В состав работы по очистке подъемно-транспортных и строительных машин входят: уборка кабины, шасси, рамы и рабочего оборудования. Очищают и моют машину при температуре не ниже +5 °С. Доставленную на моечную площадку машину осматривают. Имеющиеся на ее поверхности почвенные и растительные остатки удаляют скребками. Начинают мыть машину сверху. Чтобы хорошо очистить нижнюю и верхнюю поверхности шасси, применяют соответственно сосредоточенную и распыленную струю воды. Части машины с относительно гладкими поверхностями моют капроновыми щетками, закрепленными на полой рукоятке, к которым под напором по гибкому шлангу подается вода. Поверхности, очищенные с применением специальной моющей жидкости, ополаскивают водой. В зимнее время для мойки используют горячую воду. Закрытые каналы гидросистемы и двигателя, топливные и масляные баки, полости картеров и коробок передач очищают циркуляционной промывкой постоянно обновляющимися моющим составом из взрывобезопасной жидкости или смеси дизельного топлива и дизельного масла в соотношении 4:1. При промывке смазочной системы периодически (через каждые 5 мин) прокручивают коленчатый вал двигателя стартером, пусковым двигателем или вручную.
Систему охлаждения двигателя промывают методом жидкостно-воздушной очистки. При промывке радиатора на нижний патрубок подаются вода и сжатый воздух. Водно-воздушная смесь проходит через трубку радиатора и по спускному шлангу, надетому на патрубок верхнего бачка радиатора, выливается на бетонированную площадку моечного пункта, а затем в колодец-отстойник.
Смазывание сборочных единиц и деталей машин производят специально подобранными смазочными материалами. Основные назначения смазочного масла — снижать износ соприкасаемых деталей за счет создания на трущихся поверхностях прочной масляной пленки, уменьшать потери на трение, предохранять со-прикасаемые поверхности от коррозии, хорошо прилипать к поверхности деталей, отводить от них тепло, уносить продукты износа, устранять заедание трущихся поверхностей.
Рабочая жидкость за счет заполнения объемов гидрооборудования одновременно выполняет функции его смазки и охлаждения. Для подъемно-транспортных и строительных машин применяют смазочные масла минерального происхождения (табл.11).
Таблица 11
Смазочные материалы для автомобильных кранов, автопогрузчиков, автогрейдеров, автовышек и автогидроподъемников, автокомпрессоров
Основными показателями масел являются: вязкость, содержание водорастворимых кислот и щелочей, содержание механических примесей и воды, температура застывания и вспышки. Смазочные масла должны отвечать следующим основным требованиям: обладать высокими вязкостными свойствами и хорошей смазочной способностью для обеспечения жидкостного трения деталей, не изменять физико-химических свойств и не образовывать смол при заданных режимах работ машины, защищать детали от коррозии даже при продолжительной остановке, не застывать при низких температурах, не содержать воды и механических примесей, не менять свойства при продолжительном хранении.
Обозначение смазочных масел выполняют в соответствии с ГОСТ 17479.0-85* «Обозначение нефтепродуктов». Обозначение моторных масел по ГОСТ 17479.1—85: первый буквенный индекс М обозначает моторное масло; следующий за индексом М цифровой индекс указывает класс вязкости; буквы А, Б, В, Г указывают на группу по эксплуатационным свойствам; цифра 1 позади букв обозначает назначение масла для карбюраторных двигателей, цифра 2 — для дизельных двигателей. Пример обозначения моторного масла: М-0-В2 — моторное масло, класса вязкости 10 для дизельных двигателей. Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85* первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионные масла); вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность масел по эксплуатационным свойствам; третья группа знаков в виде цифр характеризует класс кинематической вязкости. Пример обозначения трансмиссионного масла: ТМ-5-93 — трансмиссионное масло с противозадирочными присадками высокой эффективности и многофункционального действия (5), 9 класса вязкости, содержащие заглушающую присадку (3). Сорта смазочных масел и места смазывания машины указываются в картах смазки, содержащейся в инструкции (руководстве) по эксплуатации.
Заправка машин заключается в наполнении при ежесменном обслуживании (ЕО) рабочей жидкостью и топливом соответствующих емкостей (баков), охлаждающей жидкостью радиатора двигателя. В качестве рабочей жидкости для заполнения гидрооборудования автомобильных подъемников, вышек, автопогрузчиков применяют масла (табл.12): всесезонное гидравлическое ВМГЗ, веретенное АУ, гидравлическое МГ-ЗОУ, индустриальное И-ЗОА. Эксплуатационные свойства рабочей жидкости определяются вязкостью, плотностью и температурой применения. Вязкость характеризует силы внутренне-то трения при работе гидросистемы во всем диапазоне рабочих температур. С повышением температуры вязкость понижается ив результате уменьшается сопротивление движению элементов гидро-оборудования, но в то же время возрастают внутренние утечки рабочей жидкости. При низких температурах вязкость рабочей жидкости повышается, что ухудшает ее прокачиваемость.
Таблица 12
Рабочие жидкости для гидросистем автомобильных кранов, автопогрузчиков, автогрейдеров, автовышек и автогидро-подъемников
Показатель плотности рабочей жидкости характеризует ее смазывающие свойства. При оптимальной плотности в рабочей жидкости образуется прочная масляная пленка, отсутствуют противоза-дирные и противоизносные присадки, уменьшается трение, между элементами гидрооборудования. Среди показателей эксплуатационных свойств рабочей жидкости важнейшим является температура окружающего воздуха, при которой ее применяют. Диапазон температуры должен обеспечивать работоспособность гидрооборудования в различных климатических зонах. Температура застывания рабочей жидкости — это температура, при которой жидкость теряет подвижность и загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° уровень жидкости в ней остается неизменным в течение 1 мин. Обозначение рабочих жидкостей по ГОСТ 17479.3-85*: первая группа знаков обозначается буквами ВМГ (всесезонное минеральное гидравлическое), вторая гуппа знаков обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости. Пример обозначения гидравлического масла: МГ-30 — минеральное гидравлическое масло (МГ) класса вязкости 15. Рабочую жидкость заливают в масляный бак через заливной фильтр с помощью заливной воронки, в которую вкладывают два слоя батиста. При заполнении удаляют из гидросистемы воздух, отвинчивая штуцеры в наивысших точках заполняемых участков. После заполнения рабочей жидкостью всей гидросистемы бак дозаправляют. Рабочую жидкость, предназначенную для заправки гидросистемы, получают в чистой опломбированной таре и хранят в закрытом отапливаемом помещении или перед заправкой предварительно разогревают трубчатыми подогревателями. В процессе технического обслуживания масло подают в бидонах, канистрах и банках, а также с помощью механизированных установок.
Подъемно-транспортные и строительные машины, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-53А, ЗиЛ-130, Урал-275 заправляют бензином марки А-76 (ГОСТ 2084-77*). Для остальных моделей при заправке используют дизельные топлива (ГОСТ 305-82*). Автомобильный бензин в зависимости от климатических условий делится на летний и зимний (табл.13). В период перехода с летнего вида бензина на зимний сорт и наоборот возможно в течение месяца применение и летних, и зимних видов бензинов или их смесей. Условия применения дизельного топлива для эксплуатации машин (табл.14) при температуре окружающего воздуха следующее: от 0° и выше — летнее 1; -20° и выше – зимнее Г; ниже -20° до -50° – арктическое А.
Таблица 13
Физико-химические и экплуатационные показатели автомобильных бензинов
Примечание. 1. Автомобильные бензины, за исключением марки АИ-98, подразделяют на виды: летний — для применения во всех районах, кроме северных и северовосточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применять легкий вид бензина в течение всех сезонов; зимний — в течение всех сезонов в северных и северовосточных районах и остальных районах с 1 октября по 1 апреля.
2. Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок — 5 лет со дня изготовления.
Таблица 14
Физико-химические показатели дизельного топлива (ГОСТ 305—82*)
Примечание. 1. В зависимости от условий применения устанавливают три марки дизельного топлива: Л (летнее) – для экплуатации при температуре окружающего воздуха °С и выше; 3 (зимнее) – минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше ( температура застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) — минус 50 °С и выше.
2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.
В процессе хранения и работы двигателя они не должны терять своих свойств под действием температур. Заправку машин топливом производят на стационарных, передвижных и контейнерных автозаправочных станциях. Стационарные заправочные станции располагаются на эксплуатационных базах, на автодорогах, по пути следования машины к объекту. Передвижные заправочные станции размещают в местах сосредоточения техники с двигателем внутреннего сгорания, на территории крупных строительных площадок, в других местах, где отсутствуют или вышли из строя стационарные заправочные станции. Контейнерные заправочные станции располагаются на рассредоточенных объектах.
В качестве охлаждающей жидкости для двигателей применяют чистую и мягкую воду, не содержащую механических примесей и растворимых солей. Не содержит больших примесей и загрязнений и используется для заправки кипяченая вода, а также вода, бывшая в системе охлаждения двигателей. Зимой вместо воды систему охлаждения можно заправить антифризом, приготавливаемым из незамерзающей технической жидкости этиленгликоля, разбавленного наполовину водой. Антифриз ядовит, поэтому с ним надо обращаться крайне осторожно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Очистно-моечные и смазочно-заправочные работы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы