Эксплуатируемый в настоящее время подвижной состав трамвая классифицируется по назначению, конструкции, количеству осей, конструкции ходовых частей.
По назначению трамвайные вагоны подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. Пассажирские вагоны имеют салон для размещения пассажиров. Грузовые вагоны оборудованы устройствами для перевозки грузов и для погрузочно-разгрузочных операций. Чаще всего грузовые вагоны в трамвайных хозяйствах применяют как вспомогательный грузовой транспорт.
Специальные вагоны используются для технического обслуживания и текущего ремонта трамвайных путей и контактных сетей. К специальным вагонам относят: рельсотранспортеры, рельсошлифовщики, жело-боочистительные вагоны, снегоочистители, путеизмерители, поливомоеч-ные вагоны, динамометрические вагоны, вагоны-вышки для контроля состояния и ремонта контактной сети и устройств СЦЬ, вагоны-лаборатории и др.
По конструкции трамваи бывают моторными, прицепными и сочлененными. Вагоны называют моторными, если они имеют электротяговую аппаратуру и двигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую движения. Прицепные вагоны не имеют тяговой электроаппаратуры и двигателей и самостоятельно передвигаться не могут. Они работают в паре с моторными. Трамвайные вагоны, кузов которых состоит из двух или более сочлененных частей с общим салоном для пассажиров, переходным мостиком и поворачивающим устройством, называются сочлененными.
По количеству осей вагоны подразделяют на двух-, четырех-, шести- и восьмиосные. Двух- и четырехосные вагоны могут быть как моторными, так и прицепными. Шести- и восьмиосные вагоны, как правило, сочлененные, моторные.
Одним из отличительных признаков является деление трамвайных вагонов по конструкции ходовых частей. Они бывают тележечными и бестележечными. На тележечных вагонах кузов опирается на тележки, представляющие собой совокупность агрегатов и механизмов в целом, составляющих ходовые части. На бестележечных кузов через систему подвешивания (комплект рессор) опирается на буксы и через них – на оси колесных пар.
В настоящее время промышленность выпускает пассажирские четырехосные моторные вагоны на тележечной базе и сочлененные пассажирские трамвайные вагоны — шести- и восьмиосные.
Прицепные пассажирские трамвайные вагоны снимают с линий. Различные типы вагонов, ранее применяемые для перевозки пассажиров, используют как специальный подвижной состав.
Трамвайный поезд может быть сформирован не только из моторного н прицепного вагонов, но и из двух или трех моторных вагонов. В этом слУчае вагоны оснащены оборудованием, позволяющим водителю голов-н°го вагона управлять работой всех вагонов поезда. Такой принцип управ-Ления поездом называется работой вагонов по системе многих единиц.
Использование таких поездов позволяет значительно увеличить объел: перевозок пассажиров при тех же частоте движения, пропускной способности узлов, скоростях движения и при меньшем количестве водителей. В ряде случаев выгодно выпускать на линии такие вагоны только в часы “пик”.
В трамвайный вагонах принято различать следующие виды оборудования: механическое, пневматическое и электрическое.
Механическое оборудование включает в себя кузов, ходовые части, тяговые передачи, тормозные устройства и механизмы, устройства безопасности, сцепные и ударно-тяговые приборы и механизмы обслуживания кузова.
Кузов — это совокупность элементов каркаса, обшивки и основания. Он предназначен для пассажирского салона и кабины водителя с аппаратами и механизмами управления. Ходовые части – это агрегаты и отдельные узлы, которые непосредственно участвуют в процессе движения по рельсовому пути. Тяговая передача представляет собой индивидуальный передаточный механизм, служащий для передачи вращения от двигателя к колесным парам.
Тормозные устройства и механизмы предназначены для уменьшения скорости при движении, для полной остановки и удержания трамвая в неподвижном состоянии после остановки на разрешенном уклоне.
Пневматическое оборудование вагона служит для приведения в действие механических тормозов и механизмов обслуживания кузова. К пневматическому оборудованию относят компрессоры, резервуары, пневматические приводы аппаратуры управления и напорной пневматики.
Электрическое оборудование на вагонах предназначено для преобразования электрической энергии в механическую движения поезда, для управления пуском, торможением и регулированием скорости тяговых электродвигателей, а также для обеспечения работы аппаратов, выполняющих вспомогательные функции на вагонах. В зависимости от выполняемой функции различают три основные группы электрического оборудования: высоковольтное силовой цепи, высоковольтное вспомогательной цепи и низковольтное цепей управления, сигнализации и вспомогательной:
К аппаратам и агрегатам высоковольтного силового оборудования относят: двигатели-генераторы, двигатели-вентиляторы, двигатели-компрессоры и их пуcкорегулирующую аппаратуру, а также аппараты систем вентиляции и отопления салонов и кабины водителя. К аппаратам низковольтного оборудования — аппараты управления высоковольтным оборудованием, аккумуляторную батарею, электромагнитные и полупроводниковые реле, измерительные приборы, а также индикаторы и световые приборы системы сигнализации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общая характеристика трамвайных вагонов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы