Подъем проводов. Провода поднимают на промежуточные опоры одновременно с раскаткой. Иногда при раскатке с барабана провода поднимают на опоры после окончания раскатки, для чего на траверсе опоры у места крепления гирлянды подвешивают однороликовый блок. Чтобы не перегружать траверсу, устанавливают два дополнительных блока: один на стойке опоры под траверсой, а второй на стойке опоры внизу. Подъемный трос, пропущенный через блоки, закрепляют одним концом за гирлянду изолятора, а второй конец крепят к тяговому механизму. К нижнему изолятору гирлянды вместо поддерживающего зажима прикрепляют раскаточный ролик или приспособление для монтажа проводов без перекладки. Затем в приспособление или ролик закладывают провод и вместе с гирляндой изоляторов поднимают на опору. Поднятую гирлянду закрепляют на траверсе, вставляя в шапку верхнего изолятора подвешенную заранее в узле крепления серьгу. После этого блок перевешивают на другие траверсы и таким же способом поднимают на опору остальные провода.
Тяжелые и многоцепные гирлянды изоляторов BJI 220—500 кВ поднимают (до выхода гирлянды в вертикальное положение) вместе с решетками или рамами, на которых их собирают, чтобы гирлянда не изгибалась во время перехода из горизонтального положения в вертикальное. Для этого гирлянду прикрепляют к раме веревкой и, когда она примет вертикальное положение, решетку или раму отвязывают и снимают.
Подъем проводов с гирляндами изоляторов целесообразно выполнять в зависимости от массы провода легким трактором, автомобилем или другими механизмами. Легкие гирлянды разрешается поднимать вручную.
Натягивание проводов. После раскатки и подъема на промежуточные опоры провода и тросы висят свободно и касаются земли в пролетах между опорами, поэтому их необходимо натянуть и закрепить на анкерных опорах. Натягивают провода и тросы между двумя анкерными опорами, для чего закрепляют провод на первой анкерной опоре, натягивают, а затем с помощью натяжной гирлянды изоляторов и натяжного зажима закрепляют на второй.
Натягивают и закрепляют провода и тросы обычно в несколько этапов. Сначала провод вытягивают до определенного усилия, контролируемого динамометром, или до определенной стрелы провеса, контролируемой визированием. Затем на натянутом проводе у второй анкерной опоры отмечают место крепления натяжного зажима, спускают провод на землю, закрепляют на нем натяжной зажим с гирляндой изоляторов. После этого провод натягивают вторично и окончательно закрепляют на опоре.
Существует и другой метод — раскатка и натягивание проводов под тяжением. В этом случае раскатка ведется с помощью тягового троса, заранее уложенного в ролики на опорах на всем участке и сцепленного с проводом, и специального комплекта машин (тормозных, тяговых и намоточных), устанавливаемых в начале и конце линии. Тяговый трос наматывается на барабан тяговой машиной с заданным усилием, а торможение провода и тягового троса создается тормозной машиной. Раскатка под тяжением обеспечивает нужный габарит провода в течение всего времени раскатки. В СССР этот метод пока не нашел широкого распространения.
Для натягивания проводов и тросов на траверсе анкерной опоры устанавливают монтажный блок так, чтобы было удобно крепить натяжную гирлянду изоляторов к траверсе. Через монтажный блок пропускают тяговый трос, один конец которого крепят к тяговому механизму (например, к трактору), а второй — к проводу при помощи натяжного монтажного зажима МП или МК. или соединительного чулка (захвата) СЧ. До начала натягивания по всей длине анкерного участка расставляют электролинейщиков, которые наблюдают за подъемом проводов в пролетах, удаляют зацепившиеся предметы, грязь, следят за прохождением соединительных зажимов и ремонтных муфт через раскаточные ролики, а также за дорогами и другими препятствиями, над которыми производится натягивание проводов. Между всеми работающими должна быть надежная связь.
Направление движения трактора при натягивании должно совпадать с прямым продолжением анкерного пролета. Если по местным условиям нельзя сохранить это направление (овраги, сооружения и др.), натягивание производят через добавочные отводные блоки. При этом длина тягового троса должна быть такой, чтобы обеспечить вытяжку проводов за один раз без перецепки.
Усилие, с которым натягивают и закрепляют на опоре провод (трос), и его стрела провеса зависят от марки провода, длины пролета, климатических условий и коэффициента запаса прочности, с которым провод должен работать на линии. Для определения этих параметров пользуются монтажными таблицами или монтажными кривыми, в которых для каждой марки проводов и климатических районов даны стрелы провеса или напряжения материала провода в зависимости от расстояния между опорами и температуры воздуха во время монтажа. Стрелы провеса провода приведены в проектной документации в виде графиков, построенных для пяти значений температур: от +40 до —40 °С для различной длины пролета.
Величину тяжения провода обычно определяют по стреле провеса или динамометром, который устанавливают между трактором и проводом. Этот метод используют редко, так как при длинных анкерных пролетах и возможных заеданиях провода в раскаточных роликах показания динамометра не гарантируют равномерного провеса провода во всех промежуточных пролетах, и он применяется при коротких анкерных пролетах, а также когда визуальный отсчет стрелы провеса затруднен.
Наиболее распространен метод определения тяжения провода замером стрелы провеса в пролете известной длины. Причем требуемую стрелу провеса определяют заранее по монтажным
таблицам или кривым. Температуру провода принимают равной температуре окружающего воздуха. Стрелу провеса f (с учетом длины подвесной гирлянды) отмеряют вниз по опоре от уровня крепления гирлянды и отмечают на стойках двух соседних опор, ограничивающих выбранный пролет, специальными визирными рейками.
Монтер, находясь на одной из опор во время натягивания, визирует стрелу провеса, т. е. подает сигнал остановки в Тот момент, когда низшая точка провода совпадает с уровнем визирных реек. Для удобства визирования провод первоначально несколько перетягивают, поднимая выше визирной линии на 0,3—0,5 м, выдерживают в таком положении 3—5 мин, а затем опускают до линии визирования. Иногда перетянутый провод, вытягиваясь под действием собственной массы, сам «садится» на отметку.
При анкерных пролетах длиной менее 3 км визирование производят в двух промежуточных пролетах: дальнем и ближнем к трактору. При большей длине анкерного пролета визирование необходимо производить в каждой его трети. При горизонтальном расположении проводов первым визируют средний провод, а затем по рейке и среднему проводу — крайние. При вертикальном расположении проводов определение стрелы провеса начинают с верхнего провода.
Рис. 1. Кривые стрел провеса проводов
Рис. 2. Определение стрелы провеса провода визированием:
1 — опоры, 2 — визирные рейки, 3 — линия визирования, 4 — гирлянды изоляторов, 5 — провод
Одновременное натягивание трех проводов с одинаковым натяжением в каждом проводе обычно выполняют при помощи несложного приспособления. Порядок работы при этом остается таким же, как и при натягивании по одному проводу. Особенно целесообразно производить одновременное натягивание проводов расщепленной фазы. При натягивании проводов расщепленной фазы по одному порядок отметки первого провода принимается тот же, что и одиночных проводов, а остальные провода отмечают по первому проводу на опоре или на земле.
Закрепление проводов на анкерных опорах. По сигналу визировщика монтер, находящийся на анкерной опоре, делает отметку на проводе в точке крепления натяжной гирлянды к траверсе. После этого трактор движением назад опускает провод во всем анкерном пролете на землю. От метки в сторону пролета по проводу откладывают длину натяжной гирлянды и монтируют натяжной зажим.
Натяжной клиновой зажим монтируют в такой последовательности. Разбирают зажим и проверяют исправность его деталей. Закрепляют провод в зажиме при помощи клина, который загоняют в корпус легкими ударами молотка. Торец корпуса зажима должен находиться на отметке крепления зажима на проводе. Между клином и проводом укладывают прокладку из того же материала, что и провод. Сцепляют зажим с ушком гирлянды изолятора, вставляя на место шпильку, шайбу и шплинт.
Зажимы типа «клин-коуш» монтируют так же, как клиновые, только провод или трос вкладывают в зажим петлей, плотно обжимают вокруг двустороннего клина с помощью монтажного станка МИ-24 и закрепляют, надвигая корпус зажима на клин с проводом.
Натяжные болтовые зажимы перед монтажом разбирают и осматривают. Провод укладывают в корпус зажима на мягкую прокладку из алюминиевой ленты так, чтобы отметка места монтажа зажима оказалась у выхода провода из зажима в пролет. Затем на провод сверху накладывают первую со стороны пролета нажимную плашку с подложенной под нее алюминиевой прокладкой, вставляют U-образный болт и равномерно затягивают гайки. Затем устанавливают вторую нажимную плашку рядом с первой, потом третью и т. д. Последней закрепляют плашку со стороны петли. После установки плашек и болтов затягивают равномерно до отказа все гайки и ставят контргайки. Присоединяют болтовые зажимы к гирлянде так же, как клиновые. Натяжные болтовые зажимы размещают на проводе так, чтобы та часть зажима, на которой расположены нажимные плашки, была обращена в сторону петли.
Рис. 3. Монтаж натяжного прессуемого зажима:
а и б — концы проводов, подготовленные для монтажа в стороны петли и пролета, в — опрессовка петлевой части зажима, г — надевание корпуса зажима на конец провода, д — опрессовка стального анкера на стальном сердечнике провода, е — опрессовка корпуса зажима на проводе (стрелками указано направление опрессовки); 1 — проволочный бандаж, 2 — провод, 3 — стальной сердечник провода, 4 — корпус зажима, 5 — стальной анкер
Натяжные прессуемые зажимы подготовляют к монтажу так же, как и соединительные прессуемые. Затем конец провода, предназначенный для петли, вкладывают в петлевую часть зажима и опрессовывают в направлении от середины к концу зажима.
На другой конец провода, предназначенный для установки в натяжную часть зажима, надевают корпус зажима. Стальной сердечник вводят в анкер зажима до упора и опрессовывают в направлении от проушины к концу анкера. Надвигают алюминиевый корпус зажима на анкер так, чтобы конец анкера уперся в выточку корпуса, и опрессовывают его по направлению от проушины к проводу.
Натяжные прессуемые зажимы монтируют на стальные тросы так же, как стальные анкеры натяжных зажимов, а натяжные прессуемые зажимы для полых проводов — как алюминиевый корпус натяжного прессуемого зажима для сталеалюминиевых проводов. При этом внутрь полого провода вводят стальной вкладыш с проушиной (анкер).
После монтажа натяжной зажим с проводом крепят к гирлянде. С другой, стороны к гирлянде крепят монтажный хомут или звено (ПРМ), а к нему — тяговый трос. Провод вторично натягивают трактором и натяжную гирлянду с проводом сцепляют с траверсой. После проверки правильности установки болтов, замков, шплинтов и гаек тяговый трос отцепляют и вместе с блоком опускают на землю. Монтажные звенья ПРМ остаются в гирлянде. На этом натягивание проводов заканчивают.
Рис. 4. Крепление натяжной гирлянды изоляторов к траверсе при помощи промежуточного звена ПРМ:
а, б ив — последовательные положения гирлянды при монтаже; 1 — гирлянда, 2 — звено ПРМ, 3 — скоба СК, 4 — тяговый трос, 5 — монтажный блок, 6 — траверса
Если провода монтируют в петле анкерной опоры, не разрезая, то после окончания монтажа одного натяжного зажима на провод устанавливают второй натяжной зажим с гирляндой изоляторов на расстоянии, равном длине петли. Вторые гирлянды поднимают одновременно с первыми и крепят к траверсе анкерной опоры со стороны, противоположной натянутым проводам, а затем натягивают провода следующего анкерного пролета.
Рис. 5. Крепление грозозащитного троса к опоре через изолятор:
1 — проушина тросостойки, 2 —скоба, 3 — серьга, 4 — изолятор, 5 — ушко, 6 — клин-коуш, 7 — трос, 8 — заземляющий зажим ЗПС
Грозозащитные тросы монтируют в таком же порядке, как и провода, и крепят на опоре на тросостойке зажимом НКК. Если проектом предусмотрено изолированное крепление, трос крепят к опоре через подвесной изолятор. Концы троса выпускают из клинового зажима и крепят к металлической опоре или заземляющему спуску. Обычно на опорах сначала монтируют трос, а затем провода, так как соединение опор тросом делает их механически более надежными.
Окончив монтаж, проверяют стрелы провеса проводов и тросов. Фактическая стрела провеса провода не должна отличаться от проектной более чем на 5%. Разрегулировка проводов в расщепленной фазе допускается не более чем на 20% расстояния между отдельными проводами, а различных фаз относительно друг друга — до 10% проектного расстояния между ними. Если указанные расстояния превышены, должен быть выполнен перемонтаж проводов.
Закрепление проводов на промежуточных опорах. Натянутые и закрепленные на анкерных опорах провода и тросы необходимо переложить на промежуточных опорах из раскаточных роликов в поддерживающие зажимы и закрепить в них, что выполняют с лестниц, гидроподъемников, телескопических вышек и других приспособлений.
При перекладке проводов с лестницы на опору поднимают блок с веревкой, с помощью которого монтеру подают полиспаст, лестницу и др. Полиспаст и лестницу прикрепляют к траверсе, монтер спускается по лестнице вдоль гирлянды изоляторов к раскаточному ролику и цепляет крюком полиспаста провод. Рабочие на земле подтягивают полиспаст с проводом, монтер снимает ролик с провода, отцепляет ролик от гирлянды и опускает его на землю, а на место ролика устанавливает поддерживающий зажим. При помощи полиспаста провод опускают в лодочку зажима, укладывают прокладку, устанавливают плашки и затягивают нажимные болты зажима.
Вместо полиспаста применяют также несложное приспособление. Поворотом рукоятки приспособления влево ролики разводят в стороны, слегка приподнимая провод, затем подвешивают на ушко зажим и укладывают в него провод. После затяжки болтов и нла-шек зажима поворотом рукоятки вправо ролики снова опускают вниз и выводят из-под провода, а приспособление снимают и опускают на землю.
После перекладки провода проверяют шарнирность сопряжения подвески зажима с гирляндой изоляторов. Поддерживающие гирлянды должны висеть строго вертикально, особое значение это имеет для гирлянд с зажимами ограниченной прочности заделки провода.
Перекладку проводов с телескопических вышек и гидроподъемников выполняют так же, как с лестниц, при этом монтер находится в корзине подъемного устройства. Перекладку проводов расщепленных фаз выполняют аналогично перекладке одиночных проводов, причем сначала перекладывают провод, ближний к опоре; затем — нижний и последним — дальний.
Монтаж гасителей вибрации и дистанционных распорок. Одновременно с перекладкой проводов по обе стороны от поддерживающих зажимов и по одному у натяжных на расстоянии, указанном в проекте линии, на проводах монтируют гасители вибрации. Расстояние отсчитывают от середины зажима гасителя вибрации до оси качения поддерживающих, клиновых и болтовых зажимов или до места выхода провода из натяжного прессуемого зажима. Гасители вибрации устанавливают в пролетах длиной более 120 м и на больших переходах.
Дистанционные распорки на проводах расщепленных фаз монтируют группами после перекладки проводов в поддерживающие зажимы. Расстояния между группами распорок и между отдельными распорками указываются в проекте. Для гашения вибрации проводов расстояния между группами распорок в пролете делают разными. Такое же правило сохраняется и для двух проводов, где распорки устанавливаются поодиночке.
При монтаже распорок ослабляют гайки, стягивающие плашки зажимов; заводят провода между плашками, укладывают прокладки, устанавливают зажимы на проводах так, чтобы тяга была перпендикулярна оси провода, и затягивают болты до отказа. Монтаж распорок ведут с телескопических вышек или специальных тележек, подвешенных на проводах и перемещаемых с земли тросом или веревкой.
Монтаж больших анкерных пролетов. При большой протяженности анкерных пролетов (10 км и более) раскатка и соединение проводов по всему пролету занимают много времени и, кроме того, провод трудно уберечь от повреждений. Пересечения действующих линий электропередачи и других сооружений еще более задерживают монтаж ВЛ. К тому же из-за большой протяженности пролета возникают дополнительные трудности при натяжке и регулировке проводов. Поэтому провода натягивают не по всему анкерному пролету, а временно закрепляют на промежуточных опорах.
Для этого анкерный пролет разбивают на несколько участков по 10—20 промежуточных опор в зависимости от рельефа местности. На последней промежуточной опоре выбранного участка подвешивают дополнительный монтажный блок, через который пропускают вспомогательный трос и крепят его за провод монтажным зажимом. Другой конец вспомогательного троса крепят к заранее заложенному в землю якорю через талреп, с помощью которого можно окончательно отрегулировать натяжку провода или троса в пролете. Якорь должен находиться от опоры не ближе 100 м для линии с одиночными проводами и 200—250 м для линий с расщепленными фазами.
Порядок производства работ по раскатке и натягиванию проводов в этом случае остается прежним. С помощью трактора и тягового троса провод натягивают и визируют. Затем провод не спускают на землю, а временно закрепляют с помощью вспомогательного троса и якоря, для чего подтягивают вспомогательный трос и при помощи талрепа окончательно регулируют стрелу провеса провода на натянутом участке линии и отпускают тяговый трос. Провода перекладывают на натянутом участке в поддерживающие зажимы и приступают к монтажу проводов следующего участка (раскатывают провод, устанавливают талреп, якорь, трос и т. д.). Провода другого участка натягивают как обычно трактором.
Рис. 7. Схемы натягивания (а) и временного закрепления провода (б) в середине анкерного пролета:
1 — раскаточный ролик, 2 — дополнительный монтажный блок, 3 — провод, 4 — трактор, 5 — якорь, 6 — вспомогательный трос, 7 — монтажный зажим, 8 — талреп
Когда тяжение на обоих участках станет одинаковым и вспомогательный трос первого участка ослабнет, его отцепляют от якоря и по положению поддерживающих гирлянд первого участка визируют провода на втором участке. Если гирлянды первого участка находятся в вертикальном положении, тяжение проводов обоих участков равно, стрела провеса проводов второго участка соответствует нормам. Далее провод крепят через талреп к якорю второго участка и приступают к перекладке проводов в поддерживающие зажимы на втором участке и подготовке к монтажу следующего участка линии и т. д. Таким же способом монтируют провода расщепленных фаз.
Устройство временных якорей — довольно трудоемкая работа, поэтому в качестве якорей следует использовать подручные средства (тяжелые механизмы, крупные деревья, винтовые сваи и т. п.), предварительно проверив их на допустимую нагрузку.
Монтаж переходов. Монтаж переходов BJI через препятствия является одной из самых сложных и ответственных работ при строительстве ВЛ. Так, на монтаж каждого перехода должен быть разработан отдельный проект производства работ, в котором указывают технологию работ, перечень необходимых машин, механизмов и приспособлений, количество рабочих, организационные и технические мероприятия по соблюдению безопасных методов производства работ.
Особенно ответственна работа на больших переходах, где применяют опоры высотой до 150—180 м, рассчитанные на большие нагрузки, специальные провода большой прочности и арматуру.
Монтаж проводов и тросов, а также установка опор на переходах ВЛ требуют большого объема подготовительных работ: установки заранее барабанов с проводом на месте, тщательной подготовки гирлянд изоляторов, а также всей необходимой арматуры, закрепляемой на опорах, необходимых блоков и приспособлений, проверки исправности механизмов и наличия инструмента, подъема на опору и закрепления на ней натяжных гирлянд вместе с проводом.
При монтаже переходов применяют все возможные виды защит. До начала работ проверяют знание сигналов работающими, проводят инструктаж и расставляют всех по рабочим местам.
Количество рабочих, механизмов, приспособлений рассчитывают так, чтобы можно было выполнять параллельно несколько операций и иметь запас времени на случай непредвиденных срывов. Особые меры должны быть предусмотрены при монтаже перехода ВЛ через действующие линии электропередачи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтаж проводов и тросов на опорах с подвесными изоляторами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы