Характерными признаками неисправностей рулевого управления могут быть: увеличенный свободный ход рулевого колеса, тугое его вращение либо заедание в рулевом механизме, стуки и скрипы, течь смазки. Кроме того, в рулевом управлении могут возникнуть люфт рулевого колеса на валу из-за слабой затяжки гайки крепления рулевого колеса и ощутимое на рулевом колесе радиальное перемещение рулевого вала из-за ослабления затяжки болтов крепления рулевой колонки или повышенного износа подшипников вала. Несмотря на то что эти неисправности возникают сравнительно редко, они должны быть своевременно обнаружены и устранены.
Если автомобиль в движении плохо «держит дорогу», трудно управляем, значит, увеличен люфт рулевого колеса. В этом случае необходимо, покачивая руль, убедиться в прочности закрепления рулевого механизма, рулевого колеса на валу, поворотных рычагов к соответствующим цапфам, сошки на валу, гаек болтов стяжных хомутов, гаек крепления шаровых пальцев шаровых шарниров. При необходимости следует подтянуть резьбовые соединения. Обычно надежность крепления рулевого колеса на валу проверяют покачиванием его в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения. При обнаружении качки следует туго затянуть гайку крепления рулевого колеса на валу.
Проверку люфта в сочленениях рулевого привода рекомендуется проводить вдвоем:, одному резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо и влево, а второму на ощупь определять ослабленные крепления, прижав пальцы к двум деталям — соединяемым шаровыми шарнирами головкам тяги и рычагу. Наличие люфтов в шаровых шарнирах будет ощущаться при взаимном перемещении деталей. Люфт в шарнирных сочленениях тяг можно выявить и покачиванием тяги рукой вправо, вперед, назад. Если в шарнирах тяг увеличенный люфт, то тяги будут качаться свободно. Шарниры с увеличенным люфтом необходимо отрегулировать или заменить новыми после возвращения из рейса.
При исправности сочленений рулевого привода и надежном креплении основных узлов и деталей рулевого управления причинами повышенного люфта рулевого колеса могут быть большие зазоры в подшипниках колес или неисправный рулевой механизм. Следует проверить, нет ли осевого люфта в подшипниках колес, покачивая поддомкраченное колесо за верх покрышки в направлении, перпендикулярном к плоскости его вращения.
Основной причиной, вызывающей неисправность рулевого механизма, является изнашивание деталей из-за несвоевременной- и плохой смазки, движения на повышенных скоростях по плохим дорогам, частых поворотов колес, когда автомобиль стоит.
Рис. 1. Проверка крепления рулевой сошки
Рис. 2. Проверка люфта в сочленении продольной тяги с рулевой сошкой
Вследствие изнашивания рабочих поверхностей деталей в рулевом механизме появляются зазоры, которые вредно отражаются на работе автомобиля. О – появлении зазоров в рулевом механизме можно судить по стукам во время движения, колебаниям передних колес, затруднению при управлении автомобилем. При изнашивании прежде всего образуется зазор в зацеплении ролика с червяком, затем появляется свободное перемещение червяка вместе с валом вдоль его оси. Эти зазоры устраняются регулировкой. Обязательным условием выполнения регулировок рулевого механизма является их последовательность; вначале устраняется зазор в подшипниках червяка, а затем в зацеплении ролика сошки и червяка. Регулировочные работы по устранению неисправностей рулевого управления рекомендуется выполнять высококвалифицированным специалистам.
Если при движении автомобиля возникло тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, прежде всего следует проверить давление воздуха в шинах передних колес, наличие масла в картере рулевого механизма или в бачке гидроусилителя, а также натяжение ремня привода насоса. При необходимости следует шины накачать и заправить картер и бачок маслом, а натяжение ремня отрегулировать. Далее внешним осмотром надо проверить, нет ли погнутости у рулевых тяг, и если есть, то выправить тяги и убедиться в правильности регулировок рулевого механизма. Если при этом не удается устранить заедание, то рулевой механизм следует отремонтировать в мастерской.
При осмотре автомобиля убедиться на слух и на ощупь в отсутствии стуков и скрипов в шарнирах тяг, в зацеплении ролика сошки с червяком. Для этого необходимо поддомкратить передцее колесо и покачивать его рукой, имитируя повороты.
Если при проверке технического состояния рулевого управления обнаружена течь смазки, то прежде всего следует проверить ее количество в картере рулевого механизма, а также плотность крепления нижней крышки, надежность затяжки гаек, состояние сальника вала рулевой сошки и довести уровень масла в картере до установленной нормы. Ослабленные детали надежно закрепить, при необходимости заменить уплотняющие прокладки и поврежденный сальник вала сошки в парке.
Неисправности тормозов
Признаками основных неисправностей тормозов являются: слабое их действие, большое усилие на педали при торможении, увод автомобиля в сторону, плохое растормаживание всех колес или одного, слабое действие стояночного тормоза, притормаживание, сопровождающееся чрезмерным нагреванием задних колес при полностью отпущенной педали тормоза и рычаге стояночного тормоза, отсутствие зазоров между колодками и барабаном из-за поломки стяжной пружины колодок, разбухание манжет, заедание поршней.
Рис. 3. Удаление воздуха из системы гидравлического привода тормозов
Если при торможении автомобиля значительно увеличена длина тормозного пути, то в первую очередь следует проверить свободный ход педали рабочего тормоза и при необходимости произвести его регулировку. Изменение величины свободного хода педали является первым сигналом возникновения неисправности в системе привода тормозов. При обнаружении увеличенного свободного хода, а также при появлении ощущения упругости педали в нанятом состоянии необходимо проверить уровень тормозной жидкости в питательном бачке. При его уменьшении следует найти и устранить течь, осмотрев вначале трубопроводы, а затем тормозные механизмы колес. Если производилась замена трубок,; шлангов и в тормозную систему при этом попал воздух, о чем свидетельствует «провал» тормозной педали, его необходимо удалить.
Рис. 4. Проверка и регулировка зазора между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном: а —проверка зазора; б — частичная регулировка тормозов; 1 — ось червяка; 2 — окно для проверки зазора; 3 — массосуде, а уровень жидкости в питательном бачке довести до нормы.
В период прокачки следуе,т постоянно следить за уровнем тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра и при необходимости доливать ее до нормы. В противном случае в систему вновь может проникнуть воздух. Уровень жидкости не должен опускаться ниже половины резервуара.
Прокачку системы привода тормозов рекомендуется производить в таком порядке: заднее правое — переднее правое; переднее левое — заднее левое колеса.
После удаления воздуха из системы гидравлического привода следует произвести проверку и регулировку величины свободного хода педали тормоза. В тормозах с пневматическим приводом проверить герметичность системы с помощью манометра, мыльной воды или на слух по элементам, начиная с трубопроводов и шлангов, и устранить неисправности.
Затем следует проверить и при необходимости отрегулировать зазор между колодками и тормозными барабанами колес, то есть произвести частичную регулировку тормозов колес в такой последовательности:
— поднять домкратом регулируемое колесо и проверить, свободно ли оно вращается;
— вращать червяк тормозной камеры регулируемого колеса против хода часовой стрелки до тех пор, пока колесо, поворачиваемое рукой, затормозится;
— повернуть червяк тормозной камеры по ходу часовой стрелки так, чтобы-колесо свободно вращалось от толчка Рукой;
— проверить действие колесного тормоза: вращающеео колесо при нажатии на тормозную педаль должно резко затормозиться, а ход штоков тормозных камер должен бцть в пределах: у автомобиля ЗИЛ-130 для передних колес 15…25 мм, для задних колес 20…30 мм; у автомобиля ЗИЛ-131 для всех колес 15…25 мм; у автомобиля ЗИЛ-157К для всех колес 15…35 мм; при регулировке рекомендуется добиваться величины хода штока, близкой к меньшему пределу, а также того, чтобы ходы штоков левых и правых камер на каждом мосту мало отличались один от другого;
— опустить колесо и убрать домкрат. Регулировку производят при давлении воздуха в системе привода тормозов не менее 6 кгс/см2. При частичной регулировке нельзя ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при торможении.
Регулировать тормоза (частичная регулировка) автомобилей ГАЗ-63А и ГАЗ-66 надо следующим образом:
— поднять домкратом переднее колесо;
— вращая колесо вперед, постепенно поворачивать регулировочный эксцентрик передней колодки за шестигранную головку до тех пор, пока колесо не затормозится;
— постепенно отпустить эксцентрик, поворачивая колесо вперед до тех пор, пока колесо не станет проворачиваться свободно (без задевания барабана за колодки);
— отрегулировать таким же образом зазоры между задней колодкой и барабаном (колесо при этом необходимо вращать назад);
— аналогично отрегулировать тормоза задних колес; проверить торможением на ходу автомобиле равномерность работы тормозов и отсутствие нагрева тормозных барабанов.
При правильной регулировке тормозов и отсутствии , воздуха в системе гидропривода педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна опускаться более чем на половину хода, после чего должна ощущаться «жесткая» педаль.
Как правило, о большом зазоре между колодками и тормозным барабаном свидетельствует увеличенный ход педали тормоза до начала торможения. Нередко бывает так, что при большом износе накладок тормозных колодок регулировкой не удается достигнуть требуемой величины в таком случае накладки требуют замены. Если между тормозным барабаном и накладками соот-^тствует норме, а тормоза «держат» плохо, необходимо в do верить, не произошло ли замасливания накладок. Признаками замасливания являются большой тормозной путь при резком торможении, а также занос автомобиля.
Наличие на накладках смазки свидетельствует о ее подтекании через уплотнения полуоси. Замасленные накладки промываются неэтилированным бензином или уайт-спиритом.
Если после выполнения перечисленных работ тормоза по-прежнему действуют слабо, то нужно снять главный цилиндр, а в тормозах с пневматическим приводом — тормозной кран с автомобиля и отремонтировать в мастерской.
Если для обеспечения эффективного торможения колес к тормозной педали необходимо прикладывать повышенное усилие, то прежде всего следует проверить работоспособность гидровакуумного усилителя тормозов (если он установлен на автомобиле).
Одной из распространенных неисправностей тормозов является неодновременность торможения колес. При этом заторможенный автомобиль «уводит» в сторону, особенно на скользкой дороге. Заметим, что «увод» автомобиля происходит и при неодинаковом давлении в шинах правых и левых колес.
Проверить одновременность действия тормозов можно простейшим способом: вывесить колеса автомобиля, включить прямую передачу и при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя плавно нажать на педаль тормоза: если колеса остановятся и двигатель заглохнет, значит, тормоза действуют одновременно и с одинаковой силой В противном случае ведущие колеса будут вращаться с разной частотой из-за дифференциала: колесо, затормозившееся раньше, будет замедлять движение, а другое — вращаться быстрее. Если торможение колес разное, следует искать неисправность, проверив правильность регулировок привода и тормозных механизмов, давление воздуха в шинах, зазоры между накладками тормозных колодок и барабаном. Затем следует проверить, нет ли замасливания накладок, заедания валиков и тяги привода, засорении и вмятин в трубопроводах. Характерной неисправностью тормозов является плохое растормаживание колес. Иначе говоря, при полностью отпущенной тормозной педали колеса продолжают находиться под действием тормозов.
Устранять неисправности нужно с проверки и регулировки величины свободного хода педали тормозов. Затем проверить зазор между накладками и тормозным барабаном и при необходимости отрегулировать его. Если зазор слишком мал, барабан будет нагреваться. Не добившись регулировкой устранения неисправности, попробуйте поднять колеса, провернуть и прослушать, нет ли шума и стуков при проворачивании. Шум и стуки будут указывать на неисправность стяжной пружины. Ее следует заменить. Барабан очистить от загрязнений. При снятом барабане колодки тормоза на опорном пальце должны легко вращаться. Тугое вращение можно устранить смазкой поверхностей трения.
Если все это не дало положительных результатов, нужно внимательно проверить состояние манжет и колесных цилиндров. При обнаружении разбухших манжет и сильно изношенных цилиндров, их нужно заменить новыми в мастерской, а всю систему промыть.
В тормозах с пневматическим приводом нужно проверить и по возможности устранить неисправности тормозного крана либо сдать его в ремонт.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности рулевого управления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы