают на нужную глубину экскаватором.
Для рытья котлованов прямоугольной формы наибольшее распространение получили общестроительные экскаваторы Э-153, Э-302Б, Э-652А и Э-304А.
Для сооружения свайных фундаментов под опоры ВЛ применяют вибровдавливающие и сваебойные агрегаты. Наиболее распространены вибровдавливающие агрегаты ВВПС-20/11 и ВВПС-32/19. Агрегат ВВПС-20/11 смонтирован на тракторе Т-100 и предназначен для по-, гружения железобетонных свай сечением до 30X30 см и длиной до 6 м; его производительность 10—14 свай в смену. Агрегат ВВПС-32/19 смонтирован на тракторе Т-130 и предназначен для погружения железобетонных свай сечением до 40×40 см и длиной до 7 м; его производительность 10—12 свай в смену. Оба агрегата укомплектованы оборудованием для бурения лидерных (направляющих) скважин.
Применяют также ударно-вибровдавливающий свае-погружатель УВВС-60/10, который монтируется на тракторе Т-100М. Вибромолот агрегата потребляет в два раза Меньше электроэнергии, чем вибропогружатель, и обеспечивает погружение 15—17 свай в смену.
Винтовые сваи погружают в грунт самоходной установкой M3C-13 (машиной для завинчивания свай), смонтированной на автомашине КРАЗ-214. Производительность установки до 16 свай в смену.
Сборка и установка опор. Для сборки и установки опор применяют как обычные, так и специальные краны.
Для сборки опор и сооружения фундаментов используют в основном краны средней грузоподъемности со стрелой небольшой длины: прицепные Т-75 и ТПК-Ю, гусеничные ТК-53 и общестроительные автомобильные К-64 и АК-75В.
Одностоечные опоры ВЛ напряжением до 10 кВ, высотой до 11 м обычно устанавливают бурильно-крановы-ми машинами, а А-образные опоры .ВЛ-10 кВ — автокранами АК-75В и К-64 или тракторными кранами ТК-53 и КТС-5Э.
Па рис. 44 показан специальный кран К-ЛЭП-7 для установки одностоечных железобетонных опор высотой до 25 м, который обладает рядом преимуществ по сравнению с другими кранами: высокой проходимостью, простотой и легкостью стропления опоры, захватом опор в двух точках (что исключает появление в них трещин), подъемом и установкой опоры без волочения ее по земле. Кран К-ЛЭП-7 может быть использован также для установки подножников при устройстве фундаментов, а также на погрузочно-разгрузочных работах.
Установку деревянных опор ВЛ 35—110 кВ обычно выполняют общестроительными автокранами К-64 и КС-2651Г с удлиненной стрелой. Тяжелые и сложные опоры ВЛ 35 кВ и выше устанавливают кранами большей грузоподъемности: СМК-Ю и К-162 и тракторами Т-100М и Т-130. Самые тяжелые и крупногабаритные опоры устанавливают при помощи падающей стрелы и тяговых средств (тракторов и лебедок).
Рис. 3. Кран-установщик К-ЛЭП-7
Для подтаскивания опор и их деталей к котловану используют тракторы Т-100М и Т-130, на болотистых трассах —болотные тракторы Т-100Б. Широко применяют также колесный трактор К-701 («Кировец»), обладающий большой скоростью движения и достаточно высокой проходимостью, а также трелевочный трактор ТДТ-75.
В качестве тяговых средств при установке опор применяют тракторные навесные лебедки JI-8, обеспечивающие плавность подъема опор и позволяющие выполнять его в стесненных условиях при небольшом удалении от котлована.
При сборке и установке опор широко используют также различные строповочные приспособления, захваты, замки, монтажные траверсы и распорки, домкраты, шарниры, якоря и др.
Монтаж проводов и тросов. В качестве тяговых средств при раскатке проводов используют тракторы Т-100М, Т-130, Т-74 и ДТ-75. Легкие провода раскатывают с помощью автомашин.
Для раскатки легких проводов применяют специальные тележки на автоходу, а для раскатки тяжелых проводов — на гусеничном ходу (однобарабанные или трехбарабанные). Тележки имеют тормозные устройства. В качестве буксира тележек используют трактор Т-100М. Барабаны с проводом устанавливают на тракторные тележки краном, а на тележки для легких проводов— краном или винтовыми домкратами, смонтированными на прицепе.
При монтаже проводов используют телескопические и шарнирные вышки на автомобильном или тракторном ходу.
Рис. 4. Тележка на автоходу для раскатки легких проводов:
1 — автоприцеп, 2 — барабаны с проводом, 3— подъемные домкраты, 4 — барабан с тросом, 5 — рама
Телескопические вышки более легкие и проще в обслуживании, чем шарнирные, обеспечивают подъем на большую высоту, однако могут быть использованы только при наличии подъездов непосредственно к стволу опоры. Шарнирные вышки позволяют устанавливать машину в 10—15 м от опоры.
Натяжку проводов выполняют, как правило, при помощи тракторов или тракторных лебедок. В исключительных случаях, когда это технологически оправдано, провода натягивают ручными лебедками или полиспастами.
Рис. 5. Шарнирная вышка на тракторном ходу
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Линейные машины и механизмы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы