На показатели надежности автомобилей и их агрегатов существенное влияние оказывают условия их эксплуатации, под которыми необходимо понимать не только дорожные и климатические условия, но и режимы использования и технического обслуживания и другие элементы технической эксплуатации.
Эксплуатационные мероприятия по повышению долговечности и безотказности автомобилей можно разделить на две большие группы — на мероприятия, связанные с транспортной работой непосредственно и с подготовкой автомобиля к транспортной работе.
Рассматривая мероприятия первой группы, надо иметь в виду, что поддержание высокого уровня надежности автомобилей возможно при рациональных режимах их движения и нагрузки, которые существенно зависят от квалификации водителя и мастерства вождения. Обкатка новых и отремонтированных автомобилей с соблюдением оптимального ее режима закладывает основы длительной и безотказной работы всех агрегатов автомобиля и в первую очередь его двигателя. В течение первых 1000 км пробега скорость движения грузового автомобиля не должна превышать 50 км/ч (легкового — 80 км/ч), а нагрузка — 75% от номинальной. Такой режим обкатки наряду с особо тщательным контролем за работой двигателя и всех агрегатов обеспечивает хорошую приработку трущихся поверхностей сопряжений и их подготовку к нормальному нагружению в последующий период эксплуатации.
Особое внимание к режиму обкатки автомобиля надо предъявлять в зимний период и при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.
Нагрузка автомобиля должна быть в соответствии с его номинальной грузоподъемностью и дорожно-климатическими условиями. Перегрузки автомобиля или буксировка им прицепа, полный вес которого больше допустимого, повышает износ не только ходовой части (шины, подвеска, мосты), но приводит к преждевременному повышенному износу рулевого управления, деталей трансмиссии, а также увеличивает расход топлива. Форсированный износ цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и клапанов может быть также следствием перегрева двигателя при перегрузках автомобиля.
Режим движения автомобиля должен быть оптимальным, т. е. наиболее выгодным с -очки зрения нагрузок на его агрегаты, узлы и механизмы и, следовательно, обеспечивать наименьший их износ. Оптимальный режим движения автомобиля достигается обычно при высокой квалификации водителя. Известно, что межремонтные пробеги могут быть повышены до 60% от нормы при высоком мастерстве водителя.
Основные характеристики оптимального режима движения автомобиля следующие:
1) обеспечение постоянства режима движения, т. е. снижение до минимума переключений передач, разгонов и замедлений (в том числе торможений) на километр пройденного пути;
2) уменьшение частоты появления и абсолютной величины динамических нагрузок на детали трансмиссии и ходовой части автомобиля;
3) поддержание надлежащего теплового режима двигателя, агрегатов трансмиссии, тормозов и шин, т. е. отсутствие их перегрева и переохлаждения.
Следовательно, безотказность и долговечность автомобиля и его агрегатов будут обеспечены при плавных включениях сцеплення и переключениях передач, при плавном троганни с места, нерезком торможении, а также при расчетливом вождении автомобиля и точном выполнении всех приемов управления им.
Эксплуатационные мероприятия второй группы обеспечивают техническую подготовку автомобиля к выполнению транспортной работы и одновременно служат для поддержания высокого уровня его надежности.
Режимы и качество технического обслуживания существенно влияют на показатели безотказности и долговечности автомобилей. Своевременно (в соответствии с нормами) и качественно, т. е. в пол» ном объеме и соответствии инструкциям и техническим условиям, должны производиться:
1) заправка топливом, картерными маслами и другими смазками в полном соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей;
2) очистка и промывка картеров с целью удаления из них абразива, продуктов износа, нагара и других загрязнений;
3) подтяжка креплений для предупреждения ударных приложений нагрузки и возможности разрушения крепежного соединения и для обеспечения герметичности с целью предупреждения попадания в агрегаты пыли и другого абразива;
4) регулировка зазоров, натяга, давлений, взаимоположения деталей сопряжений и т. п. должна соответствовать техническим условиям;
5) разборка узлов выполняется лишь при наличии действительной потребности в ней, так как каждая сборочно-разборочная операция резко снижает долговечность узла.
Качество выполнения операций технического обслуживания автомобиля, существенно влияющее на его надежность, во многом зависит от оснащенности постов и линий ТО инструментом, оборудованием и приборами, а также от квалификации персонала, выполняющего эти операции.
Диагностика технического состояния автомобиля, характеризующаяся индивидуальным контролем состояния отдельных узлов, агрегатов и автомобилей в целом, позволяет поддерживать высокий уровень их надежности за счет профилактики отказов, т. е. заблаговременного обнаружения скрытых неисправностей. Техническая диагностика в сочетании с высококачественным техническим обслуживанием автомобиля — одно из наиболее эффективных мероприятий по поддержанию безотказности автомобиля на протяжении длительного срока его службы.
Перечисленные эксплуатационные мероприятия не могут поднять надежность автомобиля выше того уровня, который был заложен в него в процессе конструирования и производства. Никакими мероприятиями невозможно также полностью избавиться от появления отказов автомобиля при ею эксплуатации. Все эксплуатационные мероприятия, в том числе техническое обслуживание и техническая диагностика автомобилей призваны лишь поддержать надежность на возможно более высоком уровне и снизить до возможного минимума внезапные отказы, которые могут возникнуть на линии и вызвать простой автомобиля или нарушить безопасность его движения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные эксплуатационные мероприятия по поддержанию надежности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы