При движении автомобиля могут возникнуть значительные трудности в его управлении. Характерными признаками при этом являются: увод автомобиля вправо или влево от прямолинейного движения, раскачка автомобиля на ходу, биение колес, стук в области подвесок и амортизаторов, наклон кузова в одну из сторон. При этом резко увеличивается износ деталей, что приводит к снижению безопасности движения.
Почувствовав трудности в управлении автомобилем или «виляние» и вибрации передних колес, особенно при больших скоростях, необходимо остановиться и проверить давление воздуха в шинах. Затем убедиться в том, что диски и ободья колес не деформированы, а шипы не имеют повреждений или значительного биения. Для проверки необходимо вывесить одно или оба колеса и повернуть их рукой. Исправные колеса вращаются свободно, без заеданий и не имеют биения, При повреждениях диска или обода колеса необходимо заменить.
Далее нужно проверить, нет ли люфта ступицы передних колес. Ощутимый люфт устраняется регулировкой либо заменой неисправных подшипников.
Проверяя люфт подшипников ступиц колес, рекомендуется также убедиться в исправности рычагов поворотных кулакбв, шарниров рулевых тяг.
Люфты в шарнирах подвески можно проверять при вывешенном или снятом колесе, прилагая продольное усилие поочередно к верхнему и нижнему рычагам. Заметим, что такая проверка люфтов не отличается высокой точностью, поэтому люфты в шарнирах подвески лучше всего проверять на пункте техобслуживания.
Рис. 1. Проверка регулировки подшипников ступицы переднего колеса
Если после вышеуказанных проверок и устранения выявленных неисправностей управляемость и устойчивость автомобиля по-прежнему не обеспечиваются, то вероятной причиной этого является нарушение правильной балансировки колес. Для проверки балансировки необходимо поднять домкратом колесо, чтобы оно могло свободно вращаться. Затем рукой раскрутить колесо, а когда оно остановится, отметить мелом нижнее положение. Эту операцию повторить 8… 10 раз. Если меловые отметки разбросаны по окружности, балансировка колеса не требуется. Если они сгруппированы, нужна балансировка, которая производится на специальном стенде.
Может случиться, что автомобиль на неровной дороге сильно бросает из стороны в сторону, а после каждого толчка его долго качает. Причиной являются неисправные амортизаторы, которые могут отказать в работе из-за недостаточного количества жидкости, загрязнения каналов либо износа или поломки клапанов, пружин, сальников штока, поршня.
Значительно влияют на характер движения автомобиля и неисправности шин колес, особенно передних. Так, в шинах могут возникнуть пробои или порезы протектора и боковины, расслоение или преждевременный износ протектора, прокол или пробой камер, продольный разрыв камеры со стороны обода, обрыв вентиля. Во всех перечисленных случаях шины меняют или ремонтируют (если повреждения не очень большие).
—
Основными неисправностями ходовой части автомобиля являются: биение (колебание) передних колес на больших скоростях движения, увод автомобиля от прямолинейного движения, церав-номерный износ шин, сильные удары кузова о буфер при движении по неровной дороге, скрип листов или осадка рессор (пружин), поломка листов рессор.
Биение передних колес при скорости движения 60—80 км/ч может быть вызвано износом шаровых соединений рулевых тяг и поворотных стоек, а также втулок маятникового рычага, нарушением балансировки колес, повышением люфта в подшипниках ступиц колес. Для устранения неисправности необходимо проверить состояние шарнирных соединений рулевых тяг осмотром при резких поворотах рулевого колеса вправо и влево, а также люфт в подшипниках ступиц покачиванием передних колес в поперечном направлении в поднятом состоянии. Неисправные шаровые соединения подлежат замене, а люфт в подшипниках устраняется подтяжкой регулировочной гайки ступицы колеса. Порядок проверки и регулировки подшипников следующий.
Рис. 2. Статическая балансировка колеса:
а — крепление балансировочного грузика на ободе колеса: б — определение самой легкой части колеса; в — начальное положение балансировочных грузиков; с — окончательное положение балансировочных грузиков (при равновесии колеса)
1. Поднять домкратом колесо и сообщить ему вращение толчком руки. При этом колесо должно сделать 8—10 оборотов. Если колесо вращается туго, нужно установить и устранить причину. В большинстве случаев является задевание колодок за тормозной барабан (диск).
2. Снять колпак ступицы, установить большой палец руки на упорную шайбу и край ступицы, и, покачивая колесо за верхний край в поперечном направлении, определить наличие люфта в подшипниках. При обнаружении люфта вынуть шплинт из регулировочной гайки и ключом плавно завертывать гайку до исчезновения лифта, одновременно поворачивая колесо, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение в обоймах. Если отверстие под шплинт не совпадет с прорезью в гайке, отвернуть гайку до совпадения ближайшей прорези с отверстием. После этого зашплинтовать гайку, заполнить колпак смазкой и установить его на место.
После пробега 10—15 км проверить на ощупь степень нагрева ступицы. Сильный нагрев свидетельствует о чрезмерной затяжке подшипников, что может повлечь их быстрое разрушение. В этом случае затяжку регулировочной гайки необходимо ослабить. На автомобиле ЗАЗ аналогично регулируется затяжка роликовых конических подшипников задних ступиц.
Нарушение балансировки колес вызывает усиленный износ шин и ухудшает устойчивость автомобиля. Проверка и балансировка колес может быть проведена на стенде или непосредственно на автомобиле. Для выполнения этой работы на автомобиле необходимо приподнять переднюю часть автомобиля домкратом, ослабить затяжку подшипников ступицы переднего колеса, расшплинтовав и отвернув на две-три прорези регулировочную гайку. После этого устанавливать колесо в различные положения и отпускать. Если при этом колесо не удерживается в установленном положении, а поворачивается в ту или другую сторону и останавливается только в одном положении, значит, оно имеет дисбаланс.
Для балансировки колес следует:
1. Снизить давление в шине до 0,2—0,3 кгс/см2 и снять имеющиеся на ободе колеса балансировочные грузики.
2. Медленно повернуть колесо против часовой стрелки и отпустить; когда оно остановится, нанести вертикальной меловой чертой метку, определяющую верхнюю точку колеса.
3. Повернуть толчком колесо по часовой стрелке и после его остановки также отметить верхнюю точку меловой вертикальной линией, разделить кратчайшее расстояние между метками I и II пополам и нанести метку III. Это и будет самое легкое место колеса.
4. Установить по обе стороны метки III малые балансировочные грузики массой 30 г, которые своей пружиной входят под борт покрышки и удерживаются на ободе.
5. Толчком руки повернуть колесо. Если после его остановки грузики займут нижнее положение, их масса для балансировки колеса достаточна. Если же грузики займут верхнее положение, нужно поставить более тяжелые грузики — 40 г и, вращая колесо, убедиться, что оно останавливается при нижнем положении грузиков.
6. Отодвигая грузики на равные расстояния (А и А) от метки III, следует добиться равновесия колеса, когда оно после толчка рукой будет останавливаться в разных положениях. На этом балансировка заканчивается.
7. Накачать шину до нормального давления и приступить к балансировке следующего колеса. Передние колеса балансируются каждое на своей ступице, а задние — на одной из передних ступиц.
Увод автомобиля в сторону от прямолинейного движения может быть из-за неодинаковой величины углов развала и продольного наклона поворотных стоек, а также разности давления воздуха в шинах левого и правого передних колес. Устранение этой неисправности производится проверкой и регулировкой углов установки передних колес и доведением давления воздуха в шинах до нормальной и одинаковой величины.
Неравномерный или ускоренный износ шин происходит от повышенного против нормы давления воздуха (изнашивается средняя часть протектора) или от пониженного давления (повышенный износ крайних частей протектора), неправильного развала колес (односторонний износ протектора), нарушения балансировки или неправильной регулировки подшипников ступиц колес (неравномерный износ протектора, пятнами.) Для устранения неисправности следует установить ее причину и в зависимости от этого произвести необходимые работы.
Сильные удары кузова являются следствием разрушения резиновых буферов, неисправности амортизаторов, осадки рессор (пружин) или поломки листов рессор. Негодные детали, осевшие рессоры (пружины) и сломанные листы рессор заменяются новыми. Скрип рессор чаще всего появляется вследствйе износа пластмассовых шайб, установленных между листами. Для устранения неисправности необходимо заменить шайбы.
Рис. 3. Схема перестановки колее
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности ходовой части"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы