Петровская опорно-показательная МТС обслуживает три крупных колхоза с общей земельной площадью 104 748 га, в том числе 30 944 га пашни и 62 835 га .J.1L отгонных пастбищ, которые находятся на расстоянии 200—300 км от усадьбы МТС.
Она оснащена всеми машинами, необходимыми для комплексной механизации возделывания основных сельскохозяйственных культур. Еще в 1953 г. МТС полностью механизировала в колхозах пахоту, боронование, предпосевную культивацию почвы, посев колосовых, подсолнечника, кукурузы и бахчевых, кошение трав, сгребание сена, посадку лесополос, междурядную обработку пропашных культур, лесных полос и садов, уборку зерновых, работы по силосованию кормов, очистку зерна и прочие работы.
На полях колхозов, обслуживаемых МТС, в 1956 г. работало 87 тракторов, в том числе 47 гусеничных и 40 колесных, 63 зерновых комбайна, свыше 1200 прицепных сельскохозяйственных машин, а также 25 автомобилей.
В условиях Ставропольского края тракторный парк МТС работает в течение почти всего года. Лишь в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) нагрузка на тракторный парк несколько снижается. Но ив этот период тракторы заняты на подвозке кормов к животноводческим фермам, вывозке навоза и минеральных удобрений, очистке зерна, подвозке строительных материалов, обслуживании отгонного животноводства, на транспортных и других работах. Естественно, что за три зимних месяца нельзя своевременно и доброкачественно подготовить весь тракторный парк к полевым работам.
Кроме того, техническая готовность машинно-тракторного парка при осенне-зимнем ремонте не может быть одинаковой на протяжении всего года.
Анализ работы показывает, что даже в самые загруженные месяцы тракторы не отрабатывают возможного фонда рабочего времени и, следовательно, их можно ремонтировать после выработки , межремонтного срока в любое время года.
Механизаторы Петровской МТС еще в 1949 г. начали переходить на круглогодовой график технического обслуживания и ремонта. С тех пор они ежегодно заканчивают подготовку машинно-тракторного парка к полеЕым работам следующего года не позже 1 января. Сначала не удавалось сколько-нибудь уменьшить напряженность в четвертом квартале. Почти половину тракторного парка приходилось ремонтировать все-таки осенью и зимой. Это происходило потому, что отремонтированные осенью или зимой тракторы вырабатывали свой межремонтный срок‘только следующей осенью.
Как тут быть: ставить на ремонт часть тракторов до срока и ремонтировать их с неполным использованием отведенных для этой цели средств или улучшить качество проведения технических уходов и удлинить межремонтные сроки? МТС пошла по второму пути.
При переходе на круглогодовой график все тракторы тщательно осмотрели, проверили документы об этих тракторах (о выработке, ремонте и т. д.). Тракторы, выработавшие межремонтный срок и по техническому состоянию не требовавшие текущего ремонта, осенью прошли сложный технический уход, что позволило рассредоточить капитальные и текущие ремонты. В итоге уже в 1954 г. весь тракторный парк по выработке соответствовал круглогодовому графику.
Трактор ремонтируют обычно во время простоев из-за отсутствия работы или уменьшения загрузки. Объем работ на колесные и гусеничные тракторы по периодам года распределяется неодинаково. Это дает возможность сравнительно равномерно распределить ремонт их по месяцам.
В 1956 г. техническое обслуживание и ремонт машин проводились в следующие сроки.
В первом квартале было отремонтировано два колесных и три гусеничных трактора; в апреле — один колесный, в мае, после сева,— пять гусеничных тракторов, в июне были отремонтированы пять гусеничных тракторов, в июле, в период уборки, — два гусеничных трактора, в августе — шесть тракторов (четыре гусеничных и два колесных). К 1 сентября, к началу подъема зяби и черных паров, было отремонтировано 47% тракторного парка.
В сентябре ремонтировали 10 тракторов (три гусёнич-ных и семь колесных), в октябре — 19 тракторов (один гусеничный и 18 колесных), в ноябре — 4 гусеничных и 5 колесных и в декабре было отремонтировано 9 гусеничных тракторов.
Остальные машины, не выработавшие межремонтных сроков и по своему техническому состоянию не требовавшие ремонта, после осмотра прошли соответствующий технический уход.
На ремонт ставят не более одного трактора из каждой бригады, что не влияет на выполнение плана тракторных работ.
В 1956 г., когда машины уже ремонтировали по круглогодовому графику, все работы по договорам с колхозами были выполнены в срок.
Для организации технического обслуживания и ремонта по круглогодовому графику большое значение имеет планирование ремонтных работ.
Обычно в начале года, одновременно с составлением промфинплана, главный инженер станции с участием инженеров-механиков составляет годовой план проведения технических уходов и ремонта по каждому трактору на основании производственных заданий тракторным бригадам. При этом учитывается вид последнего ремонта, выработка трактора от последнего капитального ремонта, периодичность технических уходов и межремонтные сроки, данные о техническом состоянии трактора и нагрузка на трактор по месяцам в текущем году.
Планирование ведется так, чтобы комбайны и сельскохозяйственные машины поступали на ремонт или технический уход сразу же после освобождения от соответствующих полевых работ: плуги после пахоты, сеялки после сева, культиваторы после культивации, комбайны и другие уборочные машины после уборки урожая.
Такой план дает возможность по межремонтным срокам ориентировочно определить, каких и сколько потребуется провести технических уходов и ремонтов в МТС за год в целом и в отдельные месяцы. Этот план служит для обоснования в календарном разрезе соответствующих разделов производственно-финансового плана технических уходов и ремонта по отдельным его элементам (запасные части и ремонтные материалы, зарплата рабочим и т. д.).
На основании годового плана главный инженер подсчитывает количество потребных запасных частей и материалов и дает заявку на них.
На основе годового плана инженеры-механики составляют годовые планы-графики проведения технических уходов для тракторных бригад. После утверждения главным инженером планы-графики вручают бригадирам.
В бригадах Петровской МТС налажен тщательный учет. Выработка ежедневно отмечается нарастающим итогом в графиках технического обслуживания. Кроме графика, во всех бригадах на каждый трактор заведены полевые журналы. В этих журналах регистрируется выработка за каждую смену, расход горючего, вид и дата проведения очередного технического ухода, время, затрачиваемое на его проведение, расход запасных частей и состояние узлов трактора. Учетчики тракторных бригад ежедневно сообщают диспетчеру МТС сведения о выработке каждого трактора или о причинах простоя. Диспетчер заносит эти данные в сводный годовой план проведения технических уходов и ремонтов, вывешенный в кабинете главного инженера, и в карточку учета работы трактора. Эти данные дают возможность участковому механику или бригадиру за несколько дней определить день постановки трактора на технический уход и заранее провести соответствующую подготовку.
Своевременное выполнение технических уходов по этим данным контролирует диспетчер МТС. В конце каждого месяца тракторные бригады сдают отчет о количестве проведенных технических уходов и ремонтов.
При вручении бригадам годовых производственных заданий главный инженер и главный бухгалтер сообщают механизаторам плановые межремонтные сроки, нормы отчислений на ремонт и технический уход, лимитную стоимость капитального и текущего ремонта по каждому трактору. Тракторист, учетчик и бригадир сами рассчитывают, сколько отчислений приходится на трактор и сколько средств израсходовано на технический уход и ремонт по каждой марке.
Ежесменный технический уход в бригадах проводится трактористами обеих смен (при двухсменной работе) под руководством бригадира или его помощника. Технический уход за прицепным инвентарем выполняют прицепщики под руководством трактористов.
Перед напряженными периодами работы, например перед уборкой, технические уходы проводятся ранее намеченного срока, чтобы в этот период тракторы могли работать бесперебойно.
Технические уходы № 3 проводятся в закрытых помещениях на полевых станах тракторных бригад, а № 4 в центральной мастерской МТС (с 1954 г.). В проведении технического ухода № 4, кроме трактористов, участвуют слесари мастерской.
Стоимость технического ухода № 4, организованного в бригаде даже с помощью автопередвижной мастерской, обходилась на 30% дороже, чем в мастерской. При проведении же технического ухода № 4 в мастерской оплата производится по нарядам за каждую выполненную работу, а в бригадах — по нормам технического обслуживания. В мастерской имеется необходимое оборудование, начиная от кранбалки и кончая станками. При этом объем ремонтных работ не ограничивается: если необходимо, заменяется силовая группа, гусеницы и др.
Все это обеспечивает высокое качество профилактических и ремонтных работ и сокращает затраты средств и материалов.
При проведении технических уходов и ремонтов применяется и созданный в МТС обменный фонд агрегатов и узлов. В обменном фонде имеются головки блоков тракторов С-80, ДТ-54, СХТЗ, «Универсал» и двигателей У-5 и ЗИС-5, пусковой двигатель ПД-10, коробки передач, топливные насосы, форсунки, сердцевины радиаторов, водяные насосы, масляные фильтры, вентиляторы, карбюраторы и другие агрегаты по всем маркам тракторов и сельхозмашин.
Узлы и агрегаты обменного фонда обычно создаются из деталей, выбракованных при капитальном ремонте тракторов, а также из новых запасных частей. Применение агрегатов и узлов обменного фонда значительно сокращает простои тракторов.
Например, если трактор АСХТЗ-НАТИ из-за неисправности головки простаивал при ремонте около 20 часов, то при замене головки из обменного фонда он простаивает 3 часа. Замена карбюратора позволяет сэкономить около 8 часов, водяного насоса — 9 часов и т. д.
Замененные неисправные агрегаты и узлы отправляются в мастерскую для ремонта, а после этого — на склад для восстановления обменного фонда.
Точная дата постановки трактора на ремонт устанавливается в последний месяц его работы, так как погодные условия, непредвиденные работы и другие причины могут вызвать изменение сроков, намеченных при разработке годового плана.
При проведении последнего технического ухода тракторы, выработавшие межремонтный срок, осматривают инженер-механик, механик-контролер или главный инженер в присутствии старшего тракториста и бригадира. По результатам осмотра составляют предварительную ведомость дефектов. В ней указывается плановая и фактическая выработка, вид последнего ремонта, характер технических неисправностей, расход запасных частей за эксплуатационный период, отчисления и затраты средств на технические уходы и ремонты. Такая ведомость дефектов дает возможность заблаговременно подготовить необходимые запасные части и материалы.
На основе предварительных ведомостей дефектов и диспетчерских данных о выработке тракторов главный инженер и заведующий мастерской в конце каждого месяца уточняют годовой план технических уходов и ремонтов и составляют план загрузки мастерской на следующий месяц. В этом плане указываются сроки постановки тракторов на сложный технический уход или ремонт и выпуска их из мастерской. Дату направления трактора на ремонт и планируемую дату выхода из ремонта диспетчер сообщает тракторным бригадам.
Если трактор находится в хорошем техническом состоянии, главный инженер устанавливает возможный дополнительный срок его работы без очередного ремонта.
Следует отметить, что межремонтная выработка всех марок тракторов в Петровской МТС значительно выше установленных межремонтных сроков. Последние рассматриваются при планировании как минимально допустимые. Петровской МТС установлены следующие межремонтные сроки для текущего ремонта (в гектарах условной пахоты): для С-80 — 2340, для ДТ-54—1570, для АСХТЗ-НАТИ— 1490, для КД-35 — 600, для «Универсала» — 500. Фактическая же межремонтная выработка в среднем по МТС в 1956 г. составила: для С-80—4200, для ДТ-54 — 2430, для КД-35 — 1140, для АСХТЗ-НАТИ — 1782, для «Универсала» — 633.
Передовые механизаторы добились еще лучших успехов. Так, трактористы П. И. Ефимов и Н. И. Пелюгин на тракторе С-80 выработали до текущего ремонта 3711 га, Н. И. Халоша и А. Д. Дулин на ДТ-54—2746 га, М. Ф. Садовский и С. И. Жуковский на АСХТЗ-НАТИ—2433 га, П. Ф. Трощий на КД-35 — 957 га, И. В. Тарала на тракторе «Универсал» — 1139 га. При этом была достигнута значительная экономия денежных средств.
Подготовка тракторов к ремонту в тракторных бригадах Петровской МТС начинается за 2—3 дня до перегона их с полевого стана на усадьбу станции.
При подготовке проделывают следующее. Для очистки системы охлаждения от накипи тракторы заправляют содовым раствором (100—150 г кальцинированной соды на 1 л воды) и с такой заправкой работают 1—2 смены. По прибытии тракторов на усадьбу станции содовый раствор из системы охлаждения сливают в ванну для отстоя, а систему промывают чистой водой. Из картеров заднего моста и коробки перемены передач сливают нигрол, вместо него заливают в таком же количестве дизельное топливо и дают трактору поработать на ходу 15—20 минут. Этим достигается хорошая очистка механизмов, работающих в нигрольной ванне.
Картер двигателя и детали системы смазки промывают при работающем двигателе. Для этого сразу же по прибытии трактора на усадьбу станции после остановки двигателя из его картера сливают дизельное масло или автол и заливают туда в таком же количестве дизельное топливо или Керосин. Затем двигатель заводят и дают ему поработать на холостом ходу 3—5 минут. После промывки содержимое из картеров сливают, отстаивают, фильтруют и впоследствии снова используют для тех же целей.
После этого тщательно очищают и моют узлы и весь трактор в целом. Трактор, поступивший в мастерскую на ремонт, от старшего тракториста принимает механик-контролер в присутствии бригадира или его помощника. Механик-контролер проверяет работу трансмиссии, ходовой части, управления, двигателя, давление масла в системе смазки, наличие течи воды, масла, топлива и комплектность трактора. Все эти данные отмечаются в акте на приемку машины. По результатам осмотра и по данным полевого журнала устанавливается необходимость в разборке и ремонте основных узлов и вид ремонта трактора.
При такой подготовке трактора значительно сокращаются работы в мастерской.
Большую роль в практическом выполнении круглогодового графика ремонта играет слаженная работа коллектива мастерской и организация труда в ней.
Петровская МТС имеет мастерскую площадью 920 мг, которая хорошо оснащена станками, разнообразным ремонтным оборудованием, приспособлениями и инструментом. Тракторы и сельскохозяйственные машины в мастерской ремонтируются узловым методом.
По принятой схеме технологического процесса ремонтные работы в мастерской с января по сентябрь обычно выполняются на 16 рабочих местах. В сентябре и октябре, когда напряжение в ремонте увеличивается, число рабочих мест возрастает до 20.
В соответствии с этой схемой распланированы отделения и рабочие места в мастерской. Для каждого рабочего места отведена постоянная площадь.
Руководствуясь уточненным месячным планом загрузки, заведующий мастерской укомплектовывает укрупненные рабочие места ремонтными рабочими. Как правило, ремонтом занято 30 человек, при увеличении объема работ число их увеличивается до 41. За некоторыми рабочими закрепляют несколько рабочих мест, предусмотренных типовой технологией. В таблице 1 приводится расстановка рабочих в мастерской МТС в летний период 1956 г.
Несколько рабочих мест объединяются в одно по однотипности приемов работы на них, характеру применяемого инструмента и квалификации рабочих. Большое значение имеет овладение ремонтниками несколькими профессиями. Каждый рабочий мастерской, кроме своей основной специальности, владеет тремя-четырьмя смежными. Так, например, Д. М. Комарцов, слесарь VII разряда, работающий в МТС с 1943 г., может выполнять работу медника, тракториста, моториста и шофера. Слесарь VII разряда Г. М. Та-ранушенко, который работает в мастерской 13 лет, владеет специальностями электромонтера, плотника, тракториста, машиниста, точильщика. Таких примеров в мастерской много.
Благодаря переходу на круглогодовой график ремонта производительность труда всех постоянных рабочих мастерской повысилась в среднем на 171%. Увеличился и заработок рабочих. Некоторые ремонтники добились еще лучших успехов. Так, например, слесарь Д. М. Комарцов ежедневно выполнял норму выработки на180%, среднемесячный заработок его в 1956 г. составил 1181 рубль. Систематическая выработка токаря А. П. Самсонова—186% нормы, его среднемесячный заработок составил 1235 рублей. Все работы в мастерской проводятся в одну смену. Только механическое отделение работает в две смены. В напряженные периоды в две смены работают кузнечное и сварочное отделения. В работе обязательно участвуют трактористы тех тракторов, которые проходят ремонт.
Количество рабочих, привлекаемых на ремонт в мастерскую из тракторных бригад, меняется в зависимости от количества ремонтируемых тракторов и видов ремонта.
В напряженный период, когда первое рабочее место разукрупняют и число рабочих мест увеличивают до 20, в ремонте участвуют комбайнеры.
Все комбайнеры МТС владеют несколькими специальностями. Из 53 комбайнеров 25 владеют тремя, 15 четырьмя, а остальные шестью и более профессиями. Так, например, Герой Социалистического Труда комбайнер П. М. Ба-бенко может выполнять обязанности слесаря, кузнеца, электросварщика, тракториста, моториста, начальника электростригального агрегата, точильщика, каменщика, трубопроводчика, плотника. Комбайнер А. Е. Кулькин имеет специальности слесаря, плотника, тракториста, пилорам-щика, точильщика, электростригаля, шофера, шорника, штукатура.
Особого внимания заслуживает опыт петровских механизаторов по организации рабочих мест разборки, дефек-товки, комплектовки и сборки. Как показал опыт, от организации работы на этих местах зависит не только весь ход ремонта, качество его проведения, но и затраты на ремонт.
Доставку трактора на место разборки, разборку, мойку узлов и деталей, ремонт заднего моста и ходовой части, окончательную сборку трактора и сдачу его комиссии производят трактористы ремонтируемых тракторов.
Дефектовку в летний период проводит механик-контролер, а когда напряжение в ремонте увеличивается, в помощь ему привлекается участковый механик. Механик-контролер руководит разборкой трактора. Дефектовку и составление ведомости дефектов он начинает сразу же после того, как трактор поступит на место разборки.
На узлы трактор разбирают только в случае технической необходимости. Как показал многолетний опыт, при проведении сложных технических уходов и текущих ремонтов отдельные узлы, детали которых по техническим условиям не требуют ремонта, можно оставлять на тракторе.
При ремонте дизельных тракторов необходимость в разборке трактора и отдельных агрегатов и узлов определяют следующим образом.
С двигателя снимают масляный картер, крышки двух шатунных и коренных подшипников и свинцовой пластинкой толщиной 1 мм, длиной 15 мм проверяют масляный зазор. Затем снимают головку блока и щупом определяют зазор между юбкой поршня и гильзой.
Если проверяемые зазоры находятся в пределах допустимого и при эксплуатации трактора угар картерного масла не превышает 4% от расходуемого топлива, поршневые кольца менялись не более двух раз. Если давление масла в системе смазки при работающем прогретом двигателе с нормальной нагрузкой не ниже 1,5 кг/см2, цилиндро-поршневую группу не разбирают, шейки и подшипники коленчатого вала, шейки и втулки распределительного вала не ремонтируют, а двигатель с трактора не снимают. Предварительная проверка узлов и агрегатов проводится в бригаде, угар масла контролируется по количеству доливаемого в картер свежего масла и израсходованному топливу за 10 часов его работы.
Перед тем как проверять давление масла, фильтр грубой очистки промывают.
Для того чтобы определить, нужно ли разбирать коробку передач, снимают крышку, осматривают и замеряют толщину зубьев шестерен и шлицевые соединения, проверяют легкость перемещения шестерен по валам, контролируют износ подшипников или гнезд по осевому перемещению и качанию первичного, промежуточного и вторичного валов.
Необходимость в разборке муфты сцепления, подвесок, направляющих колес, поддерживающих роликов, бортовых передач и других узлов устанавливает дефектовщик. Те узлы, которые, по мнению дефектовщика, надо разбирать, с трактора снимают и направляют для предварительного контроля и на соответствующие рабочие места.
Трактор и узлы разбирают с помощью специальных приспособлений и инструмента. Это значительно облегчает труд, исключает поломки деталей и на 25—30% увеличивает производительность труда. Перед мойкой детали и узлы не обезличивают. Обезличивание затрудняет составление ведомости дефектов и установление окончательной стоимости ремонта.
Степень годности деталей разобранных механизмов после мойки определяет дефектовщик непосредственно на рабочих местах по разборке и ремонту соответствующих узлов. Де-фектовщик делит детали на годные, требующие ремонта, и негодные и соответствующим образом маркирует их.
Электрооборудование, приборы питания, рама, головка блока, блок цилиндров, корпусные и сопряженные детали не обезличиваются. После мойки на них ставится хозяйственный номер трактора.
Результаты дефектовки заносятся в ведомость дефектов. Эта ведомость является основанием для заказа на восстановление деталей.
В ведомости дефектов отмечаются все негодные детали и причины их выбраковки. В заказе на восстановление деталей указывается весь объем ремонтных работ на трактор в целом, номенклатура и количество деталей, количество восстанавливаемых мест и последовательность операций восстановления. Ведомость дефектов и заказ на восстановление передаются комплектовщику, который сверяет у счетовода по картотеке наличие запасных частей и материалов на складе и проставляет стоимость их. Нормировщик по заказу выписывает наряды и составляет сметную калькуляцию на ремонт. Ведомость дефектов и сметная калькуляция на ремонт трактора, подписанная механиком-контролером, утверждается главным инженером и бухгалтером МТС. По этой ведомости комплектовщик получает на складе новые детали и узлы. Наряды рабочим выдаются утром на весь день.
Работа по комплектовке в летний период поручается одному из участковых механиков или наиболее квалифицированных бригадиров, помощников бригадиров или комбайнеров, свободным от полевых работ. Комплектовщик распределяет по отделениям мастерской полученные детали и доставляет обратно детали, подлежащие восстановлению. Он также подбирает детали для сборки каждого узла и доставляет их на соответствующие рабочие места. В помощь комплектовщику выделяется рабочий из числа прицепщиков.
В сентябре-октябре эту работу выполняют два участковых механика. За каждым из них закрепляется группа рабочих мест: за одним — ремонт узлов и сборка двигателя, за вторым — ремонт узлов и сборка заднего моста, ходовой части и окончательная сборка трактора.
Комплектовщики, кроме выполнения перечисленных выше операций, руководят и закрепленными за ними рабочими местами. В их обязанности также входит систематический производственный инструктаж рабочих, наблюдение за правильным использованием инструмента и приспособлений, за соблюдением технологии ремонта, сборки, техники безопасности, а также промежуточный и пооперационный контроль качества ремонта. Комплектовщикам предоставлено право выписывать наряды и принимать выполнен-ную работу.
Основную ответственность за качество ремонта несут постоянные рабочие исполнители. Поэтому при периодической проверке механик-контролер быстро может установить, кем и когда был допущен брак. Механику-контролеру теперь легче сосредоточить свое внимание на проверке наиболее ответственных узлов. Такая система ремонта обеспечивает высокое качество выполняемых работ на каждом рабочем месте.
Бригадиры, помощники бригадиров и комбайнеры, занятые на комплектовке в летний период, оплачиваются так же, как и слесари VII разряда, плюс 20% за руководство.
Переход на круглогодовой график технического обслуживания и ремонта дал возможность заблаговременно приобретать запасные части и позволил сократить сроки пребывания машин на ремонте.
Время пребывания тракторов на ремонте в 1956 г. в среднем составило: для трактора С-80—10 дней, для ДТ-54— 7 дней, для КД-35—6 дней, для СХТЗ—5 дней, для трактора «Универсал» — 5 дней.
Теперь, когда снабжение перестало носить сезонный характер, Петровская МТС отказалась и от излишнего увлечения реставрацией деталей при ремонте. Стоимость реставрации многих деталей в мастерских обходится дороже новых, и в эксплуатации они ненадежны.
Если в 1954 г. в МТС было изготовлено новых деталей на сумму 27,2 тысячи рублей, то в 1955 г. только на 18,1 тысячи рублей.
Ремонт теперь в основном сводится к замене износившихся деталей и узлов. Их заменяют по мере надобности при проведении сложных технических уходов. Если во многих МТС на ремонте стараются на трактор поставить как можно больше новых деталей, то в Петровской МТС такие детали, как гусеницы, валы, шестерни и другие, которые смогут еще проработать не менее 400—800 га, оставляют для дальнейшей службы и заменяют их при проведении следующего сложного технического ухода. Однако в мастерской не оставляют деталей, которые могут вызвать износ сопряженных с ними деталей и узлов.
После перехода на круглогодовой ремонт с заменой деталей и узлов, несмотря на то что число тракторов в МТС не уменьшилось, количество текущих и капитальных ремонтов сократилось. В 1953 г. было произведено 104 ремонта, в 1954 г.— 58, а в 1956 г. — 64, из них 3 капитальных и 61 текущий.
Опыт Петровской МТС подтверждает, что ежесменный технический уход — основное, от чего зависит работоспособность и долговечность трактора.
Ремонт сельскохозяйственных машин в Петровской МТС проводится также по круглогодовому графику в зависимости от потребности в ремонте, но не чаще, чем это предусмотрено межремонтными сроками.
Машины ремонтируют на станах тракторных бригад в закрытых помещениях сразу же по окончании полевых работ.
Механик по сельскохозяйственным машинам, механик-контролер и техник-нормировщик объезжают тракторные бригады и в присутствии участкового механика, бригадира и тракториста осматривают каждую машину и составляют ведомость дефектов. Нормировщик здесь же по этой ведомости выписывает наряды.
Сельхозмашины ремонтируют свободные от полевых работ трактористы и прицепщики. Узлы, требующие большого ремонта (автоматы сеялок и плугов, оси плугов, сеялок, лемеха, отвалы, диски сеялок, колеса и др.) заменяют из обменного фонда или направляют на ремонт в мастерскую МТС.
Большую помощь в ремонте сельскохозяйственных машин на станах бригад оказывает автопередвижная мастерская со сварочным агрегатом, изготовленным силами мастерской МТС.
Часть сельскохозяйственного инвентаря, ремонтируется в колхозных кузницах по расценкам МТС. В этом случае наряд на выполненную работу подписывает бригадир, а МТС оплачивает предъявленный колхозом счет.
Если машина требует капитального ремонта, то ее доставляют в мастерскую.
По окончании ремонта механик по сельскохозяйственным машинам по вызову бригадира выезжает в бригаду и принимает выполненную работу. После приемки работы подписывается наряд, который представляется для оплаты в бухгалтерию МТС.
Комбайны после окончания уборки доставляются на усадьбу и сдаются механику по сельскохозяйственным машинам.
Механик по сельскохозяйственным машинам и механик-контролер в присутствии комбайнера осматривают все узлы комбайна и после этого составляют ведомость дефектов, в которой указывается хозяйственный номер машины, выработка за истекший период, состояние узлов и деталей, перечень необходимых для ремонта новых деталей, наличие инструмента и принадлежностей, приложенных к данной машине.
Затем комбайны, согласно графику, направляют на ремонт в мастерскую или ставят на хранение.
Такой порядок приемки комбайнов позволяет механику-контролеру определить объем предстоящих ремонтных работ и заблаговременно подготовить необходимые для их ремонта материалы и установить очередность в ремонте комбайнов. Комбайны ремонтируют комбайнеры и рабочие мастерской.
Комбайнер с помощником разбирают и собирают комбайн. При этом снимаются только те узлы и детали, которые требуют ремонта: изогнутые валы вентиляторов, битеров, пиккеров, выкрошенные сегменты ножей и т. п.
Узлы комбайна ремонтируют на рабочих местах по ремонту тракторов.
Руководит ремонтом механик по сельскохозяйственным машинам и комбайнам.
Чтобы равномернее загрузить мастерскую, полнее использовать квалифицированную рабочую силу и обеспечить их заработок, мастерская, кроме работ для своей МТС, выполняет заказы колхозов по монтажу и ремонту средств механизации животноводческих ферм, различных двигателей, автомобилей, изготовляет столярные изделия для колхозных строек и т. д.
Переход на круглогодовой график технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка с применением узлов и агрегатов обменного фонда улучшил техническое состояние машин и обеспечил высокопроизводительное использование их в течение всего периода сельскохозяйственных работ.
Годовой план тракторных работ в 1955 г. в Петровской МТС был выполнен на 124%. Сезонная выработка на 15-сильный трактор возросла по сравнению с 1954 г. на 145 га условной пахоты и составила 814 га (среднесменная выработка 4,1 га).
Себестоимость 1 га мягкой пахоты в 1953 г. была снижена на 12,6% при плане 25,12 рубля, в 1956 г.— на 5% при плане ’23,95 рубля.
МТС работает рентабельно и из года в год получает прибыль. Прибыль (в тысячах рублей) составила в 1953 г. 167,8, в 1954 г.—220,5, в 1955 г.— 220, в 1956 г.—206,3.
Благодаря хорошему уходу за машинно-тракторным парком снизилась потребность в запасных частях. Уменьшились и затраты на технические уходы и ремонты. В 1954 г. они составляли 5,22 рубля на гектар мягкой пахоты, а в 1956 г.— 4,30 рубля (на 18% ниже по сравнению с планом).
За три года (1954, 1955, 1956) на техническом обслуживании и ремонте машинно-тракторного парка сэкономлено
против отчислений свыше 429,5 тысячи рублей, в том числе в 1956 г.— 119,4 тысячи рублей.
Кроме того, в 1956 г. было сэкономлено 133 ц нефтепродуктов.
Успешно закончив ремонт машинно-тракторного парка, МТС направила с 1 января 1957 г. в колхозы для доставки кормов к фермам, вывозки навоза, очистки зерна, транспортировки строительных материалов, обслуживания нужд отгонного животноводства и для других работ 30 гусеничных и 7 колесных тракторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Организация технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка в СССР"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы