В строительстве автомобильных дорог в качестве органических вяжущих материалов используют битумы, дегти, дегтебитумы и битумодегти, полимерные и дорожные эмульсии.
Битумы. Наиболее распространенным вяжущим являются битумы, вырабатываемые на нефтеперегонных заводах. Бывают природные, которые получают из битуминозных пород. Встречаются месторождения битума в чистом виде. Нефть — горючее ископаемое, маслянистая жидкость от черного до светлого цвета. Бывает легкая (плотность менее 0,9 г/см3) и тяжелая (более 0,9 г/см3). В СССР в 1970 г. добыто 348,8 млн. т нефти, а к концу девятой пятилетки добыча возрастет до 496 млн. т, т. е. на 142,2% по сравнению с 1970 г. По ресурсам нефти СССР занимает первое место в мире, а по, ее добыче второе.
Битумы представляют собой твердые или жидкие водонераствр- римые органические вяжущие, состоящие из смеси углеводородов и их сернистых, кислородных и азотных производных, растворимых в сероуглероде или четыреххлористом углероде. В битуме содержатся отдельные группы химических соединений: масла, придающие ему подвижность и текучесть; смолы, обусловливающие пластичность; асфальтены, придающие ему вяжущие свойства. От изменения их соотношения меняются свойства битума и качество смазывания (склеивания) отдельных частиц каменных материалов, грунта, минерального порошка.
По способу переработки нефтяные битумы, твердые, полутвердые и жидкие, разделяются на остаточные, окисленные, крекинговые и экстрактные.
Для оценки качества вязких битумов, кроме глубины проникания, очень важным показателем служит его прилипание к каменным материалам.
Основные методы испытаний битумов регламентированы ГОСТ 11501—65 и ГОСТ 11512-65.
При переработке любой нефти получается тяжелый остаток, который может быть использован как сырье для получения битума; свойства его зависят от химического состава нефти, технологического режима переработки остатка. Чем больше в нефти нафтеновых ароматических и других углеводородов, тем быстрее и в большем количестве при ее переработке образуются смолисто-асфальтеновые вещества — важнейшие составные части битума.
Жидкие битумы в отличие от вязких могут быть получены не только в результате переработки нефти, но и разбавлением вязких битумов. Жидкие битумы бывают двух классов: среднегустею- щие СГ и медленногустеющие МГ. Если из вязкого битума приготавливают жидкий класса СГ, в качестве разжижителя берут керосин, фракции дизельного топлива. Если же требуется получить жидкий битум класса МГ, разжижйтелем может служить нефть, мазут, а также жидкие битумы малой вязкости. Жидкие битумы (ГОСТ 11955—66) наибольшее применение находят в районах с умеренным климатом и повышенной влажностью.
Дорожные дегти (ГОСТ 4641—49)—продукт разложения органических веществ, главным образом твердых видов топлива при высокой температуре без доступа воздуха. Дегти по происхождению подразделяются на каменноугольные, буроугольные, торфяные, древесные и сланцевые, а по методу переработки исходного сырья — на коксовые и газовые. Коксовые дегти в зависимости от температуры коксования бывают высокотемпературные (коксование до 1200°) и низкотемпературные (полукоксование исходного сырья при 450—600°); газовые дегти получают при производстве светильного газа.
Высокотемпературные каменноугольные дегти подразделяют на сырые (каменноугольные смолы), отогнанные и составленные. Сырые дегти получают при коксовании каменных углей, отогнанные при отгоне от сырого дегтя масел различных фракций. Каменноугольный пек является остатком после отгона от каменноугольного дегтя легких, средних и тяжелых фракций и частично антраценовых масел. Составленный каменноугольный деготь приготавливают смешиванием пека и антраценового масла или пека и сырого дегтя.
Приготовление поверхностно-активных веществ (ПАВ). Недостаточная адгезионная способность (прилипание к каменным материалам), особенно битума из высокопарафи- нистой нефти, склонность к старению и морозному разрушению заставляют прибегать к улучшению битума с помощью ПАВ или применять каменные материалы с повышенными свойствами, что не всегда экономично из-за дальности их транспортирования. ПАВ могут быть добавлены: в процессе производства битума на нефтеперегонных заводах, на битумных базах и в цехах АБЗ; при приготовлении смеси на АБЗ, для устройства покрытий способом смешения в установке или на дороге; при изготовлении минерального порошка; в процессе активации песка и т. д.
В Союздорнии разработано новое полимерно-битумное вяжущее ТТБВ, которое с успехом можно использовать при приготовлении асфальтобетонных смесей и мастик для заполнения трещин в покрытиях, для устройства покрытий на мостах. Асфальтобетонные смеси на его основе по температурному режиму приготовления, укладки и уплотнения относят к теплым смесям. Физико-механические свойства асфальтобетона на основе ПБВ удовлетворяют требованиям, предъявляемым к горячему асфальтобетону. Асфальтобетонные покрытия с применением ПБВ допускается устраивать при пониженных температурах до —10° С. Особо рекомендуется ПБВ в районах с резко континентальным климатом. ПБВ приготавливают в отдельных цехах АБЗ, на битумной базе. Оборудование цеха несложное и включает цистерны различной емкости, насосы для бензина и битума, мешалку пропеллерного или лопастного типа. Исходным материалом для приготовления ПБВ являются битумы БНД-60/90, 90/130 (ГОСТ 11954—66), дивинил-стирольные термо- электропласты ДСТ-30 с содержанием 28—32%’ стирола, углеводородные растворители, ксилол, неэтилированные бензины. Несмотря на положительный эффект, применять ПАБ следует осторожно, под строгим контролем лаборатории с опытной проверкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Органические вяжущие, их свойства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы