Современные автомобили оснащены надежной системой электрооборудования. Однако в процессе их эксплуатации в узлах и приборах электрооборудования могут возникнуть различные неисправности.
Система освещения и сигнализации
Нарушение нормальной работы приборов системы освещения и световой сигнализации происходит, как правило, из-за повреждения оптических элементов или нарушения надежных контактов в электрической цепи. Из-за обрыва провода или короткого замыкания может не работать вся система освещения или отдельные участки цепи, не гореть отдельные лампы. В электрических цепях освещения и сигнализации устанавливаются предохранители, которые в случае появления короткого замыкания или перегрузок защищают электропроводку и приборы от сгорания. Заменять неисправный предохранитель при необходимости новым можно только после того, как будет устранена неисправность в электрической цепи, защищаемой данным предохранителем.
Отсутствие света в отдельных лампах (вызывается обычно перегоранием нити накала лампы, плохим контактом в ее патроне либо ненадежным соединением проводов на соединительных панелях и в переключателях) определяют с помощью переносной лампы по принципиальной схеме электрооборудования.
Если, например, не горит фара или подфарник, то вначале нужно вынуть лампу и проверить, не перегорела ли ее нить. Если лампа исправна, убедиться, что ток оступает к центральному контакту патрона.
Бывает, что свет лампы тусклый. В этом случае надо проверить надежность контактов в ее цепи, очистить и подтянуть соединения, убедиться в отсутствии загрязнений рассеивателей или отражателей и темного налета на колбе лампы.
Неисправности стоп-сигнала обнаруживают при пажа-тии на педаль тормоза. Если во время торможения свет стоп-сигнала в заднем фонаре отсутствует, а остальные потребители тока действуют нормально, то причинами неисправности могут быть перегоревшая лампа либо отсоединение проводов от выключателя стоп-сигнала или его неисправность. В таких случаях необходимо лампу заменить, очистить от пыли и грязи поверхность и зажимы выключателя стоп-сигнала, а также проверить крепление проводов к ним. Если потребуется, то обжать наконечники проводов, идущих к выключателю стоп-сигнала, а неисправный выключатель заменить по возвращении из рейса.
Обнаружение и устранение неисправностей в других цепях освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, приборов дополнительного оборудования особых трудностей не представляет. В случае отказов этих приборов вначале необходимо проверить состояние лампы, соответствующего предохранителя, контактов и соединений, а затем (для контрольно-измерительных приборов) датчик, с которым соединен указатель. Обнаруженные неисправности по возможности устранить или заменить неисправный прибор.
Система энергоснабжения
Электрические неисправности системы энергоснабжения определяют по показаниям контрольных приборов, а механические — внешним осмотром и по шуму при работе приборов.
Предположим, например, что при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя и разряженной аккумуляторной батарее амперметр показывает разрядный ток, а контрольная лампа заряда на щитке приборов ц0 гаснет и горит полным накалом. Наиболее вероятной при. чиной этого являются неисправности генератора пли ре|а гулятора напряжения. Кроме того, это может происходить из-за нарушений в электрических цепях зарядного тока и возбуждения генератора, из-за периодической пробуксовки приводного ремня генератора, а также из-за неисправностей в аккумуляторной батарее.
Если регулировка натяжения ремня привода генератора или его замена не дали желаемого результата (зарядный ток не появился), следует проверить зарядную цепь. Для этого необходимо проверить напряжение на выводах аккумуляторной батареи и зажимах генератора при неработающем двигателе и включенном зажигании с помощью переносной лампы или вольтметра. При исправной цепи переносная лампа, подключенная к зажимам « + » и «—» генератора, будет гореть ярко, а вольтметр покажет напряжение аккумуляторной батареи. Если свет лампы тусклый или показания вольтметра ниже номинального напряжения батареи, то это будет свидетельствовать о нарушении электрических контактов в зарядной цепи, а полное отсутствие показаний укажет на обрыв в этой цепи. В этом случае надо проверить места крепления наконечников проводов зарядной цепи, очистить их от загрязнений и надежно закрепить, уделив особое внимание креплению проводов, соединяющих генератор и регулятор напряжения, а также выводов аккумуляторной батареи.
Для проверки цепи возбуждения генератора необходимо подключить к штекеру Ш и корпусу генератора переносную лампу и при включенном включателе зажигания проверить яркость света лампы. Если свет переносной лампы яркий, значит, цепь возбуждения генератора исправна, а если тусклый, то это укажет на повышенное сопротивление в цепи возбуждения. Если лампа не горит, можно предположить о наличии обрыва в цепи возбуждения генератора. Закончив проверку состояния электрических цепей и устранив обнаруженные неисправности, следует проверить работоспособность генератора и регулятора напряжения. Проверка производится следующим образом. При средней частоте вращения коленчатого вала вывод Ш генератора соединить с зажимом « + » аккумуляторной батареи, возбудив генератор непосредственно от аккумуляторной батареи. Если при этом появится зарядный ток, то это укажет на неисправность регулятора не пяжения, а отсутствие зарядного тока — на неисправность генератора или слабое натяжение ремня его привода.
Обнаруженный при проверке неисправный регулятор напряжения, как правило, заменяется новым и только в исключительных случаях допускается его ремонт в мастерской квалифицированными специалистами.
Рис. 1. Генератор:
1 — шкив: 2 — вентилятор; 3, 8, 10 — крышки; 4 — статор; 5 — ротор; 6 — вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 9 — кольцо контактное; 11— резистор подпиточный; 12 — регулятор напряжения Я120АГ; 13 — щеткодержатель; 14 — переключатель сезонной регулировки; 15 — резистор сезонной регулировки
Основными неисправностями генератора (рис. 34) могут быть: плохой контакт между щетками и контактными кольцами, обрыв обмотки возбуждения или замыкание ее на корпус, межвитковое замыкание в обмотке возбуждения, обрыв в цепи фазовой обмотки статора или замыкание обмотки статора вследствие разрушения изоляции или замыкание плюсового зажима генератора на корпус. Выявлять и устранять названные неисправности генератора рекомендуется в такой последовательности: вначале следует проверить затяжку деталей крепления крышек и шкива генератора и при необходимости подтянуть ИХ! рукой проверить легкость вращения ротора, убедившись в отсутствии механических повреждений и повышенных износов подшипников и шпоночного соединения вала со шкивом. Обнаруженные неисправности по возможности устранить. Если при этом не получено положительных результатов, то необходимо снять щеткодержатель и определить степень износа щеток и легкость и перемещения в щеткодержателе, а также состояние контактных колец ротора. При загрязнении или замасливании протереть щетки и контактные кольца тряпкой, смоченной бензином, а если поверхность колес окажется окисленной, зачистить ее мелкозернистой шкуркой. Сильно изношенные щетки необходимо заменить новыми вместе со щеткодержателем. Протирку колец коллектора или замену щеток можно произвести без снятия генератора с автомобиля.
Для проверки обмоток статора и ротора на обрыв, межвитковое замыкание или замыкание на корпус, а также для проверки исправности блока выпрямителя необходимо снять генератор с автомобиля и отправить в мастерскую.
Если при проверке обнаружится замыкание зажима « + » генератора на корпус (генератор и аккумуляторная батарея оказываются коротко замкнутыми через корпус автомобиля), следует ожидать, что произойдет тепловое разрушение изоляции обмотки статора и пробой диодов выпрямительного блока, так как короткое замыкание генератора вызовет резкое увеличение силы тока в обмотках и в диодах выпрямительного блока. В этом случае генератор вместе с выпрямительным блоком подлежат ремонту в мастерской.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности электрооборудования"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы