После проведения обкатки, испытания и устранения выявленных дефектов погрузочно-разгрузочные машины на ремонтных предприятиях окрашивают. Окраска осуществляется с целью предохранения поверхностей машины от коррозии, а также для отделки внешнего вида. Так как на ранее окрашенных поверхностях машин в процессе эксплуатации краска под влиянием механических и атмосферных воздействий тускнеет, стирается, растрескивается и отслаивается, то при ремонте машины полностью или частично красят. Обычно технология окраски машин включает операции по подготовке окрашиваемых поверхностей, нанесение лакокрасочных покрытий и сушку.
Подготовка поверхностей машины к окраске проводится с целью очистки их от жировых загрязнений, ржавчины и окалины, остатков смазочных материалов и старой краски. В ремонтной практике подготовка поверхностей осуществляется физико-хими- ческими и механическими методами. Старую краску удаляют 5 %- ным раствором каустической соды, нагретым до температуры 75—80 °С, с последующей очисткой металлическими щетками или с применением специальных растворов и паст или только щетками, наждачными кругами и другими средствами. На крупных предприятиях поверхности очищают дробеструйным или гидроабразивным способом, а также на станках, имеющих в качестве рабочих органов щетки, шлифовальные шкурки, ленты и прочие приспособления.
Перед нанесением на очищенную поверхность основного лакокрасочного материала ее предварительно грунтуют. Грунтовки — это пигментированные олифы или лаки, предохраняющие металл от проникновения влаги. В качестве пигмента грунтовки используют железный сурик и цинковые белила.
Наносят лакокрасочный материал на поверхности различными методами: пневматическим распылением, распылением под высоким давлением и в электрическом поле, окунанием и др. Окраска поверхностеи методом пневматического напыления применяется для изделий всех групп сложности (за исключением изделий с внутренними полостями). Нанесение краски выполняется с помощью краскораспылителей (низкого давления до 0,24—0,29 МПа и высокого давления от 0,49 до 0,59 МПа). Краскораспылитель высокого давления КРУ-1 показан на рис. 68. Краска может подаваться к распылителю от стаканчика, установленного в верхней части, или только через нижний штуцер. Сжатый воздух подводится с помощью штуцера, присоединенного к рукоятке через ниппель.
При нажатии на курок воздух поступает в левую часть краскораспылителя и, выходя через сопло с большой скоростью, переносит на окрашиваемую поверхность частицы краски. Краскораспылитель снабжен специальной головкой, позволяющей изменять форму факела при распылении. Подача воздуха в такой головке обеспечивается кольцевым распределением его по воздушной камере перед выходным отверстием.
Окраска с распылением под высоким давлением может выполняться с нагревом или без нагрева лакокрасочного материала. При нагреве лакокрасочный материал к распылительному устройству подается под давлением 3,9—9,8 МПа, а без нагрева — под давлением 9,8—24,5 МПа. С нагревом распыляют обычно краски, имеющие повышенную вязкость при нормальной температуре.
Схема распыляющего устройства для окраски без нагрева показана на рис. 69. Сопло используют двух геометрических форм и размеров: с цилиндрическим каналом диаметром 0,25—1 мм и с коническим каналом под углом 45 и 60°. От геометрической формы сопла зависит расход лакокрасочного материала и ширина отпечатка факела. Ускоритель 3 подбирают по диаметру выходного отверстия сопла, а размер расширительной камеры 2 — с учетом типа сопла, ускорителя и свойств лакокрасочных материалов.
Рис. 69. Схема распыляющего устройства
Рис. 70. Чашечный электрораспылитель: 1 — чаша; 2 — головка распылителя; 3 — изолятор (бакелитовый цилиндр); 4 — зажимная муфта; 5 — станина; 6 — электродвигатель
Окраска в электрическом поле основана на переносе заряженных частиц краски между электродами, одним из которых является краскораспыляющее устройство, другим — окрашиваемое изделие. Лакокрасочный материал на кромке распылителя приобретаетотрицательный заряд и после распыления под действием электрических сил направляется к заземленной детали.
Общий вид чашечного электрораспылителя, имеющего подачу 30—80 г/мин, показан на рис. 70. Напряжение, подаваемое на коронирующий электрод, 80—100 кВ, а расстояние от распылителя до изделия при работе должно составлять 250—350 мм. Чашечный распылитель обычно используют при окраске небольших деталей. Более крупные и сложные по форме узлы окрашивают пневмо- электрораспылителями, имеющими подачу 150—250 г/мин.
Сушка лакокрасочных покрытий может производиться естественным способом на открытой площадке или в помещении и принудительно при повышенных температурах. Под сушкой понимают процесс перехода пленки лакокрасочного материала из жидкого в стеклообразное состояние с получением необходимых для эксплуатации свойств. Из искусственных способов наибольшее распространение получили конвективная и терморадиационная сушка, реже исполь зуется сушка ультрафиолетовым излучением, потоком электронов или в электрическом поле.
При конвективной сушке детали нагревают в специальных сушильных камерах или печах теплым воздухом или продуктами сгорания жидкого или газообразного топлива. Тепло к детали передается в результате конвективного теплообмена с газом. Нижние слои покрытия нагреваются вследствие теплопроводности материала. Для ускорения сушки повышают температуру и интенсивность теплообмена в сушильной установке.
Терморадиационная сушка основана на использовании тепловой энергии инфракрасного излучения, распространяющегося со скоростью света. Инфракрасное излучение проникает на некоторую глубину покрытия и способствует возникновению тепла внутри лакокрасочного материала, интенсифицируя удаление растворителя. Этот способ сушки наиболее эффективен для покрытий, затвердеваемых в результате физико-химических процессов, происходящих при повышенных температурах.
В качестве источников тепла при терморадиационной сушке могут применяться ламповые излучатели. Скорость сушки окрашенных поверхностей зависит от цвета покрытия, так как интенсивность поглощения, пропускания и отражения инфракрасных лучей, излучаемых ламповыми источниками, определяется видом и цветом лакокрасочного материала.
Сушка изделий ультрафиолетовым излучением применима только для некоторых лакокрасочных материалов (на основе растворов олигомеров в мономерах). Процесс сушки протекает наиболее эффективно, если ультрафиолетовая радиация поглощается в толщине слоя покрытия (длительность сушки составляет от нескольких секунд до 2—Змин). Аналогичным образом производится и сушка изделий в потоке электронов, но она возможна для лаков и эмалей на основе полиэфиров, акриловых, эпоксидных и других смол, которые могут затвердевать при малой дозе облучения.
—-
В зависимости от назначения лакокрасочные материалы можно подразделить на лаки, грунтовки, шпатлевки и краски (в том числе эмали).
Лаки—растворы пленкообразователей в органических растворителях. Они образуют прозрачные покрытия при нанесении поверхностного слоя по слою эмали для улучшения блеска покрытия.
Грунтовки—материалы, применяемые для нанесения нижних слоев покрытий, обеспечивающих прочную адгезию с окрашиваемой поверхностью и обладающих хорошими антикоррозионными свойствами.
Шпатлевки используют для выравнивания поверхности. Они имеют более высокую вязкость, чем остальные лакокрасочные материалы. Их наносят на изделие по слою грунтовки, так как шпатлевки обладают меньшей адгезией к металлу по сравнению с грунтовками.
Масляные краски служат для получения грунтовочных верхних слоев покрытий.
Эмали применяют только для формирования верхних слоев покрытий по слою грунтовки или шпатлевки.
Технология окраски машин включает операции по подготовке окрашиваемых поверхностей, нанесению лакокрасочных покрытий и сушку. Порядок последовательности чередования нанесения слоев называют системой покрытия. Система покрытия определяется характером материала изделия, целевым назначением покрытия, видами используемых лакокрасочных материалов. Поверхности машины готовят к окраске с целью очистки их от жировых загрязнений, ржавчины и окалины, остатков смазочных материалов и старой краски. Для этого используют физико-химические и механические методы. Старую краску удаляют 5%-ным раствором каустической соды, нагретым до 75—80 °С, с последующей очисткой металлическими щетками, с применением специальных растворов и паст или только проволочными щетками, наждачными кругами и др. Кроме того, очистка может проводиться дробеструйным или гидроабразивным способом, а также на станках, имеющих в качестве рабочих органов щетки, шлифовальные шкурки, ленты и прочие приспособления.
Наносят лакокрасочный материал различными методами, пневматическим распылением, распылением под высоким давлением, распылением в электрическом поле, окунанием и др. Метод пневматического распыления используют для окраски изделий всех групп сложности (за исключением изделий с внутренними полостями). Краску наносят с помощью краскораспылителей низкого или высокого давления (рис. 39). Краска может подаваться к распылителю от стаканчика, установленного в верхней части, или только через нижний штуцер. Сжатый воздух подводится с помощью штуцера, присоединенного к рукоятке через ниппель.
Окраска с распылением под высоким давлением может выполняться с нагревом или без нагрева лакокрасочного материала. При нагреве лакокрасочный материал к распылительному устройству подается под давлением 3,9—9,8 МПа, а без нагрева — под давлением 9,8—24,5 МПа. С нагревом распыляют обычно краски, имеющие повышенную вязкость при нормальной температуре. Установки для распыления лакокрасочного материала под высоким давлением оборудуют специальными насосами, создающими необходимое давление.
Окраска в электрическом поле основана на переносе заряженных частиц краски между электродами, одним из которых является краскораспыляющее устройство, другим — окрашиваемое изделие. Лакокрасочный материал на кромке распылителя приобретает отрицательный заряд и после распыления под действием электрических сил направляется к заземленному изделию, осаждаясь на его поверхности. Нанесение на изделие краски в электрическом поле может производиться на конвейерных линиях, снабженных стационарными установками, или посредством ручного электрораспылителя. На стационарных установках окрашивают изделия несложной конфигурации. Основные преимущества ручного способа — это почти полное отсутствие потерь краски и возможность качественной окраски изделия, однако при низкой производительности. Устройства для окраски в электрическом поле состоят из источника высокого напряжения с аппаратурой управления и защиты, распыляющих устройств и механизмов для подачи и дозирования лакокрасочных материалов.
Рис. 39. Краскораспылитель:
1— воздухораспылитель; 2— игла; 3 —сопло; 4 — головка; 5 — корпус; 6, 10— ниппели; 7— стакан; 8 — шток воздушного клапана; 9 — штуцер подвода воздуха; 11 — курок; 12 — крышка сальника; 13 — прокладка; 14 — игла воздушных каналов
Нанесение покрытий методом окунания производится в ваннах, содержащих лакокрасочные материалы. При использовании конвейеров ванны устанавливают вдоль фронта движения изделий, которые на участках спуска или подъема погружаются в краску. Методом окунания окрашивают детали простой конфигурации.
Сушат покрытия естественным способом на открытых площадках или в помещениях и принудительно при повышенных температурах. В последнем случае наибольшее распространение получила конвективная и терморадиационная сушка.
При конвективной сушке детали нагревают в специальных сушильных камерах или печах теплым воздухом или продуктами сгорания жидкого или газообразного топлива. Тепло к детали передается в результате конвективного теплообмена с газом. Нижние слои покрытия нагреваются вследствие теплопроводности материала. Для ускорения сушки повышают температуру и интенсивность теплообмена в сушильной установке.
Терморадиационная сушка основана на использовании тепловой энергии инфракрасного излучения, которое проникает на некоторую глубину покрытия и способствует возникновению тепла внутри лакокрасочного материала, интенсифицируя удаление растворителя. Этот способ сушки наиболее эффективен для покрытий, затвердеваемых в результате физико-химических процессов, происходящих при повышенных температурах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Окраска погрузочных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы