Научная организация труда — это система организационно-экономических, технических, технологических и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих при физиологически обоснованной интенсивности улучшение условий и высокую производительность труда.
Эффективность организации труда определяется состоянием организации производства.
Главный показатель уровня организации — экономия времени. «К экономии времени,— указывал К- Маркс,— сводится в конечном счете вся экономия».
«Мы должны понять,— писал П. М. Керженцев,— что время является для нас материальной ценностью, и притом ценностью совершенно особого рода. Другие ценности мы можем скапливать и сберегать, время беспрерывно течет и ежесекундно ускользает из нашего опыта».
Исключительно большое внимание научной организации производства уделял В. И. Ленин. Он, по существу, заложил теоретические основы научной организации производства, труда и управления в условиях социализма.
Большой вклад в теорию и практику научной организации труда внесли П. М. Керженцев, А. К. Гастев, О. А. Ер-манский, Ф. К. Маркевич.
Высокая производительность труда и эффективное использование технических средств производства, как показывает опыт, достигается только при научно обоснованном решении всего комплекса взаимосвязанных вопросов.
Научная организация механизированного сельскохозяйственного производства с точки зрения технических наук и инженерной практики включает следующие мероприятия.
1. Правильную организационную структуру и формы использования машинного оборудования подразделений, хозяйств.
2. Выбор и применение прогрессивной технологии производства сельскохозяйственных продуктов и соответствующих технических средств для конкретных условий.
3. Организацию рационального управления работой технических средств при использовании в комплексе.
Научная организация работы агрегата и труда механизаторов предусматривает:
1. Поддержание машин в состоянии высокой технической надежности и правильную подготовку агрегатов к работе.
2. Правильную организацию рабочего места агрегата (поле, ферма, производственная линия) и рабочего места механизатора.
3. Рациональные приемы работы (специализация и кооперирование).
4. Полное использование времени: борьба с его потерями, рациональные режимы работы и чередование труда и отдыха.
5. Моральное-и материальное стимулирование.
Успешное внедрение рациональной организации процессов труда при крупных масштабах механизированного производства возможно при соблюдении определенных принципов. К ним относят пропорциональность, согласованность, непрерывность, ритмичность, минимум перемещений, специализацию, кооперацию, стимулирование.
Принцип пропорциональности заключается в установлении правильных соотношений технических средств и рабочих, выполняющих производственный процесс, то есть машины и рабочие, обслуживающие отдельные участки общей технологической линии, должны быть взаимно увязаны по количеству и производительности, что имеет целью исключить простои и повысить производительность.
Принцип согласованности предполагает выполнение каждого элемента производственного процесса в строго определенное время. Несвоевременность выполнения нарушает единство процесса, снижает эффективность использования технических средств и производительность труда.
Под непрерывностью или поточностью понимают выполнение производственного процесса без перерывов во времени или с минимальными регламентированными перерывами. Чем выше непрерывность процесса, тем полнее используется сменное время оборудования и рабочих, тем выше производительность труда. Особенно важно соблюдать принцип поточности при выполнении посевных, посадочных и уборочных работ, когда от сроков их выполнения зависит продуктивность сельскохозяйственного производства.
Ритмичность состоит в выполнении процесса на всех участках технологической линии в едином ритме или едином темпе. Условием строгой ритмичности процесса является одинаковая производительность каждого звена, выполняющего процесс. Чем выше ритмичность процесса, тем легче обеспечить его поточность.
Исходными данными для расчета являются плановые сроки выполнения комплекса работы, площади, подлежащие обработке, нормы расхода или съема продукции, соотношение между основным и побочными продуктами, расстояния перевозки, нормы производительности на основных, вспомогательных и транспортных процессах комплекса.
Следующие четыре принципа способствуют осуществлению рассмотренных выше основных принципов рациональной организации производства.
Принцип минимальных перемещений имеет целью без ущерба для конечного эффекта уменьшить затраты энергии, времени на выполнение процесса и тем способствовать повышению производительности труда. Осуществление этого принципа достигается выбором таких движений, какие давали бы наибольшее сокращение пути, времени и энергии. Это касается как непосредственно приемов рабочего на своем месте, так и агрегата при выполнении полевых работ. При осуществлении этого принципа достигается значительная экономия времени, повышается производительность труда без дополнительных затрат.
Специализация — это такое разделение труда, при котором каждому исполнителю выделяется одна или несколько однородных операций. Благодаря этому он имеет возможность хорошо освоить приемы работы, повышать свое мастерство, специализироваться, что способствует значительному повышению производительности труда и улучшению качества работы. Условиями эффективного разделения труда являются достаточный объем производства, обеспечивающий занятость исполнителя на протяжении всей смены; соответствие между числом рабочих и числом операций; достаточное количество технических средств; равномерность загрузки всех исполнителей, обслуживающих комплекс процессов.
Принцип кооперации взаимосвязан с принципом специализации, поскольку разделение труда предполагает одновременно его кооперацию, то есть планомерную работу отдельных исполнителей во взаимодействии друг с другом. Кооперация при рациональном разделении труда обеспечивает повышение производительности благодаря сочетанию индивидуального мастерства с согласованностью действий коллектива рабочих или комплекса технических средств.
Принцип стимулирования предполагает создание психологической предрасположенности к труду, сознательного отношения и интереса к нему. Правильное осуществление этого принципа служит одним из важнейших факторов повышения производительности труда, но требует проведения ряда научно обоснованных мер морального и материального стимулирования, которые более подробно рассматриваются ниже.
Основными направлениями внедрения научной организации труда и производства при эксплуатации машинно-тракторного парка является рационализация:
1) трудовых процессов на рабочем месте исполнителя-механизатора;
2) приемов использования машинного агрегата;
3) использования агрегатов при их взаимодействии в комплексе.
Поскольку одним из основных показателей эффективности организации труда и производства является экономия времени, внедрение научной организации труда начинается прежде всего с изучения затрат времени. Основная задача — распределить время смены по элементам, выявить нерациональные затраты времени, наметить меры к сокращению непроизводительных и общих его затрат на единицу наработки.
При изучении затрат времени процессы труда (работы агрегата) расчленяют на отдельные элементы: движения, действия, приемы.
Трудовое движение — однократное перемещение отдельных частей тела — пальцев руки, ноги, наклон корпуса при выполнении процесса труда.
Трудовое действие — совокупность нескольких движений, выполняемых без перерыва одной или несколькими частями тела (например, поднять руку, взяться за рычаг управления), но без технологической самостоятельности.
Трудовой прием — совокупность действий, выполняемых непрерывно с определенным целевым назначением завершения какой-либо операции (например, заправка трактора топливом — подход к заправочному шлангу, взятие пистолета, подход к трактору, открытие горловины, опускание в нее наконечника, открытие клапана и т. д.).
Сменное время изучают несколькими способами в зависимости от требуемой точности замера и условий выполнения процесса.
Хронометраж — дифференцированное исследование элементов отдельной операции или циклически повторяющихся действий (например, время переключения передачи трактора, время петлевого поворота агрегата и др.).
Фотография сменного времени — изучение затрат времени по укрупненным элементам процесса.
Приведенные данные показывают высокое использование времени в передовой тракторной бригаде, несмотря на относительно небольшую длину гонов (в среднем 800 м) и наличие уклонов.
Результаты фотографии сменного времени можно использовать для установления нормативов затрат времени, обоснования рациональных режимов труда и отдыха, выявления причин невыполнения сменных норм и др.
Самофотография — способ учета и замера затрат времени на простои по разным причинам — имеет целью выявление частоты, продолжительности и причин потерь времени для последующей разработки мероприятий по научной организации труда.
Как видно из этих данных, основные причины простоев — технические, на них приходится в среднем 77%, в том числе вызванные серьезными техническими неисправностями.
При хронометраже наблюдений процесс делится на бопее мелкие составляющие элементы. Поэтому и точность замера здесь должна быть выше и обычно составляет 1 с. Например, при хронометраже такого приема, как поворот агрегата, его делят на такие действия, как остановка агрегата, перевод в транспортное положение, движение на повороте, остановка, перевод в рабочее положение.
При фотографии такой процесс, как вспашка, делят на более укрупненные элементы: подготовка к работе, переезд, работа (вспашка), поворот и т. д. Здесь не требуется излишне точный замер времени и обычно ограничиваются точностью до одной или 0,5 мин (30 с).
При хронометраже необходимо фиксировать моменты времени перехода от одного действия к другому, а при фотографии — от одного приема к другому. Таким образом, зафиксированный в наблюдательном листе момент времени является одновременно концом предыдущего элемента времени и началом следующего. Продолжительность элемента времени определяют при обработке листа как разность между последующим и предыдущим моментом времени. Одновременно проставляется шифр элемента времени.
По результатам шифровки устанавливают фактическую структуру по элементам сменного времени.
Полученные в результате изучения использования времени данные позволяют судить о затратах времени на отдельные элементы процесса и обоснованно намечать мероприятия по его рационализации.
Рационализация труда механизаторов. В передовых тракторных бригадах при технических уходах за агрегатами успешно используют кооперацию и специализацию труда. В проведении технического обслуживания участвуют бригадир или его помощник, заправщик, трактористы и прицепщики обеих смен. Труд каждого работника специализирован. Бригадир (или его помощник) проверяет общее состояние трактора, выполняет наиболее сложные регулировочные операции, проверяет качество выполнения операций технического обслуживания исполнителями. Сдаю-цтий смену тракторист информирует бригадира и принимающего тракториста о работе и состоянии трактора, затем приступает к очистке двигателя и трактора, проверяет и подтягивает крепления.
Сдающий смену прицепщик тем временем очищает прицепные машины, проверяет и подтягивает крепления, а затем помогает трактористу в очистке трактора.
Принимающий смену тракторист замеряет остаток топлива в баке, вместе с прицепщиком заправляет его топливом, замеряет уровень масла в картере, спускает отстой из фильтров грубой очистки“масла, доливает масло в картер.
Принимающий смену прицепщик доливает воду в радиатор, а затем помогает трактористу в смазке трактора: очищает отверстия масленок, отвертывает пробки, подготавливает и подает шприц и нагнетатель. Он же производит смазку прицепных машин. Все операции проводятся в определенной последовательности, без лишних движений по методу «кольцевого обхода».
Благодаря слаженной работе и специализации труда Есе операции технического ухода выполняются в сжатое время с минимальным простоем.
В колхозе «Вяца Ноуэ» Оргеевского района Молдавской ССР главный инженер И. Ф. Анисимов успешно применил углубленную специализацию труда мастеров-наладчиков. Одно звено из двух человек выполняет техническое обслуживание тракторного парка, а другое— ремонт, регулировку и технологическую наладку сельскохозяйственных машин, а также постановку их на хранение. Благодаря такой организации и хозрасчету все операции технического обслуживания за тракторами и сельскохозяйственными машинами выполняются своевременно; машинно-тракторный парк находится в образцовом состоянии, все работы проводятся вовремя и благодаря тщательной технологической настройке сельскохозяйственных машин при высоком качестве.
В совхозе имени Тельмана Московской области, как показала фотография сменного времени, на загрузку удобрениями баков туковысевающих аппаратов пропашного агрегата (трактор МТЗ-50, культиватор КОН-2,8) уходило почти 2 ч. Механизаторы И. и Н. Чечулины для сокращения непроизводительных простоев решили подготовительные работы выполнять параллельно с основной, то есть с обработкой междурядий. Заранее загружая удобрения не в одно ВеДро, как раньше, а в четыре Н. Чечулин сократил время простоя агрегата под одной загрузкой с 4 до 1—1,3 мин, что дало дополнительную выработку за смену до 2,5 га.
В передовых звеньях по возделыванию кукурузы применяют заправочные емкости для заправки семенами и удобрениями, равные по объему соответственно емкостям семенных и туковых баков. Заблаговременная загрузка семян и туков в заправочные ведра позволяет сократить время заправки и простои агрегата почти в 5 раз.
Успешно используется принцип наименьших перемещений. В звене В. Первицкого каждый посевной агрегат для посева кукурузы снабжен тягами, к которым позади сеялки присоединяют тракторную тележку ПТУ-ЮС. В тележку грузят дневной запас семян и удобрений и устанавливают ее напротив засеваемого участка. По мере расходования семян и удобрений агрегат подъезжает к тележке. Заправка занимает минимум времени. Одновременно агрегат перевозит заправочную тележку на новую позицию.
В колхозе «Большевик» Сквирского района Киевской области для сокращения простоев комбайнов из-за недостатка транспортных средств в качестве накопительных емкостей использовали тракторные прицепы ПТС-40 и ПТС-10, предварительно уплотнив их кузова. Прицепы устанавливали на прокошенной посредине поперек загона полосе шириной 8 м. При отсутствии автомобилей комбайнер выгружал зерно в кузова прицепов. На два-три прицепа выделяли один колесный трактор. Такая рационализация устранила простои комбайнов и позволила высвободить пять автомобилей.
В передовых бригадах весьма продуманно определяют порядок переездов тракторов с одного поля на другое и переключение с одной работы на другую, используя принцип наименьших перемещений.
В бригаде А. В. Гиталова тракторные работы, совпадающие по срокам, ведутся комплексно. Например, как правило, ночью поле культивируют под посев, днем засевают; в период уборки днем тракторы работают с комбайнами, ночью пашут освободившиеся площади. Так, на одном поле идет уборка кукурузы комбайнами, а на других — вспашка. По окончании дневной уборки комбайн на ночь оставляют как можно ближе к вспахиваемому полю. Если поля смежные, то, переехав через дорогу, тракторист прицепляет плуг и тут же начинает вспашку. Заканчивая ночную вспашку, тракторист обязательно оставляет плуг в борозде на месте, ближайшем к убираемому полю. В бригаде знают, что холостой проезд трактора класса 3 тс на 100 м — это потеря одной минуты рабочего времени и не менее 100 Г топлива.
Рис. 3. Использование холостых переездов при комплексном выполнении полевых механизированных работ (колхоз имени XX партсъезда Ново-Украинского района Кировоградской области):
Нередко бывает так, что обрабатываемые поля удалены дРуг от друга. Например, на поле I (рис. 3) днем ведется уборка, ночью поле III пашется под озимые, а поле II затем подлежит вспашке под зябь. Закончив дневную уборку, комбайн оставляют на загоне поля I. Очередная смена, переехав дорогу, прицепляет плуг, оставленный на поле II, и при переезде на вспахиваемое ночью поле III вспахивает очередную полосу на поле II. Закончив ночную смену на поле III, дневная смена вновь при переезде на поле I вспахивает очередную полосу на поле II, оставляя здесь плуг. Так, за время уборки поля I и вспашки III трактор, используя переезды, вспашет довольно широкую полосу на поле II. На территории бригады в сезон работ можно видеть на полях стоящие в борозде исправные плуги или культиваторы. Это не случайно оставленные орудия, а техника, ожидающая использования при очередных переездах. Прицепщики, знающие порядок работ, заранее готовят машины к очередной смене.
С целью исключения перерывов в работе и бесполезных перевалок продукта успешно используется принцип непрерывности или поточности. Так, в хозяйствах Нечерноземной зоны для ускорения уборки и вывозки сена применяют сеноуборочный агрегат из трактора МТЗ, пресс-подборщика ПСБ-1,6 и тракторной тележки 2ПТС-4. Пресс-подборщик оборудован лотком, который позволяет подвяленное в валках и подпрессованное сено непрерывным потоком подавать в кузов тележки для вывозки. Исключается выгрузка тюков на луг и их последующая подборка, погрузка. Производительность агрегата повышается более чем в 1,5 раза.
В совхозе «Луковский» Ордынского района Новосибирской области применяют приспособление к пресс-подборщику, предназначенное для подбора тюков. Приспособление представляет наклонный лоток с транспортером, направляющим тюки в прицепную тележку. Укладку тюков производит один рабочий.
Стремление передовых механизаторов работать ритмично привело к работе по часовому графику. Благодаря внутри-сменному контролю часовой график позволяет устанавливать текущие изменения выработки в самом процессе, выявлять причины, мешающие выполнению выработки, и немедленно устранять их. Однако часовой график требует более высокого уровня организации процесса: повышения технической -надежности агрегата, заблаговременной подготовки рабочего участка, четкой и бесперебойной организации заправки, приемки и вывозки продукции,
Примером может служить работа трактора-тягача с тремя прицепами, из которых один находится под погрузкой, второй — под разгрузкой, третий — в движении. Для бесперебойного транспортного процесса необходима четкая согласованность всех его элементов: погрузки, разгрузки и перевозки.
При внесении органических удобрений кузовными разбрасывателями наиболее целесообразно организовать их работу спаренными звеньями, каждое из которых состоит из погрузчика и двух разбрасывателей. Бурты навоза располагают по трассе проходов разбрасывателей на расстоянии, равном пути опорожнения. Каждый погрузчик находится у соответствующего бурта и обслуживает два разбрасывателя.
Такая организациия процесса обеспечивает хорошую согласованность в работе и сокращение холостых проходов разбрасывателей. Наилучший эффект достигается, если размеры штабелей соответствуют грузоподъемности разбрасывателей, в том числе для разбрасывателя
Рис. 1. Изменение времени цикла и времени поворота:
1 — вспашка (трактор ДТ-54, плуг П5-35); 2 — культивация пара (трактор ДТ-54, два культиватора КП-4); 3 — посев (трактор ДТ-54, три сеялки СД-24); 4 — посев (трактор ДТ-54, три сеялки СД-24, длина гона 660 м). грузоподъемностью 2 т — 35 т, грузоподъемностью 3 т — 50 т, 4 т — 70 т.
Один из главных элементов научной организации труда — технически обоснованные нормы.
Совершенно необходима для технического нормирования паспортизация полей. Передовые хозяйства уделяют паспортизации полей и ферм большое внимание. В совхозе имени К- Маркса Сарыагачского района Чимкентской области провели паспортизацию всех полей, включая итакой показатель, как удельное сопротивление почвы. На основании данных паспортизации установлены средние показатели по каждому производственному подразделению хозяйства. С помощью нормативных таблиц установлены нормы выработки и расхода топлива для каждого поля. В совхозе систематически контролируют выполнение норм, проводят контрольные хронометражные наблюдения. В результате внедрения технически обоснованных норм повысились использование мощности тракторов, ответственность за качество работ, снизился расход топлива. Совхоз добился роста производительности труда.
Внедрение НОТ в хозяйствах Кабардино-Балкарской АССР начали с анализа использования машинно-тракторного парка. Обобщение передового опыта позволило установить, что для лучшего использования техники и земли прежде всего необходимо совершенствование организационной структуры внутрихозяйственных подразделений. Если в 1958 г. в колхозах было 691 бригада, в настоящее время их число сокращено до 296. Внутри бригад земля закреплена за механизированными отрядами и звеньями, работающими по безнарядной системе при аккордно-премиальной оплате труда.
Существенным фактором повышения производительности труда является правильная организация рабочего места. Учитывая, что при двухсменной работе производительность одного и того же агрегата выше на 50—70% по сравнению с односменной в течение того же времени, поставлена задача добиться на всех агрегатах двухсменной работы.
Особое внимание уделяется сооружению благоустрбенных полевых станов с душевыми, столовыми, комнатами отдыха и красными уголками. На полевые станы приезжают передвижные магазины, автофургоны бытового обслуживания. Во многих хозяйствах организована доставка горячей пищи к месту работы. Все эти мероприятия подсказаны ячейками НОТ.
В совхозе «Рамзай» и других хозяйствах Пензенской области созданы бюро экономического анализа и служба НОТ. Анализируя состояние производства, организацию труда, технологию, служба НОТ дает возможность без дополнительных капиталовложений значительно повысить-эффективность производства. Совет НОТ при хозяйствах и районных управлениях сельского хозяйства координирует работу творческих групп.
В хозяйствах Алтайского края в последние годы все более широко внедряется научная организация труда при выполнении механизированных работ. Организационно-технологические карты проведения механизированных работ составляются для каждого поля. Каждому механизатору заранее доводится конкретное задание о видах, сроках и объеме работ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Научная организация производства и труда машинно-тракторного парка"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы