Каждая дорожно-строительная машина (в дальнейшем — машина) создается для выполнения определенных видов работ в установленных условиях. Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния машины от разработки исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации составляет жизненный цикл. В нем различают стадии исследования, проектирования, изготовления, обращения (время перевозки с места изготовления к потребителю) и эксплуатации. Среди названных стадий жизненного цикла машины важное место занимает стадия эксплуатации. На ней реализуется, поддерживается и восстанавливается качество машины.
Под качеством машины понимается совокупность ее свойств, обусловливающая пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением. Свойство — это признак машины, составляющий ее отличительную особенность. Совокупность подверженных изменению свойств машины, характеризуемая в определенный момент времени фактическими значениями показателей качества, номенклатура которых установлена в технической документации, определяет ее техническое состояние.
Состояние машины, при котором она способна выполнять заданные ей функции, сохраняя значение показателей качества в пределах, установленных технической документацией, называется работоспособным состоянием или работоспособностью. Состояние машины, при котором она соответствует всем требованиям технической документации, принято называть исправным состоянием. Если состояние машины не соответствует хотя бы одному из требований технической документации, она считается неисправной.
Неисправная машина может быть работоспособной. Например, при поломке защелки капота состояние машины оценивается как неисправное, но она способна выполнять заданные ей функции, следовательно, она работоспособна. В случае выхода из строя гидронасоса машина не может выполнять своих функций, т. е. работать, поэтому она неработоспособна и неисправна.
Каждое отдельное несоответствие машины установленным требованиям называют дефектом. Событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины, называют отказом. Наличие в машине дефектов, из-за которых она не допускается к передаче потребителю, является браком.
Одним из важных свойств машин является надежность — свойство машины сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Указанное свойство машины является сложным. Оно состоит из сочетаний свойств: безотказности, долговечности, сохраняемости и ремонтопригодности.
Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени. Она оценивается по затратам труда на устранение отказа и наработкой машины на отказ. Под наработкой понимается продолжительность работы машины или объем выполненных ею работ. В строительной отрасли наработка машин учитывается продолжительностью их работы по счетчикам в моточасах. В случае неисправности счетчика наработку определяют в машино-часах путем перевода их в моточасы с помощью коэффициента пересчета.
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность в течение некоторого времени до наступления предельного состояния при установленной для нее системе технического обслуживания и ремонта.
Предельное состояние машины — состояние, при котором дальнейшее ее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно либо восстановление ее исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно из-за неустранимого нарушения требований безопасности, или неустранимых отклонений заданных параметров за установленные пределы, или неустранимого снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой.
Долговечность машины выражают ресурсом или сроком службы. Под ресурсом понимают продолжительность работы машины, выраженную в моточасах, от начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние. Срок службы — это календарная продолжительность применения машины, выраженная в месяцах или годах, от начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние.
Сохраняемость — свойство машины непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и (или) транспортирования. Основным показателем сохраняемости является календарная продолжительность, выраженная в годах или месяцах.
Ремонтопригодность — свойство машины, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного ее состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта. Ее оценивают удельной трудоемкостью работ технического обслуживания и ремонта в человеко-часах на моточас работы машины. Оценка ежесменного технического обслуживания производится по разовым затратам на одно обслуживание.
Перечисленные выше свойства надежности машины регламентируются в технических заданиях на ее разработку соответствующими показателями. В соответствии с ними и изготовляют машины. При приемке их на заводе проверяют фактическое значение показателей заданным. В случае их несоответствия машина не принимается. Также поступают и при приемке машин после ремонта.
Состояние машин в процессе использования не остается неизменным. Под воздействием, нагрузок их детали изнашиваются. Под изнашиванием понимается процесс разрушения и отделения материала с поверхности деталей и (или) накопления их остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы деталей. Результат изнашивания называется износом.
Дл‘я уменьшения износа детали машин необходимо периодически смазывать. Из-за износа деталей многие составные части машин требуется периодически регулировать. Чтобы машины нормально функционировали, необходимо через некоторый период подтягивать крепление их деталей, очищать фильтрующие элементы фильтров топлива, масел, рабочих жидкостей и воздуха, дозаправлять их топливом, маслами, охлаждающей и рабочей жидкостями, заменять масла и рабочие жидкости и выполнять другие работы. Комплекс работ по поддержанию исправности или только работоспособности машин при их использовании, хранении и транспортировании составляет техническое обслуживание.
Выполнение работ технического обслуживания позволяет поддерживать исправное или работоспособное состояние машин длительное время, но не бесконечно. В результате постепенного изнашивания составных частей машин наступает такой момент, когда их работоспособность невозможно поддерживать техническим обслуживанием. В этом случае для обеспечения работоспособности машин требуется восстанавливать изношенные детали или заменять их новыми. Комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности или исправности машин называется ремонтом.Перед ремонтом и техническим обслуживанием машин в целом и их составных частей требуется оценивать их техническое состояние. Процесс его определения с целью установления необходимости их технического обслуживания или ремонта машин и их составных частей, а также для контроля качества выполненных работ называется техническим диагностированием. Оно является составной частью технического обслуживания и ремонта машин.
Используемые при техническом обслуживании и ремонте машин станки, стенды, передвижные мастерские, различные приспособления, а также здания и сооружения, в которых размещается указанное оборудование, относят к средствам технического обслуживания и ремонта машин.
Исполнители и средства технического обслуживания и ремонта, используемые в процессе поддержания и восстановления работоспособности или исправности машин согласно положениям и нормам, установленным технической документацией, составляют систему технического обслуживания и ремонта машин.
Перемещение машины в заданном состоянии с применением при необходимости транспортных и грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и кончающееся разгрузкой на месте назначения, называется транспортированием.
Содержание неиспользуемой по назначению машины в заданном состоянии в отведенном для ее размещения месте с обеспечением сохранности в течение заданного срока называется хранением.
Использование машин по назначению, их техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и хранение составляют эксплуатацию. Техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и хранение являются составными частями технической эксплуатации машин.
Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла машины, называется технической документацией. В ее состав входит наряду с другими документами рабочая документация, включающая конструкторскую, технологическую, эксплуатационную и ремонтную документацию, широко используемую при ремонте и техническом обслуживании машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основы cодержания работоспособности дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы