Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Тракторное

Публикация:
   Трактор ДТ-75

Читать далее:




Трактор ДТ-75

Трактор ДТ-75 — гусеничный общего назначения. Выпускается он Волгоградским тракторным заводом. Трактор предназначен в основном для работы на повышенных скоростях в агрегате с навес-гидрофицированными и негидрофицированными машинами и орудиями в сельском хозяйстве преимущественно в степной и лесостепной зонах; он может быть использован также на строительных, мелиоративных и транспортных работах.

Рис. 1. Трактор ДТ-75

Трактор выпускается заводом в следующих четырех комплектациях: ДТ-75-С1—со всеми узлами гидравлической навесной системы, в том числе с двумя выносными силовыми цилиндрами; ДТ-75-С2 — с гидронасосом, распределителем, баком и маслопроводами гидросистемы; ДТ-75-СЗ— без узлов гидросистемы и без механизма навески; ДТ-75-С4 — со всеми узлами гидросистемы и механизмом навески, но без выносных цилиндров. Независимый вал отбора мощности и устройство для обогрева кабины устанавливались на тракторы любой модификации по заказу потребителя. Теперь устанавливается зависимый ВОМ.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


На тракторе установлен двигатель СМД-14.

Силовая передача. Главная муфта сцепления трактора ДТ-75 аналогична муфте сцепления трактора Т-74, описанной выше, за исключением управления тормозком.

Тормозок состоит из тормозного шкива и тормозной колодки с фрикционной накладкой. Тормозной шкив крепится четырьмя болтами к передней вилке карданной передачи. Тормозная колодка шарнирно установлена на оси под тормозным шкивом и прижимается к нему рычагом включения тормозка, смонтированным на шлицы валика выключения муфты сцепления. В момент выключения муфты сцепления рычаг выключения тормозка поджимает колодку к шкиву и останавливает вращение кардана. Для компенсации износа фрикционной накладки и предотвращения резкого торможения колодка прижимается к шкиву через упорный болт и пружинный компенсатор. Регулировка тормозка производится упорным болтом, положение которого фиксируется контргайкой.

Рис. 2. Карданная передача трактора ДТ-75

Карданная передача — телескопического типа. Она соединяет вал главной муфты сцепления с ведущим валом увеличителя крутящего момента (УКМ). Несоосность и перекос указанных валов компенсируются резиновыми втулками, зажатыми в гнездах двух штампованных головок. Передняя и задняя головки кардана установлены каждая между двумя крестообразно расположенными вилками и прикреплены к ним болтами, проходящими через вставные втулки. Передняя вилка закреплена гайкой на шлицах вала муфты сцепления, а задняя вилка — на шлицах переднего конца ведущего вала УКМ. Внутри ведущей вилки вставлены малая и большая втулки, между которыми имеется пружина, прижимающая торцовые поверхности втулок к резиновым сальникам. Наружная поверхность втулок уплотнена сальниками. Через полости втулок проходит вал привода редуктора вала отбора мощности. Вращение от ведущей к ведомой вилке передается шлицами, нарезанными на наружной поверхности ступицы ведущей вилки и внутренней поверхности ступицы ведомой вилки.

Увеличитель крутящего момента (УКМ) предназначен для увеличения тяговых усилий без остановки трактора на всех передачах при необходимости преодоления временных дополнительных сопротивлений движению. УКМ представляет собой планетарный редуктор с фрикционной муфтой сцепления и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Система смазки УКМ обеспечивает подачу масла под давлением к его наиболее нагруженным деталям.

Корпус УКМ закреплен болтами на передней стенке коробки передач. В переднем отсеке корпуса размещена муфта сцепления УКМ, а в заднем — планетарный редуктор.

Муфта сцепления УКМ — сухая однодисковая постоянно замкнутого типа. Ступица муфты сцепления посажена на шлицы переднего конца водила, а ступица ведущего диска — на шлицы ведущего вала W, соединенного с карданным валом. Ведущий диск, установленный на наружных шлицах ступицы, зажимается между нажимным диском и плоскостью ступицы муфты пружинами, поставленными в стаканах опорного диска. Нажимной диск соединен с тремя отжимными рычагами тягами с регулировочными гайками. Выключение муфты происходит при перемещении механизмом управления выжимного подшипника, когда он нажимает на внутренние плечи отжимных рычагов. При выключении муфты колодка тормозка УКМ прижимается к ободу опорного диска.

Планетарный редуктор состоит из ведущего и ведомого валов, водила и сателлитов. Ведущий вал изготовлен за одно целое с ведущей шестерней планетарного редуктора. Передний конец ведущего вала шлицами соединен с вилкой кардана. Ведомый вал изготовлен за одно целое с ведомой шестерней. Зубчатая муфта соединяет ведомый вал с первичным валом коробки передач. В водиле на осях установлены сателлиты, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего и ведомого валов. Водило смонтировано на шариковом и роликовом подшипниках.

Муфта свободного хода позволяет водилу вращаться лишь в направлении вращения коленчатого вала. В фасонных пазах корпуса муфты размещены ролики, поджимаемые пружинными толкателями в узкую часть этих пазов. Кольцо муфты напрессовано на буртик переднего конца водила.

Рис. 3. Увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75

Шестеренчатый масляный насос приводится в действие валиком от коробки передач. Включение и выключение муфты сцепления УКМ производится при помощи специального рычага из кабины тракториста. Одновременно механизм выключения муфты сцепления УКМ сблокирован при помощи тяг с механизмом выключения главной муфты сцепления, поэтому при выключении ее выключается и муфта сцепления УКМ.

Рис. 4. Коробка передач а — разрез по первичному и вторичному валам

При обычной работе трактора, когда не требуется увеличения тягового усилия, муфта сцепления УКМ должна быть включена. В этом случае ведущий вал через муфту сцепления УКМ связан с водилом, а планетарный механизм вращается как одно целое без изменения числа оборотов — УКМ выключен.

Для включения УКМ в работу необходимо выключить его муфту сцепления, при этом (если включена передача и трактор движется) водило стремится повернуться в направлении, обратном направлению вращения коленчатого вала двигателя, но заклинивается роликами муфты свободного хода и останавливается. Вращение от шестерни ведущего вала к шестерне ведомого вала передается через вращающиеся сателлиты, вследствие чего число оборотов первичного вала коробки передач снижается на 25%.

Коробка передач — четырехходовая механическая четырехвальная семиступенчатая с блокировочным механизмом переключения передач.

В корпусе коробки установлены четыре вала: первичный, вторичный, вал заднего хода и дополнительный вал.

Первичный вал вращается на шариковом и роликовом подшипниках. Ведущая шестерня первичного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней вала заднего хода, а последняя — с шестерней дополнительного вала. По шлицам первичного вала могут свободно перемещаться блоки шестерен (каретки) и соответственно третьей и четвертой, первой и второй передач. Вторичный вал изготовлен за одно целое с ведущей шестерней центральной передачи и вращается на шариковом и роликовом подшипниках. Шестерни, и блок шестерен неподвижно сидят на шлицах вала. Между шестернями установлены распорные втулки. Включение первой, второй, третьей и четвертой передач происходит путем ввода в зацепление шестерни одной из кареток первичного вала с соответствующей шестерней вторичного вала. Для получения пятой и шестой передач служит блок шестерен (каретка) дополнительного вала, при этом вращение передается от первичного вала через шестерни и на вал заднего хода и далее через шестерню на дополнительный вал, откуда посредством шестерен каретки на соответствующую шестерню вторичного вала коробки передач. Седьмую передачу включают, вводя в зацепление шестерню дополнительного вала с шестерней вторичного вала.

Для получения заднего хода необходимо подвижную шестерню вала заднего хода ввести в зацепление с большой шестерней блока. В этом случае вращение на вторичный вал будет передаваться через две пары шестерен. Переключение передач производят рычагом, установленным в крышке. Для предотвращения самопроизвольного выключения передач служат фиксаторы, над которыми расположены два валика и блокировочного механизма. Валики соединены с рычагом главной муфты сцепления. При выключении муфты оба валика поворачиваются так, что их гнезда устанавливаются над фиксаторами.

Коробка передач смазывается маслом, заливаемым в картер центральной передачи заднего моста, для чего в стенке, разделяющей коробку передач и центральную передачу, сделано отверстие.

Задний мост состоит из центральной передачи, двух планетарных редукторов, двух тормозов поворота и двух остановочных тормозов. Коронная шестерня планетарного механизма жестко связана с большой конической шестерней и вращается на шариковых подшипниках. Сателлиты, сцепленные с коронной шестерней и солнечными шестернями, установлены на осях в двух водилах, которые шлицами связаны с валами и далее с соответствующими ведущими шестернями конечных передач. В каждом водиле установлено по три сателлита. Ступицы солнечных шестерен установлены в стаканы.

Тормоза поворота и остановочные тормоза — ленточные плавающего типа. Они позволяют производить надежное торможение как при переднем, так и при заднем ходе трактора. Барабан тормоза солнечной шестерни прикреплен к фланцу ее ступицы, а барабан остановочного тормоза поставлен на шлицы вала ведущей шестерни конечной передачи. Барабаны тормозятся затяжкой лент. Попадание масла в отделения тормозов предотвращается торцовыми уплотнениями, самоподжимными сальниками и резиновыми кольцами. В отделении центральной передачи установлен защитный кожух.

Для регулировки зацепления шестерен конической передачи служат регулировочные прокладки.

Планетарный механизм поворота работает следующим образом. При прямолинейном движении солнечные шестерни с помощью тормозов поворота остановлены. Коронная шестерня вращает сателлиты, которые, обкатываясь по зубьям остановленных солнечных шестерен, увлекают за собой водила и передают через них вращение ведущим шестерням конечных передач.

Для поворота трактора по дуге большого радиуса необходимо отпустить тормоз солнечной шестерни с той стороны, в которую производится поворот, при этом солнечная шестерня начинает вращаться в направлении, противоположном вращению коронной шестерни, число оборотов водила уменьшается, и трактор плавно поворачивается в нужную сторону.

Рис. 5. Задний мост трактора ДТ-75

Для поворота трактора на месте необходимо отпустить тормоз солнечной шестерни и затянуть остановочный тормоз.

Конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор. Ведущая шестерня, изготовленная вместе с валом, вращается на двух роликовых подшипниках. Ведомая шестерня прикреплена болтами к фланцу ступицы, установленной на шлицах вала, вращающегося на роликовом и шариковом подшипниках. На фланце вала закреплено ведущее колесо. Корпус конечной передачи прикреплен к корпусу заднего моста болтами и дополнительно упором, ось которого крепится бугелем.

Ходовая часть устроена аналогично таковой трактора ДТ-54А, описанной выше.

Рама в отличие от рамы трактора ДТ-54А — сварная с лонжеронами замкнутого прямолинейного сечения. Каждый лонжерон сварен из двух швеллерных балок. К передним торцам лонжеронов приварены опоры для установки передней оси рамы с кронштейнами передней опоры двигателя. На шейках передней оси закреплен литой груз с передним бампером. Два поперечных бруса приварены к лонжеронам. Места сварки усилены надставками. В расточенных отверстиях головок концов брусьев закреплены стяжными болтами цапфы кареток подвески. При установке цапфы на раму масляная канавка цапфы должна быть обращена вниз под углом 30—45° от вертикальной оси. На раме предусмотрены места для навешивания сельскохозяйственных м.ашин и орудий.

Рис. 6. Конечная передача трактора ДТ-75

Опорные катки и балансирные каретки устроены аналогично таковым у трактора ДТ-54А, только каретка удерживается на цапфе рамы упорной шайбой, прижатой к торцу цапфы цанговой гайкой. От смещения в сторону трактора каретка удерживается крышкой, привернутой к внешнему балансиру. Расточка крышки при этом упирается в упорную шайбу цапфы рамы. Поверхности цапфы рамы, втулок внешнего балансира и детали осевого крепления каретки смазываются жидким маслом, заливаемым через пробку крышки. Вытекание смазки предотвращается каркасным сальником и войлочным кольцом, установленными в корпусе уплотнения.

Поддерживающие ролики, аналогичные таковым у трактора ДТ-54А, в отличие от последних крепятся кронштейнами осей болтами к кронштейнам рамы трактора.

Натяжное приспособление имеет по две амортизирующие пружины.

Электрооборудование. В электрооборудование входят: генератор; реле-регулятор; аккумуляторная батарея; стартер; электрофакельный подогреватель с контрольным элементом и включателем; четыре фары типа ФГ-300; лампа освещения щитка приборов; плафон кабины типа ПК2Г; звуковой сигнал типа С56-Г; кнопка типа ВК-38Б включения сигнала; блок предохранителей типа ПР12-Д с тремя плавкими вставками на а; электродвигатель типа МЭ-211 вентилятора кабины; амперметр типа АП6-Е; штепсельные розетки и для присоединения выносных приборов и переносной лампы, а также переключатели, включатели и переходные колодки.

Рис. 7. Схема электрооборудования трактора ДТ-75

На щитке приборов установлены дистанционные термометры и для замера температуры воды и масла в двигателе, а также манометры и для замера давления в системах смазки двигателя и УКМ.

Рабочее оборудование. Гидравлическая навесная система. Гидросистема имеет масляный бак, установленный под полом кабины между левым лонжероном рамы и корпусом коробки передач.

Рис. 8. Вал отбора мощности трактора ДТ-75

Привод насоса обеспечивается от шестерен распределения двигателя. Основные агрегаты гидравлической системы указаны в технической характеристике трактора.

Механизм навески может быть собран по двухточечной и трехточечной схемам. Его устройство аналогично таковому у трактора Т-74, описанному выше.

Вал отбора мощности — с независимым приводом. Для привода вала от двигателя служат два промежуточных вала, соединенных друг с другом соединительной втулкой. Ведущий вал редуктора получает вращение от вала через зубчатую муфту, которая может входить в зацепление с шестерней, при этом ведущий вал будет передавать вращение ведущему барабану муфты сцепления вала отбора мощности, состоящей из четырех ведущих дисков, четырех ведомых дисков, нажимного диска с болтом и ведомого барабана.

Рис. 9. Схема смазки трактора ДТ-75

При включенной муфте сцепления вращение от барабана передается через ведущую шестерню к ведомой шестерне, которая установлена на шлицах вала отбора мощности.

Управление муфтой осуществляется механизмом включения, состоящем из рычага, отводки, крестовины, сережек и рычажков.

Для регулировки температурного зазора служит регулировочный болт.

Регулировку включения муфты производят регулировочной шайбой, поставленной на опорной шайбе. Регулировочная шайба отжимается вперед от опорной компенсационными пружинами. Опорная шайба навинчена на резьбу ступицы ведущего барабана.

Не рекомендуется использовать вал отбора мощности под нагрузкой при выключенной главной муфте сцепления в течение длительного времени, так как это вызовет перегрев соединительной втулки и быстрый выход ее из строя.

Трактор ДТ-75 имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с трактором ДТ-54А.

Основной двигатель СМД-14— четырехтактный, четырехцилиндровый, бескомпрессорный, дизельный, с вихревым смесеобразованием. Устройство двигателя СМД-14, его механизмов и систем смазки, охлаждения и питания принципиально не отличается от устройства двигателя Д-54А. На дизельном двигателе СМД-14 установлен пусковой двигатель ПД-ГОМ-2, имеющий небольшие конструктивные отличия от двигателя ПД-10М. Он расположен на левой стороне дизельного двигателя, в задней части его, и крепится на фланце картера маховика. Запускается двигатель ПД-10М-2 при помощи электростартера СТ-350. Маховик двигателя имеет зубчатый венец для соединения с приводной шестерней стартера, муфту сцепления с храповым нажимным механизмом и одноступенчатый редуктор.

На двигателе СМД-14 установлены щелевые ленточные фильтры. Для облегчения пуска дизельного двигателя в холодное время, кроме декомпрессионного механизма, на всасывающем коллекторе установлен электро-факельный подогреватель. Для гашения искр в выхлопных газах на выпускную трубу двигателя устанавливается конусно-вихревой искрогаситель.

Рис. 10. Общий вид трактора ДТ-75

Трактор ДТ-75 имеет эластично – балансирную подвеску и предназначается для работ на повышенных скоростях, что позволяет использовать его с высокой производительностью при работе с прицепными и навесными машинами.

Сочетание правильного выбора скоростей движения трактора при максимальной мощности двигателя для преодоления временно возникающих увеличенных сопротивлений повышает производительность трактора в среднем на 30% по сравнению с трактором ДТ-54А.

Трактор ДТ-75 имеет жесткую сварную раму, состоящую из двух продольных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения, соединенных между собой поперечными литыми брусьями. Передние концы лонжеронов скреплены между собой поперечной трубой. По бокам рамы имеются листы для крепления навесного оборудования. Такая конструкция рамы создает большую прочность, долговечность и надежность конструкции трактора и повышает его эксплуатационные качества. В тракторе ДТ-75 значительно улучшены условия работы машиниста. Для этого машина оборудована металлической закрытой кабиной автомобильного типа с двумя мягкими сиденьями. Положение сиденья регулируется по высоте и в продольном направлении. Для обогрева кабины в холодное время года используется теплый воздух от водяного радиатора, подаваемый вентилятором по воздухопроводу. В жаркое время при помощи вентилятора в кабину извне нагнетается свежий воздух (поворотом вентилятора струя воздуха может .быть направлена в любую сторону кабины). Кабина освещается лампочкой, помещенной в плафоне. Для создания хорошей видимости в любую погоду на переднем и заднем стеклах кабины установлены стеклоочистители.

Коробка передач и задний мост трактора смонтированы в одном корпусе, что повысило жесткость конструкции и улучшило условия работы трансмиссии.

Задний мост имеет планетарный механизм поворота с большим передаточным отношением и ленточные тормоза плавающего типа, обеспечивающие надежное торможение при переднем и заднем ходах трактора. Применение заднего моста такого типа позволило снизить нагрузки в коробке передач, уменьшить габариты заднего моста и повысить долговечность деталей коробки передач и заднего моста.

Рис. 11. Пусковой электрофакельный подогреватель: 1 — крышка; 2 — болт поворотного угольника; 3 — колпачок; 4 — пружина; 5 и 9 — резиновые кольца; 6 — корпус клапана; 7 — клапан; 8 — прокладка; 10 — контактный болт; 11, 13, 20, 22 — текстолитовые шайбы; 12 — резиновая трубка; 14 — пластина; 15 — спираледержатель; 16 — контакт; 17 — изоляционная втулка; 18 — спираль; 19 — чашечка; 21 — корпус; 23 — трубка

На тракторе установлен зависимый вал отбора мощности, позволяющий приводить в движение механизмы, агрегатируе-мые с трактором независимо от передачи к ведущим органам трактора. Вал отбора мощности имеет привод от коленчатого вала дизельного двигателя через многодисковую фрикционную муфту. Устройство ходовой части, гидравлической системы и электрооборудования трактора ДТ-75 аналогичны имеющимся у трактора ДТ-54А.

Пусковой электрофакелъный подогреватель имеет крышку, полость которой подогревается и заполняется топливом через один из поворотных угольников во время прокачивания топливной системы. Избыток топлива сливается через второй поворотный угольник и сливную трубу. При нажатии на колпачок и открытии клапана топливо из полости крышки сливается в чашечку, внутри которой на спираледержателе и изоляционной втулке закреплена спираль. Попадая на раскаленную спираль, топливо воспламеняется, и факел пламени, попадая во впускной коллектор, нагревает всасываемый воздух, а также стенки впускного тракта. Для контроля работы подогревателя одновременно со спиралью накала включается контрольная спираль на щитке приборов.

Электрооборудование трактора ДТ-75 отличается от имеющегося на тракторе ДТ-54А тем, что для пуска электростартера предусматривается аккумуляторная батарея марки 6-ТСТ-42 и подводится электричество к пусковому электрофа-кельному подогревателю, что изменяет схему электрооборудования трактора. На тракторе установлены генератор с реле-регулятором постоянного тока напряжением 12В с номинально отдаваемым током 15А и амперметр.

Рис. 12. Схема электрооборудования трактора ДТ-75: 1 — фара с лампой; 2 — генератор; 3 — реле-регулятрр; 4 — блок предохранителей; 5 — включатель звукового сигнала; 6 — переключатель электродвигателя вентилятора и плафона кабины; 7 — розетка штепсельная для подключения выносных фар; 8 — электрозвуковой сигнал; 9 — плафон с лампой; 10 — дистанционный термометр в системе двигателя; 11 — указатель давления масла в системе двигателя; 12 — лампа освещения щитка контрольных приборов; 13 — дистанционный термометр воды; 14 — электродвигатель вентилятора кабины; 15 — выключатель; 16 — батарея аккумуляторная; 17 — электростартер; 18 — штепсельная розетка для переносной лампы; 19 — переносная лампа; 20 — контрольный элемент пускового подогревателя; 21 — спираль накала пускового подогревателя; 22 — кнопка включения пускового подогревателя; 23 — амперметр постоянного тока; 24 — указатель давления масла в увеличителе крутящего момента

Генератор установлен шарнирно на кронштейне с правой стороны двигателя и приводится во вращение посредством клиновидного ремня от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня изменяют при помощи натяжной планки. В корпусе генератора имеются окна для доступа к щеткам и коллектору. Окна закрыты защитной лентой, уплотненной прокладкой.

Реле-регулятор автоматически включает в сеть и выключает генератор, .поддерживает постоянное напряжение генератора при изменении скорости вращения якоря и предохраняет генератор от перегрузки. В реле-регуляторе имеется устройство для сезонной регулировки напряжения, соответственно зимнему и летнему периодам эксплуатации трактора. При ввинченном до отказа регулировочном винте (в положении «лето») поддерживается напряжение генератора в пределах 13,4—14,2 в, а при вывинченном до отказа (в положении «зима») — в пределах 14,1 —15,5 в. Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузки, ограничивая ток, отдаваемый генератором при увеличении нагрузки. Через каждые 200 ч работы трактора нужно проверять работу реле-регулятора по показаниям амперметра и состоянию аккумуляторной батареи.

<

Рис. 13. Стартер: 1 и 18 — подшипники; 2 и 14 — крышки; 3 — щетка; 4 — стяжная лента; 5 — уплотнительная прокладка; 6 — коллектор; 7 — якорь; 8 — выводная клемма стартера; 9 — полюсный башмак обмотки возбуждения; 10 — контактная шайба включения; 11 — упор штока включателя; 12 — рычаг стартера; 13 — контакт (вывод) обмотки возбуждения; 15 — муфта свободного хода; 16 — шестерня привода; 17 — упорная шайба; 19 — пружина привода

Аккумуляторная батарея предназначена для питания электротоком стартера и размещена на рамке, подвешенной к полу кабины трактора на амортизаторах, а на дно рамки, под батарею, уложена резиновая прокладка.

Стартер включают рычагом. При повороте рычага вилка нажимает на пружину и перемещает по шлицам вала в сторону маховика двигателя шестерню стартера, одновременно нажимая на упор штока включателя. Если при включении зубья шестерен стартера не войдут во впадины венца маховика, а упрутся в его торец, то пружина сожмется и позволит рычагу замкнуть контакты включателя стартера. После этого вал стартера повернется вместе с шестерней и зубья ее под действием пружины войдут во впадины венца, а маховик двигателя начнет вращаться. После пуска двигателя, когда ведущей шестерней станет венец маховика, шестерня стартера будет с ’большой скоростью свободно вращаться на валу на втулке свободного хода. Во избежание разноса стартера необходимо отпускать его рычаг сразу после начала работы двигателя.

Звуковой сигнал на тракторе установлен автомобильный электрический.

Амперметр служит для контроля тока, идущего от генератора на зарядку аккумуляторной батареи, и тока, идущего от батареи к приборам электрооборудования.

Фар на тракторе установлено четыре: две фары закреплены спереди на стойках радиатора, а две—сверху на задней стенке кабины. Кроме того, к системе электрооборудования трактора могут быть подключены четыре фары на прицепной машине, из них две одновременно с фарами трактора, а две — при обязательном отключении задних фар трактора, так как генератор рассчитан на длительное питание только шести фар.

Трансмиссия отличается устройством муфты сцепления, коробки передач и заднего моста, а также имеет увеличитель крутящего момента.

Муфта сцепления трактора ДТ-75 сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая (постоянно включена), управляемая ножной педалью из кабины трактора.

Увеличитель крутящего момента предназначен для увеличения тяговых усилий трактора на всех передачах при преодолении временных дополнительных сопротивлений его движению, чтобы не допускать перегрузки двигателя. Увеличитель крутящего момента позволяет при его включении рычагом на ходу без остановки трактора снизить скорость его движения и соответственно увеличить до 25% силу тяги трактора, чтобы преодолеть временно возникшее дополнительное сопротивление и когда оно будет преодолено, то выключением увеличителя на ходу повысить скорость движения трактора.

Таким образом, увеличитель крутящего момента исключает потери времени при переключении передач на остановку трактора, обеспечивает трогание и разгон трактора, что повышает производительность трактора и облегчает его управление, а также позволяет получить две резервные передачи переднего хода и одну — заднего хода. Длительная работа трактора с включенным УКМ нецелесообразна, и в таких случаях необходимо производить работы на пониженной передаче.

Увеличитель крутящего момента представляет собой сложную зубчатую передачу, называемую планетарным редуктором, скомпонованную в одном корпусе вместе с роликовой муфтой свободного хода (муфтой обгона) и фрикционной муфтой сцепления. Корпус увеличителя крутящего момента чугунный, внутри разделен на два отсека. В переднем сухом отсеке размещена фрикционная муфта сцепления, а в заднем — планетарный редуктор, муфта свободного хода и масляный насос. Нижняя часть заднего отсека образует масляную ванну, в которую через отверстие, закрываемое пробкой, заливается масло для смазки планетарного редуктора и муфты свободного хода. Ведущий вал увеличителя крутящего момента изготовлен как одно целое с ведущей шестерней планетарного редуктора. Передний конец вала при помощи шлицев соединен с вилкой кардана. Ведомый вал изготовлен как одно целое с ведомой шестерней и установлен передним концом на игольчатые подшипники в расточке ведущего вала, а задним концом с помощью шарикового подшипника — в водиле планетарного редуктора. Шлицевая муфта соединяет ведомый вал с ведущим валом коробки передач. На передний конец водила напрессована внутренняя обойма муфты свободного хода, наружная обойма этой муфты при помощи болтов и штифта прикреплена к корпусу подшипника и на внутренней поверхности имеется десять клиновидных выемок, в которых находятся ролики. Пружины через плунжеры отжимают ролики в узкую часть( клиновидной выемки. Внутренняя обойма муфты свободного хода вместе с водилом может вращаться только в направлении вращения коленчатого вала, так как при вращении в обратном направлении ролики заклинивают внутреннюю обойму, останавливая ее и водило.

В водиле на осях установлены три блока сателлитных шестерен; одна из шестерен каждого блока находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала, а другая — с шестерней ведомого вала.

Фрикционная муфта сцепления увеличителя крутящего момента — сухая, однодисковая, постоянно замкнутого типа. Ступица муфты сцепления посажена на шлицевой конец водила, а ступица ведущего диска посажена на шлицы ведущего вала. Включение и выключение муфты сцепления увеличителя крутящего момента производится при помощи рычага. Механизм выключения муфты сцепления УКМ и тормозок сблокированы при помощи тяг с механизмом выключения муфты сцепления трансмиссии, поэтому при выключении муфты сцепления выключается и муфта сцепления увеличителя крутящего момента. Увеличитель крутящего момента следует включать в работу только при преодолении кратковременных повышенных сопротивлений движению и при трогании с места тяжело нагруженного трактора. При обычной работе трактора (работа без преодоления повышенных сопротивлений) муфта сцепления увеличителя крутящего момента должна быть включена, при этом сам увеличитель будет выключен. Тогда ведущий вал через фрикционную муфту сцепления увеличителя связан с водилом и планетарный механизм вращается как одно целое без изменения числа оборотов. Для включения увеличителя в работу необходимо выключить его муфту сцепления. При выключении муфты сцепления (если передача включена и трактор движения) водило стремится -повернуться в направлении, обратном направлению вращения коленчатого вала двигателя, но заклинивается роликами муфты свободного хода и останавливается. В этом случае усилие и вращение передается от шестерни ведущего вала блоку шестерен сателлитов, большой солнечной шестерне ведомого вала и через соединительную (шлицевую) муфту — первичному валу коробки передач, вследствие чего количество оборотов последнего снизится на 25%.

Рис. 14. Увеличитель крутящего а — продольный разрез; 1 — стакан подшипника; 2 — крышка; 3 — самоподжимной сальник; 4 — пресс-упорный шариковый подшипник; 8 — ведущий диск муфты; 9 — нажимной диск; ковый подшипник; 14 — водило; 15 — ведомый вал с большой солнечной шестер 19 — рычаг тормозка; 20 — регулировочная прокладка; 21 — втулка колодки вал привода шестеренчатого насоса; 25 — самоподжимные сальники; 26 — зама муфты свободного хода; 29 — ролик; 30 — плунжер; 31 — внутренняя обойма; трубки манометра; 35 — болт крепления насоса; 36 — масляный насос; 37 — сальник; 40 — уплотнительное кольцо; 41 — регулировочная гайка; 42 — упорный рычажок; 46 — вилка момента трактора ДТ-75: б — поперечный разрез; масленка; 5 — шариковый подшипник; 6 — корпус отжимного подшипника; 7 — 10 — ведомый диск; 11 — ведущий вал; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — ролик; 16 — роликовый подшипник; 17 — шлицевая муфта; 18 — двуплечий рычаг; тормозка; 22 — колодка тормозка; 23 — маслозаливная пробка со щупом; 24 — щитная метка; 27 — ведущая шестерня масляного насоса; 28— наружная обойма; 52 — пробка сливного отверстия; 33 — сливная пробка с магнитом; 34 — штуцер блок сателлитных шестерен; 38 — шариковый подшипник; 39 — самоподжимной диск; 43 — ступица ведущего диска; 44 — корпус увеличителя; 45 — отжимной выключения муфты

При выключенной муфте сцепления увеличителя крутящего момента ведущий и ведомый валы могут поворачиваться независимо от водила. В верхней части отсека муфты сцепления увеличителя расположена колодка тормозка водила. Этим тормоз-ком вместе с тормозком коробки передач останавливается ведущий вал коробки передач, который еще некоторое время вращается по инерции .после выключения муфты сцепления трансмиссии и муфты сцепления увеличителя при трогании трактора с места. Остановка ведущего вала обеспечивает безударное включение передач, что предохраняет зубья шестерен от скалывания.

Одновременно тормозком карданной передачи останавливается ведущий вал, а вместе с ним — блок шестерен (сателлиты), ведомый вал и связанный с этим валом соединительной муфтой — ведущий вал коробки передач.

При спуске с горы запрещается выключать муфту сцепления трансмиссии без одновременного торможения трактора или выключать увеличитель крутящего момента.

Планетарный редуктор и муфта свободного хода смазываются маслом с помощью шестеренчатого масляного насоса, установленного в расточке корпуса увеличителя. В масляном насосе установлен предохранительный клапан, ограничивающий повышение давления масла до 2,5—3,0 кГ/см2. Нормальное давление масла рекомендуется 0,5—1,4 кГ/см2. Приводится во вращение насос от дополнительного вала коробки передач через вал привода.

Уровень масла, заливаемого в отсек планетарного редуктора, определяется метками, имеющимися на масломерном стержне, встроенном в пробку. При уровне масла выше верхней метки оно будет захватываться вращающимся водилом и чрезмерно нагреваться, что приведет к быстрой порче масла и выходу из строя резиновых деталей уплотнений. При уровне масла ниже метки может прекратиться подача масла и увеличитель выйдет из строя.

Масло из отсека планетарного редуктора сливается через сливное отверстие, закрываемое пробкой с .встроенным подковообразным магнитом. Масло, пропущенное в отсек муфты сцепления, скапливается в углублении днища отсека, откуда его следует систематически выпускать через резьбовое отверстие,, закрываемое пробкой.

Давление масла в магистрали увеличителя крутящего момента контролируется манометром, установленным на щитке приборов в кабине трактора.

Для регулировки муфты сцепления и проверки работы тормоза водила предусмотрен люк, закрываемый штампованной крышкой.

Коробка передач трактора ДТ-75 — механическая, четырехходовая с подвижными шестернями, обеспечивает семь различных скоростей движения трактора вперед и одну назад. С включением увеличителя крутящего момента и одной из передач — первой, второй или заднего хода — трактор соответственно получает две пониженные резервные скорости переднего хода и одну пониженную скорость заднего хода.

Коробка передач имеет четыре вала: ведущий вал — шлицевой, и внутри него свободно проходит вал привода редуктора отбора мощности, вал заднего хода, дополнительный и ведомый валы.

На передний шлицевой конец ведущего вала до упора в торец обоймы роликового подшипника через маслоотбойную шайбу установлена зубчатая муфта, которая соединительной муфтой связана с ведомым валом увеличителя крутящего момента, вследствие чего при вращении последнего ведущий вал также вращается. С другой стороны подшипника, внутри отсека коробки передач, на шлицах установлены шестерни постоянного зацепления.

Торцами, обращенными от подшипника, зубчатая муфта и шестерня постоянного зацепления упираются в стопорные кольца, установленные в канавки ведущего вала, что ограничивает перемещение этой муфты, внутренней обоймы подшипника и шестерни относительно ведущего вала.

Задний мост трактора ДТ-75 состоит из главной (конической) передачи, планетарного механизма поворота и тормозных устройств.

Планетарный механизм поворота смонтирован внутри коронной шестерни и представляет собой две сложные зубчатые передачи, называемые планетарными редукторами. Каждый редуктор состоит из подвижного корпуса, называемого водилом, трех шестерен-сателлитов, совершающих при работе сложные вращательные движения вокруг своих и центральной осей и центральной солнечной шестерни. Все три сателлита каждого водила одновременно входят в зацепление с зубьями конической коронной шестерни и центральных солнечных шестерен.

Рис. 15. Задний мост: а — продольный разрез; б — разрез по остановочному тормозу и тормозу солнечной шестерни: 1 — барабан тормоза солнечной шестерни; 2 — центральная солнечная шестерня; 3 — коническая большая шестерня; 4 — коническая коронная шестерня; 5 — шестерня-сателлит; 6 — пробка масла заливной горловины; 7 — водило; 8 — валики заднего моста; 9 — радиальный однорядный шарикоподшипник; 10 — ось сателлита; 11 — пробка сливного отверстия с магнитом; 12 — маслозащитный кожух; 73 — регулировочные прокладки; 14— торцовое уплотнение; 15 — стакан подшипника; 16 — шкив остановочного тормоза; 17 — уплотнительное кольцо; 18— самоподвижный резиновый каркасный сальник; 19 — рычаг тормоза солнечной шестерни; 20 — серьга тормоза солнечной шестерни и остановочного тормоза; 21 — задний рычаг остановочного тормоза; 22 — серьга остановочного тормоза; 23 — двуплечий длинный рычаг; 24 — двуплечий короткий рычаг; 25 — кронштейн ленты остановочного тормоза; 26 и 35 — регулировочные гайки тормоза солнечной шестерни; 27 — крышка люка; 28 — палец двуплечего рычага; 29 — тормозная лента с накладками; 30 — пробка отверстия отсека тормозов; 31 — нижняя (оттяжная) пружина; 32 — регулировочный винт; 33 — затяжная пружина тормоза солнечной шестерни; 34 — верхняя оттяжная пружина

Водила соединены валиками заднего моста с ведущими шестернями конечных передач. Каждый вал одним шлицевым концом входит в шлицевое отверстие ступицы водила, другим — во внутренние шлицы ведущих шестерен конечных передач.

Планетарный механизм работает следующим образом. При движении трактора по прямой оба шкива тормозов солнечных шестерен заторможены, а шкивы остановочных тормозов свободны. Вращение от ведомого вала коробки передач через конические шестерни главной передачи передаются конической коронной шестерне, которая вращаясь на подшипниках внутренними зубьями вращает сателлиты обоих водил. Вращаясь, сателлиты одновременно обкатываются вокруг неподвижных солнечных шестерен, увлекая во вращательное движение водила. При этом в 1,4 раза уменьшается количество оборотов коронной шестерни и соответственно увеличивается вращающая сила. От водила вращение передается валам заднего моста и далее через конечные передачи ведущим колесам, которые приводят в движение гусеницы трактора.

Для плавного поворота трактора растормаживают шкив солнечной шестерни той стороны, в которую совершается поворот. В этом случае расторможенная солнечная шестерня свободно вращается сателлитами и движение гусеницы этой стороны прекращается. Гусеница другой стороны продолжает перемещаться, и трактор плавно поворачивается в сторону отстающей гусеницы.

При крутом повороте трактора после выключения тормоза солнечной шестерни дополнительно затормаживает шкив остановочного тормоза той стороны, в которую совершается поворот. В результате этого прекращается движение гусеницы и трактор круто поворачивается в сторону остановленной гусеницы.

Шкивы остановочных тормозов и солнечных шестерен тормозятся ленточными самозатягивающимися тормозами плавающего типа. Тормоза солнечных шестерен управляются рычагами, а остановочные тормоза—педалями, размещенными в кабине трактора.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Тракторное

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Трактор ДТ-75"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства