При эксплуатации трамваев узлы и детали изнашиваются, а несвоевременное устранение возникающих неисправностей приводит к длительному ремонту подвижного состава. Поломки во время движения трамвая приводят к авариям, угрожают жизни пассажиров, поэтому Правила технической эксплуатации устанавливают перечень неисправностей узлов и деталей трамваев, при наличии хотя бы одной из которых вагон не может быть выпущен из депо на линию, а при обнаружении неисправности во время работы на линии вагон должен быть возвращен в депо.
Неисправности колесных пар. Высота реборды бандажа менее 11 мм. При такой высоте реборды возрастает вероятность схода трамвая с рельсов, особенно на кривых. При прохождении крестовин колесо с низкой ребордой испытывает большие ударные нагрузки, вызывающие разрушение пути и ходовых частей вагона, а также повышенный шум.
Толщина реборды менее 8 мм. Тонкая реборда может легко выкрошиться. Кроме того, при неплотном прилегании пера стрелки “острая” реборда может поставить противошерстную стрелку вразрез, что приведет к сходу вагона с рельсов. Образуются выкрошенные места на реборде бандажа.
Толщина бандажа менее 25 мм. Минимальная толщина бандажа 25 мм установлена по условиям безопасности движения, так как при меньшей толщине бандаж раскатывается на колесном центре, ослабевает и может соскочить во время движения вагона.
Выбоины (лыски) на поверхности катания бандажа более 0,6 мм, а при движении по путям с бетонным основанием — не более 0,3 мм. Вагоны с колесами, на которых имеются выбоины (лыски), определяются по значительному шуму, издаваемому таким вагоном. Удары колес с лысками о рельсы вызывают повреждение и пути, и подвижного состава. Постоянное сотрясение ходовых частей вагона приводит к ослаблению крепежа и разрушению агрегатов и чувствительной электрической аппаратуры.
Трещины в бандаже или колесном центре. Продольные и поперечные трещины на бандаже недопустимы по условиям механической прочности и возможности их разрыва. По тем же причинам нельзя эксплуатировать вагоны с трещинами в ступице.
Ослабление центральной стяжной гайки или стяжных болтов приводит к ослаблению всего пакета колеса, а затем и к его разрушению. Просевший колесный центр стирает ступицу колеса и ось колесной пары.
Ослабление или сдвиг ступицы, ослабление или обрыв болтов крепления амортизаторов колес, видимые дефекты резиновых амортизаторов.
Отсутствие или повреждение более чем на 25% сечения шунта подрезиненного колеса. Обрыв всех шунтов подрезиненных колес приводит к разрыву высоковольтной цепи вагона. Если на вагоне выключены высоковольтные электрические цепи (освещение, обогрев), пассажиры или водитель, выходя из вагона или входя в него, могут замкнуть электрическую цепь на землю и будут поражены электрическим током.
Неисправности тормозной системы. Не действует один из видов тормозов. Его неисправность не компенсируют другие тормоза. При неисправности служебного (реостатного) тормоза продолжать работу, используя в качестве служебного барабанный, не разрешается, так как торможение с большой скоростью приведет к быстрому истиранию тормозных накладок и к отказу барабанного тормоза. При неисправности барабанного тормоза реостатный не обеспечивает полную остановку вагона. При неисправности рельсового тормоза водитель не может применить экстренное торможение для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, а значит, и невозможно движение с нормальной эксплуатационной скоростью.
Реостатный тормоз не обеспечивает остановки вагона на установленном тормозном пути; механический тормоз не удерживает поезд на наибольшем допустимом уклоне. Если барабанный тормоз ослаблен и не удерживает поезд на уклонах, удерживать его на уклоне с помощью рельсового тормоза не разрешается. Длительное включение рельсового тормоза может привести к перегоранию плавких предохранителей электрической цепи тормоза или аккумуляторной батареи, в результате вагон выйдет из подчинения водителю.
Рычаг (педаль) стояночного механического тормоза не удерживается запирающим устройством.
Не работает манометр тормозной системы. Неисправный манометр лишает водителя возможности контролировать состояние пневматической системы вагона.
Заедание в системе механического тормоза. Зазор между рельсовым тормозом и головкой рельса менее 8 или более 12 мм. Оптимальным зазором можно считать 10—12 мм. При зазоре менее 8 мм рельсовый тормоз во время движения будет касаться рельса, повышая удельное сопротивление движению и увеличивая износ наконечников рельсового тормоза. Кроме того, при просадке или неисправности рельсовых стыков уменьшенный зазор между тормозом и головкой рельса может привести к обрыву тормоза и аварии.
Неисправности тележек. Заедание в поворотном устройстве, которое вызывает усиленное трение в сопряженных трущихся поверхностях, их преждевременный износ и неправильное вписывание вагонов в кривые с повышенным износом бандажей колес и рельсов. Ослабление крепления деталей тележки вызывает при движении вагона дребезжание, увеличивается шум. Кроме того, износ выше нормы элементов тележки может вызвать их разрушение и как следствие этого — аварию.
Неисправности сцепных приборов. Трещины в элементах сцепного прибора; отсутствует чека или шплинт у стержня; изгиб или износ стержня выше установленной нормы. Перечисленные неисправности сцепных приборов могут привести к разрыву поезда или буксира. Поэтому при приемке поездов в депо и на линии необходимо тщательно проверять состояние сцепных приборов.
Неисправности карданной передачи. Ослаблены крепление и посадка фланцев на валах тягового двигателя и редуктора; радиальный и осевой люфты шлицевого соединения и карданного шарнира превышают допустимую норму.
Неисправности редуктора. При ослаблении или неисправности элементов реактивного устройства возможно проворачивание кожуха редуктора, что ведет к разрушению карданной передачи и аварии.
Просачивание смазки. Без смазки редуктор выйдет из строя. Кроме того, вытекающая смазка загрязняет улицы городов.
Ослабленное крепление зубчатых колес, как и выломанный отдельный зуб, уменьшает прочность зубчатой передачи, что может вызвать заклинивание и разрушение передачи.
Неисправности пневматического оборудования. Время наполнения пневматической системы сжатым воздухом от нулевого до рабочего давления превышает установленную норму. Регулятор давления не поддерживает рабочее давление в пневматической системе в пределах 0,35—0,65 МПа. Утечка воздуха из пневматической системы заторможенного пневматическим тормозом вагона в течение 5 мин превышает 0,05 МПа.
Компрессор при работе перегревается.
На предохранительном клапане нет пломбы. Отсутствие пломбы — свидетельство неисправности клапана или плохой регулировки. Вагон с незапломбированным предохранительным клапаном не может быть допущен к эксплуатации.
Неисправен кран водителя. Нормальная работа пневматического тормоза не гарантирована.
Неисправны манометр, привод дверей, песочниц, стеклоочиститель, пневматический выключатель управления.
Неисправности крышевого оборудования. Детали токоприемника имеют трещины или изломы; перекошен, не отрегулирован токоприемник; ослаблено крепление контактной вставки, износ ее превышает норму; заедание в сопряжениях при подъеме и опускании токоприемника; нарушена прочность веревки; токоприемник не фиксируется в опущенном положении; повреждена или отсутствует дорожка из электроизоляционного материала.
Нажатие токоприемника на контактный провод не соответствует Правилам технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов. Если давление токоприемника на контактный провод выше нормы, то увеличивается износ контактной вставки токоприемника и контактного провода. Кроме того, увеличивается вероятность поломки токоприемника и обрыва контактной сети. При понижении давления на контактный провод во время движения поезда на большой скорости токоприемник отрывается от контактного провода, что вызывает подгар контактного провода, выжиг на контактной вставке токоприемника и отрицательно сказывается на работе всего электрического оборудования трамвайного вагона.
Неисправности электрического оборудования. Нарушена работа тяговых двигателей из-за короткого замыкания или обрыва в одной из групп двигателей; вспомогательных электрических машин; пускорегулирующей и защитной аппаратуры; вспомогательных электрических цепей; аккумуляторной батареи.
Нарушено заземление электрических печей отопления; не работают приводы дверей, стеклоочистителей, песочниц, световая или звуковая сигнализация; установлены некалиброванные предохранители; не работают контрольно-измерительные приборы.
Неисправности внешних световых приборов. Не горят или не отрегулированы фары; не горят стоп-сигналы, указатели поворота, габаритные фонари.
Неисправности кузова. Нарушена прочность подножек и поручней, повреждено или ослаблено их крепление; нарушена прочность люков пола и их крышек, дверей; дефекты на стеклах кабины водителя и зеркале заднего вида, понижающие или ухудшающие видимость; не работает звукоусилительная установка, протекает крыша; отсутствует песок в песочницах или он не пригоден к использованию.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Неисправности, с которыми запрещается выпуск из депо и эксплуатация трамваев на линии"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы