Регулировка муфты сцепления. Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС). У главной муфты сцепления регулируют ход педали сцепления до упора в защелку, величину зазора между отжимными рычагами и упорной втулкой корпуса отводки или свободный ход педали и зазор между упорными болтами и передним нажимным диском.
Ход педали сцепления до упора в защелку устанавливается при заводской регулировке. Ход педали должен быть равен 140—160 мм.
Во время эксплуатации величина этого хода не изменяется. При необходимости ход педали до упора в защелку регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с блокировочным валиком.
Зазор между отжимными рычагами и упорной втулкой подшипника при оттянутой назад педали сцепления для всех трех отжимных рычагов устанавливается в 3—4 мм с разницей для отдельных рычагов не более 0,3 мм. Такому зазору соответствует 30—40 мм свободного хода педали сцепления. Для восстановления свободного хода педали необходимо изменить длину тяги. При недостаточной длине тяги следует снять крышку люка корпуса сцепления, установить поочередно отжимные рычаги против люка и, расшплин-товав гайки тяг 2, отвернуть каждую гайку до установления зазора между внутренними концами отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника в пределах 3—4 мм с разницей для отдельных рычагов не более 0,3 мм. После этого проверить величину свободного хода педали, который должен составлять 30—40 мм, и зашплинтовать гайки.
Рис. 1. Блокировочный механизм коробки передач трактора МТЗ-5ЛС.
Зазор между упорными болтами и передним нажимным диском регулируют, завертывая каждый упорный болт до упора, а затем отвертывая на семь «щелчков».
Трактор МТЗ-50 (МТЗ-50Л, МТЗ-52 и МТЗ-50ПЛ). В муфте сцепления регулируют свободный ход педали и положение отжимных рычагов.
Свободный ход педали должен быть равен 40 мм, что соответствует зазору в мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами. Свободный ход педали регулируют, изменяя длину промежуточной и продольной тяг. Сначала, зафиксировав положение двуплечего промежуточного рычага технологическим болтом (ввернутым через его отверстие в корпус), удлиняют промежуточную тягу до упора стержня педали в полик, затем вывинчивают технологический болт промежуточного рычага и изменяют длину продольной тяги до получения нормального свободного хода педали — 40 мм.
Педаль муфты сцепления, нажатая на величину свободного хода, должна возвращаться в исходное положение под действием пружины. Если педаль не возвращается до упора в полик, а зависает на участке свободного хода, то следует увеличить сжатие пружины И сервоустройства упорным болтом.
Положение отжимных рычагов регулируют при сборке муфты сцепления их регулировочными винтами. Расстояние от внутреннего конца каждого рычага (места упора рычага в подшипник) до ступицы опорного диска должно быть равно ±0,5 мм. Разность этого размера для отдельных рычагов допускается не более 0,3 мм.
Рис. 2. Механизм управления муфтой сцепления и УКМ трактора МТЗ-50.
Регулировка механизма управления УКМ тракторов МТЗ-50 (МТЗ-50Л и МТЗ-52). Управление УКМ сблокировано с управлением муфтой сцепления. Выключение муфты сцепления вызывает автоматическое включение УКМ. При включенной муфте сцепления управление УКМ осуществляется рычагом. Механизм управления УКМ регулируют после регулировки свободного хода педали муфты сцепления. Для этого, сняв пружину, поворачивают рычаг против часовой стрелки до упора подшипника в отжимные рычаги муфты сцепления УКМ и регулируют длину блокировочной тяги для получения зазора в мм между пальцем рычага и передней стенкой паза тяги. Затем, установив на место пружину и поставив рычаг в переднее положение, регулируют длину тяги до полного отсутствия зазора между пальцем рычага и передней стенкой паза тяги.
В последних выпусках тракторов МТЗ-50 механизм управления муфтой сцепления изменен. Педаль установлена на одной оси с двуплечим рычагом, а промежуточной тяги нет. Двуплечий рычаг не имеет отверстия для технологического болта. Кронштейн можно поворачивать при отпущенных болтах его крепления для изменения сжатия пружины сервоустройства. Свободный ход педали сцепления регулируют длиной тяги.
Положение отжимных рычагов муфты сцепления УКМ в эксплуатации не регулируют.
Регулировка блокировочного механизма коробки передач. Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС). Для регулировки отсоединяют тягу от педали муфты сцепления и, повернув блокировочный валик с рычагом так, чтобы можно было переключать передачи, включают одну из них наполовину, после чего поворачивают блокировочный валик по часовой стрелке до упора его кромки в фиксатор. Нажимая на педаль, отводят ее вперед от упора в крышку корпуса на 85—90 мм и, отрегулировав длину тяги, соединяют ее с педалью.
Регулировка центральной передачи. Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС). Боковой зазор между зубьями конических шестерен регулируют, если он превышает 1,2 мм или при установке новых шестерен. Для регулировки следует освободить болты крепления стаканов. Затем, ввертывая болты в демонтажные отверстия фланцев, выпрессовать правый стакан так, чтобы можно было свободно снять регулировочные прокладки, а левый стакан — на величину, допускаемую боковым зазором между зубьями конической пары шестерен, не прилагая чрезмерно больших усилий. После этого, увеличивая количество прокладок под фланцем левого стакана и уменьшая под фланцем правого, устанавливают боковой зазор в зацеплении шестерен в пределах 0,2—0,5 мм.
При регулировке проверяют совпадение наружных торцов зубьев ведущей и ведомой конических шестерен. При несовпадении торцов, превышающем 0,5 мм, регулируют положение ведущей шестерни, для чего изменяют количество регулировочных прокладок, установленных под фланцем стакана первичного вала коробки передач. При установке новой пары конических шестерен этими же прокладками регулируют расстояние оси вала центральной передачи до наружного торца ведущей шестерни, которое должно быть равно 130 ±0,15 мм.
Трактор МТЗ-50 (МТЗ-50Л и МТЗ-50ПЛ). В центральной передаче регулируют осевой зазор в конических подшипниках и боковой зазор в зацеплении шестерен. Перед этим обязательно проверяют и регулируют узел вторичного вала коробки передач. Осевой люфт в конических подшипниках вторичного вала должен быть равен не более 0,2 мм. При превышении этого зазора увеличивают количество прокладок под фланцем стакан, предварительно отвернув гайку на 2—3 оборота. После установки прокладок гайку затягивают с моментом 12,5—15 кГм. При правильной регулировке подшипников для проворачивания вторичного вала нужен момент 1,0—1,2 кГм.
Положение шестерни определяют по размеру 58±0,15 мм. При превышении этого размера толщину регулировочной шайбы уменьшают шлифовкой.
Осевой зазор в конических подшипниках центральной передачи должен быть равен 0,05—0,10 мм. При увеличении зазора более 0,3 мм в процессе эксплуатации восстанавливают первоначальную регулировку подшипников, уменьшая толщину набора прокладок под фланцем правого стакана подшипников, предварительно сняв правый тормоз.
В процессе эксплуатации боковой зазор в зацеплении конических шестерен не регулируют до их полного износа. При установке новой пары шестерен положение ведущей шестерни регулируют так, как описано выше. Ведомую шестерню перемещают переносом регулировочных прокладок из-под фланца одного стакана под фланец другого без изменения их общего количества до получения зазора в зацеплении шестерен, равного 0,2—0,5 лии.
Трактор МТЗ-52. Регулировка центральной передачи заднего моста выполняется так же, как и для трактора МТЗ-50.
Регулировку зацепления центральной передачи переднего моста производят при отрегулированных подшипниках дифференциала. Боковой зазор между зубьями шестерен передачи должен быть равен 0,18—0,4 мм. Величина бокового зазора соответствует угловой игре фланца кардана 0,3—0,65 лии при измерении на диаметре расположения болтов. Регулировка зацепления производится установкой соответствующего количества разрезных регулировочных прокладок под фланцем стакана (см. рис. 164) ведущей шестерни. При бесшумной работе и правильном контакте в эксплуатировавшейся центральной передаче допускается боковой зазор до 0,7 мм, что соответствует угловой игре фланца кардана 1,2 мм. Осевой люфт ведущей шестерни не допускается.
Регулировка зацепления конических шестерен редуктора конечной передачи переднего моста трактора МТЗ-52. Боковой зазор в запеплении верхней пары конических шестерен вала и полуоси должен быть в пределах 0,18—0,4 мм. Регулировку зацепления производят установкой разрезных прокладок между фланцем трубы и корпусом верхней конической пары. При регулировке зацепления необходимо проверять люфт в подшипниках полуоси и вертикального вала. Осевой люфт в подшипниках должен находиться в пределах 0,05—0,15 мм.
Требуемый осевой люфт можно обеспечить шлифовкой дистанционной втулки, находящейся между внутренними обоймами подшипников.
Боковой зазор в зацеплении нижней пары конических шестерен должен быть равен 0,22—0,48 лии. При его регулировке необходимо слить смазку из корпуса редуктора, отвернуть гайку и с помощью демонтажных болтов снять фланец, затем вывернуть болты и снять корпус сальника в сборе с сальником. После этого отрегулировать подшипники, для чего надо затягивать гайку до тех пор, пока ведомая шестерня не станет вращаться туго. При затяжке подшипников следует проворачивать ведомую шестерню для обеспечения правильного положения роликов в подшипниках. При необходимости уменьшения зазора в зацеплении нужно отпустить гайку, повернуть регулировочно-стяжной болт ключом за лыски хвостовика против часовой стрелки, после чего затянуть гайку до устранения осевого люфта подшипников и тугого вращения шестерни. При бесшумной работе в эксплуатировавшейся конической паре допускается увеличение бокового зазора до 0,7 мм, что соответствует угловой игре фланца в размере 0,83 лии на диаметре расположения болтов.
Через 20—40 час. работы трактора следует проверить затяжку гайки и при необходимости подтянуть ее.
Регулировка тормозов. Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС). Необходимость регулировки тормозов определяют по увеличению полного хода тормозной педали, который должен быть равен 200 мм. При превышении этой величины хода завертывают до отказа регулировочный конус, а затем отвертывают его настолько, чтобы концы опорных пальцев вошли в выемку на головке конуса, что определяют по характерному щелчку. Величина полного хода педалей обоих тормозов должна быть одинаковой. При необходимости производят регулировку, изменяя длину тяги, соединяющей тормозную педаль с рычагом разжимного кулачка.
Трактор МТЗ-50 (МТЗ-52, МТЗ-50ПЛ). Полный ход каждой тормозной педали должен быть равен 80—100 мм при усилии нажатия кГ. Ход педали регулируют изменением длины тормозной тяги, ввинчивая тягу в вилку.
Тормоза поддаются регулировке до тех пор, пока суммарный износ дисков не превышает мм.
Регулировка подшипников передних колес трактора МТЗ-50 (МТЗ-50ЛТ7ЛТЗ-50ПЛ, МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС). Нормальный зазор в подшипниках передних колес должен быть 0,08—0,2 мм (для тракторов МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС —0,1—0,2 мм). При увеличении зазора более 0,5 мм его регулируют, для чего необходимо поднять колесо, снять колпак и расшплинтовать гайку крепления колеса на оси. Затем, затягивая гайку, добиться тугого вращения колеса; отпустив гайку на Via—‘А оборота до совмещения ее прорези с отверстием оси под шплинт, зашплинтовать гайку и поставить на место колпак.
Рис. 3. Управление тормозами трактора МТЗ-50.
Регулировка_ширины колеи. Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС).
Изменение ширины колеи передних колес возможно в пределах 1200— 1800 мм. Изменяют ширину колеи, передвигая выдвижные кулаки в балансире при снятых фиксаторах и отпущенных болтах. Одновременно соответственно изменяют длину поперечной и толкающей тяг. При установке ширины колеи на 1500 мм и свыше труба толкающей тяги заменяется более длинной из комплекта трактора. Для установки колеи в 1800 мм дополнительно нужно переставить колеса выпуклой стороной дисков к ступицам.
Сходимость передних колес, которая должна составлять 8—12 мм, регулируют, изменяя длину поперечной и толкающей тяг. Для этого у каждой тяги отворачивают контргайки наконечников и вращают ее трубу. Сходимость регулируют, устанавливая колеса симметрично при среднем положении рулевого колеса.
Изменение ширины колеи задних колес в пределах 1200—1550 мм производят, перемещая их по концам полуосей при отпущенных болтах крепления вкладыша к ступице колеса, при этом диски колес должны быть обращены выпуклостью наружу. Для установки ширины колеи в пределах 1550—1800 мм диски колес устанавливают выпуклостью к остову трактора, а колеса меняют местами, чтобы сохранить правильное направление вращения шины.
Трактор МТЗ-50 (МТЗ-50Л и МТЗ-50ПЛ). Перед изменением ширины колеи передние и задние колеса поднимают рычажным домкратом, приведенным в описании трактора МТЗ-50.
Изменение ширины колеи передних колес производят в пределах 1200—1800 мм так же, как и у трактора МТЗ-5ЛС. При установке ширины колеи свыше 1500 мм трубы поперечных рулевых тяг заменяют удлиненными.
Рис. 4. Приспособление для подъема трактора МТЗ-50.
Сходимость передних колес должна быть 8—12 мм. Для ее регулировки устанавливают рулевое колесо в среднее положение. Затем, отвернув контргайки крепления наконечников поперечных рулевых тяг и вращая их трубы, устанавливают колеса параллельно продольной оси трактора. После этого удлиняют каждую тягу, поворачивая еще на 1/2 оборота трубу тяги, и, проверив сходимость, затягивают контргайки наконечников.
Изменение ширины колеи ведущих колес выполняют следующим образом. Подняв колеса, нужно ослабить на 2—4 оборота болты крепления вкладыша к ступице колеса и очистить полуось от грязи. Вращая червяк, следует перемещать колесо вдоль полуоси до получения нужной колеи, затем затянуть болты вкладыша до отказа. После этого установить в требуемое положение второе колесо. Для получения колеи свыше 1600 лии колеса вместе со ступицами нужно поменять местами, установив их выпуклостью диска внутрь.
Трактор МТЗ-52. Колея передних колес регулируется бессту-пенчато в пределах 1200—1800 мм винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста. Три основных положения для установки колеи отличаются одно от другого взаимным расположением обода колеса и диска (рис. 171). В указанных трех положениях получение любого размера колеи в интервалах 1200—1500, 1500—1600, 1600—1800 мм обеспечивается вращением регулировочных винтов.
Для получения колеи в пределах 1600—1800 мм нужно снять обода колес с дисков и поменять их местами, при этом необходимо изменить положение крыльев относительно кронштейнов посредством смены креплений крыльев, для чего в кронштейнах и опорах крыльев имеются дополнительные отверстия.
На выдвижных трубах редукторов нанесены метки с цифровыми обозначениями наиболее употребительных размеров колеи: 1350, 1400, 1500, 1600 и 1800 мм.
Сходимость передних колес (8—12 мм), а также ширину колеи задних колес регулируют так же, как и у трактора МТЗ-50.
Рис. 5. Схема установки передних колес трактора МТЗ-52.
Регулировка pt/левого управления. Трактор МТЗ-5ЛС (МТЗ-5МС). Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 15°. Если свободный ход больше указанной величины, то нужно сначала устранить зазоры в шарнирных соединениях тяг. Для этого следует расшплинтовать и завернуть до отказа пробки, а затем отвернуть их на 1/3 оборота в продольной тяге и на 1/2 оборота в поперечной и толкающей тягах.
Зазор в подшипниках червяка проверяют перемещением вала рулевого колеса в осевом направлении. Для этого предварительно отъединяют продольную тягу от сошки рулевого механизма и выводят червяк из зацепления с роликом, вращая рулевое колесо в любую сторону. При правильной регулировке червяк должен свободно вращаться от усилия 0,3—0,8 кГ, приложенного к рулевому колесу, при этом в подшипниках не должно быть зазора. При необходимости регулируют зазор, уменьшая толщину комплекта прокладок под нижней крышкой корпуса.
Зацепление червяка с роликом регулируют, сняв рулевой механизм с трактора. Рулевое колесо устанавливают в среднее положение. Зацепление червяка с роликом проверяют по покачиванию сошки. Конец сошки при покачивании должен перемещаться не более чем на 0,15 мм. При необходимости, отвернув гайку регулировочного винта, сняв стопорную шайбу и поворачивая регулировочный винт, устанавливают требуемое зацепление ролика с червяком, при этом усилие для поворота рулевого колеса должно быть равно 1,5—2,2 кГ, а зазор в зацеплении должен отсутствовать.
Рис. 6. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-50.
Трактор МТЗ-50 (МТЗ-52 и МТЗ-50ПЛ). Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 30э. При большем ходе необходимо отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, осевое перемещение поворотного вала, зацепление червяка с сектором и сектора с рейкой, клапан потока и предохранительный клапан гидроусилителя.
Для регулировки шарниров рулевых тяг нужно в каждом шарнире снять стопорное кольцо с регулировочной пробки, завернуть пробку до упора, а затем отвернуть ее на А—1/3 оборота, при этом одна из прорезей должна совпасть с канавкой под усик кольца в наконечнике.
Осевое перемещение поворотного вала регулируют, завертывая до отказа регулировочный болт и отпуская его затем на 1/2—1/3 оборота. После регулировки затягивают контргайку регулировочного винта.
Зацепление червяка с сектором регулируют в следующем порядке. Отъединяют рулевые тяги от рулевой сошки гидроусилителя и отворачивают на — оборота болты крепления фланца регулировочной втулки 6, затем поворачивают втулку до получения беззазорного зацепления червяка с сектором в крайнем левом или правом положении сошки и после этого поворачивают втулку в противоположном направлении, чтобы зазор в зацеплении стал минимальным, обеспечивающим поворот рулевого колеса от упора до упора с усилием на ободе 1,5—2,5 кГ. После регулировки затягивают болты крепления фланца втулки и присоединяют рулевые тяги к сошке.
Зацепление сектора с рейкой регулируют, изменяя количество регулировочных прокладок под фланцем упора и добиваясь минимального зазора в зацеплении. При правильной регулировке плавный поворот рулевого колеса от упора до упора (при отъединенных рулевых тягах) должен требовать усилия 1,5—2,5 кГ на ободе.
Клапан постоянного потока регулируют при номинальном числе оборотов двигателя. Вращая регулировочный винт при снятом колпачке, добиваются, чтобы время поворота передних колес от одного крайнего положения до другого (на твердом грунте) было равно 2,5—3 сек. Завинчивание регулировочного винта ускоряет поворот колес. Чрезмерное завинчивание винта вызывает сильное увеличение потока масла и может вызвать неустойчивость передних колес при движении трактора.
Рис. 7. Управление задним валом отбора мощности трактора МТЗ-50.
Предохранительный клапан, установленный в корпусе ниже клапана потока, регулируют, завинчивая его регулировочный винт, на давление 75—80 кГ/см2, повернув рулевое колесо до упора в любую сторону. Для контроля давления масла к отверстию, закрытому пробкой 4, присоединяют манометр.
Регулировка управления задним валом отбора мощности трактора МТЗ-50 (МТЗ-50Л, МТЗ-50ПЛ и МТЗ-52). Для регулировки необходимо, совместив отверстие рычага с резьбовым отверстием корпуса заднего моста и зафиксировав это положение рычага болтом 6, поочередно затягивать регулировочные болты до отказа, прилагая момент 0,8—1,1 кГм\ затем, отпустив болты на три оборота каждый, проверить от руки легкость вращения вала отбора мощности и при необходимости отпустить регулировочные болты еще на 1/2 оборота. После этого, регулируя длину тяги, добиться, чтобы рычаг занимал среднее положение на секторе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные регулировки тракторов МТЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы