Способ перевозки и степень разборки стреловых кранов зависят от их размеров и грузоподъемности, расстояния транспортирования и типа ходового устройства. Краны перевозят на значительное расстояние с одной строительной площадки на другую по железной дороге, а на небольшие расстояния — своим ходом или на прицепах-тяжеловозах (трейлерах).
Монтаж и демонтаж кранов. По способу разборки и погрузки на железнодорожные платформы стреловые краны разделяют на следующие четыре основные группы: краны, разбираемые и погружаемые с помощью дополнительных кранов; краны, разбираемые и погружаемые с помощью собственных механизмов путем перемещения поворотной части на платформу; краны, разбираемые и погружаемые с помощью собственных механизмов путем подъема поворотной части на выносных опорах и подкатывания под нее железнодорожной платформы; краны, разбираемые и погружаемые с помощью собственных механизмов путем подъема поворотной части на дополнительных домкратах и подкатывания под нее железнодорожной платформы.
В первую группу входят краны грузоподъемностью свыше 20—25 т. Для их разборки и погрузки отдельных частей применяют гусеничные и пневмоколесные краны грузоподъемностью от 20 до 40 т. Ко второй группе относятся гусеничные краны СКГ-40А, СКГ-63А грузоподъемностью 40—63 т. В третью группу включаются пневмоколесные краны грузоподъемностью до 63 т. К четвертой группе относятся гусеничные краны грузоподъемностью свыше 63 т.
Пневмоколесные краны грузоподъемностью 25 т и выше перевозят с частичной разборкой. Для разборки крана КС-5363 (рис. 152) применяют стреловой кран грузоподъемностью 30 т.
Для разборки и погрузки кранов типа СКГ собственными механизмами используют комплект инвентарных приспособлений, которыми снабжен каждый кран или группа кранов, эксплуатируемых в одной монтажной организации.
Рис. 152. Схемы демонтажа, погрузки и перевозки пневмоколесного крана КС-5363.
а — перевозка крана на буксире к автомобилю, б — погрузка на железнодорожную платформу, в — перевозка по железной дороге; 1 — поворотная часть и ходовое устройство крана, 2 — пневмоколеса, 3 — железнодорожная платформа, 4 — погрузочный кран, 5 — секции стрелы
В состав инвентарных приспособлений для самопогрузки и разгрузки кранов типа СКГ входят четыре винтовых домкрата с двумя катками на конце и две двутавровые балки.
Все основные и подготовительные работы необходимо проводить в строгом соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации крана.
Демонтируют и погружают кран СКГ-40А на железнодорожные платформы в последовательности, показанной на рис. 153. Весь комплекс работ, связанный с перебазированием крана, состоит из подготовительных и основных операций. Подготовительные операции включают в себя устройство якоря для зачаливания стрелового каната. Якорь рассчитывают на перемещение поворотной части крана по инвентарным балкам. Якорь закладывают параллельно с подготовкой крана и железнодорожных платформ к перевозке и располагают с одной стороны железнодорожного пути, а кран для погрузки —с другой на расстоянии 4,5 м от железнодорожного пути.
Рис. 153. Схемы демонтажа, погрузки и перевозки гусеничного крана СКГ-40А:
а — перемещение поворотной части крана на железнодорожную платформу, б — погрузка сборочных единиц ходового устройства, е — перемещение поворотной части, г — транспортное положение; 1 — инвентарные балки, 2 — поворотная часть, 3 — канат лебедки вспомогательного подъема, 4 — якорь, 5 — железнодорожная платформа, 6 — шпальная клетка, 7 — ходовая рама, 5 — гусеничная тележка, 9 — основная стрела, 10 — сменная секция стрелы
Под хребтовыми балками железнодорожной платформы выкладывают шпальные клетки, воспринимающие нагрузку при перемещении поворотной части крана.
По окончании подготовительных операций приступают к проведению основных. Укладывают инвентарные балки одним концом на гусеничные тележки крана, а другим на железнодорожную платформу. Далее отсоединяют нижнее кольцо опорно-поворотного устройства от ходовой рамы и кран вывешивают с помощью домкратов с катками на инвентарных балках. Канат с лебедки вспомогательного подъема направляют на якорь и закрепляют на нем. В таком положении кран готов к перемещению на железнодорожную платформу.
С помощью лебедки вспомогательного подъема кран по инвентарным балкам перемещают на платформу. Как только поворотная часть займет центральное положение относительно платформы, кран с помощью домкратов опускают на платформу, поднимают катки и снимают балки. В этом положении опорно-поворотную часть закрепляют за балки платформы с помощью инвентарных хомутов и скоб, и кран превращается в погрузочный. Канат отсоединяют от якоря и навивают на барабан лебедки, якорь разбирают.
Чтобы ходовое устройство вписалось в транспортные габариты, его разбирают на три укрупненные сборочные единицы: ходовую раму и две гусеничные тележки.
Укрепленный на платформе кран собственной грузовой лебедкой поднимает и устанавливает остальные сборочные единицы рядом с краном и на вторую платформу. После погрузки сборочных единиц крана стрелу опускают на подкладки, уложенные на второй платформе, и отсоединяют от поворотной части. Сменную секцию стрелы, гусек и раму грузят краном до снятия рабочей стрелы. На этом демонтаж и погрузка крана СКГ-40А на железнодорожные платформы заканчивается.
Рассмотренный способ погрузки позволяет быстро и с небольшой затратой труда переводить кран из рабочего положения в транспортное и обратно. При этом не требуются мощные дополнительные грузоподъемные машины. Трудоемкость и продолжительность работ по перебазированию кранов методом самопогрузки и саморазгрузки примерно в 10 раз ниже по сравнению со способом, при котором кран разбирают на более мелкие сборочные единицы. Указанный метод перебазирования особенно эффективен при строительстве отдельных удаленных объектов, на которых нет дополнительных грузоподъемных машин.
Транспортирование кранов по железной дороге. Стреловые краны и экскаваторы-краны должны вписываться в следующие габариты: краны грузоподъемностью до 16 т включительно — в очертания погрузки без разборки со снятой стрелой или в габарит 02-Т по ГОСТ 9238—73; при этом допускается частичная разборка крана; краны грузоподъемностью свыше 16 т с частичной разборкой в зависимости от грузоподъемности — в очертания погрузки или в габарит 02-Т.
К кранам, транспортируемым по железной дороге без разборки, относятся экскаваторы-краны Э-652Б, монтажный кран МКГ-16М. Краны МКГ-25БР и МКП-25А, грузоподъемность которых превышает 16 т, также перевозят без разборки со снятой стрелой.
Экскаваторы-краны Э-10011Е требуют минимальной подготовки к перевозке: у них снимают фары, сигнал, ручку двери и подножку у кабины управления. У других кранов грузоподъемностью свыше 16 т объем разборки значительно больше.
При перевозке кранов по железной дороге все их сборочные единицы и отдельные элементы необходимо размещать и закреплять в соответствии с правилами и техническими условиями Министерства путей сообщения СССР на погрузку и крепление грузов. Схема погрузки должна быть согласована с Министерством путей сообщения.
При перевозке должны быть выполнены три основцых требования: все части крана должны вписываться в установленный габарит; все сборочные единицы и агрегаты надежно закреплены на платформах во избежание даже незначительных поворотов и сдвигов; при погрузке, закреплении сборочных единиц и движении в составе поезда не должно быть каких-либо повреждений железнодорожных платформ.
Для выполнения указанных выше основных требований все подготовительные и основные работы, связанные с транспортированием крана по железной дороге, полагается проводить в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Грузить и закреплять сборочные единицы крана или кран в сборе разрешается под руководством ответственного инженерно-технического работника, назначенного администрацией монтажной организации — владельца крана.
Погрузочная площадка должна быть горизонтальной, так же как и участок железнодорожного пути; кроме того, она должна быть спланирована и укатана. Для тяжелых кранов площадку выкладывают из шпал, чтобы уровень ее находился на 20 мм выше уровня головки железнодорожного рельса.
Краны, не требующие разборки (рис. 154) при погрузке, въезжают на железнодорожную платформу своим ходом с погрузочной рампы или по наклонному помосту, выложенному из шпал.
Все металлические конструкции крана (поворотная платформа, секции стрелы, ходовая рама) должны опираться на железнодорожную платформу (рис. 155) через деревянные подкладки 2 — брусья или шпалы, количество которых зависит от массы сборочных единиц и необходимости придания им горизонтального положения.
Чтобы предотвратить перемещение гусеничных тележек вдоль и поперек платформы, впереди (или между опорными катками) и с боков обеих гусениц устанавливают упорные брусья, прикрепляемые к полу платформы гвоздями. Весь кран и его поворотную часть закрепляют на платформе проволочными растяжками 3. Поворотные платформы тяжелых кранов грузоподъемностью 40—63 т соединяют с конструкциями железнодорожной платформы четырьмя специальными тягами, располагаемыми вдоль платформы.
При перевозке крана без разборки тормоз механизма поворота должен быть зажат. Секции стрелы, ходовую раму, блоки, грузовые крюки, инвентарные блоки, элементы противовеса крепят проволочными растяжками в продольном и поперечном направлениях согласно схемам инструкции. В случае перевозки крана в сборе под хвостовой частью поворотной платформы выкладывают шпальную клетку или устанавливают козлы; на них опирается платформа. В качестве проволочных растяжек используют стальную низколегированную проволоку общего назначения диаметром 6 мм.
Рис. 154. Схема перевозки гусеничного крана грузоподъемностью 25 т по железной дороге:
1 — секции стрелы, 2 — опорная секция стрелы, 3 — кран, 4 — железнодорожная платформа
Рис. 155. Схема перевозки гусеничного экскаватора-крана грузоподъемностью 60 т по железной дороге:
1— поворотная часть крана, 2 — деревянные подкладки, 3 — проволочные растяжки, 4 — секция стрелы
После размещения и закрепления сборочных единиц и деталей крана на железнодорожных платформах необходимо: запереть двери кабины, закрыть и опломбировать люки; закрыть деревянными или фанерными щитами окна; слить горючее из бака и масло из системы смазывания двигателя; при низкой температуре слить воду из системы охлаждения двигателя и электролит из аккумуляторных батарей; на открытые обработанные части крана нанести смазочный материал или специальный антикоррозийный состав.
Транспортирование кранов на автотранспортных средствах. Транспортирование гусеничных кранов грузоподъемностью до 25 т по дорогам осуществляют на трейлерах. Так, для перевозки кранов типа МКГ-25БР и ДЭК-251 используют прицеп ЧМЗАП-5212 грузоподъемностью 60 т, тягач КРАЗ-214 и два автомобиля сопровождения. Кран своим ходом въезжает на трейлер стрелой вперед по настилу с уклоном не более 10°. На трейлере кран устанавливают гусеничными тележками поперек платформы, а стрелой — вдоль направления движения.
Рис. 156. Схема перевозки гусеничного крана грузоподъемностью 25 т на трейлере:
1 — тягач, 2 — трейлер, 3 — кран, 4 — секция стрелы
Крюк закрепляют на стреле, которую следует опустить ниже уровня расположения блоков на двуногой стойке. В случае перевозки крана со снятой стрелой ее укладывают отдельно на автомобиль с прицепом. Кран фиксируют на платформе с помощью проволочных растяжек в продольном и поперечном положениях, дополнительно под колеса тележек подкладывают металлические клинья.
Впереди автопоезда движется автомобиль с установленными на нем габаритными знаками автопоезда, на расстоянии 10—15 м за автомобилем — автопоезд с краном и далее с разрывом 15—20 м от автопоезда автомобиль прикрытия с персоналом, обслуживающим кран. Перед транспортированием крана согласовывают сигналы взаимодействия. Скорость движения автопоезда не должна превышать 20 км/ч по дорогам с твердым покрытием.
Схема перевозки крана на автотранспортных средствах показана на рис. 156.
Движение пневмоколесных кранов по дорогам. При движении стреловых кранов как по дорогам, так и во всех иных местах, где возможно движение транспортных средств, следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», утвержденными Министерством внутренних дел СССР 25 августа 1972 г. и ГОСТ 9314—59 «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты».
Транспортирование кранов собственным ходом. При перевозке кранов самоходом монтажные и демонтажные операции в основном состоят из установки и снятия гуськов, башенно-стрелового оборудования и промежуточных секций стрел. Краны транспортируют с основными стрелами, если они вписываются в дорожные габариты.
Гусеничные краны целесообразно транспортировать собственным ходом в тех случаях, если расстояние до места назначения не превышает 10 км, покрытие дороги допускает движение гусеничной машины, а расположение строительной площадки или размеры крана не позволяют доставлять его автомобильным транспортом. Краны грузоподъемностью до 10 т перемещаются со скоростью до 5 км/ч, более мощные краны — со скоростью 0,8—1 км/ч. Краны на трейлерах транспортируют по шоссейным дорогам на расстояние не более 100 км.
Пневмоколесные краны перемещаются собственным ходом, если расстояние не превышает 50 км. Если расстояние больше, то буксируют автотягачами или перевозят на автотранспортных средствах.
Пневмоколесные краны грузоподъемностью от 10 до 100 т перемещаются со скоростью 15—7,5 км/ч. Транспортная скорость кранов на базе одноосного тягача составляет до 25 км/ч.
При передвижении стреловых кранов собственным ходом они должны быть приведены в транспортное положение, отвечать требованиям движения по автодорогам и вписываться в транспортные габариты.
Перед транспортированием крана необходимо: проверить действие звукового сигнала и освещения; проконтролировать работу тормоза механизма передвижения; застопорить тормоз механизма поворота; снять сменное и установить основное рабочее оборудование, опустив его в транспортное положение; снять с крана при перебазировании на большие расстояния все части и элементы, перевозка которых предусматривается отдельно, чтобы повысить мобильность и проходимость крана (съемный противовес, сменные секции стрелы, выносные опоры); осмотреть и проверить стреловую лебедку, удерживающую рабочее оборудование в транспортном положении; проверить давление в шинах; оно должно соответствовать транспортному режиму без груза; заправить баки горючим и маслом; проконтролировать рулевое управление или устройство (гидросхему) для разворота ведомых колес.
При движении крана своим ходом необходимо выполнять следующие требования. Не разрешается переключать скорости хода во время движения на подъемах, уклонах и железнодорожных переездах. Переезжать железнодорожные пути разрешается только на первой скорости при определенном режиме работы дизеля. Движение крана под уклон 5° допускается также на первой скорости. Во время движения кранов следует учитывать несущую способность инженерных сооружений (мостов, путепроводов), качество дорог, габариты проездов под мостами.
Маршруты движения тяжелых кранов с давлением на ось свыше Юти значительными габаритами согласовывают с райисполкомом и Госавтоинспекцией. При движении некоторых кранов (например, крана КС-5363) по тяжелым дорогам.с целью улучшения проходимости на ступицы фланцев наружных свободно сидящих колес ведущих мостов монтируют специальные поводки, которые обеспечивают привод этих колес.
Машинист пневмоколесного крана должен знать правила уличного движения.
Учитывая значительные габариты крана, особенно по длине, перегоны пневмоколесных кранов желательно осуществлять в часы суток, менее напряженные по загрузке дорог.
На прямолинейных и горизонтальных участках дороги возможна номинальная скорость движения кранов. На поворотах, уклонах и подъемах, а также на неровной, с выбоинами и колеями, дороге скорость передвижения следует снижать в соответствии с указаниями инструкций заводов-изготовителей.
Особое внимание машинист должен проявлять на перекрестках, в узких проездах, при проезде под мостами, смонтированными конструкциями, так как большие габариты базы и рабочего оборудования крана требуют соответствующих размеров дорог, радиусов поворота. Желательно развороты производить при свободной от транспорта дороге.
При движении у линий электропередач или под проводами следует выдерживать расстояния между частями крана и электропроводами, а также перемещаться на небольшой скорости.
В случае отсутствия габаритных знаков на мостах и путепроводах, движения по незнакомому маршруту или под проводами необходимо останавливать кран, выходить из кабины и проверять возможность безопасного проезда по данному участку дороги.
Транспортирование кранов на буксире к тягачу. До начала транспортирования крана на буксире тягачом должны быть выполнены следующие основные операции. Кран устанавливают в транспортное положение стрелой вдоль продольной оси в сторону ведущего моста, монтируют буксирное приспособление (рис. 157) и отключают передний мост.
Механизм переключения скоростей устанавливают в нейтральное положение, включают II скорость (шток цилиндра должен быть полностью выдвинут, рукоятка золотника возвращена в нейтральное положение). Пневмосистему управления стояночным тормозом крана подключают к пневмосистеме тягача с помощью специального шланга. Если такого шланга нет или отсутствует пневмосистема на тягаче, то необходимо растормозить стояночный тормоз. Габаритные сигналы и сигналы торможения на кране подключают к электросистеме тягача с помощью имеющегося на кране кабеля со штепсельной вилкой, отключают пневмоцилиндры разворота крана, вывинчивают упорные винты переднего моста и убирают балки выносных опор в транспортное положение.
Давление в шинах должно соответствовать давлению, указанному в инструкции. Во время движения при отрицательной температуре вода из радиатора и двигателя и масло из картера должны быть слиты. Предельная скорость транспортирования пневмоколесных кранов тягачом на буксире по горизонтальной дороге составляет не более 30 км/ч (на гибкой сцепке); при движении на уклонах и поворотах скорость не должна превышать 3 км/ч. При буксировке с применением жесткой или гибкой сцепки за рулем буксируемого крана должен находиться машинист-водитель. При длительном транспортировании он же систематически проверяет состояние ходового устройства, включая колеса и тормоза.
Рис. 157. Приспособление для буксирования крана:
1 — пружина, 2, 4 — оси, 3 — дышло, 5 — тяга, 6 — сферический палец, 7 — поворотный кулак
Такую проверку (степень затяжки гаек крепления колес, надежность работы тормоза) первый раз следует выполнять после преодоления 1 км пути, а затем через каждые 10—15 км.
При буксировании в темное время суток и в условиях ограниченной видимости на буксируемом кране должны гореть задние габаритные огни, а при наличии гибкой сцепки — и передние огни.
Маршрут движения должен быть известен и изучен для возможности проезда крана с учетом дорожных габаритов и передачи крановых нагрузок на инженерные сооружения (мосты, путепроводы).
Габариты кранов без утверждения маршрута переезда не должны превышать: по высоте 3,8 м, по длине (с тягачом) 24 м, по ширине — 2,5 м.
Во время буксирования крана его должен сопровождать машинист, на которого возлагается руководство по транспортированию и обслуживанию ходового устройства крана. В случае движения по дорогам со сложным рельефом, а также при отсутствии на тягаче пневмосистемы для управления тормозами крана машинист должен находиться на кране для управления тормозами от собственной пневмосистемы, работающей от включенного дизеля.
При транспортировании стреловых кранов большой грузоподъемности по дорогам различных категорий эти краны относятся к крупногабаритным и тяжеловесным машинам.
Транспортируемая машина считается крупногабаритной, если ее габариты превышают хотя бы один из размеров, установленных ГОСТ 9314—59 и «Правилами дорожного движения»: 3,8 м по высоте от поверхности дороги; 2,5 м по ширине; 24 м по длине.
Транспортируемая машина считается тяжеловесной (исходя из условия прочности дорожной одежды), если ее весовые параметры превышают нормы ГОСТ 9314—59: 10 т осевая нагрузка (нагрузка на дорогу, передаваемая колесами наиболее нагруженной оси); 52 т полная масса машины.
Все краны, перемещающиеся своим ходом, на буксире или на трейлере, параметры которых превышают указанные выше значения, должны иметь специальное разрешение на движение по утвержденному маршруту, выданное органами Госавтоинспекции.
В связи с тем что искусственные сооружения (мосты, путепроводы) в зависимости от их типа рассчитывают на пропуск машин определенной массы, перед искусственными сооружениями устанавливают знаки с допускаемыми нагрузками, которые должны знать машинисты и сверять с массой транспортируемого им крана. В том случае, если фактическая масса крана выше нормативной нагрузки, то организация-владелец крана должна получить разрешение на движение по мосту, путепроводу у соответствующего управления дороги. При этом движение крана по данному сооружению возможно, если масса крана не превышает сверхнормативной нагрузки.
Кроме того, необходимо соблюдать следующие условия: – при движении крана по мосту на нем не должны находиться транспортные средства и другие краны; – скорость крана не должна быть более 10 км/ч по оси проезжей части моста.
При переездах тяжелых кранов следует выполнять дополнительные особые условия: – кран на разъездах не должен оказываться на полосе встречного движения; – наибольшая скорость не должна превышать 50 км/ч; – запрещается совершать обгоны транспортных средств, движущихся со скоростью 30 км/ч и более; – не разрешается перемещать краны во время гололеда и при видимости менее 100 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтаж, демонтаж и перевозка кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы