В зависимости от назначения опоры делятся на промежуточные (П), анкерные (А), угловые (У), концевые (К), специальные (С) и могут быть одноцепными, двух-цепными и многоцепными. На рис. 1 в качестве примера расстановки опор показаны план и профиль участка одноцепной ВЛ напряжением 10 кВ.
Рис. 1. План и профиль участка BЛ:
1 — распределительный пункт, 2— линия связи, 3 — шоссе, 4 — понизительная трансформаторная подстанция; К-1 и К-17 — концевые опоры, П-2, П-3, П-5, П-7, П-8, П-9, П-12, П-13, П-15, П-16 — промежуточные опоры, УП-4— угловая промежуточная опора, УА-6, УА-10, УА-11 — угловые анкерные опоры, А-14 — анкерная опора
Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы ВЛ; они предназначены только Для поддержания проводов и не рассчитываются на нагрузки от тяжения проводов вдоль линии. В нормальном режиме работы промежуточные опоры воспринимают вертикальные и горизонтальные нагрузки от массы проводов, изоляторов, арматуры и давления ветра па провода и опору. В аварийном режиме (при обрыве одного или нескольких проводов) промежуточные опоры воспринимают нагрузку от тяжения оставшихся проводов, подвергаются кручению и изгибу и поэтому рассчитываются с определенным запасом прочности. Количество промежуточных опор на линиях достигает 70—80%.
Анкерные опоры устанавливают на прямых участках трассы для перехода ВЛ через инженерные сооружения (автодороги, линии связи) или естественные преграды (овраги, небольшие реки). Анкерные опоры воспринимают продольную нагрузку от разности тяжения проводов и тросов в смежных анкерных пролетах. При монтаже линии анкерные опоры воспринимают продольную нагрузку от тяжения подвешенных с одной стороны проводов. Конструкция анкерных опор должна быть жесткой и прочной.
Угловые опоры устанавливают на углах поворота трассы ВЛ, и при нормальных условиях работы линии они воспринимают равнодействующую сил тяжения проводов и тросов смежных пролетов, направленную по биссектрисе внутреннего угла поворота линии. Угловые опоры бывают промежуточные и анкерные: промежуточные устанавливают при небольших углах поворота линии, где нагрузки невелики, а при больших углах поворота применяют анкерные, имеющие более жесткую конструкцию.
Концевые опоры являются разновидностью анкерных и устанавливаются в конце или начале линии. При нормальных условиях работы линии они воспринимают нагрузку от одностороннего тяжения проводов.
Помимо этих опор, так называемых нормальных, на линиях электропередачи устанавливают также специальные опоры:
— транспозиционные — для изменения порядка расположения проводов на опорах;
— ответвительные — для устройства ответвлений от магистральной линии;
— перекрестные — для скрещивания линий; противоветровые — для усиления устойчивости анкерных участков;
— опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.
На промежуточных, анкерных, угловых и концевых опорах кроме проводов могут быть подвешены грозозащитные тросы, установлены разрядники, концевые кабельные муфты (в случае перехода воздушной линии в кабельную), разъединители и другое оборудование.
По конструкции опоры делятся на свободностоящие и с оттяжками. Свободностоящие опоры рассчитаны на передачу действующих на них нагрузок непосредственно через стойки на грунт или на фундамент. Стойки опор с оттяжками передают на грунт или на фундамент только вертикальные нагрузки; поперечные и продольные (относительно оси ВЛ) нагрузки передаются на грунт оттяжками, закрепленными за анкерные плиты.
По способу закрепления в грунте опоры подразделяют на устанавливаемые непосредственно в грунт и на фундаменты.
Опоры изготовляют из дерева, стали и железобетона.
По результатам многолетней практики строительства, проектирования и эксплуатации ВЛ определяются наиболее целесообразные и экономичные типы и конструкции опор для соответствующих климатических и географических районов, напряжений ВЛ и марок проводов и систематически проводится их унификация. При этом количество типов опор и их деталей максимально сокращается. Многие унифицированные детали могут быть применены как для различных типов опор, так и для опор ВЛ разных напряжений. Например, железобетонные пасынки для деревянных опор ВЛ всех напряжений приняты одного профиля — трапецеидального (трех типоразмеров).
Конструкции унифицированных опор предусматривают индустриальные методы их сборки и монтажа с использованием электроинструмента, кранов, буровых машин для рытья котлованов и др. Кроме того, унификация позволяет организовать массовое производство элементов опор на специализированных заводах и ускорить строительство линий электропередачи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения об опорах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы