Организация труда. Главной низовой производственном единицей, выполняющей работы непосредственно на трассе, является бригада, в состав которой входят рабочие либо одной какой-нибудь специальности (специализированные бригады), либо нескольких специальностей (комплексные бригады). Часто бригады комплектуются рабочими, владеющими несколькими профессиями. Комплексную бригаду обычно разбивают на несколько специализированных звеньев, что позволяет лучше организовать работу и выполнить весь комплекс работ силами бригады.
Руководит бригадой бригадир, который, как правило, не освобождается от основной производственной работы (он принимает непосредственное участие в работах, требующих высокой квалификации), а выполняет обязанности бригадира по совместительству. Бригадир расставляет рабочих по местам, распределяет между ними задания, помогает осваивать рабочим передовые методы труда. В обязанности бригадира входит контроль за выполнением норм выработки, качеством выполняемых работ, соблюдением трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка. Бригадир несет ответственность за своевременное и качественное выполнение работ, порученных бригаде.
Нормирование и оплата груда. Труд рабочих в строительстве оценивается по нормам времени, необходимым для производства единицы продукции (например, затрата человеко-дней на монтаж 1 т металлоконструкций или укладку 1 м3 бетона) и нормам выработки — объему продукции, произведенной рабочим за единицу времени (например, 1 м3 бетона за 1 чел-ч). В эти нормы входят все затраты рабочего времени как на основную, так и на подготовительно-заключительную и вспомогательную работы, на отдых и технологические перерывы (в необходимых случаях). Оплату труда производят по расценкам, которые показывают сумму заработной платы, выплачиваемой за единицу продукции.
В строительстве применяются «Единые нормы времени и расценки на строительные и монтажные работы» (ЕНиР), которые являются обязательными для всех министерств и ведомств и охватывают почти все общестроительные и монтажные работы, кроме отдельных специальных видов работ (например, монтажа контактной сети железных дорог). На такие виды работ министерством или ведомством разрабатываются и утверждаются ведомственные нормы и расценки (ВНиР), имеющие силу только в пределах этого министерства. Для отдельных, редко встречающихся работ, не вошедших в ЕНиР и ВНиР, разрабатываются местные нормы, которые утверждаются начальником СМУ или М1 по согласованию с профсоюзной организацией и действительны только для данного предприятия на конкретный период времени.
Разработка технически обоснованных норм выработки, времени и расценок ведется специальными нормативно-исследовательскими бюро на основе детального изучения строительных процессов с учетом применения современной строительной техники и передовых методов труда. Устаревшие нормы систематически (через 5—10 лет) пересматриваются.
Оплата труда в строительстве производится в двух формах:сдельной и повременной.
При сдельной оплате т р уд а заработная плата начисляется за фактически выполненный объем работ по установленным расценкам. Она подразделяется на прямую сдельную, аккордную и сдельно-премиальную.
При прямой сдельной оплате труда рабочий получает заработную плату по твердым расценкам за единицу выполненных работ независимо от выполнения норм выработки.
При аккордной оплате труда, которая является разновидностью прямой сдельной оплаты труда, заработная плата начисляется по укрупненной расценке за выполнение какого-то обусловленного заранее объема работ (например, за монтаж трансформаторной подстанции, сооружение 1 км линии и т. д.). Укрупненная аккордная расценка за комплекс работ исчисляется по ЕНиР и ут-зерждается до начала работ начальником участка.
При сдельно-премиальной оплате труда к сдельной оплате прибавляется премия за досрочное выполнение аккордного задания или за его перевыполнение. Календарный срок выполнения аккордного задания рассчитывается и устанавливается прорабом или мастером до начала производства работ. При досрочном выполнении аккордного задания за каждый процент сокращения нормативного времени рабочим выплачивается от 0,5 до 3% от суммы сдельного заработка в зависимости от качества выполненных работ. При невыполнении аккордного задания в установленный заранее календарный срок оплата выполненных работ производится по прямым сдельным расценкам без премии.
Повременная оплата труда предусматривает начисление заработной платы за фактически отработанное время по тарифной ставке, соответствующей разряду рабочего. Сумма заработной платц зависит только от квалификационного разряда рабочего и количества отработанного времени. Такая система не стимулирует рост производительности труда и применяется в строительстве лишь на работах, трудно поддающихся нормированию и учету, а также для рабочих, выполняющих повременные работы (дежурный слесарь, электрик и т. п.).
«Положение о сдельно-премиальной и повременно-премиальной системах оплаты труда рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах», утвержденное Госкомтрудом и ВЦСПС в октябре 1969 г., для рабочих-повременщиков ввело повременно-премиальную систему оплаты труда. При этой системе премия выплачивается за высокое качество выполненных работ, бесперебойное обслуживание производственных участков, отсутствие аварий и простоев машин и механизмов по вине рабочих и т. п. Размер премии устанавливается от 20 до 40% тарифной ставки.
За ввод в действие крупных объектов (в срок и досрочно) особо отличившиеся рабочие и бригадиры, помимо сдельного или повременного заработка, премируются в размере до трех месячных тарифных ставок. Размер премии определяется с учетом срока строительства объекта, продолжительности работы на нем рабочего и конкретной оценки его работы.
Общая сумма премий не должна превышать для рабочих-сдельщиков 40% сдельного заработка, а для рабочих-повременщиков 40% тарифной ставки в среднем за месяц. Начальнику организации предоставлено право лишать некоторых рабочих премии полностью или снижать ее размеры за низкое качество выполненных работ, опоздания, прогулы и т. п., о чем издается приказ по организации с указанием причин снижения премий.
Уровень заработной платы рабочих определяется их квалификацией — определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения той или другой работы. В зависимости от квалификации рабочего ему присваивается соответствующий тарифный разряд. Присвоение разряда (тарификация) производится на основании «Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, запятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах», утвержденного Госстроем СССР в 1969 г. Справочник распределяет работы по разрядам в зависимости от их сложности и тяжести, а также перечисляет специальности и профессии рабочих с разбивкой по разрядам. В нем содержатся производственные характеристики различных видов работ и перечислено, что должен знать и уметь рабочий каждой профессии соответствующего разряда.
Тарификация труда рабочих в строительстве в соответствии со справочником осуществляется на основе шестиразрядной тарифной сетки, которая устанавливает соотношение оплаты труда рабочих различных разрядов. Тарифные сетки имеют тарифные коэффициенты, которые показывают, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Для рабочих, занятых в строительстве, установлена тарифная сетка со следующими тарифными коэффициентами и тарифными ставками.
Тарифные ставки определяют размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за единицу времени: в час (часовая), в день (дневная) или в месяц (месячная) по установленной тарифной сетке.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация и оплата труда при строительстве воздушных линий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы