Общее устройство и рабочий процесс прицепного ыюуборочного комбайна. Комбайн ЛК-4Т одновременно теребит лен, очесывает головки и расстилает льносо-чомку на льнище. При оборудовании машины вязальным аппаратом (ЛКВ-4Т) вместо расстила очесанная льно-соломка вяжется в снопы. Комбайн может быть использован и как льнотеребилка, выполняя только теребление и расстил льна.
Устройство. Основные узлы комбайна ЛК-4Т: теребильный аппарат (рис. 1) с делителями, поперечный транспортер, очесывающий аппарат, зажимной транспортер, транспортер вороха, расстилочный щит, механизм передачи движения и механизм регулировок. Все узлы смонтированы на сварной раме, опирающейся на два пневматических колеса. Во время работы третьей точкой опоры служит прицепное устройство трактора, к которому присоединяется сница.
Комбайн работает в агрегате с тракторами МТЗ всех модификаций и прицепами с объемом кузова около 10 м3. Движение рабочим органам передается от вала отбора мощности трактора через карданную передачу.
Расчетная производительность комбайна до 1,5 га/ч.
Управляет комбайном комбайнер с площадки, на которой установлены сиденье, рукоятка управления золотником гидромеханизма и кнопка звуковой связи с трактористом.
Рабочий процесс льноуборочного комбайна протекает следующим образом. Так же как и у обычной льнотеребилки, при движении комбайна по полю делители разделяют лен на полоски шириной 38 см и подводят стебли к теребильным ручьям. Зажатые в ручьях теребильного аппарата стебли выдергиваются из почвы и переносятся к поперечному транспортеру. Иглами поперечного транспортера стебли льна подаются к зажимному транспортеру. Зажатые в комлевой части ремнями транспортера стебли льна переносятся в камеру очесывающего аппарата, и их верхушечные части прочесываются гребнями очесывающего барабана. Полученный ворох лопастями барабана подается на транспортер вороха и с него в тележку, прицепленную сзади комбайна. Очесанная соломка из зажимного транспортера переходит на расстилочный щит, который выкладывает ее на поверхность поля.
Устройство рабочих органов комбайна. Основные рабочие органы — теребильный аппарат, поперечный и зажимной транспортер, очесывающий аппарат, транспортер вороха и расстилочный щит (ЛК-4Т).
Теребильный аппарат. В отличие от льнотеребилки ЛТ-4 теребильный аппарат льноуборочного комбайну расположен справа по ходу машины и теребильные ручьи развернуты в нижней части в сторону поля. Аппарат установлен под регулируемым в пределах 40—60° углом к горизонту.
Каждый теребильный ручей образован двумя ремнями (рис. 2), прилегающими один к другому и надетыми на два ведущих и два ведомых (малый и большой) шкива. Ролики способствуют плотному прилеганию ветвей ремней, образующих теребильный ручей. Направляющие прутки в верхней части ручьев устроены для плавного выхода стеблей с ручья на поперечный транспортер.
Большой ведомый шкив закреплен на кронштейне, который может перемещаться по направляющим рамки теребильной секции. Малый ведомый шкив и ролик устроены одинаково, служат для натяжения и смонтированы на двуплечем рычаге, закрепленном на кронштейне рамки секции.
Теребильные ремни с внутренней стороны имеют выступы, а шкивы и ролики — соответствующие канавки, предотвращающие спадание ремней.
Делители устроены примерно так же, как и делители льнотеребилки ТЛН-1,5. Кронштейном делитель шарнирно связан с кронштейном ведомого шкива. На нижнем упоре делителя предусмотрен ряд отверстий для регулировки наклона делителя к горизонту.
Поперечный транспортер расположен за теребильным аппаратом, перпендикулярно ему. Он устроен в основном так же, как и транспортер льнотеребилки ЛТ-4. Три втулочно-роликовые цепи с пальцами, надетые на ведущие, поддерживающие и ведомые звездочки, перемещают по платформе стебли к зажимному транспортеру.
Все три ведущие звездочки установлены на общем валу, получающем движение от зубчатой передачи через соединительную муфту.
Зажимной транспортер принимает стебли льна с поперечного транспортера, зажимает их и подводит в камеру очесывающего аппарата. Транспортер (рис. 150) состоит из двух секций: нижней — опорной и верхней — нажимной. Каждая секция смонтирована на рамке и представляет собой бесконечный ремень (у нижней и б у верхней секций), надетый на два шкийа — ведущий и ведомый.
Ремни изготовлены из прорезиненной ткани. На рабочей поверхности ремней имеется обкладка из резины волнистого профиля, предохраняющая стебли от повреждений. Верхняя ветвь ремня опирается на девять роликов, свободно вращающихся на осях.
Нижняя ветвь ремня прижимается к ремню нижней секции роликами, собранными попарно в четыре нажимные каретки с пружинами. Пружины обеспечивают необходимый зажим стеблей льна, предотвращающий выдергивание их из слоя во время очеса. Нажимные каретки могут приподниматься роликами (преодолевая сопротивление пружин) и опускаться в зависимости от толщины слоя стеблей.
Ведущие шкивы облицованы прорезиненным ремнем (для лучшего сцепления с ремнями транспортера) и закреплены шпонками на валах, вращающихся в шариковых подшипниках.
Ведомые шкивы свободно вращаются на осях, концы .которых укреплены в ползунах натяжных устройств ремней транспортера.
Для лучшего захвата стеблей секции зажимного транспортера несколько смещены одна относительно другой, а для постепенного подвода стеблей к очесывающему барабану транспортер наклонен к горизонту на угол 10°. Ведущий вал транспортера получает движение зубчатой и сарданной передачами. Зубчатая передача расположена внутри блок-картера.
Очесывающий аппарат выполнен в виде барабана, образованного валом, дисками с гребнями и лопастями. Вал вращается в шариковых подшипниках. На левом конце вала установлена муфта свободного хода, на корпусе которой закреплена ведомая звездочка. На правом конце вала смонтирован эксцентрик.
Диски закреплены на валу жестко на шпонках. В отверстиях дисков смонтированы подшипники, в которых вращаются оси четырех гребней. На правых концах этих осей установлены кривошипы, на верхние концы которых надеты пальцы направляющего диска. Диск свободно вращается на эксцентрике. Ось вращения диска смещена относительно оси вращения барабана. При вращении барабана эксцентрик остается неподвижным, и поэтому зубья гребней сохраняют одинаковое направление относительно подаваемого зажимным транспортером слоя стеблей льна. Угол наклона зубьев гребней можно регулировать изменением положения эксцентрика на валу барабана.
Гребень барабана представляет собой брус, на который надето 26 зубьев. За счет установки прокладок зубья расположены на брусе с переменным шагом. Расстояние между ними (шаг) уменьшается в направлении перемещения стеблей“в камере очеса (от 26 мм в начале до 5 мм в конце). На гребнях укреплены вертикальные и горизонтальные лопасти. Первые предохраняют барабан от намоток путанины, вторые перебрасывают очесанные головки и подают их на транспортер вороха.
Муфта свободного хода разобщает вал барабана с механизмом привода при остановке машины и тем самым предохраняет детали механизма от поломок. Она состоит из корпуса (рис. 151,6), крестовины, роликов и крышки. На корпусе муфты закреплена ведомая звездочка барабана. При пуске машины в ход ролики заклинивают корпус муфты в крестовине, и вал барабана получает движение от механизма привода. При остановке машины передача выключается, ролики при этом скатываются в углубление крестовины, и вал барабана получает возможность свободно вращаться (при выключенном механизме привода).
Очесывающий барабан расположен в кожухе. Пространство между кожухом, барабаном и зажимным транспортером образует камеру очеса. Стебли льна, подаваемые зажимным транспортером в камеру очеса, обрабатываются гребнями барабана. Участки гребней с редко расположенными зубьями расчесывают перепутанные стебли, а участки с частым расположением зубьев счесывают (отрывают) головки льна. Горизонтальная лопасть следующего гребня подхватывает головки и перебрасывает их через барабан на транспортер вороха.
Движение барабану передается от верхнего вала картера через карданную передачу, конический редуктор и цепную передачу муфтой свободного хода. В систему привода вмонтирована эластичная муфта для амортизации нагрузок во время пуска машины.
Транспортер вороха. Транспортер выполнен в виде бесконечной прорезиненной ленты, надетой на ведомый и ведущий валики. Последний вращается в шарикоподшипниках, корпуса которых закреплены в боковинах сварной рамы. Лента транспортера имеет поперечные выступы, расположенные через каждые 2 см.
Корпуса подшипников ведомого валика подпружинены и могут перемещаться, в пазах боковин рамы. Такое устройство обеспечивает постоянное натяжение ленты и равномерный ее ход.
При изменении высоты теребления положение транспортера вороха по высоте остается неизменным. Это достигается благодаря установке механизма балансировки, который автоматически удерживает верхний конец транспортера на заданной высоте от почвы. Нижний конец транспортера присоединен шарнирно к раме машины.
Транспортер приводится в движение от конического редуктора привода очесывающего барабана цепной передачей.
Расстилочный щит установлен наклонно в месте выхода льносоломки из камеры очеса. Наружной своей кромкой щит опирается н§ телескопическую подставку. С ее помощью можно регулировать наклон щита и устанавливать его в вертикальное положение (при транспортировке машины).
Картер служит основой комбайна и выполнен в виде сварной прямоугольной трубы. К картеру прикреплены рама очесывающего аппарата, теребильный аппарат и поперечный транспортер. На кронштейне картера с правой стороны смонтировано полевое колесо. Внутри картера размещены основные зубчатые и цепные передачи к рабочим органам комбайна.
Подготовка комбайна к работе и настройка. Как и льнотеребилки, подготовка льноуборочного комбайна к работе включает в себя проверку правильности сборки и настройку всех узлов и механизмов, а также обкатку вхолостую и на пробном тереблении.
Если к работе готовится новый комбайн, то необходимо проверить, все ли сборочные единицы, запасные части и инструмент доставлены в хозяйство согласно упаковочному листу. Обычно комбайн поступает в хозяйство с некоторыми снятыми узлами (транспортер вороха, делители и др.). Поэтому прежде всего надо установить на места все эти части и детали в соответствии с указаниями инструкции, прилагаемой заводом.
После сборки тщательно проверяют прочность и надежность креплений и особенно крепления дисков колес к ступицам, лопастей очесывающего барабана, тяг эксцентрика барабана, деталей передаточных механизмов, шлангов гидросистемы и др. Для безотказной работы агрегата важно хорошо подготовить трактор и правильно присоединить к нему комбайн.
У трактора устанавливают колеса на необходимую колею (1400—1600 мм) и настраивают навеску для работы с прицепным комбайном и приводом от вала отбора мощности. Затем регулируют расположение удлинителя сницы комбайна и присоединяют его к трактору. Удлинитель должен быть установлен так, чтобы можно было надежно соединить карданной передачей вал отбора мощности трактора и вал привода комбайна. Одновременно присоединяют шланги к штуцерам левых выводов гидросистемы трактора и к гидроцилиндру на снице комбайна.
После соединения комбайна с трактором проверяют работу гидросистемы и сигнализации. При правильном соединении шлангов и исправном состоянии маслопроводов теребильный аппарат поднимается за 1,5—2 с.
Обкатывают комбайн вхолостую в течение 15— 30 мин. Начинают обкатку на минимальной частоте вращения вала двигателя. Плавным включением рычага управления пускают в ход передачу на комбайн и наблюдают внимательно за работой всех узлов и механизмов. После обкатки вхолосту и устранения замеченных неисправностей приступают к пробной работе в поле.
Предварительные регулировки. У льноуборочного комбайна ЛК-4Т применительно к условиям уборки регулируют: теребильный аппарат, поперечный и зажимной транспортеры, очесывающий аппарат и передаточные механизмы.
У теребильного аппарата натягивают ремни и регулируют усилие зажима стеблей в ручье. Ремни натягивают болтами ведомых шкивов секции. Усилие зажима стеблей зависит от натяжения ремней и длины криволинейной части ручья. Ее регулируют натяжником каретки с роликами. С увеличением длины криволинейной части ручья усилие зажима стеблей увеличивается. Не следует чрезмерно повышать усилие зажима стеблей, так как при возрастании этого усилия увеличивается износ ремней и повреждаются стебли. Правильное усилие зажима устанавливается при опробовании комбайна в поле.
У поперечного транспортера регулируют натяжение цепей натяжными устройствами ведомых звездочек. У правильно натянутой цепи холостая ветвь провисает на 25—35 мм.
В зажимном транспортере приходится регулировать главным образом натяжение ремней и их ход по роликам и шкивам. Натяжение ремней транспортера регулируют. натяжниками ведомых шкивов так, чтобы они не пробуксовывали. При сползании верхнего ремня со шкивов правильный ход его регулируют винтом, перемещающим корпус правого подшипника в пазах рамы.
Сползание ремня с нижнего ведущего шкива зажимного транспортера устраняют прокладками, которые под-кладывают под корпуса подшипников. В некоторых случаях не удается отрегулировать правильный ход ремня из-за перекоса нажимных кареток, поэтому предварительно проверяют расположение кареток; ролики должны располагаться строго поперек ремня.
В очесывающем барабане регулируют положение гребней изменением длины тяги эксцентрика. При уборке короткостебельного льна гребни отклоняют назад настолько, чтобы концы зубьев проходили вблизи зажимного транспортера. На длинностебельном льне гребни отклоняют в противоположную сторону. При регулировке гребней необходимо одновременно правильно установить задний щиток камеры очеса. Зазор между зубьями гребней и нижней кромкой щитка должен быть всегда в пределах 6—10 мм.
У транспортера вороха регулируют натяжение ленты и механизм балансировки.
В механизме привода комбайна регулируют натяжение цепей и при необходимости устраняют пробуксовку предохранительной муфты.
Регулировка комбайна в поле и оценка качества работы. Комбайн работает хорошо на полях с ровным неполеглым льном. В худших условиях уборки приходится регулировать рабочие органы, чтобы вытеребить лен с минимальными потерями.
Высота теребления — основная регулировка комбайна в поле. Теребильный аппарат поднимается гидроцилиндром, включенным в гидросистему трактора. Управляет впуском-выпуском масла в полости гидроцилиндра золотник. Перемещает золотник комбайнер рукояткой. При отклонении рукоятки золотника на себя теребильный аппарат поднимается, от себя — опускается.
При регулировке высоты теребления необходимо следить за тем, чтобы в теребильные ручьи не попадали головки льна. Однако при уборке засоренного льна приходится аппарат поднимать выше. При уборке полеглого льна надо опускать аппарат как можно ниже.
Наклон гребней очесывающего аппарата регулируют в соответствии с высотой стеблестоя. На первых пробных заездах устанавливают гребни так, чтобы свести к минимуму количество путанины и получить полный очес головок.
Наклон расстилочного щита необходимо также правильно установить.
Качество работы комбайна определяется чистотой теребления, полнотой очеса, минимальным повреждением стеблей и состоянием ленты. Стебли льна в ленте должны располагаться перпендикулярно направлению движения машины. Растянутость ленты допускается не более 1,3. Под растянутостью ленты понимают отношение средней ширины ленты к средней длине стеблей. Стебли в ленте не должны быть перепутаны, а толщина ленты должна быть равномерной. Льносоломка в ленте остается, как правило, на месте до полной вылежки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Льноуборочный комбайн"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы