Среди многих технико-эксплуатационных свойств подвижного состава автомобильного транспорта одним из важнейших является надежность. Надежность автомобиля, его агрегатов и узлов (объекта) — это свойство сохранять значения структурных параметров, а следовательно выполнять свои заданные функции в заранее установленных допустимых границах при заданных условиях эксплуатации в течение требуемой наработки (времени или пробега).
Таким образом, надежность автомобиля и его агрегатов не постоянное свойство, оно не остается таким же, каким было заложено при конструировании и обеспечено производством. Надежность меняется во времени или по мере увеличения наработки автомобиля и этот процесс изменения имеет свои закономерности, которые и изучаются и оцениваются теорией надежности.
Надежность объекта — сложное свойство, которое включает более простые: безотказность — сохранение непрерывной работоспособности в течение некоторой наработки; долговечность — сохранение работоспособности до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта при возможно большей наработке; ремонтопригодность — приспособленность к выполнению обслуживающих и ремонтных операций. Каждое из этих свойств, составляющих надежность объекта, может быть количественно охарактеризовано в зависимости от того, является ли объект ремонтируемым или перемонтируемым.
Ремонтируемый объект, — исправность и работоспособность которого в случае возникновения отказа могут быть восстановлены. Например, в двигателе могут многократно отказывать одни и те же детали или узлы, скажем свечи или клапана, однако после очередной замены свечей или регулировки клапанов двигатель восстанавливает свою работоспособность и продолжает эксплуатироваться. Подавляющее число узлов автомобиля — ремонтируемые объекты.
Неремонтируемый объект, — исправность и работоспособность которого в случае возникновения отказа не могут быть восстановлены. Например, пробитый конденсатор или шестерня с выломанными зубьями. Первый отказ неремонтируемого объекта является и последним, поэтому понятия безотказность и долговечность такого объекта полностью совпадают с понятием его надежности. Однако при некоторых обстоятельствах ремонтируемый объект может рассматриваться как неремонтируемый. Так, автомобиль или его двигатель являются, безусловно, ремонтируемыми объектами, однако отправка их в капитальный ремонт на АРЗ может рассматриваться как последний отказ неремонтируемого объекта. Хотя и после ремонта двигатель или автомобиль возвращаются в эксплуатацию и восстанавливают свою работоспособность, но с точки зрения теории надежности это будет уже другой автомобиль и другой двигатель (учитывая особенности технологии ка-питалыюго ремонта) и для них надо отсчитывать наработку заново, начиная с момента возвращения из капитального ремонта.
Однако даже независимо от такого случая деление на ремонтируемые и неремонтируемые объекты в значительной степени условно. Многие узлы и детали автомобиля, считавшиеся до недавнего времени неремонтируемыми, в настоящее время вследствие совершенствования методов и технологии ремонта стали относиться к ремонтируемым. Например, трещина блока цилиндра еще недавно полностью выводила эту базовую деталь двигателя из строя, а в настоящее время успешно восстанавливается различными методами, в том числе с помощью эпоксидных смол.
Основным понятием теории надежности служит понятие отказа. Момент его возникновения или пробег автомобиля до этого момента независимо от того, произошел внезапный отказ или постепенный, являются случайными событиями. Рассмотрим простейший пример. На автомобиль установили комплект новых шин, выпущенных с конвейера завода одна за другой. Происшедший через какой-то пробег прокол или разрыв шины при наезде на препятствие типичен внезапным отказом, происшедшим неожиданно. Случайное событие! В процессе эксплуатации шин рисунок протектора постепенно стирается и хотя общая закономерность этого изнашивания известна, по каждая шина до предельного состояния, т. е, до полного стирания рисунка, придет после различного пробега. Рассеивание пробегов до однородных событий (стирание рисунка протектора) в одинаковых условиях эксплуатации (шины на колесах одного автомобиля) и есть характерный признак случайного события.
Количественная характеристика и оценка случайного события могут производиться лишь так называемыми статистическими методами, т. е. методами, которыми пользуются в статистике,— наука о методах количественного анализа массовых явлений.
Из всех многочисленных показателей надежности достаточно познакомиться с тремя важнейшими.
1. Средняя наработка до первого отказа — сумма пробегов до первых отказов данного узла или агрегата группы однотипных автомобилей.
Этот показатель относится как к восстанавливаемым узлам и агрегатам, так и к невосстанавливаемым деталям, но для последних средняя наработка до отказа характеризует не безотказность, а долговечность и соответствует среднему ресурсу до списания, т. е. пробегу до предельного состояния. Pecурсe и срок службы понятия одинаковые, только ресурс измеряется в километрах пробега, а срок службы — календарная продолжительность эксплуатации невосстанавливаемого объекта.
2. Наработка на отказ
3. Вероятность безотказной работы объекта — вероятность того, что в пределах заданной наработки (пробега) отказ объекта не произойдет. Этот показатель измеряется в долях единицы и может изменяться от единицы (объекты полностью работоспособны и вероятность отказа равна нулю) до нуля, когда объект полностью неработоспособен. Иногда вероятность безотказной работы измеряют в процентах.
Рис. 1. Вероятность безотказной работы:
1 — невосстанавливаемой детали; 2 — восстанавливаемого уэла
Кривая вероятности безотказной работы ремонтируемого объекта показывает, что только первые отказы при одновременном вводе в эксплуатацию группы агрегатов или автомобилей дают значительные размахи колебаний вероятности, а после длительного периода эксплуатации стабилизируется поток отказов, т. е. их последовательность и периодичность.
Очень важным обобщенным показателем надежности автомобиля в процессе эксплуатации служит коэффициент технического использования. Коэффициент технического использования — это вероятность работоспособного состояния объекта, в данном случае автомобиля, в произвольно выбранный момент времени его эксплуатации. Этот показатель учитывает простои автомобиля, вызванные операциями планового технического обслуживания, а также простои за время обнаружения и устранения возникших отказов. Коэффициент технического использования относится к определенному периоду эксплуатации, поэтому величина его может меняться в процессе эксплуатации. Величина коэффициента Кт технического использования для группы автомобилей, например для автотранспортного предприятия, позволяет оценить
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные понятия теории надежности"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы