Особенности технологических процессов. Основная обработка почвы — базисный процесс при возделывании сельскохозяйственных культур, закладывающий основу высоких урожаев.
Проводимая при обработке деформация почвы имеет целью создание оптимального сочетания водного, воздушного, теплового, биологического и питательного режимов, позволяющего достичь наибольшей продуктивности возделываемых культур.
Шипокий диапазон изменения почвенных условий во время обработки требует продуманных технологических воздействий с учетом механического состава, влажности, засоренности почвы, биологических особенностей сорных растений, биологических особенностей и требований к почвенному фону культивируемых растений, технических и агротехнических возможностей почвообрабатывающих машин и орудий, а также условий и процессов последующего возделывания. Исходя из этого, технология основной обработки почвы должна быть дифференцированной.
Исключительное значение имеют сроки выполнения основной обработки почвы, выбор рабочих органов машин и орудий, последовательность их применения, глубина и интенсивность деформации почвы.
Технологические процессы основной обработки почвы включают лущение, вспашку, безотвальную обработку и обработку ротационными машинами.
Агротехнические требования к каждому из этих видов обработки могут изменяться в зависимости от конкретных условий на каждом поле и в отдельный период и должны уточняться агрономом. Тем не менее могут быть сформулированы общие требования.
Лущение
Ведущая роль в системе зяблевой обработки почвы принадлежит лущению. Основные цели лущения— борьба с засорением и засоренностью, сохранение запасов влаги, снижение энергозатрат на последующую вспашку.
Агротехнические требования к лущению:
1) должно проводиться вслед за уборкой или не позднее чем за два дня после нее и за 15 дней до вспашки для сохранения запасов влаги, что особенно важно в засушливой зоне;
2) равномерная глубина на 5—14 см, устанавливаемая с учетом почвенно-климатических условий и характера засоренности, допустимое отклонение по глубине в пределах 15%;
3) равномерное оыхление обрабатываемого слоя с хорошим перемешиванием почвы с пожнивными остатками;
4) полное подрезание и уничтожение сорняков;
5) отсутствие огрехов на лущеном поле.
Сроки лущения зависят прежде всего от климатических условий. При ограниченных запасах влаги в засушливых зонах оно должно проводиться как можно раньше, чтобы сохранить запасы влаги. В более северных зонах срок лущения определяется с учетом температуры почвы, необходимой для прорастания сорняков, что также вызывает необходимость в более раннем его проведении. В условиях же, где температура почвы недостаточна для прорастания сорняков, лущение как прием борьбы с сорными растениями отпадает.
Глубина лущения может значительно колебаться. В южных зонах глубина лущения в 4—5 см в большинстве случаев недостаточна как для обеспечения прорастания семян сорняков, так и для предохранения от испарения влаги; здесь ее необходимо увеличивать.
В условиях орошаемого земледелия и в более северных зонах на полях достаточной влагообеспеченности, особенно в теплую осень, глубина в 5 см может оказаться вполне целесообразной. Многолетние и корневищные сорняки требуют двухтрехкратного разноглубинного рыхления (6, 8, 10, 12 и даже 14 см).
Дисковые орудия вследствие интенсивного перемешивания почвы сильно распыляют ее, поэтому их применение в зонах ветровой эрозии недопустимо.
Глубина лущения влияет на энергозатраты при вспашке.
Подготовка агрегатов. Состав лущильных агрегатов зависит от требуемой глубины обработки почвы и определяется Удельными сопротивлениями (табл. 53). и Диски лущильников в зависимости от состояния почвы скорости движения (7—10 км/ч) устанавливают с углом атаки от 25 до 35°, а диски борон — с углом атаки 12—21°. я равномерности глубины обработки необходимо применять балласт (от 20 до 30 кг на диск). Чем больше плотность почвы и скорость движения, тем большей должна быть нагрузка. Бороны БД-10 работают при нейтральном положении цилиндров навески трактора и установленных на бороне, а бороны БДТ-7 — при нейтральном положении гидроцилиндров трактора и плавающем положении гидроцилиндров бороны.
Для сокращения пути подъема и опускания дисков ограничители на гидроцилиндрах устанавливают так, чтобы угол подъема был не более 45°.
Лемешные лущильники должны быть проверены на правильность установки корпусов, что делается на ровной площадке:
— лезвия всех лемехов должны опираться на площадку (допустимы отклонения у пяток не более 8 мм);
— носки всех лемехов должны быть на одной линии (натянутого шнура) (допустимое отклонение не более 8 мм).
Очень важно, чтобы лезвия дисков и лемехов были острыми — снижается сопротивление, улучшается подрезание сорняков, уменьшается распыление почвы.
Подготовка поля. Поле должно быть заранее очищено от копен и остатков соломы. Если копны не успевают убрать, допустимо полосное лущение между прямолинейными рядами копен с последующей обработкой полос под копнами после их уборки.
Основной способ движения дисковых лущильных агрегатов — челночный вдоль длинной стороны поля. При обработке между рядов копен соломы приходится двигаться поперек движения уборочных агрегатов. Для поворота агрегатов необходимы поворотные полосы шириной: для агрегатов с лущильниками ЛДГ-20 около 60 м, для агрегатов с ЛДГ-15—45 м, с лущильниками ЛД-10 и боронами БД-10—30 м и с боронами БДТ-7—около 20 м. Однако поворотные полосы нет необходимости отбивать: при включении и выключении орудий ориентируются по первому проходу.
Для лучшей разделки пластов плотной почвы применяют диагональный, а при необходимости и перекрестно-диаго-нальный способы движения. На полях с длиной гонов менее 300 м применяют круговой способ движения.
Предпочтительный способ движения агрегатов с лемешными лущильниками — всвал и вразвал с чередованием загонов. В этом случае поле разбивают на загоны оптимальной ширины (табл. 54).
Работа агрегатов. При спаренной работе дисковых лущильных агрегатов на одном загоне движение агрегаты начинают с середины поля или с его диагонали, постепенно расходясь к краям.
При первом проходе проверяют качество обработки и при необходимости вносят изменения в регулировку. Глубина обработки дисковых орудий уменьшается с увеличением скорости. Поэтому выбрав оптимальное значение скорости (для дисковых орудий 7—10 км/ч), уточняют угол атаки дисков: при недостаточной глубине обработки угол атаки увеличивают, и наоборот. При неравномерной глубине перераспределяют балласт.
Смежные проходы для исключения огрехов перекрывают на 15—20 см. Следят за своевременной очисткой дисковых батарей от набивающейся между ними земли и растительных остатков. После обработки поля взлущивают поворотные полосы.
Контроль качества работы. Подрезание сорных растений проверяют в 4—5 местах по диагонали поля. Глубина обработки проверяется (линейкой) в 15 местах. Допустимое отклонение 1—2 см.
Недостаточная слитность взрыхленного слоя, недорез пласта и значительное количество неподрезанных сорняков обычно результат работы при недостаточном угле атаки дисков. При наличии таких недостатков работа бракуется и подлежит выборочной или полной переделке.
Вспашка
От качества этой решающей операции в значительной степени зависит эффективность возделывания сельскохозяйственных культур.
Полное удовлетворение агротехнических требований к вспашке — обязательное условие высокой культуры сельскохозяйственного производства.
Основные требования следующие.
1. Глубина обработки устанавливается в каждом случае с учетом почвенных условий и требований возделываемых Культур с допустимым отклонением не более 5%. Глубина под свальными проходами должна быть не меньше половины заданной.
2. Оборот пласта должен быть полным, вспаханный слой рыхлым, с количеством глыб в слое не более 15% по объему, пожнивные остатки, сорняки, органические и минеральные удобрения полностью заделаны.
3. Борозды должны быть прямолинейными с равномерной гребнистостью (при вспашке без прикатывания), без огрехов, при вспашке комбинированным агрегатом с кольчато-шпоровым катком поверхностный слой должен быть слитным и мелкокомковатым.
4. Поверхность вспаханного поля не должна иметь глубоких разъемных борозд и высоких свальных гребней, а также разрывов между смежными проходами плуга.
5. Поля на уклонах пашут поперек (по горизонталям).
6. Поворотные полосы должны быть запаханы.
Высокое качество вспашки достигается при ее проведении в состоянии технологической спелости почвы, зависящей от влажности. Поэтому важное значение имеет своевременность обработки.
Подготовка агрегатов. Большое количество типоразмеров плугов позволяет составлять оптимальные пахотные агрегаты как по удовлетворению агротехнических требований, так и по экономическим показателям применительно к различным производственным условиям (табл. 55).
Ширина захвата агрегатов подбирается с учетом глубины обработки и удельного сопротивления путем снятия отдельных корпусов.
В зависимости от условий и требований к обработке плуги укомплектовывают соответствующими корпусами и дополнительными рабочими органами (почвоуглубителями, рыхлящими лапами, удлинителями отвалов и др.), а также агрегатируют с другими орудиями (катками, стругами, боронами).
Качество вспашки и минимум энергозатрат достигаются при полной технической исправности плугов. Поэтому необходимо следить за чистотой рабочих поверхностей корпусов, остротой режущих кромок лемехов и рыхлящих лап.
В тракторной бригаде Героя Социалистического Труда А. В. Гиталова внимательно следят за остротой режущих кромок лемехов. При вспашке сравнительно сухой почвы под зябь или пар уже через 10 ч работы ширина фаски истирания лемехов достигает 2—3 мм, тяговое сопротивление возрастает до 30%. В этих условиях в бригаде установлен порядок своевременной замены лемехов. Каждый пахотный агрегат имеет комплект оттянутых и отточенных лемехов. Все отверстия точно подогнаны, все гайки на болтах подходят под один размер ключа, резьба на болтах исправна.
Замена полного комплекта лемехов основных корпусов и предплужников занимает 12—15 мин.
Подготовка поля. Применение энергонасыщенных высокопроизводительных агрегатов требует особо тщательной подготовки полей. Должны быть удалены все препятствия, которые могут вызвать простои (камни, солома, растительные остатки).
Предпочтительные направления вспашки — вдоль большей длины гонов, поперек склонов.
Наряду с общепринятыми способами движения: тоновым петлевым с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал и беспетлевым комбинированным скоростные пахотные агрегаты позволяют применять новые, более прогрессивные способы вспашки, обеспечивающие высокое качество пахоты—беззагонно-круговой (конвертный) иго-новый на уширенных загонах с повышенной скоростью холостых заездов.
Преимущество этих способов в том, что они не требуют разбивки поля на сравнительно узкие загоны.
Кайму пашут круговым способом по часовой стрелке с перекрестно-петлевыми поворотами на углах. При этом способе получается гладкая пахота, за исключением одного свального гребня в середине поля.
Гоновый способ на уширенных загонах применяют при работе скоростных агрегатов с длиной гонов не менее 1000 м. Ширина уширенного загона зависит от скорости холостого хода агрегата. При скорости холостого хода агрегата 11— 12 км/ч загон целесообразно делать шириной около 200—220 м, но кратной числу кругов агрегата. Так, для пахотного агрегата из трактора К-700 с плугом ППЛ-8-35 ширину загона целесообразно устанавливать в 224 м, делая на загоне по 40 кругов; для трактора Т-150 (Т-150 К)—210 м, делая на загоне по 50 кругов.
Поверхность поля при этих способах получается выровненной, что облегчает проведение последующих обработок на повышенных скоростях. ,
Как показывает производственный опыт, плуги ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35, работающие при скорости 7—9 км/ч, быстрее забиваются стерневыми остатками, на очистку от которых затрачивается много времени, что снижает производительность агрегатов. Поэтому одним из основных условий эффективной работы скоростных пахотных агрегатов является тщательная очистка полей перед вспашкой от всех растительных остатков.
Работа пахотных агрегатов, как правило, организуется групповым способом. Достаточно высокая техническая надежность современных пахотных агрегатов позволяет вести вспашку на одном загоне звену из 3—4 тракторов. При этом целесообразно агрегаты распределить на примерно равном расстоянии по периметру загона, чтобы они не задерживали Друг друга.
Повышение скоростей движения на всех видах работ вызывает необходимость при вспашке по возможности уменьшать высоту свальных гребней, обычно достигающую Ю—15 см. Значительного снижения высоты свального гребня можно достигнуть, если на месте свального гребня за Два прохода распахать развальную борозду глубиной несколько больше половины установленной глубины пахоты. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а задний брал на половину установленной глубины. При втором проходе задний корпус заглубляют еще на 4-5 см. В результате двух проходов образуется пологая развальная борозда. Ее запахивают всвал за два прохода плуга, установленного на полную глубину пахоты.
Чтобы исключить простои, связанные с переналадкой плуга, предварительную распашку развальных борозд на местах гребней поручают выполнять наиболее опытному трактористу звена, который и проводит эту работу на всем поле.
Вслед за ним остальные члены звена приступают к вспашке на полную глубину без переналадки плугов.
Заделку развальных борозд после вспашки всего поля целесообразно выполнять специальными разравнивателями по типу снегопахов (два пеставленных под углом струга) на тяге колесного трактора. При глубине хода стругов 3—4 см борозда полностью заделывается. Производительность агрегата до 40 км развальных борозд за смену.
В передовых хозяйствах большое значение придают сокращению сроков проведения основной обработки почвы под посев. В четвертой бригаде колхоза «Кубань» Усть-Лабинского района Краснодарского края, возглавляемой М. И. Клепиковым, вспашку ведут в две смены. Для стимулирования труд в ночную смену оплачивают дополнительно 20% от тарифной ставки за норму, выполненную в дневную смену.
Хорошо используются мощные тракторы К-700 в колхозе имени Ленина Зерноградского района Ростовской области. Вспашка проводится на глубину 25—27 см комбинированным агрегатом (плуг ПН-8-35 с предплужниками, с катком, волокушей или вместо нее зубовой бороной), что позволяет хорошо выровнять поверхность поля, в необходимой степени уплотнить почву. Степень уплотнения регулируется балластом на каток. Работа ведется на повышенных скоростях (7,2—8,6 км/ч) в две смены группой из 2—3 пахотных агрегатов. Даже в условиях засушливой погоды трактористы А. Калашников и В. Кванин вспахивают за смену по 16—18 га при норме 11,7 га. Это позволяет сократить сроки подготовки почвы. Ранний подъем зяби вслед за уборкой дает в колхозе существенную прибавку урожайности зерновых культур —4—8 ц.
Контроль качества. От качества основной обработки почвы в значительной мере зависит конечный результат — урожай. Поэтому качеству следует уделять большее внимание.
Контроль ведут как текущий (в процессе работы), так и приемочный (после ее окончания).
Проверяют все основные показатели: глубину и равномерность (бороздомером 15—25 замеров), гребнистость и равномерность гребней (линейкой 10—12 замеров или визуально); глыбистость (по числу глыб поперечником более 10 см— метровой рамкой 6—7 замеров или визуально); разделку свальных гребней и заделку развальных борозд (линейкой 10—12 замеров или визуально); запашку растительных остатков и удобрений (визуально).
Оценку качества вспашки целесообразно проводить по балльной системе.
Если при оценке качества вспашки исполнитель наберет Ю—12 баллов, его работа оценивается «отлично»; при сумме 8—9 баллов — «хорошо»; при сумме 6—7 баллов— «удовлетворительно»; при сумме 5 и менее работа бракуется и оплате не подлежит.
В бригаде Героя Социалистического Труда ОД, И. Клепикова (колхоз «Кубань» Усть-Лабинского района Красно-дареного края) оплата труда механизаторов производится за количество произведенной работы и ее качество. При выполнении работы с оценкой «отлично» механизатор получает 120%, с оценкой «хорошо» — 100%, а с оценкой «удовлетворительно»— всего75% установленной оплаты за выполненный объем работы. Такая система позволяет достигать высокого качества работы. В результате растет и производительность труда и сбор продукции с единицы площади.
Безотвальная обработка почвы
Безотвальная обработка плоскорезными орудиями-глубокорыхлителями-плоскорезами и культиваторами-пло-скорезами —- основной способ обработки почвы в зоне ветровой эрозии. Обработка без оборота пласта позволяет сохранить на поверхности растительный покров, предотвращающий возможность ветровой эрозии, уменьшает испарение влаги.
Подготовка агрегатов. Оптимальная скорость при обработке плоскорезом-глубокорыхлителем КПГ-250 6—8 км/ч, тяговое сопротивление при глубине 25—27 см составляет 2500—3200 кгс.
Один глубокорыхлитель агрегатируется с трактором класса 3 или 4 тс. Трактор К-700 работает с глубокорыхли-телем КПГ-2-150.
Для подрезания корней горчака розового применяется универсальный культиватор-плоскорез КПУ-400, который имеет по две сменныелапы, обеспечивающие глубину обработки до 16, 16—24 и 24—30 см и соответственно рабочую ширину захвата 4, 3 и 2 м. Орудие агрегатируется с тракторами класса 3 тс.
При обработке на глубину до 16 см культиваторами-пло-скорезами КПП-2,2 оптимальная скорость 8—10 км/ч, тяговое сопротивление орудия 1500—1800 кгс. С тракторами класса 3 или 4 тс агрегатируются два культиватора с помощью средней секции сцепки СП-15. С тракторами 4 тс в более легких почвенных условиях могут работать три культиватора.
Трактор К-700 агрегатируется с тремя-четырьмя культиваторами.
Для обеспечения высокого качества работы, уменьшения забивания лап растительными остатками и распыления почвы важно проверить остроту режущих кромок лап.
Затылочная фаска затупления лапы не должна превышать 1 мм.
Чтобы предотвратить залипаиие нижней части стоек землей, растительными остатками (такое залипание уширяет стойку в 2—3 раза, ведет к повреждению стерни и уве-личению тягового сопротивления на 10—-12%), на плоскость долота лапы приваривают наклонные ножи высотой 20— 22 см. При наличии таких наклонных ножей перед стойками не разрезанные ими растительные остатки (солома, корневища пырея, вьюнка полевого) поднимаются по кромке и не забивают нижнюю часть стойки.
При обработке плоскорезами недопустимы огрехи. Поэтому агрегат оборудуют ходоуказателями. Подвеска ходо-указателя устанавливается над следом щели, образованной крайней стойкой плоскореза. При этом захват агрегата должен перекрываться на 10—15 см.
Работа агрегатов. Наиболее эффективна групповая работа агрегатов, при которой обработку большого массива ведет звено из 3—5 агрегатов с таким расчетом, чтобы закончить ее за 1—2 суток. При обработке плоскорезами применяется челночный способ движения. Поскольку единственным ориентиром при плоскорезной обработке является щель, образованная стойкой, агрегат должен направляться так, чтобы подвеска ходоуказателя располагалась строго над щелью.
На плотных почвах при густой стерне и сравнительно мелкой обработке (до 16 см) лапы могут идти неустойчиво. В этих условиях устойчивая глубина хода лап обеспечивается дополнительной нагрузкой. На раму культиватора накладывают ящики с балластом от 60 до 100 кг на метр захвата, в зависимости от плотности почвы.
Необходимо внимательно следить за остротой режущих кромок лап, своевременно их точить и оттягивать.
Контроль качества обработки плоскорезами проводится по четырем показателям. Глубина рыхления проверяется металлическим стержнем диаметром 10 мм по ширине захвата каждой жесткой секции орудий на расстоянии 0,2 м от стыковых проходов лап в 20 местах по диагонали поля. Полученное значение средней глубины уменьшается на 25%—на величину вспушенности почвы.
Повреждение стерни определяют визуально, не принимая во внимание повреждения ее ходовой частью трактора. Огрехи также устанавливают визуально по расстоянию между следами прохода крайних лап агрегата в смежных проходах: если расстояние между смежными щелями больше ширины захвата — имеется огрех.
Качество обработки поворотных полос определяется визуально по отсутствию огрехов, выбросов земли и так называемых гитар.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основная обработка почвы тракторами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы