Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация дорожных работ

Публикация:
   Оценка уровня качества дорожно-строительных машин

Читать далее:




Оценка уровня качества дорожно-строительных машин

При выборе типа машин, а также при разработке конструкции новой машины, при модернизации серийной или при определении ее конкурентоспособности важно оценить уровень качества машины, ее технико-экономические и эксплуатационные показатели, т. е. установить прогрессивность конструкции машины (ГОСТ 15467—70 и 16431—70).

Для оценки уровня качества дорожно-строительной машины составляют карту технического уровня и качества продукции (ГОСТ 2.116—71), предусмотренную единой системой конструкторской документации (ЕСКД).

В систему оценки уровня качества продукции машиностроения входят заводская, отраслевая и государственная аттестации качества, устанавливающие уровень качества продукции на предприятии, в отрасли и возможность присвоения ей Государственного знака качества.

Показатели качества условно могут быть разделены на технико-экономические, эксплуатационные, конструктивные и технологические.

Технико-экономические показатели определяют эффективность машины по основным техническим параметрам. К ним можно отнести производительность машины и выработку, мощность и энергоемкость, массу и материалоемкость, стоимость машины и удельную стоимость, себестоимость механизированных работ.

Производительность машины исчисляют обычно как часовую или сменную в единицах продукции.

Выработку на одного рабочего определяют делением сменной производительности на число рабочих, занятых на управлении и обслуживании машины.

Мощность, затрачиваемую на машину, выражают в Вт или л. с.

Энергоемкость определяют делением мощности на сменную производительность.

Массу машины выражают в т или кг. Материалоемкость определяют делением массы машины на сменную производительность.

Стоимость (отпускную) машины берут по прейскуранту и выражают в рублях. Удельную стоимость определяют делением стоимости машины на ее массу.

Энергоемкость и металлоемкость могут быть отнесены не только к производительности машины, но и к емкости ковша, грузоподъемности, тяговому усилию или к каким-либо другим важнейшим техническим параметрам машины.

Себестоимость механизированных работ или единицы продукции определяют делением стоимости машиносмены на сменную производительность. Стоимость машиносмены определяется как сумма затрат по всем, расходам, связанным с эксплуатацией машины в течение смены.

Эксплуатационные показатели характеризуют работу машины в производственных условиях. К ним относят следующие.

Типораз мерность — соответствие машины экономически оправданному типоразмерному ряду. Этот показатель зависит от того, насколько машина удовлетворяет своему назначению, требованиям строительства и организации производства, насколько эффективно она работает в едином технологическом процессе с другими машинами.

Универсальность — степень многоцелевого использования машины. Обычно универсальность достигается с помощью различного сменного рабочего оборудования (прицепного и навесного на гусеничных тракторах и двухосных колесных тягачах и полуприцепного на одноосных или двухосных колесных тягачах). Типичными универсальными машинами являются одноковшовые экскаваторы и фронтальные погрузчики.

Мобильность, проходимость и транспортабельность. Мобильность достигается применением пневмоколесного хода, при котором транспортные скорости составляют 30—40 км/ч, а в некоторых случаях 60—70 км/ч против 10—12 км/ч У гусеничных машин. Колесные машины более полно используются в строительстве, так как перемещаются с одного объекта на другой своим ходом и поэтому не имеют простоев, связанных с переброской (на трейлерах), как это присуще гусеничным машинам.

Проходимость гусеничных машин характеризуется давлением на поверхность, а колесных машин — давлением в шинах, жесткостью и размерами последних, наличием почвозацепов и др.

Транспорта бел ьность — возможность перевозки машин по железной дороге, определяемая их размерами. При выходе габарита погрузки машины за пределы нормального или за пределы нулевой негабаритности должна быть предусмотрена возможность ее частичного демонтажа (например, съемка колес, дышла, выступающих рабочих органов ит. п.) для обеспечения перевозки.

Эргономичность — понятие, в которое входят социальные требования, относящиеся к вопросам общения человека с машиной. Для водителя (машиниста, оператора) должны быть созданы условия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических требований, безопасность работы, максимальное снижение напряженности и утомляемости в течение рабочей смены.

Машина должна иметь: – обустройства, удовлетворяющие требованиям санитарных норм по шуму, вибрации и загазованности рабочего места водителя; – устройства безопасности при опрокидывании машины и при ударах; – облегченное (механизированное или автоматизированное) управление; – хороший обзор фронта работ с места водителя; – достаточную освещенность в ночное время рабочих органов и объекта работы; – удобное, мягкое и регулируемое сиденье водителя; – рабочее место, оборудованное необходимыми контрольно-измерительными приборами и работомерами (счетчиками); – кабину, оснащенную приточно-вы-тяжной вентиляцией с фильтрами для очистки воздуха от пыли, обогревом в холодное время года, защитой переднего, заднего и боковых стекол от пыли, грязи, дождя и других атмосферных осадков, противосолнечными козырьками, огнетушителями, зеркалом заднего и бокового видов, термосом для воды, вещевым ящиком, индивидуальной аптечкой и вешалкой для одежды водителя; двери кабины должны иметь ручки автомобильного типа с замками и ключом; – при работе в жарком тропическом климате — тент или герметизированную пыленепроницаемую кабину, оборудованную кондиционером.

Эстетичность — соответствие машины требованиям технической или производственной эстетики. Этот показатель можно разделить на несколько: архитектоника, определяющая общую художественную композицию машины (форма и пропорции частей, выразительность, патентная чистота графического решения общего вида и др.)! товарный вид, оценивающий качество отделки (обработку поверхностей, выбор и сочетание цветов, орнаментацию, качество окраски и др.). Показатели специальных видов эстетического воздействия определяют качество упаковки, информационную выразительность сопроводительной документации, убедительность рекламных сведений о достоинствах изделия, художественную выразительность фирменных знаков и т. п.

Конструктивные показатели. Важнейшим показателем качества конструкции машины является ее надежность.

Надежность — общее свойство машины, обусловленное ее безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью и обеспечивающее выполнение заданных функций, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки (продолжительности или объема работ). Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. С о -храняемость — свойство машины сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения и транспортирования. Работоспособность — состояние, при котором машина должна выполнять заданные функции с установленными для нее параметрами.

Особые требования предъявляются к модификациям дорожно-строительных машин, предназначенным для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом. При создании машин для работы при низких температурах (до —60° С) используют хладостойкие стали, двигатели внутреннего сгорания должны быть утеплены и иметь специальные приспособления для пуска и предпускового обогрева охлаждающей, масляной и топливной систем. На машинах, предназначенных для работы при высоких температурах, применяют специальные устройства для интенсивного охлаждения. Предъявляются также определенные требования к кабинам,. маслам, резинотехническим изделиям, краскам и т. п. При необходимости работы машины в районах с повышенной влажностью особое внимание уделяется защите от коррозии и плесени.

При современном конструировании машин стремятся обеспечить их р а в-нопрочность, т. е. одинаковое время работы основных узлов (силового оборудования, ходовой части, рабочих органов, приводов и механизма управления) до их предельного состояния. Выполнение этого условия значительно облегчает обслуживание и ремонт машины.

Ремонтопригодность — приспособленность машины к предупреждению и обнаружению причин возникновения ее отказов, повреждений и к устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Ремонтопригодность учитывается при конструировании машины: унификацией с другими машинами и использованием в ней нормализованных узлов и деталей массового производства; удобством демон-тажно-монтажных работ, обеспечивающих быструю замену отдельных детален и узлов; приспособленностью узлов машины к легкой разборке и сборке для их восстановления путем замены изношенных деталей; взаимозаменяемостью узлов и деталей машины, которая ускоряет и удешевляет ремонт машин и упрощает снабжение запасными частями.

Указанные стороны ремонтопригодности имеют решающее значение для организации агрегатного ремонта машин.

Показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости приведены в ГОСТ 13377—75.

Стандартизация и унификация являются характеристиками качества изделий. Уровень стандартизации и унификации машин оценивается безразмерными характеристиками: коэффициентами стандартизации, уни-, фикации (нормализации) и конструктивной преемственности.

Коэффициенты стандартизации, унификации или нормализации являются отношением числа стандартизованных, унифицированных или нормализованных узлов и деталей к общему их числу в рассматриваемой конструкции. Коэффициент конструктивной преемственности является отношением числа применяемых и ранее освоенных (в предшествующей машине) узлов и деталей к общему их числу в сравниваемой конструкции.

Автоматизация. В зависимости от функций, выполняемых машиной, средства автоматизации дорожно-строительных машин разделяются на четыре основные группы: автоматическое саморегулирование рабочими органами, автоматизация управления, автоматическая защита рабочих органов (ограничительные устройства, блокировка, и др.) и автоматический контроль работы машины (сигнализация о выполненной работе, наличие работо-меров, счетчиков и т. п.). При полной автоматизации машины ее регулирование, управление, защита и контроль объединены.

Одним из важнейших конструктивных показателей современных дорожных машин является их патентная чистота, которая определяет конкурентоспособность машин на внешнем рынке. Оригинальное решение отдельных узлов, их композиции, архитектоники машины должно быть защищено авторским свидетельством. Это условие обеспечивает более выгодную запродажу машин и лицензий на право их производства.

Технологические показатели предусматривают наибольшую простоту и наименьшую трудоемкость изготовления деталей, узлов, а также сборки и отделки машины и удешевление ее изготовления.

Технологические качества машины находятся в прямой зависимости от конструктивных, так как унификация элементов конструкции и применение нормализованных деталей способствуют широкому кооперированию в промышленности и массовому производству отдельных узлов и деталей, что создает условия для агрегатной сборки машин и специализации предприятий.

При конструировании машины и технологической подготовке ее производства учитывают возможности предприятий, которые будут выпускать машину, ориентируясь в то же время на прогрессивные методы, обеспечивающие снижение ее стоимости и повышение качества и надежности.

Технологичность конструкции характеризуют показатели затрат труда на изготовление машины в сопоставимых производственных условиях.

Измерителями трудоемкости являются общая трудоемкость изготовления (в нормо-часах), средний разряд выполняемых работ при изготовлении, удельная трудоемкость — отношение общей трудоемкости к производительности машин или другому основному параметру.

Измерителями прогрессивности конструкции машины являются:
1) коэффициент использования прогрессивных процессов, представляющий собой отношение количества прогрессивных технологических процессов при изготовлении данной конструкции к общему количеству технологических процессов (в единицах, нормо-часах или стоимостном выражении);
2) коэффициент использования прогрессивных материалов — отношение числа их наименований или массы в создаваемой конструкции к числу наименований или массе всех материалов, идущих на изготовление машины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Оценка уровня качества дорожно-строительных машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства