Система мероприятий по улучшению лугов и пастбищ и основные типы машин. В систему мероприятий, связанных с улучшением лугов и пастбищ, входят: культуртехнические работы; улучшение и регулирование водного и воздушного режимов; внесение удобрений; борьба с сорняками и уничтожение прошлогодних стеблей (ста рики).
Культуртехническйе работы включают в себя уничтожение кочек, очистку от кустарников, корней и мусора, а также защиту лугов от размыва и заноса песком в поймах рек. Кроме механического .способа удаления кустарника, применяют и химический. Для этого кустарники обрабатывают эмульсиями или водными растворами специальных солей — эфиров (арбори-цидами), которые приводят к отмиранию растений. Для полного уничтожения кустарника приходится делать опрыскивание 2—3 года подряд. Для защиты лугов от размыва оставляют защитные полосы кустарника шириной 5—10 м.
Мероприятия по улучшению и регулированию водного режима естественных сеноко-” сов и пастбищ зависят от почвенно-климатических условий зоны. В зонах повышенного увлажнения осушают угодья и отводят поверхностные воды, а также используют кротовый дренаж и щелевание. При недостатке влаги в засушливых зонах применяют орошение, обводнение и снегозадержание.
Улучшение воздушного режима сенокосных угодий достигается боронованием, дискованием и щелеванием.
Борьба с сорняками и уничтожение прошлогодних стеблей (старики) ведется различными способами. Лучшие результаты достигаются системой агротехнических мероприятий — внесением органических удобрений и посевом чистыми семенами трав, обкашиванием сорняков до осеменения и др. Важны также и такие меры, как отвод избыточных вод, известкование кислых почв, правильный уход за пастбищами и др. Используются химические и механические средства уничтожения сорняков.
Что касается прошлогодних стеблей, то их обычно после скашивания и сбора сжигают ранней весной или поздней осенью.
Улучшение режима питания лугов и пастбищ достигается внесением органических и минеральных удобрений.
Основные ,машины для улучшения лугов и пастбищ— это кусторезы; корчеватели и корчеватели-собиратели, кустарнико-болотные плуги; тяжелые дисковые бороны; фрезы; луговые и пастбищные бороны; канало-копатели и дренажные машины; планировщики; комбинированные и дождевальные агрегаты.
Кусторезы предназначены для удаления высокого кустарника и мелколесья.
Общий вид кустореза Д-514 (дорожная машина, модель 514А) показан на рисунке 1. Это навесная машина, она может срезать деревья диаметром до 10 см и имеет рабочую ширину захвата 3,6 м. Рабочий орган кустореза — отвал (рис. 1) с двумя ножами (правым и левым), шарнирно присоединенный к толкающей раме, смонтированной на тракторе. Отвал выполнен в виде сварной рамы (из уголков), обшитой листовой – сталью. Спереди к отвалу приварен носовой лист, который раскалывает пни и раздвигает поваленные деревья. Ножи взаимозаменяемы и поставлены под углом 64° один к другому. С толкающей рамой отвал связан съемной шаровой головкой. В головке смонтированы резиновые амортизаторы, смягчающие удары отвала во время работы. Кроме того, амортизаторы ограничивают поворот отвала на шаровой головке. Отвал благодаря шаровому креплению на толкающей раме может поворачиваться в различных направлениях и приспосабливаться к рельефу местности.
Управление отвалом (подъем в транспортное положение и опускание в рабочее)—двумя гидроцилиндрами.
При движении отвал скользит по поверхности почвы и ножами срезает кустарник и отдельные стволы; а носовой лист раздвигает их. В результате этого по бокам просеки образуются валки из срезанных деревьев. Для предохранения трактора от деревьев имеется ограждение, смонтированное на каркасе отвала.
Корчеватели и корчеватели-собиратели предназначены для корчевания, сгребания и транспортировки пней и корней. Эти машины имеют несколько иное устройство, чем кусторезы.
Корчеватель-собиратель Д-695, например, имеет рабочий орган в виде отвала (рис. 2) с балкой и зубьями-клыками. К отвалу прикреплены уши-рители. В каждом уширителе имеется по два зуба-клыка. Уширители используются для сбора выкорчеванных пней. Отвал в сборе с зубьями-клыками и балкой навешивают на мощную раму. Крепление отвала на раме позволяет заглублять зубьями-клыками под пень и корчевать его, поворачивая отвал штоками гидроцилиндров. Для подъема отвала служат гидроцилиндры. На тракторе монтируется также задняя рама с противовесом, выравнивающим давление на грунт по всей длине гусениц и обеспечивающим устойчивость агрегата, особенно при работе на слабых грунтах. При движении трактора клыки заглубляются под пень. Включается гидроцилиндр поворота отвала. Клыки продолжают заглубляться, и при повороте отвала корчуемый пень оказывается на клыках.
Корчеватель-собиратель агрегатируется с гусеничными тракторами болотной модификации (Т-100МБГС) и корчует пни и камни диаметром 40—50 см. Ширина захвата машины 2,1—3,55 м. Наибольшее заглубление в грунт 64 см; производительность 30—40 пней в 1 ч.
Другие корчеватели (Д-513А, Д-496А и К-2А) отличаются формой рабочего органа и схемой навески на трактор.
Корчеватель Д-513А оборудован отвалом коробчатого сечения с восемью съемными зубьями. Управление отвалом — гидроцилиндрами, включенными в гидросистему трактора. Ширина захвата машины 1,38— 3,5 м; при заглублении зубьев в грунт до 40 см она может выкорчевать до 30 пней в 1 ч.
Корчеватель К-2А. рассчитан на заглубление до 70 см. Рама корчевателя присоединена шарнирно к кронштейнам на тракторе. Впереди рамы закреплены зубья, связанные с двуплечими рычагами. Последние присоединены к штоку гидроцилиндра. Рама поднимается и опускается двумя гидроцилиндрами. По бокам рамы закреплены дополнительные зубья-клыки, выполняющие роль почвозацепов. Они также служат для сбора корневой массы пня. На корчевке пней и уборке камней машина может работать несколькими способами: можно заглубить рабочие зубья под пень и поворотом двуплечих рычагов извлечь его; можно также после заглубления клыков сдвинуть пень перемещением трактора; наконец, . можно одновременно с перемещением трактора подымать раму гидроцилиндрами. Применение того или иного способа зависит от почвенных условий, размеров пней и других конкретных условий корчевания. Ширина захвата рабочего органа 1,2 м; производительность до 20 пней в 1 ч.
Корчеватель Д-496А в отличие от других оборудован механическим управлением рабочим органом, т. е. тросовой лебедкой через систему блоков. Рабочий орган выполнен в виде решетчатого отвала, в нижней части которого укреплены четыре зуба. Отвал закреплен на раме с толкателями через шаровую головку. На концах рамы трактора смонтирована передняя стойка, на которой укреплены система блоков и щит, предохраняющий трактор от повреждений. Приводная тросовая лебедка расположена позади трактора. Отвал поднимается лебедкой, а опускается под действием собственного веса.
При работе корчевателя зубья опускают на 15-20 см ниже уровня почвы и, передвигаясь медленно вперед, выкорчевывают ими пень. Рабочий захват корчевателя 1,38 м; производительность до 30 пней в 1 ч.
Кустарниково-болотные плуги применяются для вспашки почвы на задерненных лугах и пастбищах, покрытых низким кустарником и расчищенных кусторе-резом. Они могут быть использованы для лесных раскорчевок и для вспашки торфяных и минеральных почв после осушения.
Кустарниково-болотные плуги относятся к типу плугов специального назначения и устроены примерно так же, как и плуги общего назначения, но имеют более массивные рабочие органы. Наибольшее распространение получили однокорпусные цавесные плуги ПБН-100А и ПБН-75 и прицепной ПКБ-75 с шириной захвата 100 и 75 см соответственно.
Для вспашки осушенных болот, свободных от древесины, применяют трехкорпусный навесной плуг ПБН-3-45 с шириной захвата корпуса 45 см.
Однокорпусный плуг ПБН-100А навешивается на трактор Т-100 МГС, а остальные плуги агрегатируются с трактором Т-74 или ДТ-75.
Кустарниково-болотные плуги имеют примерно одинаковое устройство рабочих и вспомогательных органов.
Прицепной однокорпусный плуг ПКБ-75, общий вид которого показан на рисунке 26, состоит из рамы, представляющей собой два продольных и три поперечных бруса с понизителями для присоединения прицепа и кронштейном для крепления механизма заднего колеса на раме крепятся рабочие органы плуга — корпуса. Рабочая поверхность корпуса плуга полувинтовая с долотообразным лемехом. К отвалу крепится регулируемое перо. Для повышения устойчивости плуга и уменьшения давления на стенку борозды к корпусу сверху полевой доски крепится уширитель.
При работе на почвах, раскорчеванных из-под крупного леса, и на минеральных почвах перед корпусом устанавливают черенковый нож; на почвах рыхлых и торфяных — дисковый нож, который разрезает пласт в вертикальной плоскости на полную глубину вспашки. Дисковый нож перерезает также корни кустарников и другие древесные остатки. При вспашке заболоченных почв с погребенной древесиной на плуг монтируют плоский нож с опорной лыжей.
Подъемные механизмы — винтовые с храповым автоматом — выполняют те же функции, что и механизмы плугов общего назначения, т. е. установку колес в соответствие с глубиной вспашки, которая регулируется перестановкой прицепа 1 в отверстиях понизителя. Если установить на плуге выносной гидроцилиндр, то им можно управлять от гидросистемы трактора.
Навесной кустарников болотный плуг ПБН-75 отличается от прицепного тем, что несет одно опорное колесо и подвеску для присоединения к тягам навески трактора. Рабочая поверхность корпуса плуга полувинтовая. Впереди корпуса установлен черенковый нож с криволинейным лезвием. По специальному заказу к плугу придается дисковый нож и долотообразный лемех.
На плуге смонтированы нож с опорной лыжей и кустоукладчик для работы на участках, покрытых кустарником.
Глубина хода (до 30 см) регулируется перестановкой по высоте опорного колеса при действии на него винтового механизма.
Однокорпусный навесной плуг ПБН-100А рассчитан на вспашку болот и суходольных земель, покрытых кустарником высотой до 4 м. Корпус плуга с полувинтовой рабочей поверхностью и пером-удлинителем крепится на массивной раме. Рама опирается на опорное колесо с широким ободом. В передней части рамы установлена стойка, которая соединяется с верхней тягой навески трактора. Нижние тяги навески связаны с пальцами.
На раме укреплены также опорные лыжи с плоским ножом. Кроме того, для устойчивости хода плуга полевая доска уширена. Черенковый нож треугольной формы шарнирно присоединен к кронштейнам на тракторе и тягой связан с механизмом навески. Глубина вспашки до 45 см.
Трехкорпусный навесной плуг ПБН-3-45 предназначен для вспашки окультуренных торфяных почв. Он снабжен корпусами с полувинтовой рабочей поверхностью. Ширина захвата корпуса 45 см. Перед корпусами установлены дисковые ножи. Глубина пахоты до 35 см устанавливается опорным колесом.
Выпускались плуги, корпуса которых имели рабочие поверхности культурного типа, причем перед каждым корпусом устанавливались предплужники с полувинтовой рабочей поверхностью и шириной захвата 24 см каждый. Перед предплужниками второго и третьего корпусов можно устанавливать дисковые ножи. Корпуса снабжены долотообразными лемехами и полевыми досками со сменными щитками.
Подготовка кустарниково-болотных плугов к работе заключается в проверке правильности сборки, настройке и регулировке на заданные условия работы.
У плуга ПКБ-75 регулируют положение черенкового ножа в вертикальной плоскости (регулировочным болтом), а при работе с дисковым ножом — зазор между плоскостью диска и долотом (в пределах 5—20 мм); причем на тяжелых почвах этот зазор должен быть 15— 20 мм, на легких—5—10 мм. При работе с опорной лыжей и плоским ножом (на заболоченных почвах) регулируют положение лыжи в вертикальной плоскости в зависимости от глубины пахоты.
Глубину пахоты прицепного кустарниково-болотного плуга устанавливают так же, как и плугов общего назначения.
Навесные плуги (ПБН-75, ПБН-ЮОА) соединяют с навеской трактора по двухточечной схеме. Глубину пахоты навесных плугов регулируют изменением длины тяг навески трактора и положением опорного колеса по высоте.
Тяжелые дисковые бороны предназначены для разделки пластов после вспашки кустарниково-болотными плугами. В системе машин для освоения новых земель под культурные луга и пастбища важное место занимают навесные тяжелые дисковые бороны БДНТ-2,2 и БДНТ-3,5А с шириной захвата 2,2 и 3,5 м, а также прицепная борона БДТ-2,5А захватом 2,5 м. Бороны БДНТ-2,2 и БДТ-2,5А агрегатируются с тракторами Т-74 и ДТ-75, борона БДНТ-3.5А —с трактором Т-100 МГС.
Рабочие органы тяжелых дисковых борон — сферические вырезные диски диаметром 650 мм. Они так же, как и у обыкновенной дисковой бороны, комплектуются в батареи, а батареи в секции.
В современных тяжелых боронах имеются две секции; в каждой секции по две батареи. Диски батарей передней секции расположены выпуклостью внутрь, задней — выпуклостью наружу.
Навесная тяжелая дисковая борона БДНТ-2,2 имеет батареи, смонтированные на трубчатой сварной раме. К трубам рамы прикреплены корпуса подшипников с самоподжимными сальниками. На раме укреплена подвеска для присоединения к тягам навески трактора. Кроме того, на раме устанавливается ящик для загрузки балласта.
Расстояние между дисками в батарее 22 см. Чтобы диски не забивались дерниной, около каждого из них установлены чистики. Глубина хода дисков регулируется изменением угла атаки и балластом в ящике. В бороне БДНТ-2,2 предусмотрена возможность установки трех углов атаки: 8, 13 и 18° перестановкой болтов крепления батарей в кронштейнах рамы. Расчетная глубина обработки почвы до 25 см.
Прицепная тяжелая дисковая борона БДТ-2,5А имеет также четыре батареи, соединенные в две секции. Каждая секция смонтирована на раме, опирающейся в транспортном положении на колеса. Рамы секции связаны шарнирно.
Каждая батарея, как и у бороны БДТ-2,2, состоит из пяти вырезных дисков, насаженных на квадратную ось. Между дисками установлены распорные втулки. Батарея дисков стягивается гайкой, навернутой на нарезной конец квадратной оси. Приливами корпусов подшипников батареи прикрепляются к брусьям рамы. На брусьях рамы укреплены также балластные ящики. Для регулировки глубины хода (до 25 см) предусмотрена возможность изменения угла атаки: 6, 12, 15 и 18°. Подьем в транспортное положение и опускание в рабочее выполняется выносным гидроцилиндром, включенным в гидросистему трактора, или рычажно-винтовым механизмом. При переводе в транспортное положение колеса подкатываются под раму и поднимают секции.
Навесная дисковая тяжелая борона БДНТ-3,5 (БДНТ-3.5А) отличается от рассмотренных борон числом дисков в батареях. В батареях передних секций установлено по десять вырезных дисков, в задних — по восемь. Кроме того, предусмотрен постоянный угол атаки 18°, обеспечивающий глубину обработки около 25 см.
Бороны БДНТ-3,5 и БДНТ-3.5А различаются между собой конструкцией рамы: в первой одна жесткая рама для обеих секций, во второй рама состоит из двух секций, соединенных между собой шарнирно, причем подъемом только задней секции борона из двухследной превращается в односледную.
Фрезы. Луга и пастбища с большим количеством кочек после вспашки плохо разделываются тяжелыми дисковыми боронами. Более эффективно обрабатывать такие угодья фрезерными почвообрабатывающими машинами, или, как их просто называют, фрезами. Принцип работы фрез существенно отличается от принципа работы обычных почвообрабатывающих машин.
Основной рабочий орган фрезы — барабан с закрепленными на нем ножами (рис. 5,а). Барабан получает принудительное вращение от двигателя трактора через вал отбора мощности. При движении машины барабан ножами последовательно отделяет частицы почвы (стружку) на установленной глубине и отбрасывает их назад. При этом происходит интенсивное крошение и перемешивание почвы, и после прохода фрезерной машины поле обычно не требуется дополнительно обрабатывать. Ножи размещены равномерно по окружности дисков. Набор таких дисков образует фрезерный барабан. Количество ножей на диске различно в разных по конструкции фрезах и колеблется от трех до восьми и более. Типы и размеры ножей могут быть весьма различными в зависимости от назначения фрезы и условий ее работы. Чаще всего используются изогнутые или прямые ножи и полевые крючки III, укрепленные жестко на диске фрезы.
Ножи применяют для обработки почв с растительными остатками. При работе фрезы с такими рабочими органами корни растений подрезаются и хорошо перемешиваются с минеральной частью почвы. Полевые крючки хорошо рыхлят почву. При обработке почв, засоренных мелкими камнями и мелкими корнями, применяют’ пружинные крючки.
Наибольшее распространение в производстве получили навесные фрезы ФБН-1,5 и ФБН-2,0 с шириной захвата 1,5 и 2,0 м соответственно, а также прицепная ФБ-2,0 с шириной захвата 2 м. Фреза ФБН-1,5 навешивается на трактор ДТ-75, а другие агрегатируются с трактором Т-100 МБГС.
Навесная фреза ФБН-2,0 изображена на рисунке 29. Основа ее — сварная рама из четырех дуг, соединенных поперечинами. Впереди рамы установлена подвеска для присоединения к верхней и нижним тягам навески трактора. Сзади рамы укреплены грабли для удержания крупных комков почвы. Основной рабочий орган — фрезерный барабан состоит из вала и шестнадцати секций дисков с ножами. Секции соединены мел-еду собой дисками трения, которые сжаты пружинами. Сжатие пружин можно регулировать концевыми гайками. Количество ножей на рабочих дисках можно менять от 4 до 8, так, что общее число ножей на фрезерном барабане может быть от 64 до 128.
Правый конец вала барабана (по ходу агрегата) смонтирован в двухрядном сферическом шарикоподшипнике, левый шлицами связан со втулкой зубчатого колеса редуктора. Цилиндрический редуктор передает крутящий момент от вала отбора мощности трактора посредством карданной передачи и конического редуктора на вал фрезерного барабана. Барабан закрыт кожухом, препятствующим разбрасыванию почвы.
Фреза опирается на два колеса, перестановкой которых можно изменять глубину фрезерования почвы (до 20 см). На почвах с небольшой несущей способностью рекомендуется опорные колеса оборудовать уши-рителями.
Частота вращения барабана регулируется от 200 до 290 об/мин, но наиболее эффективна работа фрезы при частоте вращения 290 об/мин и скорости движения 3,78 км/ч.
Прицепная фреза ФБ-2,0 имеет также шестнадцать секций с ножами. Рама фрезы опирается на пневматические колеса. Барабан получает движение от вала отбора мощности трактора через карданную передачу и редукторы, которые вращают барабан с частотой 225 об/мин. Подъем барабана из рабочего положения в транспортное и опускание в рабочее выполняются двумя выносными гидроцилиндрами.
Навесная фреза ФБН-1,5 снабжена барабаном, состоящим из двух секций, между которыми смонтирован конический редуктор. Каждая секция образована трубой с приваренными к ней стальными кольцами для крепления ножей. Количество ножей на секции можно менять (18, 24 и 36). Частота вращения барабана составляет 270 об/мин.
Подготовка фрез к работе заключается в проверке состояния и исправности всех узлов и деталей (рамы, барабана и его кожуха, механизмов передачи движения, предохранительных муфт и др.), а также настройке на заданные условия работы. Основные настройки фрезы — набор ножей на барабане в зависимости от почвенных условий и установка глубины фрезерования.
Луговые и пастбищные бороны предназначены для мелкого рыхления и прорезания дернины. Бороны улучшают воздушный режим почвы, усиливая ее аэрацию за счет прорезания в дернине бороздок. Кроме того, они заделывают в поверхностный слой почвы минеральные удобрения и известь.
В систему машин для улучшения лугов и пастбищ включены бороны БЛШ-2,3 и БЛШ-3,1 захватом 2,3 и 3,1 м соответственно, ббе бороны имеют примерно одинаковое устройство.
В бороне четыре секции. Каждая из них представляет собой рамку, в щеках которой закреплены зубья. Секции соединены шарнирно, образуя сетку, и укреплены на раме бороны, состоящей из двух поперечных и четырех продольных брусьев. К заднему поперечному брусу цепями присоединен шлейф из уголков. На двух передних секциях установлены скребки для разравнивания кротовин и заделки в почву минеральных удобрений.
Для прорезания в дернине бороздок используют но-жевидные зубья, которые ставят к поверхности луга длинными острыми гранями. При вычесывании засохших растений применяют короткие зубья. Рама бороны опирается на два опорных колеса. Перестановкой по высоте стоек опорных колес относительно переднего поперечного бруса рамы регулируют глубину хода зубьев.
Луговые и пастбищные бороны БЛШ-2,3 и БЛШ-3,1 агрегатируются с тракторами ДТ-20.
Каналокопатели и дренажные машины предназначены для осушения избыточно увлажненных почв. Для устройства осушительных каналов применяют каналокопатели, а когда требуется частая сеть открытых осушительных каналов, которые затрудняют проведение дальнейших полевых работ тракторными агрегатами, используют дренажные машины-кротователи для создания кротового дренажа.
Каналокопатели с отвальным рабочим органом при работе вскрывают канал глубиной до 1,5 м, шириной по дну 0,2—0,6 м и по верху до 2 м, поднимают землю по обе стороны, образуя кавальеры (рис. 30,а). Крылья и бермоочистители каналокопателя отодвигают вынутый грунт от обоих краев канала на расстояние около 0,5 м, образуя при этом бермы.
Для сооружения осушительных каналов используются и другие каналокопатели — шнековые, фрезерные и ковшовые, а также экскаваторы. Из каналокопателей с отвальным рабочим органом, образующим канал с профилем, изображенным схематично на рисунке 30, а, получили распространение прицепные машины типа КМ-1400М и Д-267Б.
Каналокопатель КМ-1400М состоит из следующих основных узлов: копающего органа, основной рамы, ходовой рам с прицепом, ножа, заднего колеса и подъемного устройства. Копающий орган отвального типа состоит из остова, лемеха, отвалов, крыльев и бермоочистителей. Отвалы приварены к стальному остову. К нему же болтами с потайными головками крепится трапецйевидный лемех. К отвалам с обеих сторон прикрепляются крылья и бермоочистители. Бермоочистители снабжены съемными понизителями, позволяющими формировать дамбы различной высоты, препятствующие осыпанию грунта обратно в канал.
Копающий орган укреплен на основной раме. В передней части рамы имеется площадка для крепления ножа. В средней части рамы укреплен кронштейн для блоков троса выглубления. Основная рама соединяется шарнирно с кодовой рамой, которая служит опорой для основной в транспортном и рабочем положениях. Рама опирается на колеса и состоит из двух боковых балок, расположенных под углом к продольной оси каналокопателя и оканчивающихся прицепом. Перестановкой прицепа в отверстиях серьги трактора по высоте регулируют глубину копания. Задними концами боковые балки соединены с осью ходовых колес.
Машина рассчитана на работу с трактором Т-100МБГС, оборудованным тяговой лебедкой и якорным приспособлением. На прямой тяге каналокопатель работает с двумя и тремя тракторами.
При работе с тяговой лебедкой один конец троса связан с барабаном лебедки (укрепленной на тракторе), а второй пропущен через систему блоков на кронштейнах основной рамы и перекладины стоек ходовой рамы. При наматывании троса на барабан лебедки основная рама поворачивается вокруг пальца шарнирного ее крепления к ходовой раме. и рабочий орган выглубляется. В транспортном положении основная рама опирается на штырь вертикальных стоек и на заднее колесо.
Дренажные машины предназначены для создания на глубине 0,4-7-1,2-м от поверхности почвы проходов круглого сечения (наподобие кротовых ходов) диаметром от 10 до 25 см и на расстоянии 4—8 м один от другого. Для выполнения кротового дренажа применяют различные машины, которые работают по единому принципу.
На рисунке 8 показана схема дренажной машины — кротователя Д-657. Машина монтируется на тракторе ДТ-75Б. С заданным уклоном она прокладывает кротовую дрену диаметром 5—20 см на глубине 0,5—0,85 м на минеральных грунтах. На торфяниках глубина прокладки дрен может быть 0,7-1,2 м.
Основной рабочий орган кротователя — нож, к нижней части которого шарнирно присоединен дренер. Передняя и задняя части дренера конические; средняя цилиндрическая. При кротовании нож разрезает грунт на установленной глубине, а дренер конической частью раздвигает и уплотняет грунт, делая проход круглого сечения. Средняя цилиндрическая часть формирует сечение прохода.
Нож смонтирован на специальной навесной раме, связанной с нижними тягами навески трактора, и шарнирно соединен с рамой так, что может качаться в поперечно-вертикальной плоскости. Такое соединение предотвращает поломки при поворотах трактора.
Вместо верхней тяги навески трактора установлен гидроцилиндр, связанный с верхней частью навесной рамы. Перевод машин в транспортное и рабочее положение, а также изменение глубины дренирования происходит под воздействием гидроцилиндра.
Машина оборудована гидравлическим механизмом для выдерживания заданного уклона дрены. Постоянство уклона обеспечивается регулятором скорости движения поршня гидроцилиндра. При работе машина движется со скоростью 0,8—4,0 км/ч, в зависимости от состояния грунта.
Комбинированный луговой почвообрабатывающий агрегат АПЛ-2,0 предназначен для улучшения и омоложения лугов и пастбищ. Он рассчитан на работу с трактором Т-100МГС и обслуживается трактористом и сеяльщиком. За один проход агрегат фрезерует почву, вносит минеральные удобрения, прикатывает поверхность почвы и высевает семена трав и травосмесей. Агрегат составлен из последовательно соединенных машин: фрезы, туковой сеялки и зернотравяной сеялки. Все рабочие органы и узлы монтируются на двух шарнирнс соединенных рамах. На передней раме установлены фреза с механизмом привода и туковая сеялка с платформой. В рабочем и транспортном положениях передняя рама опирается на большой каток и прицеп трактора. На задней раме смонтированы зернотравяная сеялка с малым катком. Фрезе движение передается от вала отбора мощности трактора через карданную передачу, а сеялкам — от опорных катков. Общая длина агрегата 5 м.
Агрегат может работать по различным схемам в зависимости от требуемой технологии обработки угодий. Так, при коренном улучшении луга агрегат работает со всеми рабочими органами. Фрезерный барабан интенсивно разрыхляет почву. В ее рыхлый слой подаются минеральные удобрения (от туковой сеялки), которые прикатываются большим катком. Из основного ящика зерновой сеялки семена поступают в бороздки, открытые сошниками, а из ящика для трав семена по семяпроводам высеваются непосредственно на поверхность почвы и заделываются малым катком.
При омоложении луга зернотравяная сеялка выключается и агрегат только фрезерует почву и вносит минеральные удобрения.
Планировщики. После корчевки пней, уборки кустарника и камней остаются ямы, а также неровности, впадины и бугры, которые необходимо выровнять. Кроме того, при освоении заболоченных лугов встречаются крупные кочки, после удаления которых значительно облегчается работа сельскохозяйственных машин. Выравнивание поверхности орошаемых лугов и пастбищ позволяет экономично использовать поливную воду, улучшает условия работы машин и повышает их производительность. Поэтому выравнивание — планировка осваиваемых и улучшаемых сенокосных угодий — обязательное мероприятие.
Работы по планированию поверхности выполняют различными машинами: собственно планировщиками, а также грейдерами, бульдозерами и скреперами. Рассмотрим устройство лишь длиннобазовых планировщиков. Они срезают с повышенных мест грунт, ссыпают его на пониженные участки и устраняют таким образом неровности поверхности. Этими же машинами планируют трассы под оросительные каналы и дороги для движения дождевальных машин.
На рисунке 10 показан планировщик Д-719 с шириной захвата 4 м, работающий в агрегате с трактором Т-100МГС. Длинная рама впереди опирается на колеса, сзади на колеса. Продольная база планировщика составляет 12 м. Нагрузка на передние колеса от передней части рамы передается через тяговую раму и гидроцилиндр подъема. Узел задних колес выполнен в виде каркаса, соединенного шарнирно с основной рамой. Каркас связан со штоком гидроцилиндра, управляющим поворотом колес относительно рамы. При вдвижении или выдвижении штока колеса откатываются или подкатываются под раму. При этом рабочие органы планировщика поднимаются в транспортное положение или опускаются в рабочее. Для управления подъемом и опусканием планировщика служит и передний гидроцилиндр.
Основной рабочий орган планировщика — ковш, жестко закрепленный на раме. На задней стенке ковша смонтирован сменный нож. Для устойчивости при движении по неровной поверхности участка боковины ковша опираются на лыжи. К поперечине основной рамы шарнирно присоединена рамка с вставными зубьями. Рамка с зубьями образует рыхлитель, используемый для предварительного разрыхления плотных грунтов. Для управления рыхлителем (подъем и опускание) служит гидроцилиндр.
При работе планировщика ковш режущей кромкой срезает грунт в повышенных местах и заполняется им, а затем грунтом из ковша заполняются впадины поля и разравниваются.
Промышленностью выпускается серия планировщиков — ПА-3, П-4, П-2,8, работающих по такой же схеме, как машина Д-719. Они отличаются главным образом шириной захвата (3, 4 и 2,8 м соответственно).
Дождевальные машины. Орошение лугов и пастбищ — важное средство повышения эффективности угодий. Для орошения применяют различную дождевальную технику. Наиболее совершенны стационарные автоматизированные дождевальные системы, которые полностью устраняют ручной труд на поливе. Сроки подачи воды на поле определяются специальными датчиками влажности почвы.
Для орошения лугов и пастбищ получили распространение дождевальные машины, монтируемые на трактор, и в основном дальнеструйный дождеватель ДДН-70 и короткоструйный ДДА-100МА, а также самоходный дождеватель «Фрегат».
Дальнеструйный дождеватель со средним радиусом действия 70 м, выпускаемый под маркой ДДН-70, агрегатируется с тракторами ДТ-75 и Т-74. Основные узлы — центробежный насос (рис. 34) со всасывающим трубопроводом, дальнеструйный аппарат с двумя стволами (большим и малым), бак-подкормщик, механизмы передачи движения и управления — смонтированы на раме, навешиваемой на трактор.
При работе вода из источника под действием насоса засасывается трубой и подается в дождевальный аппарат. Стволы аппарата — трубчатые, заканчиваются струйными насадками и разбрызгивающей лопаткой. Пройдя оба ствола, вода выходит в атмосферу в виде двух струй, причем большим стволом орошается территория круга, а малым — центральная часть этого круга. Аппарат может вращаться вокруг вертикальной оси и поливать участок по кругу и по сектору. Всасывающий трубопровод поднимается и опускается ручной лебедкой.
Движение насосу и дождевальному аппарату передается от вала отбора мощности трактора посредством карданной передачи через основной редуктор.
Бак предназначен для заполнения водой насоса при его пуске и для внесения минеральных удобрений одновременно с поливом. При подкормке минеральные удобрения засыпают в бак, заполняют его водой и перемешивают мешалкой вручную, воздействуя рукояткой. При работе раствор удобрений засасывается насосом из бака и подается в дождевальный аппарат.
К ороткоструйна я дождевальная машина ДДА-ЮОМА представляет собой двухконсольную ферму, навешиваемую на трактор ДТ-75М. Насадки деф-лекторного типа’смонтированы корпусами вниз. Вода в напорную сеть подается центробежным насосом по всасывающей трубе из временных оросительных каналов. Рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора.
Двигаясь вдоль канала со скоростью около 0,5 км/ч, машина забирает из него воду. Из всасывающей линии вода насосом подается через напорный патрубок в водопроводную линию фермы и далее в открылки фермы и ко-роткоструйные насадки. Из насадок вода в виде мелкого дождя орошает участок.
Агрегат имеет приспособление для внесения минеральных удобрений, состоящее из бункера, дозатора и смесительного барабана.
Самоходная машина «Фрегат» (рис. 12) предназначена для кругового полива как зерновых, овощных, технических культур и многолетних трав, так и для лугов и пастбищ с уклоном не более 0,05.
Основные узлы машины: неподвижная опора, водо-подводящий трубопровод со среднеструйными дождевальными аппаратами кругового действия, самоходные тележки с гидравлическим приводом, а также система регулирования скорости движения, механическая и электрическая системы стабилизации трубопровода во время движения.
Неподвижная опора изготовлена из угловой стали в Еиде усеченной пирамиды и устанавливается над гидрантом оросительной сети. Один конец поворотного колена опоры соединен с гидрантом, другой—с водоподводящим трубопроводом машины.
Водоподводящий трубопровод составлен из стальных тонкостенных трубопроводов и имеет переменное сечение — его диаметр постепенно уменьшается к периферии. На концевой секции закреплены дождевальный аппарат кругового и секторного действия.
Трубопровод опирается на рамы двухколесных тележек (их двенадцать).
При поливе машина перемещается за счет энергии потока воды в трубопроводе (в связи с переменным диаметром). Эта энергия используется в гидроприводе тележек.
Для транспортировки колёса тележек разворачивают под углом 90° так, что водоподводящий трубопровод располагается вдоль движения. Транспортируют «Фрегат» трактором класса тяги 30 кН.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для улучшения лугов и пастбищ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы