При обслуживании рычажных и рычажно-канатных приводов в системах управления производится регулировка длин тяг и рычагов, смазка шарниров, замена вышедших из строя вследствие износа пальцев и деталей крепежа. Необходимость регулировочных операций объясняется изнашиванием отверстий втулок и пальцев. Это проявляется в увеличении свободного хода рукояток и рычагов управления. Периодически возникает потребность уменьшать свободный ход рычагов путем изменения длины тяг и устранения зазора в шарнирах. Длины тяг, как правило, регулируются винтовыми стяжками.
В отрегулированных системах управления свободный ход, создаваемый зазорами в шарнирах и упругой деформацией элементов передачи, не должен превышать 10% рабочего хода. При перемещении из одного крайнего положения в другое угол поворота рукоятки допускается не более 30°, а педали — не более 60°. Наибольшие усилия и значения полного хода рукояток и педалей указаны в табл. 6.
При регулировке положения рычага ручного тормоза автомобильного крана необходимо отвести рычаг назад до полного затормаживания от исходного положения на 17°. В этом случае колодки тормоза должны вплотную приблизиться к барабану. Затем надо поставить рычаг в крайнее переднее положение, в котором угол между продольной балкой рамы и рычагом должен быть равен 20°. Если указанные требования не соблюдаются, рычаг следует отрегулировать. Регулировку рычага выполняют следующим образом.
Таблица 6
Предварительно расшплин- товав соединительный палец, отсоединяют конец тяги тормоза. Отвернув на несколько оборотов контргайку вилки, путем вращения вилки подгоняют тягу по длине и соединяют вилку с двуплечим рычагом с последующей установкой шплинта. Если положение рычага отрегулировано правильно, то верхнее плечо двуплечего рычага должно находиться в горизонтальном положении при переднем крайнем положении рычага.
При обслуживании рулевого управления автомобильного типа проверяется угловой свободный ход рулевого колеса, который считается нормальным в пределах 15—20° в зависимости от типа машин. Диаметральные зазоры в шарнирах рычагов и тяг не должны быть более 0,3 мм. В правильно отрегулированном рулевом управлении усилие, приложенное по касательной к ободу рулевого колеса, не превышает 27,5 Н.
В гидравлических системах управления избыточное давление создается лопастными или шестеренчатыми насосами, которые через трубопроводы с помощью гидрораспределителя передают усилие на исполнительные органы. Управляются рабочие органы рукоятками гидрораспределителя. В системах управления усилие на рукоятках золотника не должно превышать 14,7—25,5 Н, а ход, рычагов должен быть не более 120—150 мм.
При техническом обслуживании гидравлические системы управления очищают от пыли и грязи, особенно поверхности прецизионных пар трения, устраняют течи рабочей жидкости путем подтягивания и замены уплотнителей, производят контроль состояния жидкости и при необходимости ее доливают или заменяют. В отдельных случаях проверяют давление в магистрали и правильность работы перепускного клапана.
Помимо систем гидравлического управления, снабженных насосами, на погрузочно-разгрузочных машинах применяются и безнасосные системы. Безнасосные системы, как правило, используются для механизмов, не требующих больших усилий. Эти системы получили распространение в приводах тормозов. Давление в безнасосных системах передается от педали водителя на тормозную жидкость, включающую колодки тормозов.
Обслуживание гидравлических систем тормозов заключается в устранении течи тормозной жидкости, удалении воздуха из. трубопроводов или цилиндров, проверке усилия прижатия обкладок колодок к барабану или диску. При износе шарниров устраняют зазоры с целью уменьшения свободного хода педалей. Тормозную жидкость добавляют по мере необходимости.
Техническое обслуживание пневматических систем управления заключается в очистке элементов системы от пыли и грязи, смазке, проверке их крепления и герметичности воздухопровода. Снижение интенсивности изнашивания внутренних полостей цилиндров, штоков и поршней достигается регулярной их смазкой.
Объем и виды работ по техническому обслуживанию механизмов систем управления зависят от их конструктивного исполнения. На погрузочно-разгрузочных машинах получили распространение механические, гидравлические, электрические, пневматические и комбинированные системы управления. Так как почти каждая из указанных систем управления имеет ряд принципиально общих деталей и узлов (тяги, шарниры и т. д.), то обслуживание этих элементов в определенной мере идентично.
Техническое обслуживание рычажных (механических) систем управления заключается в регулировке тяг и рычагов, смазке шарниров, замене вышедших из строя вследствие износа пальцев и деталей крепежа. Необходимость регулировочных операций объясняется изнашиванием отверстий, втулок и пальцев, которые в результате многократного включения механизмов системы получают остаточные деформации и изнашивание поверхностей трения. В результате увеличивается свободный ход рукояток и рычагов управления. В связи с этим возникает потребность уменьшать свободный ход рычагов за счет изменения длины тяг и устранения люфта в шарнирах. Изменение длин тяг допускается за счет регулирования их винтовыми стяжками.
В отрегулированных системах управления свободный ход, создаваемый зазорами в шарнирах и упругой деформацией элементов передачи, не должен превышать 10% рабочего хода. При перемещении из одного крайнего положения в другое угол поворота рукоятки допускается не более 30°, а педали — не более 60°.
Регулировку привода стояночного тормоза автопогрузчика 4014 (рис. 10) выполняют для уменьшения зазоров между колодками и барабаном, увеличивающихся в результате изнашивания накладок. Об увеличении зазоров свидетельствует повышенный ход рычага. Привод тормоза регулируют изменением длины тяги и регулировочного рычага. Отключают механизм обратного хода постановкой рычага в среднее положение (нейтральное); затем отсоединяют вилку тяги от рычага, который отводят в переднее крайнее положение. За счет изменения длины тяги резьбовой вилкой добиваются такого положения, чтобы после присоединения тяги к рычагу происходило полное затормаживание при перемещении собачки на четыре — шесть зубьев сектора, а при возвращении рычага в переднее крайнее положение барабан свободно вращался, не задевая за колодки тормоза. Если укороченная до предела тяга не обеспечивает затормаживание при перемещении собачки на шесть зубьев сектора, то следует перенести палец, к которому присоединен верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага, надежно затянуть гайку и зашплинтовать. После этого следует произвести регулировку за счет изменения длины тяги.
При обслуживании рулевого управления автомобильного типа проверяют угловой свободный ход рулевого колеса, который считается нормальным в пределах 15—20° в зависимости от типа машин. Диаметральные зазоры в шарнирах рычагов и тяг не должны быть более 0,3 мм. В правильно отрегулированном рулевом управлении усилие, приложенное касательно к ободу рулевого колеса, не превышает 28 Н.
Для смазки рулевой передачи применяют трансмиссионные масла —летние и зимние. Масло заливают в картер рулевой передачи. Шарнирные соединения тяг и рычагов, втулки и подшипники смазывают универсальной среднеплавкой смазкой.
В гидравлических системах управления избыточное давление создается лопастными или шестеренчатыми насосами, которые через трубопроводы посредством гидрораспределителя передают усилие на исполнительные органы. Управляют рабочими органами с помощью рукояток гидрораспределителя. В системах управления усилие на рукоятках золотника не должно превышать 15—25 Н, а ход рычагов должен быть не более 120—150 мм.
При техническом обслуживании гидравлических систем управления выполняют операции по очистке от пыли и грязи, особенно поверхностей прецизионных пар трения, устранению течи рабочей жидкости за счет подтягивания и замены уплотнителей, по контролю состояния жидкости и при необходимости по ее доливке или замене. В отдельных случаях проверяют давление в магистрали и правильность функционирования перепускного клапана. При загрязнении фильтров их очищают и промывают.
Кроме гидравлических систем управления, снабженных насосами, на погрузочно-разгрузочных машинах применяют и безнасосные системы, которые используют в приводах тормозов, не требующих больших усилий.
Давление в этих системах передается от педали водителя на тормозную жидкость, включающую колодки тормозов.
Рис. 10. Регулирование стояночного тормоза:
1 — головка тяги; 2 — рычаг тормоза; 3 — тяга сошки; 4—рама; 5, 8 — тяги; 6 — гайка; 7—вилка; 9 — механизм обратного хода; 10 — барабан; 11 — регулировочный рычаг; 12 — собачка рычага; 13 — сектор
Обслуживание гидравлических систем тормозов заключается в устранении течи тормозной жидкости, удалении воздуха из трубопроводов или цилиндров, проверке усилия прижатия обкладок колодок к барабану или диску. При износе шарниров устраняют люфты с целью уменьшения свободного хода панелей. Тормозную жидкость добавляют по мере необходимости.
Для обеспечения надежной работы пневматической системы управления следует периодически контролировать содержание загрязнений в сжатом воздухе, проверять наличие смазочного материала, удалять загрязнения из очистных устройств (фильтров), заменять или очищать фильтрующие элементы. По мере необходимости выполнять подтяжку уплотнительных устройств и промывку или продувку трубопроводов. Снижение интенсивности изнашивания внутренних полостей цилиндров, штоков и поршней достигается регулярной их смазкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы системы управления погрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы