Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Выбор топлива и смазочных материалов

Публикация:
   Основные характеристики смазок

Читать далее:




Основные характеристики смазок

При подборе смазок необходимо учитывать их эксплуатационные свойства. К наиболее важным свойствам относятся: предел прочности, вязкость, механическая стабильность — тиксотропные свойства, т. е. свойства, характеризующие структурно-механические (реологические) свойства смазок; стабильность смазок (термическая, коллоидная, химическая, радиационная, испаряемость); устойчивость к внешним, воздействиям.

Предел прочности при сдвиге характеризует минимальное усилие (нагрузку), при котором начинается необратимая деформация (сдвиг) смазки. По пределу прочности (т) судят о возможностях сбрасывания смазок с движущихся деталей, о их способности удерживаться на наклонных и вертикальных поверхностях, в негерметизированных узлах трения, о стартовых характеристиках узлов трения, способности поступать к рабочим поверхностям.

Повышение температуры вызывает уменьшение предела прочности. Температура, при которой предел прочности приближается к нулю, принимается за верхний температурный предел работоспособности смазки. У некоторых смазок (например, у комплексных кальциевых, силикагелевых) наблюдается обратное явление — повышение предела прочности с повышением температуры.

Значение предела прочности смазки зависит от загустителя, размера его частичек и концентрации. На предел прочности существенно влияет способ приготовления смазки, особенно режим охлаждения смазок (мыльных) и гомогенизация.

Смазки с малым значением предела прочности сбрасываются с движущихся деталей, стекают с вертикальных поверхностей, плохо удерживаются в негерметизированных узлах трения. При рабочих температурах минимальный предел прочности смазок должен быть не менее 1—2 г/см2. Очень высокий предел прочности также нежелателен, поскольку такая смазка плохо поступает к трущимся поверхностям. Предел прочности смазок при 20 °C не должен превышать 15—20 г/см2. Предел прочности смазок определяют по ГОСТ 7143—73 на пластометрах.

Эффективная вязкость. Вязкость смазок является переменной величиной, зависящей от температуры и скорости деформации. Вязкость смазки тем меньше, чем выше температура и больше скорость деформации.

После разрушения структурного каркаса смазка начинает течь, подобно жидкости. Чем больше скорость деформации (при постоянной температуре), тем быстрее уменьшается вязкость смазки, тем легче течет смазка. Скорость деформации (Ь) измеряется в с-1. Чаще всего вязкость смазки определяется при скорости деформации 10 с-1. Так как вязкость смазки зависит от скорости разрушения структурного каркаса, введено понятие «эффективной вязкости». Под ним подразумевается вязкость ньютоновской жидкости, которая при данном режиме течения оказывает такое же сопротивление сдвигу, как и смазка.

Вязкость смазки так же, как предел прочности, зависит от рода загустителя, его концентрации, размера частичек, технологии приготовления и других параметров. От вязкости зависит прокачиваемость смазок, затраты’ энергии на относительное перемещение смазанных деталей, особенно в пусковой период. Из двух смазок более качественной считается та, у которой при одинаковых значениях предела прочности меньше вязкость. Вязкость смазок при минимальных температурах не должна превышать 150—200 Па • с при скорости деформации 10 с-1.

Эффективную вязкость определяют на автоматических вискозиметрах по ГОСТ 7163—84.

Механическая стабильность. При работе смазки постоянно подвергаются механическому воздействию, в результате чего разрушается структурный каркас смазки. Способность смазки противостоять разрушению называется механической стабильностью. При отдыхе структурный каркас смазки самопроизвольно восстанавливается. Способность смазки к самопроизвольному восстановлению структурного каркаса в период отдыха называется явлением тиксотропии.

Механическая стабильность, тиксотропные превращения смазок — важные показатели, особенно для подшипников скольжения, шарниров, плоских опор и т. п., так как в них смазка во время работы непрерывно подвергается деформированию. Тиксотропные свойства смазок существенно зависят от типа, концентрации загустителя, химического состава масла, температуры, , интенсивности механического воздействия и других факторов. При тиксотропных превращениях смазок показатели качеств не должны изменяться, в первую очередь это относится к их прочностным свойствам. Однако не все смазки обладают такими способностями. В некоторых смазках предел прочности и вязкость становятся меньше первоначальных значений, а в некоторых, наоборот, предел прочности и вязкость приобретают более высокие значения по сравнению с первоначальными. В таких случаях механически нестабильные смазки или вытекают из узлов трения, или плохо поступают к рабочим поверхностям, а сильно затвердевшие смазки вообще не поступают к трущимся поверхностям.

Механически нестабильные смазки применять нецелесообразно.

Механическую стабильность, тиксотропные свойства смазок определяют на тиксометрах по пределу прочности на- разрыв, индексу разрушения и тиксотропного восстановления согласно ГОСТ 19295—73.

Термическая стабильность и термоупрочнение. Под термической стабильностью понимают способность смазок сохранять свои эксплуатационные свойства без изменения при повышенных температурах. Свойства большинства смазок при нагреве их на 50—100 °C выше температур плавления и последующем охлаждении практически не изменяются. Однако некоторые смазки после нагрева и последующего охлаждения уплотняются, у них сильно увеличивается предел прочности и вязкость, вплоть до потери пластичности. Термоупрочнение отрицательно сказывается на эксплуатационных качествах смазок, поскольку термоупрочнившиеся смазки перестают поступать к рабочим поверхностям в связи с большими значениями предела прочности и вязкости. Иногда предел прочности увеличивается до 1,96 Н/см2. В результате (несмотря на то, что в подшипнике может быть достаточное количество смазки) сами трущиеся поверхности остаются сухими. Это ведет к преждевременному износу узла трения.

Термоупрочнение и механическая стабильность взаимосвязаны.

К термоупрочняющимся смазкам относятся, например, натриевые, кальциево-натриевые (ЯНЗ-2, 1-13, 1-13с). Термоупрочнение определяют, измеряя предел прочности смазок до и после выдержки при повышенных температурах пс ГОСТ 7143—73.

Температура каплепадения. Температура падения первой капли смазки при нагревании в определенных условиях (по ГОСТ 6793—74) называется температурой каплепадения. По температуре каплепадения судят о верхнем температурном пределе работоспособности смазки. Рабочая температура должна быть на 10—20 °C ниже температуры каплепадения. Для многих смазок определить рабочую температуру по температуре каплепадения не представляется возможным. Например, температура каплепадения литиевых смазок обычно 180—200 °C, а верхний температурный предел не более 130 °C. Некоторые Гидратированные кальциевые смазки имеют температуру каплепадения, близкую к 100 °C и несколько выше. Тем нс менее рабочие температуры этих смазок не должны превышать 65—75 °C. Большинство немыльных смазок, особенно высокотемпературных, вообще не имеют температуры капле-падения.

По температуре каплепадения можно определить рабочую температуру углеводородных смазок.

Коллоидная’ стабильность характеризует возможность, выделения дисперсионной среды (масла) из смазки при хранении и эксплуатации. Выделение масла из смазки увеличивается при повышении температуры и давления. Очень, сильно на выделение масла из смазки влияет приложение к ней одностороннего давления, например, при действии на смазку центробежных сил и давлений. С повышением температуры коллоидная стабильность ухудшается вследствие-уменьшения вязкости дисперсионной среды.

Качественные смазки должны выделять небольшое количество масла при испытании в определенных стандартных условиях. Чрезмерно стабильные («сухие») смазка плохо смазывают узлы трения. Особенно важно выделение некоторого количества масла из смазки для предотвращения повышенного износа, например, в момент трогания автомобиля с места, т. е. в стартовые периоды. Выделение масла, появление слоя масла на поверхности смазки при хранении (явление синерезиса) свидетельствует о «старении» смазки, ухудшении эксплуатационных свойств. Такие смазки не пригодны к эксплуатации. Коллоидную стабильность смазок определяют по ГОСТ 7142—74.

Химическая стабильность. Под химической стабильностью смазок подразумевается их стойкость против окисления при хранении и эксплуатации. Окисление смазок снижает их антикоррозионные свойства, а также вызывает разупрочнение, ухудшение коллоидной стабильности, смазочной и защитной способности. При повышении температуры окисление смазок ускоряется.

На химическую стабильность смазок влияет род загустителя, качество дисперсионной среды. Большинство неорганических и органических смазок превосходят по химической стабильности мыльные смазки. В мыльных смазках: окислению подвергается масло и загуститель. Мыла некоторых металлов являются сильными катализаторами окисления, например, свинцовые. Нельзя получить химически стабильные, смазки из масел с низкой химической стабильностью без добавления высокоэффективных антиокислительных присадок. Химическая стабильность очень важна для долгоработающих и «вечных» смазок, заправляемых в узлы трения 1—2 раза в течение 10—15 лет или один раз. за весь период эксплуатации, а также смазок, работающих при температурах выше 100 °C. Смазки с низкой химической стабильностью имеют небольшой срок эксплуатации, требуют частой замены, что ведет к их перерасходу.

Современные смазки готовятся из высококачественных масел и химически стойких загустителей с добавление-антиокислительных присадок, дезактиваторов, металлов. Коррозионность смазок определяют по ГОСТ 9.080—771 -а стабильность смазок против окисления — по ГОСТ 5734-76.

Водостойкость прежде всего важна для смазок, работающих в негерметизированных узлах трения или контакту рующих с водой. Смазки не должны смываться водой и изменять свои свойства при попадании в них влаги. При оценке влагостойкости принимается во внимание гигроскопичность смазок. Обводненные смазки твердеют и теряют свои качества.

Пенетрация характеризует густоту смазки. Показатель чисто эмпирический, он не имеет практического значения. Число пенетрации выражает глубину погружения стандартного конуса в смазку в течение 5 о при 25 °C. Чем мягче смазка, гем глубже погружение конуса в смазку-Согласно ГОСТ 23258—78, в наименование смазки входит индекс класса консистенции: 00, 0,1—7. Самые мягкие смазки имеют индекс класса консистенции «00», самые твердые — «7». Пенетрацию определяют по ГОСТ 5346—78.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Выбор топлива и смазочных материалов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Основные характеристики смазок"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства