Правила технической эксплуатации трамваев содержат основные положения, относящиеся к их эксплуатации и обслуживанию. Они определяют размеры, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава, требования, предъявляемые к ним, а также к системам организации движения трамваев, сигнализации и связи. Соблюдение правил технической эксплуатации трамваев обязательно для всех работников городского электротранспорта. Изменять правила может только Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
Главное управление городского электротранспорта Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, а также трамвайные управления городов могут утверждать инструкции, системы ремонтов, указания, определяющие работу своих подразделений, а также другие руководящие указания только в пределах Правил технической эксплуатации. Точное и неуклонное выполнение Правил обеспечивает слаженную работу всех звеньев хозяйства, четкую и бесперебойную работу трамваев и безопасность движения.
Основная обязанность работников городского транспорта — высококачественное транспортное обслуживание населения, выполнение плана перевозок пассажиров при обеспечении безопасности движения, систематическом повышении провозной способности, снижении себестоимости перевозок и рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов.
Работники городского электрического транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров, создавать для них необходимые удобства, быть вежливыми и предупредительными в обращении с пассажирами и одновременно требовать от них точного выполнения Правил пользования трамваем.
На должности, непосредственно связанные с движением поездов, принимаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию. Следует ежегодно проверять- знание ими Правил безопасности труда и не реже одного раза в два года — Правил технической эксплуатации, должностных инструкций и Правил внутреннего распорядка. В период сезонных изменений режима эксплуатации трамваев необходимо инструктировать водителей об особенностях работы подвижного состава.
В своей работе водитель руководствуется должностной инструкцией, Правилами дорожного движения, Правилами техники безопасности и Правилами технической эксплуатации трамваев. Во время работы на линии водитель обязан строго выполнять расписание, обеспечивать безопасность движения, сохранность подвижного состава, экономно расходовать электроэнергию, культурно обслуживать пассажиров, выполнять план пассажи-роперевозок.
Водитель подчиняется начальнику депо, его заместителю, начальнику отдела эксплуатации и начальнику маршрута. На линии он обязан выполнять оперативные распоряжения старшего диспетчера, диспетчеров линейных отделов, станций и депо, ревизоров движения, начальника маршрута, водителей-наставников, работников Государственной автомобильной инспекции и милиции.
Водителю запрещается передавать кому-либо управление поездом, кроме лиц, указанных в должностной инструкции. О передаче управления поездом делается запись в путевом листе.
Категорически запрещается управление трамваем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является самым опасным нарушением Правил движения.
Во время работы на линии водитель должен иметь при себе удостоверение на право управления трамваем, выданное Госавтоинспекцией, книжку водителя, путевой лист, удостоверение о проверке знаний Правил технической эксплуатации и Правил безопасности труда при эксплуатации электроустановок.
Для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава служат трамвайные депо, представляющие собой комплекс зданий и сооружений, расположенных на огражденной территории. Иногда мастерские по ремонту подвижного состава помещаются в обособленном здании и административно в состав депо не входят.
Для содержания в исправном состоянии подвижного состава создана система технического обслуживания, включающая в себя плановые виды осмотра и ремонта, внеплановый заявочный ремонт и устранение на линии мелких неисправностей. Для трамвайных вагонов всех типов приняты следующие виды технического обслуживания и ремонтов: ежедневное обслуживание (ЕО), техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2), кантовка тележек, текущий ремонт (TP), средний ремонт (CP) и капитальный ремонт (№4).
Полный цикл осмотров и ремонтов делится на техническое обслуживание и плановые ремонты. К техническому обслуживанию относятся ежедневное обслуживание, контрольно-профилактический осмотр, ревизион-но-предупредительный ремонт и кантовка тележек, к плановым — малый, средний и капитальный ремонты.
Установлена следующая периодичность технического обслуживания и ремонтов трамвайных вагонов: ежедневное обслуживание (ЕО) — ежесуточно; техническое обслуживание (ТО-1) — один-два раза в неделю; техническое обслуживание (ТО-2) — один раз в 28 дней; текущий ремонт (TP) — после пробега 70 тыс. км; средний ремонт (CP) — после пробега 140 тыс. км; капитальный ремонт (№ 4) — после пробега 280 тыс. км. Ремонтный цикл трамвайного вагона показан на рис. 164.
Рис. 1. Периодичность технического обслуживания и ремонтов трамвайных вагонов:
а – система ремонта, б – система технического обслуживания; ТО! – техническое обслуживание N-l, Т02 техническое обслуживание N“2, ГР – текущий ремонт,
При техническом обслуживании ТО-1 устраняются все выявленные, а также записанные водителем в книгу поезда неисправности, возникшие во время работы на линии, проверяется крепление деталей, протираются от пыли и грязи изоляционные части электрооборудования; очищаются, регулируются и смазываются отдельные механизмы; проводится уборка салона и мойка кузова.
При техническом обслуживании ТО-2 вскрывают осмотровые люк и редукторов для проверки зубьев зубчатых колес и определения величины их износа, измеряется люфт ведущих конических зубчатых колес в стакане редуктора, люфты карданных валов; продувают сжатым воздухом электрические машины и электрические аппараты при давлении воздуха 0,20 0,25 МГ1а, измеряют динамометром и регулируют давление пальцев на щетки тяговых двигателей и вспомогательных машин; регулируют автомат для защиты электрооборудования при коротком замыкании при перегрузках; проверяют развертку реостатного контроллера и секвенцию всей электроаппаратуры; два раза в год (весной и осенью) проверяют величину сопротивления изоляции высоковольтных цепей, производительность компрессора; проводят ревизию клапанных коробок, очистку фильтров пневмосистемы и другие работы.
Компрессор и все тормозное и пневматическое оборудование ревизуют и разбирают с последующим испытанием. Производят пропиточный ремонт тяговых двигателей и вспомогательных машин с последующим испытанием на стендах; аккумуляторную батарею промывают и ремонтируют; ремонтируют, испытывают и регулируют защитную аппаратуру, а также электрические и электропневматические аппараты, проверяют состояние изоляции электрических цепей. Для ревизии и ремонта сцепных приборов и рычажной тормозной передачи их снимают с подвижного состава.
При капитальном ремонте (№ 4) осматривают и ремонтируют раму и кузов, заменяют поврежденные места, восстанавливают обшивку, очищают старую краску, грунтуют и окрашивают вновь. Колесные пары подвергают полному освидетельствованию и заменяют негодные элементы. Проводят капитальный ремонт редуктора, заменяя подшипники и зубчатые колеса. Электрические машины и аппараты заменяют новыми или капитально отремонтированными. Производят полную ревизию, а при капитальном ремонте второго объема замену проводов и кабелей высоковольтных и электрических цепей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Правила технической эксплуатации (ПТЭ)"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы