На заснеженных и обледенелых дорогах коэффициент сцепления составляет 0,18…0,20, что в 3…4 раза меньше, чем на сухой дороге. Поэтому водитель должен соблюдать повышенную осторожность, так как возмож ны заносы или складывание автопоезда. По условиям безопасности скорость движения не должна превышать 30…40 км/ч.
К числу наиболее важных причин, обусловливающих возникновение заноса автомобиля, следует отнести неравномерность тормозных сил на колесах. В случае заноса водитель должен прежде всего выключить сцепление, снизить интенсивность торможения, плавно уменьшить подачу топлива и поворотом рулевого колеса в сторону заноса восстановить прежнее направление движения автомобиля. В исключительных случаях можно притормаживать рабочим тормозом при включенном сцеплении. Тормозной путь на таких дорогах заметно увеличивается. Понятно, что такие условия движения автомобиля сопровождаются повышенным расходом топлива.
Зимой движение следует начинать плавно, предварительно прогрев двигатель на холостом ходу. Необходимо помнить, что резкое трогание автомобиля с места сопровождается пробуксовкой колес, ускоренным износом шин и повышенным расходом топлива.
В процессе движения переключение передач следует производить плавным перемещением рычага, обязательно выключив сцепление. Если при трогании с места не удается включить нужную передачу, необходимо вторично выключить сцепление и снова включить передачу. Обычно необходимый прогрев агрегатов достигается за время движения автомобиля от стоянки к месту погрузки.
На заснеженных дорогах сопротивление качению увеличивается в 1,3… 1,5 раза по сравнению с сопротивлением качению на дорогах с твердым чистым покрытием. Расход топлива в этом случае повышается в 1,2…1,3 раза. При снежном покрове глубиной до 10 см он возрастает в 3…4 раза.
По снежному покрову глубиной 10…20 см следует двигаться на одной из низших передач и при средней частоте вращения коленчатого вала, избегая переключения передач, иначе автомобиль быстро потеряет скорость и колеса начнут буксовать. Пробуксовка же ведущих колес во всех случаях явление вредное, сопровождающееся увеличенным расходом топлива на 20…25%. Нецелесообразно без необходимости и останавливаться в таких условиях, так как сила сцепления ведущих колес со снегом невелика и трогание автомобиля будет сопровождаться пробуксовкой колес. Опыт эксплуатации показывает, что при глубине снежного покрова до 15 см грузовые автомобили могут работать без цепей противоскольжения.
Двигаясь по скользкой дороге, во избежание заноса и потери управления, автомобиль следует вести плавно, без рывков со скоростью 20…25 км/ч по возможности на высшей передаче.
Все обледенелые подъемы необходимо преодолевать на низших передачах, а короткие —с разгона, используя инерцию автомобиля. В этом случае не рекомендуется выключать сцепление, переключать передачи и резко поворачивать рулевое колесо.
Затяжные подъемы со снежным покровом преодолеваются на одной (без переключения) передаче. Замедление автомобиля во время вынужденного переключения передач на подъеме в дальнейшем при разгоне потребует увеличения силы тяги на ведущих колесах. Ре-зультатом будет пробуксовка колес и дополнительный расход топлива.
Управлять автомобилем на спуске по скользкой или заснеженной дороге в ряде случаев гораздо сложнее чем на подъеме. Передача должна быть включена’ а двигатель работать устойчиво. На крутом и длинном спуске с малым радиусом поворота скорость движения автомобиля не должна превышать 15 км/ч. Чем круче спуск, тем более низкая передача (вплоть до первой) должна быть включена.
Для ограничения скорости движения на спуске наряду с торможением двигателем (при включенной передаче) целесообразно плавно притормаживать рабочим тормозом.
Важное практическое значение в зимних условиях эксплуатации имеет профилактическая работа различных служб АТП. Наряду с обучением водителей управлению автомобилем при неблагоприятных погодных условиях необходимо в плановом порядке проводить организационные и технические мероприятия по выбору рационального маршрута с учетом состояния дорожной сети региона, по обоснованию допустимой массы буксируемого прицепа, своевременной смене масел и смазок, ограничению времени стоянки автомобиля с работающим двигателем. Необходимо оценить влияние этих факторов на расход топлива применительно к конкретным условиям эксплуатации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности экономичного управления автомобилем зимой"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы