Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Материалы внутренней отделки

Публикация:
   Обивочные материалы

Читать далее:




Обивочные материалы

Ткани с поливинилхлоридной пленкой. В настоящее время к наиболее распространенным для внутренней отделки автомобилей обивочным тканям относятся ткани, покрытые поливинилхлори-дом. В зависимости от назначения они имеют различные свойства, которые обусловлены особенностями подкладочной ткани, видом и толщиной покрытия, его отделкой и фактурой поверхности.

В отдельный класс выделяются материалы, имитирующие кожу, и искусственная кожа. Материалы, имитирующие кожу, выпускаются под следующими названиями: дерма, винидерМа, гранитоль и др., а искусственная кожа выпускается под названием скэй. Для избежания чисто польских названий, которые не имеют отражения в мировых стандартах, ниже приведено деление этих материалов на типы, которые характеризуются массой 1 м2 ткани. В зависимости от назначения ткань может быть изготовлена из различных материалов, т. е. хлопка или искусственного волокна, иметь разную толщину и структуру. Необходимо обеспечить соответствие требованиям прочности и удлинения ткани с поливинилхлоридным покрытием. Разные типы тканей имеют свое точно определенное назначение для отдельных обойных элементов, и отсюда возникают требования к их параметрам.

Ниже приведены данные об областях применения разных типов тканей с поливинилхлоридным покрытием.

Ткани, имитирующие кожу. Тип 350 — используется для обивки потолка кузова; изготовляется из хлопчатобумажной ткани с односторонним поливинилхлоридным покрытием; Тип 450 — перфорированная ткань, имитирующая кожу, используется для обивки потолка кузова; изготовляется из хлопчатобумажного или синтетического волокна с односторонним поливинилхлоридным покрытием; Тип 600 — используется на бордюры матов, ковриков для различных настилов; изготовляется из хлопчатобумажной ткани с односторонним поливинилхлоридным покрытием;

Тип 900 — используется для раздвижных и откидных крыш автомобилей; изготовляется из хлопчатобумажного полотна с двусторонним поливинилхлоридным покрытием.

Искусственная кожа. Искусственная кожа применяется для обивки сидений автомобилей. Масса искусственной кожи и ее толщина обусловливают эластичность сиденья и комфорт. Тип 500 — изготовляется из трикотажного, хлопчатобумажного или синтетического полотна, покрытого одним слоем поливинилхлорида. Тип 600 — изготовляется из хлопчатобумажного трикотажного полотна, покрытого одним слоем поливинихлорида. Тип 750 — эластичная кожа; изготовляется из трикотажного полотна и синтетической пряжи типа джерси, покрытого двумя слоями поливинилхлорида, из которых один пористый, а другой обычный. Тип 950 — эластичная кожа; изготовляется из трикотажного полотна из синтетической пряжи типа джерси, покрытого двумя слоями поливинилхлорида, из которых один пористый, а другой обычный.

Для определения адгезии покрытия с подкладкой испытывают Два образца размером 26X5 см, вырезанные из рулона материала, один в продольном направлении, другой в поперечном.

Испытание на липкость поверхности покрытия при повышенной температуре проводят на образцах размером 5×5 см. Испытание заключается в наложении одного на другой образцов из различных материалов;
— два образца из искусственной кожи накладывают один на другой так, чтобы соприкасались поверхности поливинилхлоридного покрытия;
— образец из искусственной кожи накладывают на кусок шерстяной ткани;
— образец из искусственной кожи накладывают на кусок белого батиста.

Уложенные в указанном порядке образцы нагружают усилием 2,5 кгс, что обеспечивает давление 100 г/см2. Образцы выдерживают в термостате 2 ч при температуре 75° С. По истечении этого времени образцы разъединяют. Не допускается никаких следов склеивания образцов, а также цветных пятен от соприкосновения с покрытием на батисте.

Испытание на старение проводят на образцах размером 15×10 см. Образцы выдерживают при температуре 90 ± 2° С в течение 48 ч. Не допускается размягчение или затвердевание покрытия в результате нагревания.

Усилие при растяжении определяют при помощи динамометра на десяти образцах размером 5×35 см (база замера 20 см), из которых пять образцов должны быть вырезаны в продольном направлении, а пять в поперечном. Образцы следует вырезать так, чтобы их боковые стороны составляли прямые линии. Это можно достигнуть, выдернув крайние свободные нити по всей длине образца. Перед испытанием образцы выдерживают в течение 72 ч при температуре 20 ± 2° С и относительной влажности воздуха 65 ± 5%. Растягивают образцы со скоростью 100 мм/мин. Если необходимо испытать образец на удлинение при разрыве, то определяют и этот параметр.

Удлинение под нагрузкой определяют с помощью динамометра на трех образцах размером 5×35 см (замеряемый отрезок 20 мм), вырезанных из материала вдоль поперек и по диагонали. Перед испытанием образцы выдерживают в течение 72 ч при температуре 20 ±2° С, Испытание проводят при скорости растяжения, равной 10 мм/мин.

Определение цветостойкости краски производят в фадеометре на образцах размером 7X12 см. Через 100 ч непрерывного освечивания допускается изменение цвета не более чем на контрольном образце, испытанном в тех же условиях.

Рис. 1. Образец для испытания стойкости ткани с поливинилхлоридным покрытием при ее соприкосновении с подкладочным материалом

Рис. 2. Образец для определения механических свойств поливинилхлоридного покрытия

Определение стойкости при протирке производят протиркой поверхности образца куском белой ткани, смоченным в воде и намыленным. Не допускается появления на куске ткани пятен от обработки образца.

Стойкость ткани, покрытой поливинилхлоридом, при соприкосновении с подстилочным материалом сидений определяется на образцах, изготовленных из прямоугольных кусков материала размером 14 X 10 см, сложенных так, чтобы слой покрытия располагался снаружи. Образцы прошиты по трем сторонам параллельными швами с отступлением 1 см от края после предварительного наполнения их хлопковой ватой, пенистым полиуретаном и вспененной резиной тех сортов, какие применяются для автомобилей. После 48 ч освечивания образцов в фадеометре облицовочный материал образцов, соприкасающийся с набивкой, не должен иметь никаких различий в цвете по сравнению с контрольными образцами материала, освеченными одновременно.

Механические свойства слоя покрытия определяются на образцах, форма и размеры которых приведены на рис. 1. Образцы вырезают из поливинилхлоридного покрытия, предварительно отделенного от ткани. Скорость растяжения при испытании должна быть 100 мм/мин. Результат испытаний определяется по среднему арифметическому трех замеров.

Для испытания на морозостойкость вырезают образцы размером 20×100 мм, их выдерживают в морозильной камере определенное время при заданной температуре. Затем образцы изгибают на стержне, диаметр которого в 10 раз больше толщины образца, до угла 180° в течение 1 с. При этом трещин на образце не должно быть.

Для испытания прочности сварки испытывают два образца размером 20×20 см, на которых выполняют пять сварочных швов на расстоянии 30 мм один от другого. Сварку выполняют на аппарате с частотой тока 20 ± 5 МГц при нагрузке латунного электрода усилием 60 кгс, что соответствует давлению 12 кгс/см2. После сварки из образца вырезают четыре полоски шириной по 50 мм. Крайние полоски выбрасывают, а внутренние подвергают испытанию на отрыв каждого шва отдельно.

Рис. 3. Форма и размеры сварных швов и линии разреза образцов из ткани с по-ливинилхлоридным покрытием

Цветостойкость испытывается на установке искусственного климата, оснащенной двумя ртутными дугообразными лампами и приспособлением для впрыскивания воды. Испытательный цикл состоит из 64 мин освечивания без опрыскивания и 16 мин осве-чивания с одновременным опрыскиванием образца дождевой водой при температуре 18 =£ 4° С. Каждые 23 ч следует чистить прибор и переворачивать образцы. Коэффициент ускоренного старения по сравнению с естественным в тропических условиях равен восьми.

Испытание на промокаемость проводят на круглых образцах диаметром 10 см на специальном оборудовании. Напор воды равен 15 м вод. ст. Образец должен сохранять непромокаемость в. течение 15 мин при температуре 20 ± 5 °С. Такой же результат должен быть получен на образцах, испытанных на ускоренное старение и цветостой кость при атмосферных воздействиях.

Определение коэффициента трения производится на образцах ткани с поливинилхлоридным покрытием, расположенным по наклонной плоскости. Для повышения трения предусмотрен стальной диск диаметром 60 см и массой 565 г, покрытый шерстяной тканью. Коэффициент трения определяется углом наклона плоскости, обусловливающим равномерное скольжение диска по поливинилхлоридному покрытию. В зависимости от температуры коэффициент трения изменяется пропорционально заштрихованной части графика.

Испытание на усталость производят на образцах размером 12X26 см. Образцы складывают поливинилхлоридным покрытием наружу и прошивают. Шов расположен на расстоянии, равном 12 см от линии сгиба (рис. 2.23). Полученный таким образом рукав надевают на поддерживающие ролики испытательного прибора. Поддерживающие ролики диамером 75 мм и толщиной 10 мм имеют накатку на завальцованной поверхности и отверстия для воздуха. Один ролик неподвижный, а другой имеет возвратно-поступательное движение. Ролики имеют общую ось, расстояние между роликами 65 мм. Ход подвижного ролика ±15 мм. Расстояние между роликами 50—80 мм. Испытание проводят при частоте 10 000 циклов в час. После надевания образца на ролики при их наибольшем расхождении образец закрепляют так, чтобы он имел минимальное натяжение. Способ закрепления образца на приборе показан на рис. 2.23.

Рис. 4. Образец для испытания стойкости ткани с поливинилхлоридным покрытием при ее соприкосновении с подкладочным материалом

Рис. 5. Зависимость коэффициента трения хлопчатобумажной ткани по ткани с поливинилхлоридным покрытием от температуры

Виниловые ламинированные и одинарные пленки. Для обивки потолков, обивок панелей дверей, боковых стен кузова, противо-солнечных щитков, заделки швов, изготовления кантов, обшивок и других элементов широко применяется ламинированная виниловая пленка. Эта пленка нашла более широкое распространение, чем материалы, имитирующие кожу. Одинарная виниловая пленка находит применение в качестве занавесок для защиты от пыли, дождя и сквозняков.

Ламинированную пленку изготовляют с перфорацией и без нее.

Свойства одинарной пленки приведены в табл. 2-27. От нее не требуется сварочных свойств, цветостой кости и стойкости при соприкосновении с подстилочным материалом.

Методика определения свойств пленки такая же, как и для тканей с поливинилхлоридным покрытием. Дополнительным требованием, не предъявляющимся к тканям, является соблюдение стабильности размеров, постоянство пробойного напряжения и прочности на разрыв. Эти параметры определяют следующим образом.

Испытание на стабильность размеров проводят на образцах диаметром 200 мм. Замеры выполняют с точностью до 0,5 мм на двух взаимно перпендикулярных плоскостях образца, обозначая соответствующие точки замера. Образец располагают на плоской поверхности подставки, посыпанной тальком; вместе с подставкой ставят в печь. После выдержки при температуре 90 ± 3° С в течение 6 ч в горизонтальном положении образец охлаждают при температуре окружающей среды и повторяют замер в обозначенных точках. Затем определяют изменение диаметра в процентах.

Рис. 6. Образец из материала, имитирующего кожу, его размеры, схема прошивки и закрепления на приборе для определения усталостной прочности ткани с поливинилхлоридным покрытием

Пробойное напряжение изоляционного материала (поливинил-хлоридной пленки) определяют на приборе, который состоит из металлической плитки и металлического шарика диаметром 10 мм и массой 100 г. Между плиткой и шариком располагают испытываемый материал и подводят ток. Напряжение может иметь отклонение ±5%. В течение 60 с не должно быть пробойного разряда. Для определения свойств пленки испытание продолжают до появления пробойного разряда.

При испытаниях температура равна 15—35 °С, атмосферное давление 650—800 мм рт. ст., относительная влажность 60—70%. Образцы следует выдержать при этих условиях не менее 24 ч. При проведении испытаний основным условием является соблюдение постоянной влажности воздуха, которая влияет на результаты замеров. Ток промышленной частоты 50 Гц и напряжением следует повышать со скоростью 500 ± 10 В/с.

Испытание на разрыв проводят на образцах сложной формы. Применяются два типа образцов: образец обычный и уменьшенный. Уменьшенные образцы применяют в случаях, когда из испытываемого материала невозможно вырезать обычный образец.

Рис. 7. Нормальный образец для испытания поливинилхлоридной пленки на разрыв

Рис. 8. Уменьшенный образец для испытания поливинилхлоридной пленки на разрыв

Образцы вырезают при помощи стального вырубного штампа. Испытываемый материал располагают на ровной поверхности, предварительно подстелив ткань для предохранения лезвия штампа от затупления. В середине углубленной части образца предусмотрен надрез, равный 0,5 ± 0,0.8 мм. Перед испытанием образец необходимо выдержать при температуре 23 =t 2° С не менее 3 ч. Для проведения испытаний образец закрепляют в зажимах динамометра и растягивают со скоростью 500 =£ 10 мм/мин. Среднюю арифметическую величину прочности трех образцов принимают за прочость на разрыв.

Ламинированная ткань из синтетического волокна с подслоем из пенополиуретана. Основным недостатком тканей с поливинилхлоридным покрытием является то, что они воздухонепроницаемы. Современные ткани из синтетических акриловых и полиамидных волокон свободны от этого недостатка. Ламинированная ткань может быть изготовлена в виде джерси, наружный слой ткани слегка расчесан, подслой выполнен из пенистого полиуретана. Эта ткань приятна наощупь, эластична, имеет высокую прочность, мало пачкается, легко моется. Перечисленные преимущества способствуют ее широкому применению. Однако высокая стоимость позволяет использовать ее только для отделки автомо-илей среднего и высшего классов.

Тканое сукно. Для обивки сидений, а также обивки обойных панелей в числе других материалов применяются ткани без слоя покрытия. Это прежде всего сукно шерстяное или сукно, состоящее из смеси шерсти с синтетическим волокном.

Для определения массы образец вырезают на расстоянии не менее 2 м от начала куска ткани на всю его ширину.

Под переплетением подразумевают структуру ткани из нитей (основы и утка). Если ткань валяная или с начесом, для определения структуры удаляют верхний слой подпаливанием, соскабливанием лезвием ножа или стиранием стеклянной шкуркой.

Число ниток на 1 см подсчитывают в трех точках.

Применяют один из трех методов подсчета:
— на поверхности ткани невооруженным глазом или с помощью лупы;
— на обтрепанном краю куска ткани;
— путем выдергивания ниток на отрезке длиной не менее 2 см.

У валяных тканей перед подсчетом ниток удаляют верхний слой.

Стойкость красителя под воздействием воды определяют при растягивании и укреплении испытываемой ткани на деревянной доске размером 20×7 см. Образец (рис. 2.26) покрывают белой бязью и замачивают в камере в воде при комнатной температуре. Время выдержки 24 ч, температура 50 ± 2° С, относительная влажность 80 ± 6%. По окончании испытаний на белой бязи Не должно быть следов красителя.

Для определения прочности при растяжении образец вырезают из рулона ткани, расположенной на расстоянии не менее 2 м от конца рулона ткани (рис. 2.27). Замеряемая длина образца равни °>о см, а полная длина 50 см. Ширина образца шерстяной ткана 10 см, а ширина образца из других тканей 5 см. Испытывают образец при помощи динамометра, одна щека которого неподвижная, а другая подвижная. Растягивают образец с равномерной скоростью. Перед проведением испытания образцы выдерживают в термостате в течение 2 ч при температуре 60 ± 2° С, а затем охлаждают на воздухе. Точную ширину и длину образца для испытаний устанавливают предварительным выдергиванием ниток из ткани.

Рис. 9. Схема вырезания образцов из рулона обивочной ткани для определения прочности на растяжение 1 — образец; 2 — шпиндель диаметром 12,7 мм

Рис. 10. Схема испытания стойкости красителя на воздействие воды: 1 — деревянная подставка; 2 — испытываемая ткань; 3 — белая бязь

Испытание на удлинение проводят на образцах, идентичных образцам для испытаний на растяжение. Перед испытанием образцы подвергают предварительному нагружению, усилие предварительного нагружения обусловлено массой испытываемой ткани (табл. 2-30).

Испытания на пробивание осуществляют на круглых образцах диаметром 7 см. Испытание проводят на установке, схема которой показана на рис. 2.28. Натянутый образец закрепляют между двумя кольцевыми выступами, которые обеспечивают неподвижность ткани. В центре образца устанавливают шток, на нижнем конце которого расположен шарик диаметром 12,7 мм, упирающийся в образец. К штоку прикладывают постепенно возрастающую нагрузку, которая перемещает шток со скоростью 80 мм/мин до момента, пока ткань не будет пробита шариком.

Иногда проводят дополнительные испытания на растяжение швов, которые заключаются в разрыве двух полосок ткани шириной 10 см, сшитых между собой, для определения усилия разрыва шва.

Бязевое и парусиновое полотно. Для обивки и покрытия внутренних мягких элементов сидений, оформления швов, усиления пенистого полиуретана, изготовления планок для дуговых поперечин потолков, замены обивочной ткани оборотной стороны сидений применяют хлопчатобумажные ткани различной толщины и переплетения ниток и плотности (бязь или парусина).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Материалы внутренней отделки

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обивочные материалы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства