Одно из основных наиболее важных звеньев технологического комплекса производственных процессов горнорудных шахт — шахтный транспорт.
Основными видами транспорта на горнорудных шахтах продолжают оставаться:
— на магистральных, выработках — локомотивный (100%);
— в очистных забоях — скреперная доставка (75%);
— конвейерный (20%);
— ручная доставка (5%);
— на магистральных наклонных выработках — ленточные конвейеры (100%);
— в надшахтных зданиях — конвейерный (70%);
— гравитационный (30%).
В последнее время в очистных забоях на выпуске из дучек и погрузочных пунктах начинают широко применять виброконвейерный транспорт. Одна виброустановка за период службы на одном месте транспортирует 40 000 т груза. Для транспортирования горной массы от забоя к рудоприемникам внедряют конвейеры с цепным тяговым органом.
Активно начали применять как технологический, так и при проходке горизонтальных выработок самоходный транспорт на пневмошинном ходу.
Примерно 17% общешахтной занятости как людских, так и материальных ресурсов приходится на эксплуатацию и обслуживание всего внутришахтного транспорта. Только по разделу локомотивной откатки общешахтная занятость составляет почти 11%.
С помощью грузового шахтного транспорта решают целый ряд задач, среди которых наиболее важные прием и: транспортирование руды в очистных забоях; аккумуляция горной массы в люковых рудовосстающих; транспортирование горной массы от люков к приемным бункерам или стволу шахты; передача руды из приемного бункера к подъемным сосудам; транспортирование горной массы на поверхности шахты (в надшахтном сооружении) к пунктам складирования.
Пассажирский транспорт обеспечивает перевозку людей в комфортных условиях за короткое время к месту работы в шахте в начале смены и с места работы в конце. Кроме того, он призван обслуживать лиц технического надзора и ремонтные бригады в течение смены.
Характерные особенности условий работы шахтного транспорта:
— большая разветвленность транспортных выработок;
— различное расстояние транспортирования;
— значительное число закруглений разных радиусов; на шахтах Кривбасса примерно от 30 до 38% составляет общая протяженность закруглений по отношению к общей протяженности прямолинейных откаточных выработок;
— неравномерность грузопотоков;
— наличие в одной транспортной выработке нескольких видов транспорта;
— многозвенность транспорта, работающего в горизонтальных и наклонных выработках;
— стесненность пространства вокруг работающего транспорта;
— большая запыленность и обводненность рабочих мест транспорта.
Все это определяет конструкцию машин и компоновку общешахтных транспортных систем.
Требования, предъявляемые к транспортным машинам и системам, можно разделить на четыре категории:
1. Производственные.
2. Экономические.
3. Эксплуатационные.
4. Специфические.
Первая категория предусматривает обеспечение устойчивой высокопроизводительной работы добычных участков и забоев, смежных технологических звеньев и участков производства, сохранность сортности и качества транспортируемого материала, высокую маневренность.
Вторая — при максимальной производительности снизить до минимума затраты на содержание, обслуживание и ремонт транспортных машин и оборудования, разработку и создание транспортных машин небольшой стоимости.
Третья — простоту конструкции и управления, возможность автоматизации управления транспортными машинами и звеньями транспорта, высокую эксплуатационную надежность, обеспечивающую устойчивые эксплуатационные показатели в заданных пределах.
Основные критерии надежности: безотказность, ремонтопригодность и коэффициент пригодности.
Ремонтопригодность характеризуется средней продолжительностью восстановления на отказ или временем ликвидации неисправности и включает в себя приспособленность к предупреждению и обнаружению причин, вызывающих отказы в машине, AWboc/(^ot-Kboc) , где tB0C — время восстановления на отказ или время устранения неисправности.
Коэффициент готовности характеризует степень готовности машины к работе и определяет вероятность того, что машина окажется работоспособной в каждый момент времени.
Четвертая — соответствие транспортной машины условиям эксплуатации, параметров транспортных машин параметрам выработок и забоев, транспортной машины общей технологии работы горнорудных предприятий.
Из анализа требований, предъявляемых шахтному транспорту видно, что основными из них являются надежность и высокая эффективность эксплуатации. Последняя, как показала практика, в основном зависит от организации и эффективности ведения системы обслуживания и ремонта транспортных средств и вспомогательного оборудования.
По трудолюдским затратам на некоторых предприятиях в сфере обслуживания транспорта занимается большее число рабочих, чем в основной производственной деятельности и достигает примерно 60% по отношению к общему числу рабочих.
В среднем по Кривбассу этот показатель составляет почти 50%.
Основные направления развития транспортных машин непосредственно связаны с общими направлениями развития шахтного транспорта,, которые предусматривают значительное повышение надежности и производительности транспортных магистралей, оперативность и снижение трудоемкости работы транспорта, увеличение нагрузки грузопотоков, автоматизацию управления работой транспорта, повсеместное осуществление диспетчерского контроля и управления.
Параллельно предусматривают максимальную механизацию трудоемких процессов на транспорте, особенно на участках выпуска руды, как в очистных забоях из дучек, так и при загрузке составов из люков. С этой целью необходимо широко внедрять:
— вибродоставку горной массы в очистные забои; конвейерный транспорт на наклонном подъеме в качестве основного, как между промежуточными горизонтами, так и на главном наклонном подъеме;
— самоходный транспорт на пневмошинном ходу при проходке горизонтальных и подэтажных выработок, а также проходческие вагоны. В Кривбассе в настоящее время примерно 35% горной массы транспортируют проходческими вагонами типа ВПК при проходке горизонтальных откаточных выработок, что весьма недостаточный показатель, учитывая возможности проходческих вагонов;
— вагонетки большой вместимости при рельсовом транспорте, что сократит время простоев составов на погрузочно-разгру-зочных участках, а также снизит номенклатуру вагонеточного парка;
— специальные типы шахтных вагонеток и загрузочных устройств, обеспечивающих непрерывную загрузку составов из люков;
— массовое производство штамповкой колес и кузовов к шахтным вагонеткам;
— больший параметр колеи — 900 мм и более тяжелые типы рельсов Р43, Р50 с увеличением интенсивности откатки и грузоподъемности составов.
Для повышения эффективности использования электровозов следует переходить на:
— напряжение до 600 В, обеспечивая при этом безопасность от поражения током рабочих, применяя при этом электровозы со сцепным весом 140, 200, 280 кН;
— дистанционное управление электровозом повсеместно на погрузочно-разгрузочных участках;
— систему управления СЦБ, обслуживающую автоматическую блокировку световых сигналов с независимым управлением стрелками из кабины движущегося локомотива, а также стрелок и сигналов с одновременным автоматическим переводом стрелки и открытием сигнала при воздействии на аппарат задания маршрута машинистом электровоза. Автоматизация управления электровозами позволит высвободить около 30% рабочих службы движения, передав ей функцию управления подвижным составом.
При выборе магистрального транспорта необходимо учитывать количество перевозимого груза и вид транспорта вспомогательных звеньев. В этом случае следует: по главным магистральным выработкам применять монорельсовый, локомотивный транспорт и самоходные вагоны; по вентиляционным и хозяйственным выработкам — монорельсовый или моноканатный транспорт. В качестве вспомогательного транспорта — специальные транспортные тележки, как самоходные, так и перемещаемые с помощью локомотивов. Тележки следует оборудовать специальными механизмами, обеспечивающими возможность погрузочно-разгрузочных и монтажных работ.
Необходимо работу транспорта автоматизировать и постоянно контролировать все основные транспортные процессы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные направления развития транспортных машин горнорудных шахт"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы