Мероприятия, предусмотренные системой технического обслуживания и ремонта машин, выполняют в основном в плановом порядке. Главная их цель — предупреждение чрезмерного изнашивания машин. В связи с этим система названа планово-предупредительной. При более широком внедрении методов и средств технического диагностирования появляется возможность выполнять работы технического обслуживания и ремонта не в строго установленное время, а тогда, когда этого требует техническое состояние составных частей машин. В этом случае в плановом порядке осуществляется только контроль за состоянием составных частей, а сами работы выполняются по потребности.
В общем виде система технического обслуживания и ремонта машин включает: планирование, организацию, технологию, материально-техническое обеспечение и исполнителей.
Планирование проводится для определения объемов работ, количества исполнителей, потребного оборудования, а также для установления времени постановки машин на техническое обслуживание и ремонт.
Организация включает выбор места проведения технического обслуживания и ремонта, определение рациональной формы выполнения работ, отбор средств механизации работ, подбор исполнителей, распределение работ между ними и учет выполненных работ.
Под технологией понимается совокупность приемов и способов выполнения работ технического обслуживания и ремонта машин.
Задача материально-технического обеспечения — оснащение технологического процесса высокопроизводительными и эффективными средствами технического обслуживания и ремонта машин, обеспечение запасными частями и материалами, необходимыми для выполнения работ.
В число исполнителей входят инженеры, техники, слесари и другие специалисты, занятые на техническом обслуживании и ремонте машин. Важное место среди них занимают слесари. Чем выше уровень их квалификации, тем производительнее и эффективнее действует вся система.
В систему входит большая разновидность технических обслуживаний и ремонтов. Наименьший повторяющийся интервал наработки, машины, в течение которого выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями технической документации все виды технического обслуживания, называется циклом технического обслуживания, а ремонта — ремонтным циклом.
В зависимости от этапа эксплуатации машин различают следующие виды технического обслуживания: при эксплуатационной обкатке, транспортировании, хранении и использовании. Первый из них выполняют перед вводом в эксплуатацию новой или отремонтированной машины. При транспортировании производят обслуживание перед началом его, в течение и в конце. При хранении машины обслуживают при подготовке к нему, в процессе и при снятии их с хранения.
Техническое обслуживание при использовании разделяют на ежесменное (ЕТО), сезонное (СТО) и периодическое (ТО). Последнее включает первое (ТО-1), второе (ТО-2) и третье (ТО-3) технические обслуживания.
Ежесменное техническое обслуживание проводят перед началом рабочей смены машины, в течение и в конце ее.
Сезонное техническое обслуживание необходимо для подготовки машин к предстоящему сезону эксплуатации. Критерий его проведения — температура окружающего воздуха. При установившейся температуре воздуха выше +5 °С машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, а при температуре воздуха ниже +5 °С — к осенне-зимнему периоду. Сезонное техническое обслуживание совмещают с очередным плановым техническим обслуживанием.
В зависимости от объема работ ремонт разделяют на текущий и капитальный. Текущим ремонтом (Т) называют восстановление машины путем замены и (или) восстановления отдельных ее составных частей. При восстановлении исправности и полного или близкого к полному восстановлению машины с заменой или восстановлением большого количества составных частей, включая базовые, ремонт относят к капитальному (К).
Каждый вид технического обслуживания и ремонта характеризуется периодичностью, трудоемкостью и продолжительностью. Периодичность технического обслуживания и ремонта машин — это интервал времени между данным его видом и последующим таким же видом или другим большей сложности. Она устанавливается в моточасах.
Трудоемкость представляет собой затраты труда в человеко- часах на проведение одного технического обслуживания или ремонта данного вида.
Продолжительность их проведения — это календарное время, выраженное в днях.
Основные положения системы технического обслуживания и ремонта строительных машин регламентированы Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, в которых содержатся виды технического обслуживания и ремонта каждого типоразмера машин, их периодичность, трудоемкость и продолжительность проведения, а также основные положения по планированию, организации и учету мероприятий технического обслуживания и ремонта машин. Показатели по техническому обслуживанию и ремонту наиболее распространенных видов машин приведены в приложении.
Конкретные указания по техническому обслуживанию и текущему ремонту каждой машины содержатся в эксплуатационной документации, поставляемой предприятиями-изготовителями вместе с машинами. В составе документации для машин, имеющих двигатели, системы привода и управления, элементы автоматизации поставляют техническое описание и инструкцию по эксплуатации, формуляр или паспорт и ведомость запасных частей, инструмента, принадлежностей и материалов (ЗИП).
В первом из названных документов содержатся описание устройства машин, указания по их монтажу, обкатке, использованию, техническому обслуживанию и текущему ремонту. Паспорт поставляется со стреловыми и башенными кранами. Содержание формуляра и паспорта одинаковое. В них приводятся данные, которые отражают нормальное техническое состояние машин, и формы для учета их наработки и мероприятий, проведенных по поддержанию исправности и работоспособности машин.
С навесными и прицепными машинами, механизированным инструментом и другими простейшими машинами поставляется объединенный паспорт, в котором излагается то, что содержится в техническом описании, инструкции по эксплуатации, формуляре и ведомости ЗИП.
Содержащиеся в эксплуатационных документах требования предприятий-изготовителей необходимо выполнять на протяжении всего срока службы машин. В случае их нарушения предприятия- изготовители не рассматривают рекламации по машинам и снимают с себя ответственность по гарантиям.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные положения ремонта дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы